ПОДГОТОВКА к защите творческой работы (лексический анализ художественного текста)




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

– при подготовке студент самостоятельно подбирает источники и литературу, опираясь на список основной и дополнительной литературы по курсу в целом;

– ответ на каждый вопрос должен представлять собой законченное монологическое выступление с опорой на самостоятельно составленный план.

План

ВЫПОЛНЕНИЕ РЕФЕРАТА.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

– в течение семестра студент выполняет один реферат на выбор;

– литература и источники для написания реферата подбираются студентом самостоятельно;

– список использованной литературы по каждой теме должен насчитывать не менее 10-ти позиций и обязательно включать в себя издания последних десятилетий;

– реферат должен иметь соответствующее жанру оформление (объем не менее 15 – 20 страниц печатного текста, на первой странице – содержание реферата, в конце – список использованной литературы с указанием страниц в алфавитном порядке, сноски оформляются в квадратных скобках с указанием автора работы, года издания и номера цитируемой страницы; формат А4, интервал полуторный, 14 кегль);

– приветствуется наличие в реферате иллюстраций, фотографий и т.п.

– кроме информации, почерпнутой из научной и публицистической литературы, периодики, реферат должен содержать элементы собственного анализа и осмысления выбранной темы.

ТЕМЫРЕФЕРАТОВ

Темы рефератов

1.. Лексические заимствования: аспекты и проблемы.
2. Этапы освоения заимствованных слов и семантические процессы при заимствовании.
3. Статус заимствованного слова и иностранного слова.
4. Структурные типы заимствованных слов, их фонетические и грамматические особенности в русском языке.
5. Жаргонная лексика и литературный язык.
6. Источники терминообразования в русском языке.
7. Ономастическая лексика: антропонимы, топонимы, этнонимы, гидронимы и их разновидности. Русские ономастические словари разных типов.
8. Неологизмы и их разновидности в современном русском языке.
9. Неологизмы и словотворчество: окказионализмы и авторские неологизмы. Потенциальные слова русского языка.
10. Методы изучения лексического состава языка.
11. Метод компонентного анализа в лексической семасиологии.
12. Функциональная роль лексических окказионализмов в художественной и публицистической речи.
13. Русская фразеология: аспекты и проблемы.
14. Стилистические ресурсы фразеологии.
15. Русская разговорная речь с точки зрения ее лексического состава. Специфические виды номинации в разговорной речи.
16. Просторечная лексика русского языка: аспекты и проблемы.
17. Тенденции развития лексики и фразеологии современного русского литературного языка.
18. Изменение лексики и фразеологии русского языка в советскую эпоху.
19. Функции и оценка иноязычных слов в современной русской речи.
20. Стилистические пласты лексики и фразеологии в книжных стилях литературного языка.

21. Лексикография: история и современность.

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ РАБОТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

– конспекты выполняются студентом в течение семестра в отдельной тетради;

– каждая книга прорабатывается не позднее семинарского занятия, посвященного теме, рассматриваемой автором;

– особое внимание в конспекте уделяется главам и разделам книги, обозначенным в плане семинарского занятия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

Валгина Н.С. Активные процессы в современном русcком языке: Учеб. пособие для вузов / Н.С.

Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). 2-е изд. М., 1972.

Виноградов В.В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины // В кн.: Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977.

Винокур Г.О. О славянизмах в современном русском литературном языке // В кн.: Винокур Г. 0. Избранные работы по русском языку. М., 19б9.

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. СПб., 1999.

Крысин Л.П. Русское слово, свое и чужое. М., 2004.

 

ВОПРОСЫК РЕЙТИНГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Вопросы к I- й рейтинговой точке

Определение слова как основной единице языка. Важнейшие признаки и функции слова. Лексическое значение, его сущность, его специфика. Факторы, определяющие характер лексического значения. Типы лексического значения слова. Компонентный анализ слова.

Многозначность (полисемия) слова. Определение многозначности. Однозначность (моносемия) как частный случай многозначности. Радиальная, цепочечная и радиально-цепочечная полисемия.

Назовите общие принципы классификации словарного состава русского языка.

Из каких исторических пластов состоит исконно русская лексика? Какие словообразовательные аффиксы указывают на исконно русское происхождение слов?

Каковы причины иноязычных заимствований? В какие сферы жизни Руси проникали заимствования из славянских языков?

Почему старославянизмы занимают особое место среди других заимствований в русском языке?
По какой причине старославянский язык получил широкое распространение среди восточных славян?
Перечислите основные приметы старославянизмов.
Как сложилась судьба старославянизмов в русском языке?
С какими целями старославянизмы употребляются в современном русском литературном языке?
Какие заимствования из неславянских языков относятся к наиболее ранним?
Какой фонетический закон является основной приметой тюркских заимствований?
Какова роль латинских и греческих заимствований в становлении терминологической системы русского языка?
Каковы особенности и функции иноязычных заимствований в эпоху Петра 1?
В какие сферы жизни наиболее активно проникают западные заимствования в Петровскую эпоху?
По каким приметам можно определить заимствованные слова в русском языке?
Как иноязычные слова "адаптируются” в русском языке?

Каким образом иноязычные слова приспосабливаются к фонетической и морфологической системе русского языка?
Какое явление называется народной этимологией?
Что такое варваризмы?
Что такое калькирование и какие типы калек существуют в русском языке?
Что такое полукальки?

Назовите основные словари иностранных слов.

 

Вопросы ко II- й рейтинговой точке

Какие слова относятся к активному лексическому запасу?
Какие слова относятся к пассивной лексике?
На какие типы делится устаревшая лексика?
Что такое архаизмы?
Что такое историзмы?
С какой целью историзмы и архаизмы используются в художественной литературе?
Перечислите основные типы архаизмов.

Каковы причины возникновения новых слов?

Какие словообразовательные типы активизировались в советскую эпоху для пополнения фонда неологизмов?
Какие типы неологизмов существуют в русском языке?
Что такое окказионализмы?

Перечислите и охарактеризуйте основные словари новых слов.
Какая лексика называется диалектной?
Входит ли диалектная лексика в систему общенародного языка?
Какие диалектизмы называются этнографическими?
Перечислите типы диалектной лексики. Иллюстрируйте каждый тип примерами.

Каким образом происходит усвоение диалектных слов литературным языком? С какими целями писатели используют диалектную лексику в своих произведениях?
Дайте определение терминологической лексики.
Что такое терминологическая система?
Как проявляются явления полисемии, омонимии, синонимии, антонимии в терминологии?
Каковы причины возникновения синонимов в терминологии?
По каким словообразовательным моделям образуются термины?

Что такое аффиксоиды и какую роль они играют в образовании терминов?
Что представляет собой синтаксический способ образования терминов?

Что такое детерминологизация?

Какие наименования называются номенклатурными?
Какие слова называются профессионализмами?
Какая лексика называется жаргонной?
Назовите источники образования жаргонной лексики.
Какая лексика называется арготической?
Каковы причины возникновения арготической лексики?
С какими целями используются жаргонизмы и арготизмы в художественной литературе?
Назовите основные диалектные и терминологические словари.

 

Вопросы к III- й рейтинговой точке


Что такое фразеологизм?
Каковы основные признаки фразеологизма?
В чем сходство и различие слова и фразеологизма?
Перечислите и охарактеризуйте типы фразеологизмов по степени семантической слитности и мотивированности значения.

Чем отличаются фразеологические единицы, обладающие двумя и более значениями, от многозначных слов?
Что такое фразеологические синонимы и чем они отличаются от фразеологических вариантов?
Каким образом образуется антонимия фразеологизмов? Назовите типы фразеологических антонимов.
Какие существуют структурно-семантические типы фразеологизмов?
В чем сходство и различие фразеологических единиц и паремий?

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

  1. Подготовка к рейтинговой аттестации включает ознакомление материалов лекций по данным темам и учебника.
  2. Чтение и конспектирование научных работ соответствующей тематики.

 

ВЕДЕНИЕ ГЛОССАРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

–глоссарий студентом в течение семестра;

– в глоссарий записываются все лингвистические термины и их толкования, данные лингвистами, по курсу;

– студент имеет право воспользоваться глоссарием во время экзамена



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: