Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии 1 глава




ЗАДАЧА 1

Больная С., 38 лет, обратился к фельдшеру ФАП с жалобами на схваткообразные боли в животе, учащенный жидкий стул со слизью, 9 раз/сут, повышение температуры тела, общую слабость.

Свое заболевание связывает с употреблением немытых фруктов, купленных на рынке. Работает продавцом в продуктовом магазине.

Объективно: температура тела 38,9С, частота дыхания 17/мин, пульс 96 уд/мин, АД -120/80 мм рт. ст. Кожные покровы чистые, влажные, бледно-розовые, Язык сухой, обложен белым налетом. Живот мягкий, болезненный при пальпации в левой подвздошной области. Стул бескалового характера, слизистый, с прожилками крови.

От госпитализации больная отказывается, так как не с кем оставить малолетних детей.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте диагноз.

2. Определите тактику фельдшера.

3. Перечислите противоэпидемические мероприятия в очаге.

4. Продемонстрируйте технику взятия кала на бактериологическое исследование из прямой кишки.

 

Эталоны ответов

1. Предварительный диагноз: дизентерия, средней степени тяжести. Диагноз выставлен на основании:

· жалоб- недомогание, боль в животе, частый жидкий стул с примесью слизи;

· эпидемиологического анамнеза - употребление немытых фруктов;

· клинических признаков - повышение температуры тела, боль при пальпации в левой подвздошной области, бескаловый характер стула.

· 2. При отказе от госпитализации больная остаётся дома. Фельдшер назначит лечение:

· диета №4;

· антибиотики (ципрофлоксацин 500 мг 2 раза в день до нормализации стула);

· спазмолитики (но-шпа 40 мг 3 раза в день до исчезновения боли);

· энтеросорбенты (смекта 1 порошок 3 раза в день);

· ферменты (мезим-форте 1 драже 3 раза в день во время еды 2-4 недели);

· биопрепараты (линекс 1 капсула 3 раза в день).

Также фельдшер организует проведение текущей дезинфекции по месту жительства пациентки.

3. Противоэпидемические мероприятия:

· изолировать больную, желательно направить на госпитализацию, так как больная работает в продуктовом магазине;

· заполнить и отправить экстренное извещение;

· осмотреть членов семьи больной для выявления других случаев дизентерии;

· проводить медицинское наблюдение за контактными в течение 7 дней после госпитализации больной;

· организовать заключительную дезинфекцию.

4. Студент демонстрирует технику забора кала из прямой кишки согласно алгоритму.

 

ЗАДАЧА 2

Больной Ш., 25 лет, обратился к фельдшеру ФАП с жалобами на боли в коленных и локтевых суставах, желтушность склер, сыпь.

Заболел остро. Повысилась температура тела до 38С, был озноб. На 2-й день была однократная рвота, появилась сыпь на груди. На 3-й день пожелтели склеры.

Объективно: умеренная желтушность кожи и склер. На боковых поверхностях туловища, в области коленных и локтевых суставов - мелкоточечная скарлатиноподобная сыпь. Суставы не изменены. Конъюнктивы гиперемированы, склеры инъецированы. Задняя стенка глотки гиперемирована, разрыхлена, зернистая. Язык малиновый. Живот болезненный при пальпации в правой подвздошной области. Печень на 3 см выступает из-под края реберной дуги. Стул был светлее обычного. Моча темно-желтая.

Задания

1. Поставьте диагноз.

2. План сбора эпидемиологического анамнеза.

3. Расскажите пациенту о профилактике данного заболевания.

4. Продемонстрируйте технику забора кала для бактериологического исследования.

 

Эталоны ответов

1. Предварительный диагноз - псевдотуберкулез.

Основанием для постановки диагноза являются:

· жалобы - желтушность склер и кожи, боли в суставах, сыпь;

· анамнез заболевания - острое начало, появление сыпи на 2-й день заболевания;

· объективные данные - повышенная температура тела, желтушность кожи и склер, скарлатиноподобная сыпь, гиперемия задней стенки глотки, малиновый язык, болезненность в правой подвздошной области, гепатомегалия.

2. При сборе эпидемиологического анамнеза необходимо выяснить:

· есть ли заболевшие с подобными симптомами в окружении больного;

· употребление в пищу продуктов, не подвергавшихся термической обработке (салаты из свежих капусты, моркови);

· место работы пациента (овощная база, теплица).

3. Профилактические мероприятия:

· дератизация (уничтожение грызунов, которые являются источником инфекции при псевдотуберкулёзе);

· своевременное удаление из погребов, овощехранилищ гниющих овощей, т.к.иерсинии (возбудители псевдотуберкулеза) на них лучше размножаются;

· перед употреблением сырых овощей необходимо тщательно их вымыть.

4. Студент демонстрирует технику забора кала для бактериологического исследования согласно алгоритму.

ЗАДАЧА 3

Больной В. вызвал скорую помощь. Предъявляет жалобы на желтушность кожи и склер, сильный зуд кожи, тошноту, темную мочу, обесцвеченный кал, боли в суставах. Считает себя больным на протяжении последних 10 дней.

2 месяца назад больному переливалась плазма в связи с травмой, полученной в ДТП.

При осмотре выявлены интенсивное желтушное окрашивание кожных покровов и слизистых оболочек, гепатоспленомегалия.

Задания

1. Поставьте предварительный диагноз.

2. Определите тактику фельдшера.

3. Перечислите возможные исходы данного заболевания.

4. Продемонстрируйте технику забора крови для серологического исследования.

 

Эталоны ответов

1. Предварительный диагноз — острый вирусный гепатит.

Диагноз выставлен на основании:

· жалоб - желтушность кожи и склер, тошнота, сильный кожный зуд, боль в суставах;

· эпидемиологического анамнеза - переливание плазмы 2 месяца назад;

· объективных данных — гепатоспленомегалия, желтушность кожных покровов и слизистых оболочек.

2. Тактика:

· госпитализация в инфекционный стационар;

· заполнение экстренного извещения;

· выявление контактных, медицинское наблюдение за ними 6 месяцев.

3. Исходы:

· выздоровление в 91-94% случаев;

· смерть от острой печёночной недостаточности в 1% случаев;

· переход в хроническую форму в 5-8% случаев.

4. Студент демонстрирует технику забора крови для серологического исследования согласно алгоритму.

ЗАДАЧА 4

Больной Р., 35 лет, предъявляет жалобы на тошноту, рвоту, режущие боли в верхней половине живота, однократный жидкий стул без патологических примесей.

Эпидемиологический анамнез: за 3 часа до заболевания ел торт, который хранился в холодильнике в течение недели.

Объективно: температура тела 37,1С, пульс - 90 уд/мин. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот при пальпации болезненный в эпигастральной области.

Задания

1. Поставьте диагноз.

2. Определите тактику фельдшера.

3. Расскажите пациенту о профилактике данного заболевания.

4. Продемонстрируйте технику промывания желудка.

 

Эталоны ответов

1. Диагноз - пищевая токсикоинфекция, лёгкое течение.

Обоснование:

· характерный эпидемиологический анамнез - употребление торта с истекшим сроком годности за несколько часов до появления симптомов;

· характерные симптомы - субфебрильная температура тела, болезненность в эпигастральной области, жидкий стул без патологических примесей.

2. Тактика фельдшера включает:

· промывание желудка.

Госпитализация при лёгком течении заболевания не требуется. Фельдшер даст рекомендации по лечению:

· оральная регидратация;

· энтеросорбенты;

· ферменты;

· эубиотики.

3. Больному следует рекомендовать:

· употреблять кипячёную или бутилированную воду;

· тщательно мыть овощи, употребляемые в пищу без термической обработки;

· тщательно мыть фрукты;

· хранить продукты в холодильнике;

· перед употреблением продуктов в пищу проверять срок годности;

· мыть руки перед едой;

· не уклоняться от профилактических медицинских осмотров;

· при появления признаков заболевания обратиться за медицинской помощью, не заниматься самолечением.

4. Студент демонстрирует методику промывания желудка согласно алгоритму.

 

ЗАДАЧА 5

Больной С., 36 лет, обратился к фельдшеру ФАП 28 марта на 2-й день болезни с жалобами на чувство жара, общую слабость, головную боль; отечность, красноту и чувство жжения в области правой щеки. Заболел остро.

При осмотре: на коже носа и левой щеки - гиперемия с четкими границами, на правой щеке - пузырь с серозным содержимым. Температура тела — 38,3С. ЧСС — 88 уд/мин, АД — 125/75 мм рт. ст.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте диагноз.

2. План сбора эпидемиологического анамнеза.

3. Определите тактику фельдшера.

4. Продемонстрируйте технику внутримышечного введения лекарственных средств.

Эталоны ответов

1. Диагноз: рожа, эритематозно - буллёзная форма.

Выставлен на основании характерных клинических признаков: гиперемия с четкими границами, на фоне гиперемии - пузырь с серозным содержимым, выраженная интоксикация.

2. Эпидемиологический анамнез включает следующие сведения:

· был ли контакт с больными рожей, ангиной, скарлатиной;

· есть ли хронические заболевания;

· были ли в предшествующие заболеванию несколько дней травмы лица;

· было ли ранее подобное заболевание.

3. Действия фельдшера:

· выписать направление на госпитализацию в инфекционный стационар;

· при отказе от госпитализации назначить лечение.

Принципы лечения:

· постельный режим на период лихорадки;

· антибиотики;

· витамины;

· жаропонижающие препараты;

· местно — примочки с растворами антисептиков.

4. Студент демонстрирует методику внутримышечного введения лекарственных средств согласно алгоритму.

ВИЧ-инфекция

ЗАДАЧА 6

К фельдшеру обратился мужчина Н., 27 лет, с жалобами на повышенную температуру тела, ночные проливные поты, плохой аппетит, снижение веса, жидкий стул 3-4 раза в сутки. Болен около двух месяцев. Неделю назад сдавал кал для выявления кишечной инфекции, но результат отрицательный.

Эпидемиологический анамнез: женат один год. До этого были многочисленные половые контакты и с женщинами, и с мужчинами.

При осмотре: пациент пониженного питания. Пальпируются заушные, заднешейные, подмышечные лимфоузлы, безболезненные, плотные, 1-1,5 см в диаметре, не спаяны с окружающей тканью.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предварительный диагноз.

2. Перечислите группы риска при ВИЧ-инфекции.

3. Укомплектуйте аварийную СПИД-аптечку.

4. Продемонстрируйте технику забора кала для бактериологического исследования.

 

Эталоны ответов

1. Предварительный диагноз: ВИЧ-инфекция, стадия 4Б (вторичных заболеваний) по Покровскому.

Диагноз выставлен на основании:

· эпидемиологического анамнеза — много половых партнеров;

· симптомов заболевания — необъяснимая диарея более 2-х месяцев, потеря веса, увеличение л/у в 3-х периферических группах.

2. К группам риска относятся:

· наркоманы, использующие внутривенные наркотики;

· мужчины, имеющие половые связи с другими мужчинами;

· лица с беспорядочными половыми связями;

· реципиенты крови, тканей, органов;

· медицинские работники, имеющие контакт с кровью.

3. В состав входят:

· инструкция на случай аварийной ситуации;

· 70% спирт;

· 5% раствор йода;

· лейкопластырь.

4. Студент демонстрирует методику взятия кала для бактериологического исследования.

 

ЗАДАЧА 7

Бригада скорой помощи вызвана к молодому человеку 19 лет, предъявляющему жалобы на недомогание, слабость, чувство тяжести в правом подреберье, снижение аппетита.

Объективно: отмечается увеличение подчелюстных, околоушных и шейных лимфатических узлов. Они безболезненные, между собой и с окружающими тканями не спаяны. На руках - следы от инъекций. Печень на 1,5 см выступает из-под края реберной дуги.

Задания

1. Составьте план сбора эпидемиологического анамнеза.

2. Определите, о каком заболевании идет речь.

3. Определите тактику фельдшера.

4. Продемонстрируйте технику обработки неповреждённых кожных покровов при попадании на них биологических жидкостей.

 

Эталоны ответов

1. При сборе эпидемиологического анамнеза учитывается:

· половая жизнь, количество половых партнеров, наличие случайных партнеров, наличие половых связей с мужчинами, применение презерватива;

· применение наркотиков, в т.ч. внутривенно, продолжительность применения, использование индивидуальных или общих шприцев, технология приготовления наркотиков;

· является ли больной донором;

· соблюдает ли больной личную гигиену;

· пользуется ли пациент услугами парикмахерскими, маникюрных кабинетов, косметических кабинетов.

2. На основании:

· жалоб - на слабость, чувство тяжести в правом подреберье, потерю аппетита;

· объективных данных - следы от инъекций на предплечьях, увеличение печени

· можно предположить парентеральный вирусный гепатит. Учитывая наличие лимфаденопатии, можно предположить и ВИЧ-инфекцию.

3. Тактика фельдшера включает:

· предложить пациенту госпитализацию в инфекционный стационар.

· При отказе от госпитализации:

· рекомендовать пациенту обратиться в поликлинику по месту жительства;

· дать рекомендации по предотвращению распространения инфекции (необходимо пользоваться индивидуальными бритвой, зубными щетками, маникюрными ножницами; при половых контактах использовать презерватив; инъекции делать только одноразовыми шприцами).

4. Студент демонстрирует технику обработки неповрежденных кожных покровов при попадании на них биологических жидкостей согласно алгоритму.

ЗАДАЧА 8

К фельдшеру обратилась мать по поводу болезни ребенка 5-и лет. Ребенок болен в течение недели: беспокоит кашель, высокая температура тела, вялость. В течение последнего года ребенок дважды перенес бронхит, отит, несколько раз ОРВИ. В последнее время ухудшился слух.

В трехлетнем возрасте ребенок перенес обширный ожог, получал переливание крови.

При осмотре: состояние средней степени тяжести. Кожные покровы бледные. На нижней губе — пузырьки с серозным содержимым. Отмечается легкое косоглазие, которое мать раньше не замечала. Увеличены затылочные, шейные, подчелюстные и подмышечные лимфоузлы до 1 см в диаметре, безболезненные, не спаянные. В легких выслушиваются рассеянные сухие хрипы. Печень пальпируется у края реберной дуги.

Задания

1. Предположите диагноз и обоснуйте его.

2. Расскажите об особенностях течения данного заболевания у детей.

3. Перечислите существующие направления диагностики данного заболевания.

4. Продемонстрируйте технику обработки кожных покровов при уколе инфицированной иглой.

Эталоны ответов

1. Предварительный диагноз - ВИЧ-инфекция, 4Встадия. Пневмония.

Диагноз поставлен на основании:

· анамнеза заболевания - частые повторные ОРВИ;

· эпидемиологического анамнеза- переливание крови в трехлетнем возрасте;

· объективных данных - увеличение периферических л/у, неврологическая симптоматика в виде косоглазия, кашель, хрипы в легких.

2. У детей рано появляется неврологическая симптоматика. Примерно 80% детей, больных СПИДом, умирают от пневмонии. Если инфицирование происходит во время родов, то дети отстают в психомоторном развитии. Нехарактерно развитие саркомы Капоши.

3. Направления:

· выявление антител к ВИЧ: методы иммуноферментного анализа (ИФА) и иммунного блотинга (ИБ);

· выявление ВИЧ и его компонентов: метод полимеразной цепной реакции (ПЦР);

· определение активности иммунной системы: определение количества Т-хелперов.

4. Студент демонстрирует технику обработки кожных покровов при уколе инфицированной иглой согласно алгоритму.

 

 

Нервные болезни

ЗАДАЧА 1

Вы работаете фельдшером скорой помощи. Прохожий останавливает вашу машину, едущую с вызова. На обочине дороги лежит мужчина средних лет, без сознания.

Объективно: неконтактен, речь отсутствует, болевая реакция сохранена. На голове множественные ушибленные рваные раны, в лобной части подкожная гематома. На волосистой части головы, в затылочной области, подкожная гематома без повреждения кожных покровов. Левый зрачок немного шире, чем правый. Правые конечности неподвижны. АД 80/60 мм рт. ст., пульс 64 уд./мин., дыхание поверхностное, учащенное, ЧДД 26 в минуту.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику наложения асептической повязки на область ран.

Эталоны ответов

1. Черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга.

Основание: данные объективного смотра: нарушение сознания (сопор), ранение головы, нарушение сердечной и дыхательной деятельности (гипотония и одышка), очаговые неврологические симптомы (анизокория, гемиплегия).

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

· убедиться в проходимости верхних дыхательных путей, при необходимости очистить ротовую полость от слизи и зубных протезов и установить воздуховодную трубку;

· ввести гормоны (преднизолон, дексаметазон) в/в для снижения внутричерепного давления, профилактики отека мозга; при судорогах — бензодиазепины;

· наложение асептической повязки на область ран с предварительной обработкой 3% раствором перекиси водорода;

· транспортировать на носилках с приподнятым на 30 градусов головным концом в нейрохирургический стационар.

ЗАДАЧА 2

Вы фельдшер скорой помощи. Вызов в общественное место. Женщина около 30 лет без сознания лежит на земле. Кожные покровы бледные, цианотичные. Челюсти сжаты, голова запрокинута назад. Руки и ноги в полусогнутом положении, мышцы напряжены. Зрачки расширены, равны с обоих сторон, на свет не реагируют. Через несколько секунд после осмотра развились симметричные подергивания мышц лица и конечностей. Появилась розовая пена изо рта. Непроизвольное мочеиспускание. АД 180/90 мм рт. ст, пульс 102 удара в минуту.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациентки.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте способ укладки больного в данном состоянии.

Эталоны ответов

1. У больной большой судорожный припадок. Заключение основано на том, что приступ развился внезапно с потерей сознания, падением больного, наблюдались тоническая, затем клоническая фазы припадка, характерный цианоз лица, выделение розовой пены изо рта (за счет прикуса языка), непроизвольное мочеиспускание.

2 Алгоритм неотложной помощи:

· если больной упал лицом вниз, необходимо положить его на спину;

· голову повернуть на бок, чтобы обильно выделяющаяся слюна не попала в дыхательные пути;

· расстегнуть воротник и пояс для облегчения дыхания;

· под голову положить что-нибудь мягкое для предохранения от ушибов;

· не следует применять силу при удерживании больного во время судорог для профилактики вывихов и переломов;

· с целью предохранения языка от прикусывания, вложить сбоку между коренными зубами ручку ложки или шпатель, обернутый марлей, если этих предметов нет под руками, можно воспользоваться туго свернутой тканью или жгутом из края одежды. Запрещается применять не обернутые металлические или деревянные предметы, возможна аспирация обломками зубов, дерева или металла;

· специального лечения во время приступа не проводится в связи с кратковременностью и обратимостью приступа;

· госпитализация в ряде случаев в дежурное неврологическое отделение (эпиприпадок на улице, впервые развившийся эпиприпадок и др.).

3. Уложить больного на бок или повернуть голову на бок, убрать твердые предметы от головы для избежания травмы при судорогах.

 

ЗАДАЧА 3

Вызов фельдшера скорой помощи на дом к мужчине 60 лет, находящемуся без сознания. Со слов жены, за несколько часов до потери сознания жаловался на сильную головную боль, головокружение, тошноту, рвоту. Накануне было застолье с употреблением алкоголя. В анамнезе - гипертоническая болезнь, систематически не лечился.

Объективно: неконтактен, речь отсутствует. Гиперемия лица, зрачки расширены, равны с обоих сторон, реакция на свет отсутствует, психомоторное возбуждение, левосторонняя гемиплегия. АД 280/120 мм рт. ст., пульс 120 ударов в минуту, дыхание шумное, глубокое.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап

3. Продемонстрируйте технику струйного внутривенного введения.

 

Эталоны ответов

1 Острое нарушение мозгового кровообращения (геморрагический инсульт) в правой гемисфере, апоплектическая кома, нарушение витальных функций, левостороняя гемиплегия.

Заключение основано на данных анамнеза: гипертоническая болезнь, употребление алкоголя, внезапное начало, степень неврологических нарушений.

2 Алгоритм оказания неотложной помощи:

· ввести дроперидол 3-5 мл 0,25 % в/в или реланиум 10 мг в/в с целью купирования психомоторного возбуждения и снижения АД;

· ввести эуфиллин 2,4% 10,0 в/в на 10 мл 20 % глюкозы;

· повторно измерить АД через 3-5 мин;

· при необходимости ввести гипотензивные препараты (дибазол и папаверин в/в или в/м) для снижения АД не более 20 % исходного;

· госпитализировать на носилках в дежурный неврологический стационар.

3. Внутривенное введение проводится в соответствии с алгоритмом действий.

 

ЗАДАЧА 4

Вызов фельдшера скорой помощи на дом. Мужчина 35 лет, жалобы на выраженные головные боли постоянного, «распирающего» характера, сопровождающиеся тошнотой, рвотой, гиперестезией, головокружением, ознобом и общей слабостью. Болеет второй день.

Объективно: АД 130/80, пульс 70 ударов в минуту, температура 39, 8 градусов.

Ригидность шеи 3-4 поперечных пальца. Выявляется симптом Кернига. Рефлексы с конечностей оживлены, равны. На кожных покровах туловища единичные геморрагические высыпания.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Расскажите о возможных осложнениях и прогнозе.

3. Расскажите об объеме догоспитальной помощи и транспортировке больного по назначению.

4. Продемонстрируйте исследование менингеальных симптомов.

 

Эталоны ответов

1. Менингит, предположительно менингококковый гнойный. Диагноз устанавливается на основании оболочечных симптомов; общеинфекционных признаков; геморрагической сыпи.

2. При неоказании помощи развивается отек-набухание головного мозга с вклинением, гипертермия, инфекционно-токсический шок,эписиндром с возможным летальным исходом.

3. Алгоритм оказания неотложной помощи:

· Введение Sol. Prednisoloni в/в 60-90 мг (противовоспалительный и противоотечный эффект);

· возможно введение 10 мл 25% р-ра магния сульфата и литической смеси;

· введение 3 000 000 ЕД пенициллина при транспортировке несколько часов;

· транспортировка на носилках в инфекционную больницу, экстренное извещение.

4. Исследование менингиальных симптомов.

Ригидность шеи: больной лежит на спине, фельдшер сгибает больному голову, приводя подбородок к грудине. Ригидность измеряется количеством поперечных пальцев фельдшера между подбородком и грудиной.

Симптом Кернига: больной лежит на спине, фельдшер сгибает ногу больного в тазобедренном и коленном суставах. Выпрямляет ногу в коленном суставе, симптом Кернига измеряется в градусах

 

ЗАДАЧА 5

Вызов на дом фельдшера скорой помощи. Мужчина 60 лет, жалобы на нарушение речи (по типу «каши во рту»), общую слабость, головокружение, головную боль (умеренно выраженную), онемение в правых конечностях и правой половине лица. Болеет второй день. Сначала онемели правые конечностях, сегодня с утра появились нарушения речи.

Объективно: АД 120/70 мм рт. ст., пульс 68 ударов в минуту, температура 36, 6 град. С. Речь нарушена: нечетко выговаривает слова, «проглатывает» окончания фраз. Понимание речи сохранено.Опущен угол рта справа. Сила мышц рук и ног снижена справа. Походка нарушена: слегка подволакивает правую ногу. Снижена чувствительность в правых конечностях.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Расскажите об объеме догоспитальной помощи и транспортировке по назначению.

3. Составьте план диагностических мероприятий и принципов лечения в стационаре.

4. Продемонстрируйте пробу Барре на утомляемость.

 

Эталоны ответов

1. Острое нарушение мозгового кровообращения (ишемический инсульт в левой средней мозговой артерии), правосторонний гемипарез, гемианестезия, моторная афазия. Относительно постепенное развитие симптомов заболевания, очаговость двигательных и чувствительных нарушений, моторная афазия.

2. Догоспитальная помощь:

· снять ЭКГ;

· ввести эуфиллин 2, 4-10% в/в (с целью улучшения мозгового кровообращения);

· ввести преднизолон 30 мг в/в (противоотечный эффект);

· возможно введение 10 мл 25% р-ра магния сульфата и/или фуросемид 1% - 2, 0 в/в для предупреждения отека мозга:

· транспортировать на носилках в дежурный неврологический стационар.

3. Диагностические мероприятия в стационаре:

· люмбальная пункция с целью уточнения характера инсульта (ишемический или геморрагический);

· эхо-энцефалоскопия для выявления смешения структур головного мозга;

· исследование глазного дна для уточнения степени отека мозга и внутричерепной гипертензии;

· биохимический анализ крови для оценки системы свертываемости;

· Лечебная программа в стационаре:

· постельный режим;

· патогенетическое лечение (противоотечное и специфическое гемодинамическое – гемостатики и дезагреганты); ноотропные и др.

4. Проба на утомляемость (проба Барре):

· «верхний» Барре: больной лежит на спине, руки выпрямлены в локтевых суставах, пальцы сомкнуты и вытянуты, руки подняты от горизонтали на 10-20 град. Пациент держит руки до 1 мин. с закрыты­ми глазами. Отмечают время, с которого рука начинает опускаться;

· «нижний» Барре: больной лежит на животе, ноги согнуты в коленных суставах под углом 10-20 град. от горизонтали. Оценивается аналогично «верхнему» Барре.

 

ЗАДАЧА 6

Вызов фельдшера скорой помощи на дом. Женщина 50 лет с жалобами на выраженные приступообразные головные боли, преимущественно утром. На высоте головной боли тошнота, рвота. Также женщина жалуется на головокружение, общую слабость, нарушение походки и координации движения. Особо выделяет нарушение зрения (по типу «тоннельного зрения»), выраженное снижение памяти и изменение подчерка. Болеет в течение последнего месяца с постепенным нарастанием симптоматики. Резкое ухудшение состояния в последние дни.

Объективно: АД 150/90 мм рт. ст., пульс 90 \ даров в минуту, температура 36, 6 град.С., ригидность шеи 1-2 поперечных пальца, симптом Кернига положительный. Рефлексы высокие с обеих сторон. Симптом Бабинского с обеих сторон.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Изложите развитие и прогноз данного заболевания без лечения.

3. Расскажите об объеме догоспитальной помощи.

4. Составьте план диагностических исследований в стационаре и расскажите о принципах лечения.

5. Продемонстрируйте методику проведения пальце-носовой пробы.

Эталоны ответов

1. Опухоль головного мозга или туберкулезный менингит.

2. Прогноз опухоли или туберкулезного менингита без лечения неблагоприятный: дальнейшее нарастание отека головного мозга, метаболи­ческого ацидоза, нарушения жизненных функций.

3. Ввести:

· магнезию 2 5% % - 10, 0 на 10,0мл 40% раствора глюкозы или фуросемид 1% - 2, 0 в/в (для снижения внутричерепного давления);



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: