Флуктуация. Типология социокультурных суперсистем.




Человек создал общество (суперорганический мир), которое включает 4 элемента:

1. Духовный элемент, который содержит идеологический смысл общества. Он выражен в 5 основных проявлениях культуры: языке, религии, науке, искусстве, философии. Сорокин отводит этому элементу детерминирующую роль.

2. Материальный элемент - хозяйство, политика, право, экономика.

3. Личности и социальные группы, многообразие их типов.

4. Образцы поведения – ритуалы, обряды, церемонии. Искусство, наполненное своим содержанием.

Духовные ценности определяют как материальную культуру, так и социальную систему, так и поведение людей, типы личностей и социальных групп. Следовательно, подсистемами общества выступают основные системы культуры, которые связаны с важнейшими духовными ценностями человеческого существования. Общество имеет 2 уровня организации:

1. Уровень культурных систем, совокупность взаимосвязанных идей;

2. Уровень социальных систем, совокупность взаимосвязи людей.

Люди действуют под влиянием идей, таким образом, культурные системы имеют приоритет над социальными, но культура жива лишь тогда, когда она воплощается в людях, в их поведении, связях, поступках и т.д. Общество - это единая социокультурная система. Духовные ценности определяют как материальную (хозяйство, политика), так и социальную (простые и сложные группировки) системы. Она определяет поведение, типы людей и социальных групп.

Важнейшие духовные ценности определяют систему суперорганического мира: политика, добро, красота, справедливость. Под влиянием истины развивается знание, наука и т.д., под влиянием добра – религия, под влиянием красоты – искусство, под влиянием справедливости – материальная культура. "Сегодня человек преуспел в творчестве истины (науки), в создании шедевров красоты (искусство) но значительно отстает творчество человека в области добра. Сегодня судьба человека зависит от него самого и его способности творить добро. Только способность к добру может сделать мир другим, умиротворить конфликты. Альтруизм продлевает жизнь и здоровье человека".

Социокультурная система развивается методом флуктуации (колебаний). 2 типа человеческих цивилизаций: чувственная и духовная (идеациональная). Переход от одной цивилизации к другой прослеживается в интегральной цивилизации. Только этими 3-я путями развивается человечество:

Воснове такой типологизации лежит тип мировоззрения, господствующий в данном обществе. Господствующий тип мировоззрения проявляется, прежде всего, в духовной культуре. Человечеству присуще 2 типа мировоззрения: духовное и чувственное, каждому типу мировоззрения соответствуют свои типы общественных систем: духовному – идеациональная суперсистема, основанная на высокой идее (это религиозное общество); чувственному – материальная суперсистема. Сорокин допускает существование 3-й промежуточной суперсистемы – интегральной, идеалистической, которая гармонично сочетает и духовные, и чувственные элементы. Этот тип цивилизации в истории человечества сравнительно кратковременный.

Все историческое развитие человечества – это постоянная циклическая смена социокультурных цивилизаций. (Метод флуктуации - "маятника"):

1. В Европе с 6 по 12 века доминировала духовная суперсистема. Личности, живущие в обществе данного типа, исходят из того, что высший дух и вся окружающая реальность – это творение божественного духа (идеалистическое восприятие мира). Смысл жизни личности – подчинение божественному провидению, божественному духу. Творческая энергия направлена на изменения себя во имя Бога. Все мирское (материальное) подчинено теологии. Материальный мир носит поддерживающий характер для духовного развития. Альтруизм – норма общественной жизни. Искусство воспевает духовную красоту и отвергает плотскую.

2. Общество чувственного типав Европе существовало с 16 до 20 века. Эта эпоха основана на материалистическом восприятии мира, воспевается красота, плоть, тело человека. Главные ценности – это чувственные ц енности: благосостояние, комфорт, слава, здоровье, наслаждение, власть. Творческая энергия человека направлена на изменение мира.

3. Начиная с 20 века, на смену чувственной идет интегральная культура,т.е. бесконечное разнообразие чувственного, рационального и идеального аспекта общества. Признаки прихода интегральной культуры;

o Идет процесс дезинтеграции чувственных обществ во всем мире, происходит дезинтеграция моральных, правовых ценностей, которые управляли поведением людей и социальных групп;

o Когда перестают действовать общепринятые социальные регуляторы, поведение людей управляется бессознательными и биосознательными регуляторами, основанными на индивидуализме, эгоизме и агрессии;

o Когда обнаруживается рост преступности, социальной аномии, войн, революций. Все это свидетельствует о конце чувственной системы и ее перехода в интегральную на пути к духовной суперсистеме.

 

 

Говоря о своеобразии развития социологии в России, следует отметить, что по форме оно осуществлялось в двух направлениях: публицистическом и академическом (университет-

ском). Зарождение российской социологии было начато в рамках публицистического направления. В конце 60-х – начале 70-х гг.XIX в. неожиданно появилась целая обойма социологических книг и статей с очень оригинальными заявками. Их авторами

были П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южанов, Е.В. Де Роберти, Б.Н. Чичерин, Н.Я. Данилевский, А.И. Стронин, А.П. Щапов, А.Д. Градовский и др. Основными органами периодической печати позитивистского направления социологии первоначально были журналы «Отечественные записки», «Дело», «Знание», а чуть позже, с 1878 г. – «Юридический вест-ник», с 1879 г. – «Критическое обозрение». Постепенно

в «Вестнике знания» и «Вестнике психологии» была выделена специальная постоянная рубрика «социология».

Большую роль в развитии отечественной социологии как университетской науки сыграла так называемая «юридическая школа», поскольку первые академические курсы социологии пришли к российскому студенчеству именно через юридические

факультеты. Ее представители были С.А. Муромцев, Ю.С. Гамбаров, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов и др.

 

Признание социологии на государственном уровне произошло только после Февральской революции. Большую роль в этом сыграл П.А. Сорокин, ставший тогда секретарем

А.Ф. Керенского по проблемам науки. После Октябрьского большевистского переворота Советское правительство поддержало переход к всеобщему социологическому образованию. Основой такого решения стало положение о соединении марксистского социализма и социологии. Как вспоминал П.А. Сорокин, «с начала революции социология была одним из покровительствуемых предметов и введена была не только во всех

высших, но и средних школах».

В январе 1919 г. на общеобразовательном факультете II Петроградского государственного университета при Психоневрологическом институте была создана первая в стране кафедра

социологии, руководителем которой с 1920 г. стал П.А. Сорокин.

 

Социология, как вспоминал П.А. Сорокин, «впала в немилость». В 1921–1922 учебном году она была исключена из учебных программ.

В 60-х гг. XX в. социология вновь восстанавливает статус социального института в нашей стране. Было создано первое социологическое учреждение – отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 г. была создана Советская социологическая ассоциация, в 1964 г. на философском факультете МГУ – кафедра

конкретно-социологических исследований. В 1969 г. был создан Институт конкретно-социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 г. начал

выходить специализированный журнал «Социологические исследования». С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах. В настоящее время существует ряд экономических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в различных областях общественной жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: