Психолого - педагогический анализ
Урока и классного коллектива
(МКОУ Касьяновская СОШ)
Выполнила: студентка 5 курса, ЕГФ, отд «химия/биология»
Фисенко М.А.
Руководитель: Рогов М.В.
Воронеж 2012
Психолого-педагогический анализ урока
Я выбрала урок химии в 10 классе (данный класс имеет естественно-научный профиль). Этот урок проводила я, студентка- практикантка Фисенко Мария Александровна в МКОУ Касьяновской СОШ Кантемировского р-на.
Свой выбор я могу обосновать следующими причинами:
1. На этом уроке присутствовал учитель химии Бирюкова Галина Анатольевна. В связи с этим хотелось наиболее подробно разобраться в структуре данного урока, последовательности преподавания данной темы, межличностных связях, чтобы при проведении данного урока сделать как можно меньше ошибок.
2. Урок проводился в 10 классе (в неделю в данном классе проводится два урока химии).
3. В рамках предваряющего анализа, и придерживаясь логической структуры данного отчета, я представлю задачи, поставленные мною по отношению к себе и учащимся. Для начала охарактеризую тему самого урока, его цели, тип, формы работы, а в дальнейшем рассмотрю подробно этапы, положительные моменты, а также недостатки данного урока.
Для проведения урока я поставила перед собой следующие цели и задачи:
Тема урока: «Каучуки».
Интегрированная цель:
Формирование представления о каучуках, как о представителях класса диеновых, процессах вулканизации, применении каучуков и промышленное производство.
Цели урока:
1.Образовательная: сформировать знания о природных и синтетических каучуках, истории открытия, способах их получения, и применния в различных сферах жизни.
2.Воспитательная: формирование мировоззрения у учащихся и расширение их кругозора
3.Развивающая: развитие химического мышления, умение выделить главное, делать выводы, отвечать на заданные учителем вопросы, уметь правильно вести записи в тетрадях.
Тип урока: комбинированный (с элементами беседы)
Задачи:
® Формирование представлений об истории открытия каучуков, о сферах применения данных веществ, в связи с их химическим строением.
® Закрепление знаний о классах алкадиеновых.
® Закрепление умений определять химические свойства веществ по их химическому строению.
Ориентируясь на психологические особенности данного возраста (15-16 лет), учащиеся должны обладать развитым мышлением, достаточным объемом памяти, активными познавательными способностями.
На данном уроке учащиеся проявили активность в процессе актуализации пройденного материала. Это было необходимо для понимания нового материала, поэтому мною, студенткой – практиканткой, и была выбрана используемая форма проведения урока.
На занятии присутствовало 12 человек, в ходе урока я должна была по мере своих сил уделить внимание каждому учащемуся, а именно контролировать поведение и работу, нагнать в случае отставания, объяснить непонятные вопросы.
Как уже было сказано выше, урок был комбинированным, с элементами беседы, я (студентка – практикантка) использовала информацию предложенную авторами учебника О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С. Ю. Пономарев, И.В. Теренин Химия. 10 кдасс: учеб.для общеобразоват.учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С. Ю. Пономарев, И.В. Теренин; Под ред. В.И. Теренина. -3-е стереотип.-М.: Дрофа, 2002.-304 с., но также были и дополнительные источники, связывающие материал с жизнью. Данная тема соответствовала программе и являлась продолжением ранее изученных.
Для проведения урока я использовала презентацию и специальный таблицы для более лучшего усвоения учащимися материала.
Что касается поведения учащихся, то ребята проявляли себя достаточно активно на протяжении всего урока. Они отвечали на вопросы, задавали собственные и старательно выполняли требуемые задания. Я весь урок по возможности пыталась вовлечь всех учеников в работу.
Я совсем не волновалась, но все же использовала план-конспект урока, Не обошлось и без ошибок конечно: неправильное расположение записей на доске, неточный ритм при диктовке понятий.
После объяснения нового материала, согласно логике и правилам построения урока, последовало закрепление изученного материала. Для этого учащимся я подготовила небольшой тест, который представила в презентации. Был задействован весь класс – фронтальная работа. При возникновении трудностей, задания разбирались совместно.
В конце урока были подведены итоги работы на уроке, каждому ученику было объяснено, почему именно такая оценка ему была поставлена, также были сделаны соответствующие выводы по уроку.
В конце урока учащиеся получили домашнее задание.
Итак, подведем итог.
Общие выводы:
1. Были обозначены в самом начале занятия цели и задачи, которые в большинстве своем были выполнены;
2. Удалось правильно воспроизвести структуру урока и тем самым образом максимально активировать аудиторию учащихся.
3. После подведение итога урока имело место практическое закрепление полученных знаний;
4. Было проведено пояснение дифференцированного домашнего задания.
Теперь рассмотрим более подробно:
Содержание урока.
Тема соответствует программе, подобранный материал доступен для восприятия, ориентирован на учащихся данного профиля, является продолжением ранее изученных тем, имеет связь с жизнью. Методы частично-поисковый, активирует самостоятельность и коммуникативные способности учеников.
По содержанию урока явных нареканий нет.
Управление познавательной деятельностью.
Был осуществлен контроль за вниманием, его переключаемостью, восприятию материала, объяснение которого шло доступным языком, были приведены примеры, связанные с сферами жизни. Для лучшего запоминания, необходимая информация была представлена в виде слайд-шоу, тем самым активируя, помимо слуховой и письменной, зрительную память. Внимание почти всех учеников было под контролем.