Захаров Герман Васильевич




Захаров Г.В.

СУДОВЫЕ ХОЛОДИЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА

 

Москва

МОРРЕЧЦЕНТР

УДК Ххх

ББК Ххх

 

Захаров Герман Васильевич

Судовые холодильные установки и кондиционирование воздуха. – М.: МОРРЕЧЦЕНТР. 2014.

Учебник подготовлен для обучения студентов и курсантов обучающихся по дисциплинам 180103 «Судовые энергетические установки» и 180403 «Эксплуатация судовых энергетических установок».

В учебнике рассматриваются вопросы теории и расчета судовых холодильных и кондиционирующих установок, их конструкции, автоматизация, испытания и эксплуатация. Наибольшее внимание уделяется паровым компрессорным холодильным установкам, а также наиболее перспективным типам. Все темы проиллюстрированы рисунками и графиками, поясняющими содержание излагаемого материала.

Учебник предназначен для студентов высших и средних учебных заведений водного транспорта, может быть также использован на курсах повышения квалификации.

 

© Г.В. Захаров. 2014

© ФГБУ «МОРРЕЧЦЕНТР»


Посвящается светлой памяти

Захарова Эдуарда Васильевича,

судового механика первого разряда,

Почетного полярника

Введение

Судовая рефрижераторная техника бурно развивалась во времена экономического и научно-технического расцвета СССР, особенно с 1945 по 1990 год. Рефрижераторная техника служит для обеспечения оптимальных режимов перевозки грузов, а также комфортного и технологического кондиционирования воздуха. Холодильные системы современного флота отличаются большой степенью автоматизации, применением современного высокоэффективного оборудования и различных схем охлаждения. В этой связи важнейшее значение имеет подготовка специалистов по эксплуатации судовой холодильной технике. Данная книга имеет целью ознакомить студентов с основными конструкциями холодильного оборудования и правилами его эксплуатации. Большое внимание уделено объяснению термодинамических процессов и циклов искусственного охлаждения, что поможет освоить принципы эксплуатации сложных рефрижераторных установок. В книге дана оценка перспективных тенденций развития судовой рефрижераторной технике.

Консервирующее действие холода – основная причина его широкого применения в различных областях жизни. Холод замедляет развитие микроорганизмов и распад составных частей продуктов (белков, жиров и углеводов). Существуют различные способы получения холода – с помощью водного и углекислотного (сухого) льда, ледосоляных охлаждающих смесей, холодильных машин и др. На судах в настоящее время применяют только машинное охлаждение.

Наиболее часто используют теплоту парообразования легкокипящих веществ. Холодильные машины и устройства, применяемые на судах, можно разделить на четыре типа: компрессорные, эжекторные, абсорбционные и термоэлектрические. По роду работающих в них веществ компрессорные холодильные машины делятся на воздушные и паровые.

В качестве хладагента для воздушных компрессорных машин используют обычный воздух, а для паровых – легкокипящие вещества, обладающие низкой температурой кипения при атмосферном давлении (аммиак, фреоны, углеводороды и т.д.).

В компрессорных машинах затрачивается механическая энергия (на сжатие паров в компрессоре), а в эжекторных и абсорбционных – тепловая. Термоэлектрические охлаждающие устройства работают за счет затраты электрической энергии.

Наибольшее распространение в холодильной технике получили паровые компрессорные машины, как самые экономичные.

Рефрижераторные суда делятся на транспортные и промысловые. На транспортных судах холодильные установки предназначены для сохранения скоропортящихся продуктов. На промысловых судах холод используют не только для хранения, но и для обработки улова рыбы – ее охлаждения и замораживания в специальных рыбоморозильных аппаратах. Для получения низких температур на промысловых судах часто устанавливают двухступенчатые паровые компрессионные машины. Также установки используются для приготовления льда в специальных льдогенераторах. Холодильные машины на всех судах используются для охлаждения продуктов в провизионных помещениях.

Почти все суда оборудуют установками для кондиционирования воздуха для создания искусственного климата в жилых и служебных помещениях. Зимой воздух необходимо подогревать и увлажнять, летом – охлаждать и осушать.

На некоторых судах холодильные машины используют для производства как холода, так и тепла (тепловой насос).

Холодильные установки, кроме того, используют для увеличения мощности дизелей путем охлаждения наддувочного воздуха, для перевозки сжиженного газа на судне (пропан, бутан, метан, аммиак и др.), опреснения морской воды методом замораживания, осушения воздуха в трюмах и танках и т.д.

Данный учебник соответствует курсу «Судовые холодильные установки и кондиционирование воздуха» для подготовки бакалавров и специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок. Вопросы эксплуатации и автоматизации рассматриваются применительно к конкретным темам. В книге дана оценка перспективных тенденций в развитии судовой рефрижераторной техники.

Рис.1. Общее расположение оборудования траулера типа «Александр Пушкин ».


УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

АДГ – аварийный дизель-генератор

АПС – аварийно-предупредительная сигнализация

АСУ – автоматизированная система управления

АЦК – автоматизированный централизованный контроль

ВГ – валогенератор

ВДГ – вспомогательный дизель-генератор

ВК – вспомогательный котел

ВМТ – верхняя мертвая точка

ВОД – высокооборотный дизель

ВРШ – винт регулируемого шага

ВТЭ – водотопливная эмульсия

ВФШ – винт фиксированного шага

ВТГ – валотурбогенератор

ВТЭ – водотопливная эмульсия

ВФШ – винт фиксированного шага

ГД – главный двигатель

ГДМ – гидродинамическая муфта

ГРЩ – главный распределительный щит

ГСМ – горюче-смазочные материалы

ГТК – газотурбокомпрессор

ГТН – газотурбонагнетатель

ГТУ – газотурбинная установка

ГЭУ – главная энергетическая установка

ДАУ – дистанционное автоматическое управление

ДВС – двигатель внутреннего сгорания

ДЭУ – дизельная энергетическая установка

ЖСМ – жесткая муфта сцепления

ЗХ – задний ход

ИМО – Международная морская организация

КПД – коэффициент полезного действия

КШМ – кривошипно-шатунный механизм

МКО – машинно-котельное отделение

МО – машинное отделение

МОД – малооборотный двигатель

НМТ – нижняя мертвая точка

ОЩЧ – общее щелочное число

ПТЭ – правила технической эксплуатации

ПХ – передний ход

СВЛ – судовое высоковязкое легкое (топливо)

СВС – судовое высоковязкое сверхтяжелое (топливо)

СВТ – судовое высоковязкое тяжелое (топливо)

СДУ – судовая дизельная установка

СМТ – судовое маловязкое топливо

СОД – среднеоборотный дизель

СЦК – система централизованного контроля

СЭС – судовая электростанция

СЭУ – судовая энергетическая установка

ТА – топливная аппаратура

ТЗА – турбозубчатый агрегат

ТИ – техническое использование

ТК – турбокомпрессор

ТНВД – топливный насос высокого давления

ТО – техническое обслуживание

ТР – топливная рукоятка

УК – утилизационный котел

УТГ – утилизационный турбогенератор

ФГО – фильтр грубой очистки

ФТО – фильтр тонкой очистки

ЦПГ – цилиндро-поршневая группа

ЦПУ – центральный пост управления

ЦТ – цетановое число

ЭВМ – электронно-вычислительная машина

А – тепловой эквивалент работы, равный 1 ккал./ 427 кГм

В – весовой расход топлива, кГ/час

b – удельный расход топлива, кГ/ л.с.ч.

c – удельная теплоемкость, ккал/кГ× град

D – расход пара, воды, кГ/ч

d – удельный расход пара, кГ/л.с.ч.

F – площадь, поверхность нагрева, м2

f – площадь отверстия и сечения, м2.

G – вес, кГ, расход газа, кГ/час

g – ускорение силы тяжести, м/сек2

I – энтальпия газа, ккал/кГ

i – энтальпия пара, ккал/кГ

К – коэффициент теплопередачи, ккал/ (м2. ч град)

L – длина, м: работа, кГм

l – удельная работа, – момент силы (изгибающий, крутящий), кГ м

m – кратность охлаждения, кГ/кГ

Р – мощность, кВт (л.с.), усилие, сила, кГ, т

n – число оборотов в минуту, об/мин

р – давление, кГ/см2м.вод.ст.

Q – расход тепла, ккал/час

q – удельный расход тепла, ккал/ (кВт ч)

Т – температура, оК

t – температура, оС

v – удельный объем, м3./кГ, скорость, м/сек

W – момент сопротивления сечения, см3

α – коэффициент избытка воздуха, коэффициент теплопередачи, ккал/(м2. ч град)

Y – удельный вес, кГ/м3

e – степень повышения давления

h – коэффициент полезного действия (к.п.д.)

j – относительная влажность воздуха

m – динамическая вязкость (кГ сек)/ м2

l – коэффициент теплопроводности, ккал/(м ч град)

y – коэффициент скорости




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: