СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И СПОСОБЫ ХРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ




СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Вопросы для подготовки:

1. Роль когнитивных и эмоциональных процессов в социальном познании.

2. Понятие о социальной информации и социальных представлениях.

3. Основные способы хранения социальной информации.

4. Понятие о стереотипе. Виды стереотипов.

5. Источники и механизмы формирования социально-психологических стереотипов.

Вопросы для обсуждения на занятии:

Обсуждение на занятии строится по материалам выполненных практических заданий.

 

Практические задания:

1. На основе статьи «Красивая женщина: социально-демографический анализ представлений» [5] реконструируйте стереотипы о красивых женщинах и когнитивную схему представлений о красивой женщине:

 

a) опишите стереотипы о красивой женщине, общие для представителей всех обследованных социально-демографических категорий (о стереотипах см. ниже);

b) опишите и сравните между собой стереотипы о красивой женщине, характерные для представителей разных социально-демографических категорий в форме таблицы:

 

Социально-демографическая категория Стереотипы
Имеющие незаконченное высшее образование.  
Имеющие законченное высшее образования.  
Учащиеся вуза.  
Работающие специалисты.  
Не состоящие и не состоявшие в браке.  
Состоящие или состоявшие в браке.  
Молодые девушки 17-25 лет.  
Женщины зрелого возраста 33-55 лет.  

 

c) опишите когнитивную схему представлений о красивой женщине, общую для всех представителей обследованных социально-демографических категорий (о схеме см. ниже).

 

2. Из перечня описанных стереотипов выберите 5 стереотипных высказываний и опросите несколько человек, не изучающих социальную психологию, на предмет того, согласны ли они с данным мнением о красивых женщинах, результаты опроса оформите в таблицу:

 

 

Стереотип Число респондентов, согласившихся с мнением Число респондентов, не согласившихся с мнением
«Все красивые женщины…»    
   
   
   
   

 

Полученные данные проанализируйте, ответив на вопросы: сколько человек придерживаются данных стереотипов? чем аргументировали свое согласие или несогласие с предложенным мнением респонденты? насколько популярны стереотипы о красивых женщинах среди респондентов?

 

  1. Посмотрите обзор фотографий, опубликованных в рамках виртуального флэш-моба по ссылке: https://kyky.org/mag/life/kakoie-foto-vybierut-smi-iesli-vas-pristrieliat Подумайте, какой вклад вносит объект восприятия («воспринимаемый») в то, насколько стереотипно он будет воспринят окружающими. Ответьте на вопросы: может ли «воспринимаемый» управлять восприятием себя другими людьми? могут ли третьи лица влиять на то, насколько один человек будет стереотипно воспринят вторым? Опишите 1-2 примера, когда человек, воспринимающийся довольно стереотипно, на самом деле не соответствовал стереотипу.

 

Дополнительная информация:

Стереотип – устойчивое представление о качествах индивида, связанных с его отнесением (принадлежностью) к какой-либо категории. В данном случае представление о качествах человека, относимого (принадлежащего) к категории «Красивая женщина». В обыденном сознании стереотип представлен в форме категоричного обобщенного мнения, утверждения, оценки: «Все красивые женщины…», «Каждая красивая женщина…», «Любая красивая женщина…» или в форме менее категоричного мнения: «Большинство красивых женщин…», «Многие красивые женщины…», «Красивые женщины часто…». Именно в таких формулировках и следует описать стереотипы на основе данных исследования. Подсказка: содержание стереотипа составляют качества, которые приписываются социальному объекту большинством людей.

 

Схема – система иерархически взаимосвязанных представлений индивида о каком-либо социальном объекте. Структура схемы может включать компоненты, расположенные в подчинении друг к другу: «ярлыки» – название социального объекта или категории, к которой он относится; общие черты и свойства социального объекта, отличающие его от другого социального объекта, относящегося к другой категории; конкретные элементы, из которых образуются общие черты и свойства или конкретные варианты поведения, соответствующие общим чертам и свойствам.

 

 

Пример схемы представлений о «типичном студенте»:

 

«Ярлык»   СТУДЕНТ  
Общие черты и свойства   Молодой   Ленивый   Жизнелюбивый  
Конкретные элементы Внешне привлекательный Модно одевается Прогуливает занятия Готовится к экзамену в последний момент Ходит на вечеринки Путешествует
             

 

 

Формы отчетности:

1. Готовность сформулировать собственное мнение по каждому из вопросов.

2. Письменно выполненные задания: №1–2, оформленные на отдельных листах формата А4. ­

 

Литература для подготовки и выполнения заданий:

  1. Маслач, К. Практикум по социальной психологии / К. Маслач. – СПб.: Питер, 2001. – 528 с. (глава 4, с. 72–76).

2. Семена, Л. Как навязываются стереотипы: кушать подано, только отделите зерна от плевел / Л. Семенова // Гендер для «чайников». – М.: Звенья, 2006. – 263 с.

  1. Нельсон, Т. Психология предубеждений / Т. Нельсон. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 384 с. (48–76, 91–101).

4. Андреева, Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 288 с. (с. 123–137, 214–220).

5. Погонцева, Д.В. Красивая женщина: социально-демографический анализ представлений / Д.В. Погонцева // Социальная психология и общество. – 2011. – №1. – С. 73–82.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: