1) Наследственность — свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки. Наследственность определяется особенностями генотипа. Генотипические факторы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.
Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Каждый человек — это уникальный генетический объект, он никогда не повторится.
Вопросом о соотношении среды и наследственности занимается наука ПСИХОГЕНЕТИКА. Считается, что генотип определяет 30-50% изменчивости по общим способностям, эмоциональному реагированию, адаптивности, реактивности, агрессивности и др. Однако проявление генотипа по поведенческим признакам во многом зависит от условий среды. Наследственные задатки (как положительные, так и отрицательные) проявятся только тогда, когда к этому есть предпосылки в среде
Чтобы организм мог развиваться, он должен иметь тот или иной генотип, т. е. генетическую конституцию зиготы, но развитие при этом обязательно происходит в какой-то внешней среде. Þ Фенотип индивидуума зависит в целом от генотипа и факторов внешней среды, в которой он существует.
Организм наследует не признак, как, таковой, а способность формировать определенный фенотип в конкретных условиях среды. В зависимости от обогащенности среды (наличия опр. факторов) проявление Гт может различаться как качественно так и количественно.
В каждом периоде развития человека имеет появляется чувствительность к определенным средовым воздействиям. При этом качества, заложенные в генотипе получают толчок для своего развития и проявления. Если в этот период влияние среды не сложилось, развитие качеств будет занижено.
2) Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. личностью не рождаются, но становятся. благодаря воздействию социальной среды ребенок становится человеком.
Условия среды могут быть благоприятными или неблагоприятными для процесса индивидуального развития, это и будет влиять на результат развития индивида. И в первую очередь они будут сказываться на формировании психологических новообразований, которые в меньшей степени обусловлены программой развития, заложенной в генотипе.
Особое значение для развития ребенка имеет СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ это особое сочетание внутренних процессов и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливает как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу
Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни.
Социальная ситуация развития полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества.
Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию развития, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.
Л.С. Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития — деятельность и переживание. Мы легко видим внешнюю деятельность, но существует и внутренний план -переживаний. Переживание это представление того,что переживается ребенком (Выготский), а также то, что вносит в это переживание сам ребенок и что, в свою очередь, определяется уже достигнутым им ранее уровнем психического развития» (Л.И.Божович).
Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.
3) Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды (волевая активность).
Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой.
Активность складывается из взаимодействия наследственности и среды. Даже «дефектная» генетическая программа может успешно реализовываться в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание», хотя и «нормальная» программа порой не достигает успешной реализации в неблагоприятной среде, что приводит к редукции активности. (Бернштейн).