Это игры для ребят: «Как зверушки говорят?»




УДК 376.36 ББК 74.3 С89

Серийное оформление Ю. Б. Кургановой

Суздальницкая, Т. Р.

С89 Речевой материал по автоматизации звукопроизношения. Из опыта работы / Т. Р. Суздальницкая. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 32 с. — (Библиотека логопеда-практика).

ВК 978-5-8112-3044-0

В пособии представлен оригинальный авторский материал для занятий по развитию речи: рифмованные словосочетания, забавные стихи и потешки.

Стихотворный речевой материал можно использовать не только для работы над звукопроизношением и развитием фонематического восприятия, но и для формирования слоговой структуры слова, по­полнения лексического запаса, развития связной речи, развития во­ображения, тренировки слухо-речевой памяти.

Пособие адресовано учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям детских садов, а также родителям.

ББК 74.3 УДК 376.36

- © ООО «Издательство «АЙРИС-
18ВК 978-5-8112-3044-0 пресс», 2008

 

От редакции

Эта книга состоит из двух частей. В первой части пред­ставлены рифмованные словосочетания и двустишия, во второй — забавные стихи и потешки. Весь материал — автор­ский. Стихи сочинялись не только в процессе специальной работы по развитию речи ребенка, но и в процессе непосредст­венного общения с ребенком. Поэтому в книге нет четкой гра­дации и сложной системы в размещении речевого материала. При выборе тех или иных стихотворных строчек для работы над звукопроизношением необходимо учитывать не только общие закономерности (от простых для произношения пози­ций звука в слове к сложным и т. д.), но и индивидуальные особенности и уровень развития каждого ребенка.

Одним из несомненных достоинств этой книги является то, что все рифмованные строчки и стихи можно использо­вать не только для автоматизации звуков и развития фоне­матического восприятия, но и для формирования слоговой структуры слова, пополнения лексического запаса, развития связной речи, развития воображения, тренировки слухоречевой памяти.

Можно пополнять словарный (лексический) запас, объяс­няя незнакомые слова и понятия (Иду на мыс попить кумыс.) или задавая вопросы (Пес не ест овес. —А что он ест?). Можно получать новую грамматическую конструкцию, то есть по­строение фразы, изменяя слова (Маленькие киски нюхают сосиски. — Вкусные сосиски в животе у киски.). Можно обу­чать рассказыванию (Расскажи, что было дальше?). А можно придумать с ребенком свои рифмованные фразы (Маленькие киски спрятали сосиски.) и т. д.

Замечательный прием — дидактическая игра «Бывает или не бывает». Можно подобрать фразы, допускающие двойное толкование, фразы-небылицы, фразы-бессмысли­цы и дать простор чувству юмора и фантазии ребенка, при этом развивая его мыслительные способности. Таких фраз в книге множество (Геркулес уехал в лес. Бронзовые люди на бронзовом верблюде. Пенал попал в бокал. Шмель попал в метель. Пюре во дворе. Сельдь свалилась со стола, хвостом махнулауплыла и др.)- Эта игра помогает ребенку усваи­вать точный смысл употребляемых в контексте фразы слов, неочевидный на первый взгляд (Шумно шелковые шали шелестели и шуршали. — Не бывает! Шелестеть и шуршать шумно нельзя. А как бывает? Тихо шуршали шелковые шали.). А на примере фразы Я на подушке кушал пампуш­ки можно порассуждать об употреблении слова «кушать». Прямой пример установления причинно-следственных свя­зей: Ли-ли-ли, ли-ли-ли, летом лютики в пыли. — Почему? Потому что растут рядом с дорогой.

Надеемся* эти небольшие пояснения помогут лучше ори­ентироваться на страницах этой книги.

Педагогам от автора

Дорогие педагоги: логопеды, дефектологи и воспитате­ли!

В этой небольшой книге вы найдете не только короткие рифмованные строчки, которые пригодятся вам для развива­ющих и коррекционных занятий, но и короткие стихотворе­ния. Автор надеется, что они понравятся детям и пригодятся вам не только на занятиях, но и в игре или в бытовой жизни детей в детском саду. А может быть, и вашим собственным детям или внукам. Автор будет благодарен за любые отзывы и замечания по содержанию книги, присланные на адрес редакции.

Родителям от автора

Какое это счастье — наблюдать за первыми шагами ма­ленького человека, слышать его первый лепет! А как забавно он произносит первые слова, смешно путает звуки! Эти словечки потом входят в семейные истории и легенды. Как это приятно!

Но проходят месяцы, а иногда и несколько лет... А неко­торые звуки так и не выговариваются. Что же делать? Как помочь малышу правильно заговорить?

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Эта книга составлена из маленьких стихотворений в несколько слов. Они пригодятся и на занятиях с логопедом, который учит вашего ребенка, и просто для того, чтобы по­забавить малыша. Звуки в них подобраны так, что ребенок сможет научиться произносить их правильно. Ему будет ин­тересно и весело повторять эти рифмованные строчки.

При работе с определенными звуками надо опираться на звуки, которые ребенок произносит без искажений, просить повторить только нужный слог, договаривать слово за взрос­лым. Можно отрабатывать произнесение отдельных слогов, затем включать их в слова, а затем и в стихи. А позже вы сможете разучить с ребенком новые скороговорки и песенки, которые тоже есть в этой книге.

Как правило, последовательное овладение звуками в норме — такое:

1. Гласные.

2. Согласные:

• губные М, П, Б;

• заднеязычные К, Г, X;
«губно-зубные В, Ф;

• среднеязычный И;

• зубно-зубные 3, С;.

• щелевые Ж, Щ, Ш;

• переднеязычные Т, Д, Н;.

• аффрикаты Ц, Ч;

• Л;

• Р.

 

 

Гласные

* а

За окном шумит листва, Повторяем вместе А.

* У

Мы присели на траву И запели тихо У.

* О

Нам от лампочки светло, Повторяем дружно О.

* И

Прилетали соловьи, Повторяем громко И.

Согласные

* С и Сь

Летит оса! Беги, лиса!

Мне в носок попал песок.

Сухо в лесу — воды понесу.

У нас — носы, у вас — усы. У кого это — у нас? У кого это — у вас?

Дядя Стае выпил квас.

Маленькие киски нюхают сосиски.

Вкусно-вкусно есть капусту.

Иду на мыс попить кумыс.

Сунул наш пес нос в пылесос.

Коляска, коляска, поехали в сказку.

Пес не ест овес.

Геркулес уехал в лес.

Скалка и скакалка.

Я достану два стакана.

Столько спали, что устали!

Сельдь свалилась со стола. Хвостом махнула — уплыла.

Сладкий пес — соленый нос.

Славный пес сладость нес.

Детям нужны сладкие сны.

Мы — лисята, вы — гусята.

Сеня косит сено.

Лисенок Семка нес тесемку.

Сюда, сюда беги, вода!

Из сосульки «кап» вода — светит солнышко сюда!

Смело стану лить сметану.

Света смело песню спела.

Совсем одна стоит стена.

Свинки свеклу всю поели — снова свеклу захотели.

Светлячок слону сказал: «Я с луны сюда упал!»

* 3 и Зь

 

Зайка, зайка, вылезай-ка! Коля в камзоле. Зою зовут: «Зоя, мы тут!» Зову козу, она — внизу. Завяли розы — «Заели козы!» Поздняя езда — на небе звезда. Зябнуть зяблику нельзя!

Земляника есть в лесу — ее из леса принесу!

Возьмись за ум — возьми изюм!

Ночью поздняя езда — светит на небе звезда.

Здесь не зря видна заря.

Будильник: «Дзынь!» — постель покинь.

Новый лобзик тетя Зина принесла из магазина.

Бронзовые люди на бронзовом верблюде.

Замерзла река — зима ведь близка.

 

 

* Ц

На цаплю — бац! — упал матрац.

Идет боец — врагам конец.

Единица — не годится!

Царь и царица напились водицы.

Будем гордиться Москвою-столицей!

На блюдце целый ананас приготовили для нас.

Иностранцы затеяли танцы.

Победители-бойцы — вот какие молодцы

 

* Ш

Маша и Яша шапками машут.

Петушок — малышок.

Петушок нашел мешок.

Шелковые шляпы у мамы и у папы.

Эй, Мишутка, что за шум? Это тихо я дышу.

Я принял решенье: не есть вермишели.

Новые шины у нашей машины.

Наш шалаш, а не ваш!

Я ладошкой гладил кошку.

Я на подушке кушал пампушки.

«Эй, сова, куда летишь?»

— «Тише, тише!.. Видишь: мышь!»

Этот мышонок — такой малышонок!

Ты, малыш, меня услышь!

Мишки — плутишки.

Мышка — малышка.

Школьник в школу шел пешком.

Шалуны, где штаны?

Вот штаны, шалуны!

Шпала упала.

К шкафу пошел — шляпу нашел.

Шведы едут.

Мы идем вшестером.

Коля в школе.

Пшенная каша, милая наша.

* Л и Ль

Как-то Мила лампу мыла.

Шалун катил валун.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу, это лупа на полу.

Вал был мал.,

Пенал попал в бокал.

Вол мыл пол.

Волы несут столы. '

Вол играл в футбол.

Вол забил гол.

Сел на стул и уснул.

Коля ныл: «Я пол помыл...»

Я стоял и паял.

Кот линял, но мух гонял.

Метелки из елки.

Осел-новосел.

Пчелка на елке.

Я сидел и глядел.

Белка-пыхтелка.

Михаил купил косилку и поставил на носилки.

Вилки для Милки.

Сала было мало.

Коля и Ля ля по полю петляли.

Птичка-коноплянка пела на полянке.

Лейка, налей-ка!

Лева и Леша хлопали в ладоши.

Самолет идет на взлет.

Ли-ли-ли, ли-ли-ли, летом лютики в пыли.

Под кленом — лен.

Клим ел блин.

Вот, улитка, где калитка!

Тили-тили, тили-тили, мы коляску покатили.

Лю-лю-лю, лю-лю-лю, Люба, я тебя люблю!

Люди лютики искали — много клюквы потоптали.

На пальто была медаль. Потеряли? Ах, как жаль!

Метель метет на ель.

Шмель попал в метель.

Король не любит соль.

И моль не любит соль.

В бутыль попала пыль.

Тюльпаны для Юли из белого тюля.

Плывет ялик, а в нем рояли.

Будильник — холодильник.

Мы — ужата, вы — ежата.

Бери рожок — и на лужок.

Я жука в руке держу, жук жужжит: «Жу-жу-жу-жу».

Женям хлеба не давали, Жени бублики жевали.

Эти лужи тех не хуже.

Лыжники на лыжах подкатились ближе.

Богач купил мяч.

Луч упал на ключ.

Куличи, куличи, вы откуда? — Из печи!

Дочь идет помочь.

Чайка чайничек несла, чайка чаю налила.

Волчонок и галчонок катили бочонок.

Чучело-мяучело, всех оно замучило.

Сел Емеля на качели!

А у пчелки нету челки.

У девчонки две ручонки.

Калачи и куличи. Калачи пока в печи.

На кочку катили бочку.

Водичка из тучки льется на ручки.

Птички-синички.

Курочка зерно клюет, яичко курочка дает.

 

* Щ

Щегол из чащи щавель тащит.

Щеки у щенка белые пока.

Щенок поел щербет — -щербета слаще нет.

Щетки у тетки.

Щечки как бочки.

Щеки у Леки.

Не плещите щи в плащи.

Щуку ищу — поймал и тащу.

Лещ и клещ стащили вещь.

* Ки Кь

На камне — макака.

Макака пьет какао.

Уколы для Коли.

Кате и Миле куклу купили.

Макака так толкала бак.

Собака пьет из бака.

Сунул жук лук в сундук.

Вадик ходит в садик.

Глубока у нас река.

Килька с китом ставили дом.

Бедный Никита — нет аппетита!

* Г и Гь

Ягоды: брусника, клюква, голубика.

Плакал гусь: «Я боюсь!»

Гусь, не трусь!

Ноги на дороге.

Геля любит гели.

Гена мыл гиену.

Гера носит гетры.

Гимнастика для пластики.

Фляги у коряги.

Флаги из бумаги.

 

* Р и Рь

Бил баран в барабан.

У вороны нет короны.

Руки — крюки.

Рыба рыдала — икры не хватало.

Буря на море, а Боря на заборе.

Баран попал в буран.

Борт приходит в порт.

Повар варит, детям дарит.

Пир на весь мир.

Сыр попал в кефир.

Пираты были рады.

Стоит собор, а рядом бор.

Травка-муравка.

Тра-та-та, красота!

Тетрадки в порядке.

Трое ворон трогали трон.

Тропка для Степки.

Труба трубит — и враг убит!

Трудно не трусить!

Гетры — два метра!

Ветры и метры.

Бросил дротик бегемотик.

Дрыхнет маленький дракон, про дракона видит сон.

Правила поправили.

Робкая пробка.

Провели провода — пробегут поезда.

Катя крутит тонкий прутик.

Прыгалки попрыгали, мы ногами дрыгали.

Добрая кобра.

Два брата-пирата.

Бери в рот бутерброд.

Народ поехал вброд.

Бровки у коровки.

Бери брусок, бросай в песок.

Бобры добры.

Надели фрак и ходим так.

Фраза по заказу.

Фрося просит.

Ягоды и фрукты — разные продукты.

Цифры писали — пальцы устали.

Враг будет врать.

Вроде подходит.

Я ору, а не вру!

Врун попал в бурун.

Мишка-врунишка, обманул мартышку.

В рыбном месте рыбы вместе.

Рву траву.

Крапива красива.

Крона и корона.

Кролик на роликах.

Мы кругом обходим дом.

Укрыли одеялом — Арина задремала.

Миша с Гришей крыли крышу.

Матвей-грамотей.

Еда — ерунда!

Рита вымыла корыто.

Торт уехал на курорт.

Громко гром грохочет, напугать нас хочет.

Гром гремит, гроза грозит.

Корку — в норку.

Трубили в горн на мысе Горн.

Груня не грубила, а громко говорила.

В разные игры играют тигры.

Звери били в двери.

По морям плывет моряк.

Рядом репка, укроп и редька.

Редко-редко ели редьку.

Ловко Вовка плел веревку.

Рюшки для хрюшки.

Вратарь читал букварь.

Снегирь надул пузырь.

Вратарь погрыз сухарь.

Теперь откроем дверь.

Питоны и тритоны.

Тяпка и тряпка.

Я смотрю и хитрю.

Кудри у Кати — прямо до платья.

Дрель играет трель.

Дряхлый дед дремал в обед.,

А я упрямо топал прямо!

Где упал — там привал.

Я худела до предела.

Битва за бритву.

Хрюкнул хряк и в воду — бряк!

Брелок кладу в кулек.

Брюки на брюхе.

Крикнула Лена: «Кривое полено!»

Креветки для Светки.

Крякнула утка: «Я на минутку!»

На зубок попал грибок.

Грива красива.

Гребенка для ребенка.

Как ведром, грохнул гром.

Грянула гроза — закрывай глаза.

Грядки в порядке.

'

*Т и Ть

Мята помята.

Тапки на лапки.

Бил поток в потолок.

Там — гиппопотам.

В тумане ходит Ваня.

Валя — на тумбе, тумба — на клумбе.

Надели боты, пропели ноты.

Катя в халате.

На халат упал салат.

Кот не пил компот.

Летели утки две минутки.

Летели утки седьмые сутки.

Кит не спит.

Кит летит — вода кипит.

На урок возьми творог.

Твой творог — а мой пирог.

Ткани для Тани.

Дети тянут сети.

Тина — паутина.

Тень на плетень.

А у Темы тетя дома.

Тюльпаны для Анны.

У тюленей нет коленей.

Тяпнул тяпкой, тюкнул лапкой.

Тяжко бедняжке.

Плеть и клеть.

Собаке гость оставил кость.

* Д и Дь

Давка на лавке.

Есть вода, и есть еда.

Доги на дороге.

Доля для Оли.

Я с водой и с едой.

Дуня где? — На пруду.

— Я туда за ней пойду.

Нет воды и нет еды.

Дыни для Мини.

Дымок в потолок.

Едва растет трава.

Два кота и два кита.

Дворник вымел дворик.

Двое героев.

Две утки-малютки.

Две Вали зевали.

Сом на дне не виден мне.

Сидят медведи на диете.

Дима! Спать необходимо!

Димка-невидимка.

Юная дева ходила по хлеву.

Девять веток — девять деток.

Злюка-гадюка.

Не бери гадюку в руку.

Надя гладит.

Дядя Федя на мопеде.

Ехидну не видно.

* В и Вь

Вот сова, а вот — халва.

Вова с Ваней любит ванну.

Вова бегал снова.

Пароходы любят воду.

Вулкан-капкан.

Поглядите на сову. Сова лопает халву!

Ивы красивы.

Ивы и сливы.

Владик гладит.

Шахматная королева ходит вправо, ходит влево.

Внуки и внучки — вот почемучки!

Внук делал лук.

Вкусно-вкусно есть капусту.

* Ф

Милая фамилия.

Был фонтан людям дан.

Неохота делать фото.

Квас налили на софу? — Фу!

Вот футбол — забейте гол!

Флаги и фляги.

Дракон унес флакон.

Ваза — фраза.

Фрукты — продукты.

Вот для роты фронт работы.

* П и Пь

Палата маловата.

Хлопали попу.

Поля на поле.

Пушки палят, пули летят. Пылесос пыль унес. Шляпы для папы. Пили и плыли. Милка — копилка. Петя пел, папа ел. Петя песок сыпал в носок. На заре ел пюре. Пюре во дворе. Пятно, да не одно. Пять утят долго спят.

* Б и Бь

Баба Аня ходит в баню.

Съел банан — и на диван.

Бублик у бабули.

Больной, иди домой!

Болит нога, болят бока.

Эти буквы — будто клюквы!

Рабы едят бобы.

На бюро кладу перо.

Вот беда! Бежит вода!

Белка бегала бегом — потеряла где-то дом!

Собака пьет из бака.

Был бык невелик.

Слабая жаба.

Билеты для Светы.

 

 

Дифтонги

* Я

Ябеда ела яблоко.

Еду прямо, вижу — яма.

Мы набрали ягод на год.

Яша часто ходит в ясли.

 

* Ю

Юла юлит и нам велит.

Юля — в июле, Марта — в марте.

Мы были у Юли недавно, в июле.

Юбки для Любки.

* Ё

У ёлки есть иголки. У ёжика — тоже.

Ёжик и ёлка любят иголки.

* Е

Еле-еле кашу съели.

Ехали соседи — Емеля и Федя.

Ева сидела и ягоды ела.

Скороговорки

* С

Свищет серый соловей,

Светит солнышко сильней.

* Ш

В шерстке шелковой бока

— Что за шубка у щенка!

Наши шелковые шали

Шелестели и шуршали.

А лошадке не нужны

Шуба, шапка и штаны!

 

* Р

Крабы, кролик, комары

— Буква «Р» рычит внутри!

Крепко руки грабли взяли,

Травку ровно расчесали.

 

* Ч

Черепашка чешет щечки

— Чем бы вычистить чулочки?

* Л

Любит Лешка ладушки,

А Илья — оладушки.

* Ц

Цаплю трудно научить

Солнце циркулем чертить.

* 3

Звоню с базара на вокзал

— Кто здесь завтрак заказал?

* Ж

Желтый жирненький жучок

Очень жадный мужичок!

Жадный жук набил живот,

Но по-прежнему жует.

* Щ

Щекотал щегол щегленка

— Щебетали звонко-звонко!

 


 

Песенка про ворон

Три храбрые вороны

Держали оборону,

Швыряли макароны

Врагам они в лицо!

И храбрые вороны

В процессе обороны

Победу одержали

Над сворой наглецов!

И с номером коронным

— Швыряньем макаронным

Они вошли в когорту

Прославленных борцов!

Песенка про синичек

Жили-были три синички,

Три веселые сестрички.

Но имели эти птички

Очень разные привычки.

Одна любила кашу,

Другая простоквашу,

 

А третьей каждый день Готовить было лень!

Про зверушек

Ушки, хвост, четыре ножки Прибежала в гости кошка.

У кого колечком хвостик?

Это наш веселый песик.

Из-под рогов блестят глаза —

Глядит внимательно коза.

Остроклюва, белобока Симпатичная сорока.

И подковы есть, и грива —

Этот конь такой красивый.

Это игры для ребят: «Как зверушки говорят?»

Мы с тобой играем в игры.

Как рычать умеют тигры?

Мы таскали кирпичи,

Ну-ка, дочка, порычи!

Неизвестно, почему

Говорит корова: «Му!»

В зоопарке есть жираф. Говорят собачки: «Аф!»

Не ходите далеко!

Скажет курочка: «Ко-ко!»

Я вам что-то подарю.

Поросенок скажет: «Хрю!»

Дети любят шоколадки.

Как там цокают лошадки?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: