Таблица 1.
Рыночный регулятор | Государственный регулятор |
Хозяйственные решения (что, как и для кого производить) принимаются на уровне микроэкономики и интересах фирм и домашних хозяйств | Управленческие решения принимаются на макроуровне и учитывают общенациональные цели и интересы |
Управляющее воздействие оказывается на горизонтальные (партнерские) экономические связи между фирмами и домашним хозяйствами | Управление национальным хозяйством строится но вертикали (по направлению сверху вниз: от государства к фирмам и домашними хозяйствами) |
Регулирование хозяйственных связей базируется только на договорных началах и материальных интересах | Иерархические связи (в порядке подчинения низшего звена экономики высшему) часто строятся на экономическом принуждении (налоги, таможенные сборы и т.п.) |
Помимо политических функций государство осуществляет также экономические функции.
Оно становится ведущим субъектом национальной экономики, наделенном своей собственностью. На этой основе образуется, как известно, особый государственный сектор макроэкономики. Он создается двумя путями:
а) через национализацию (огосударствление) хозяйства благодаря выкупу имущества у иных собственников;
б) через создание предприятий новейших отраслей промышленности, порожденных НТР за счет инвестиций.
Второй принцип: прогнозирование и планирование национальной экономики.
Основой государственного регулирования являются научные прогнозы социально-экономического развития страны на один год, среднесрочную (3—5 лет) и долгосрочную перспективу (10, 20 лет). Такие прогнозы способствуют достижению народнохозяйственной пропорциональности, определяемой с помощью национальных счетов и межотраслевых балансов.
Как правило, имеется три варианта прогноза:
— пессимистический (с наименьшими по величине показателями);
— оптимистический (с наибольшими значениями показателей);
— базовый (с более реалистическими показателями). Он принимается за основу государственного плана, который отражает стратегические направления и задачи экономического и социального развития страны.
По степени жесткости плановых заданий различают два вида планов: директивный (строго обязательный для исполнения) - применяется прежде всего на государственных предприятиях; индикативный (рекомендательный, ориентирующий). Последний состоит из ряда программ, предусматривающих решение отдельных социально-экономических задач. К их выполнению при-влекаются фирмы путем предоставления государственных заказов. Государство отбирает фирмы, проведя соответствующие конкурсы.
Разъясняя студентам, как функционирует национальная экономика. В. Леонтьев сравнивает ее с яхтой в море, “Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер — это заинтересованность. Руль — государственное регулирование. У амери-канской экономики слабый руль. Нельзя делать так, как говорил Рейган: поднимите паруса, пусть их наполнит ветер, и идите в кабину коктейль пить. Так нас и на скалы вынесет, разобьет яхту вдребезги... Я думаю, что более правильно делают японцы. У них, конечно, есть частная инициатива, но и государство играет большую роль, влияя на развитие экономики в лучшем направлении. Из всех капиталистических стран, у которых в настоящее время можно чему-то поучиться, я бы выбрал не США, а Японию”.
Третий принцип: осуществление государством политики "эффективного спроса".
Дж. Кейнс в труде “Общая теория занятости, процента и денег” (1936) исследовал причины спадов производства и увеличения безработицы. Эти причины он увидел в недостаточности покупательского спроса на предметы личного потребления и на средства производства. Такая недостаточность, по его мнению, обусловлена тем, что по мере роста доходов снижаются темпы увеличения спроса на полезные блага: у людей уменьшается “склонность к потреблению” и усиливается “стремление к сбережениям”. Дж. Кейнс утверж-дал: “Основной психологический закон... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход”.
Центральная задача государства, по Кейнсу, состоит в том, чтобы обеспечить высокий объем “эффективного спроса”, ведущего к росту доходов. Предпо-лагается развивать два вида спроса: а) спроса населения на предметы потребления и б) спроса предпринимателей на инвестиционные товары (средства производства).
Новым в экономической теории стало то, что кейнсианство впервые раскрыло структуру макроэкономического спроса, в том числе расходов на эко-номику, осуществляемых государством. В западной экономической литературе макроспрос рассматривается как планируемые расходы. Они представляют собой сумму, которую государство, домашние хозяйства и фирмы планируют израсходовать на товары и услуги.
Внутри страны такие расходы Е составляют сумму потребления С, инвестиций i и государственных закупок G: Е = С + i + G.
Вот как выглядит структура всех расходов (используемый валовой внутренний продукт) в некоторых странах (табл. 2.).
Таблица 2.
Планируемые расходы в некоторых странах, %
Страны и год | ВВП | Потребление домашних хозяйсти С | Валовые инвестиции i | Государственные закупки G |
США (1993) | ||||
Япония (1992) | ||||
Россия (1993) |
Чтобы выделить отдельно все государственные расходы (спрос государства), требуется расшифровать потребление домашних хозяйств С. Надо вычесть из суммы доходов У налоги государства Г. При этом определяется так называемая функция потребления: С = У - Т.
Из этой формулы вытекает, что потребление зависит от располагаемого дохода. Располагаемый доход (У - Т ) — это совокупный доход У за вычетом налогов Г, т.е. располагаемый доход — то, чем население может самостоятельно распорядиться.
Отсюда вытекает, что в государственный бюджет поступает следующая сумма переменных величин (из состава Е - всех планируемых расходов): Т + G.
После проведенного анализа можно подвести его итоги. Стало очевидно, что совокупный спрос (планируемые расходы) распадается на три части:
Е = (У- Т) + i + (Т +С).
Это позволяет определить три направления государственной политики эффективного спроса: 1) увеличение спроса населения на предметы потребления (следствием этого является рост занятости); 2) расширение спроса предпринимателей на инвестиционные товары (это ведет к увеличению производства и занятости); 3) рост государственных расходов на экономические и социальные цели.
Кейнсианское учение не ограничилось определением направлений политики эффективного спроса.
Четвертый принцип: политика эффективного спроса опирается на научные макроэкономические модели, которые необходимы для управления национальным хозяйством.
Дж. Кейнс придал экономической теории новое качество. Это особенно заметно на фоне классической политической экономии, которая сосредоточила внимание на чисто теоретическом анализе стихийной регулирующей роли системы цен, не принимая в расчет количественной стороны этого процесса. Кейнсианство открыло “первую страницу” в эконометрическом анализе национального хозяйства. В его арсенал вошли важнейшие математические инструменты и приемы.
Впервые стали применяться агрегированные экономические величины, суммарно охватывающие все национальное хозяйство. Были выделены независимые переменные величины, которые не поддаются непосредственному воздействию государства (склонность населения к потреблению и накоплению, ставка процента и др.). Обнаружены зависимые переменные, на которые влияют независимые переменные величины (масштабы занятости работников, объем национального дохода и т.п.). Установлены количественные связи указанных двух групп изменчивых величин в математических моделях.
Кейнс не признавал неизбежности массовой безработицы и полагал, что возможно и необходимо регулируемое государством национальное хозяйство. Он исследовал закономерные количественные связи макроэкономических величин - совокупных капиталовложений и национального дохода; инвестиций и занятости населения; национального дохода, потребления и сбережений; совокупного количества денег в обращении, уровня цен, заработной платы, прибыли и процента. Кейнс стремился найти переменные величины, поддающиеся контролю или управлению со стороны властей в рамках существующей хозяйственной системы. Он широко использовал “категории ожиданий” (ожидаемая прибыль, перспективные издержки производства, ожидаемые изменения цен, стоимости денег, процента и т.д.), которые носят вероятностный характер и необходимы для экономического прогнозирования.
Кейнсианская теория выделила в качестве центральных три модели (функциональные зависимости). Одна из них отражает зависимость ставки процента r от дохода У: r = F(У). Чем выше доход населения, тем больше спрос на деньги у банков и тем выше ставка процента.
На рисунке 1.6 показана прямая зависимость ставки процента от дохода. Рост доходов населения с У1 до У2 увеличивает банковский спрос па деньги, а стало быть, повышает ставку процента с r1 до r2
Ставка процента r
Рис. 1.6. Кривая ставки процента
Другая модель характеризует зависимость объема инвестиций от ставки процента: i = F(r). Чем больше норма процента (чем дороже кредит), тем меньше объем инвестиций. (см. рис. 1.7).
Рис. 1.7. Кривая инвестиций.
На рисунке 1.7 мы видим, что увеличение нормы процента с r1 до r2 уменьшает соответственно объем инвестиций с i(r2) до i(r1).
Дж. Кейнс придавал большое значение инвестициям, как такой независимой переменной величине, которая влияет на зависимые от нее переменные величины: занятость, доход нации, потребительский спрос населения. В связи с этим он разработал теорию мультипликатора, которая определяет эффективность государственных расходов с точки зрения воздействия их на объем общественного производства, занятость, доход и рынок, а тем самым — на эффективный спрос.
Объем национального дохода и совокупного спроса находится в определенной количественной зависимости от общей суммы инвестиций (всех производственных и непроизводственных расходов). Эту количественную связь выражает особый коэффициент - мультипликатор (лат. multiplicator - умножающий). Кейнс так охарактеризовал мультипликатор инвестиций: “Когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в k раз превосходит прирост инвестиций”. Он утверждал, что расширение инвестиций ведет к увеличению занятости, а потому и дохода общества и тем самым — к повышению потребительского спроса.
Этот мультипликационный эффект объясняется своеобразной цепной реакцией. Первичные капитальные вложения в одну отрасль вызывают потребность в росте производства (соответственно доходов) во многих смежных отраслях (поставляющих строительные материалы, сырье, энергию, машины и т.д.).
Подытоживая сказанное, важно отметить практические итоги кейнсианской революции. Принципы кейнсианской модели государственного регулирования легли в основу социально-экономической политики правительств США, Англии и других западных стран, которая проводилась с 50-х гг. и до середины 70-х гг. и получила название планируемого и регулируемого капитализма. Она дала обнадеживающие результаты: это был наибольший период бескризисного развития мировой капиталистической экономики за весь послевоенный период. Совершенно новыми были и ее социальные результаты.
3.1. Кризис теории Дж. М. Кейнса
Тем временем усиление интернационализации экономики и развертывание нового этапа в научно-технической революции настоятельно требовали новых идей относительно экономической роли государства, целей, приоритетов и инструментов вмешательства в рыночный механизм. Переоценка ценностей в политике ознаменовалась началом всесторонней критики кейнсианства, переросшей в подлинный кризис этой теории. Во время мирового кризиса 1973-1975 годов произошло то, что Кейнс считал невозможным: инфляция и рост безработицы одновременно.
Кризис претерпела не только собственно кейнсианская теория, а вся концепция «государства благосостояния», то есть концепция широкого участия государства в экономике, основанного на социальных приоритетах, опирающегося на значительный государственный сектор экономики предпринимательства и высокую степень перераспределения национального дохода через бюджетную систему. Усилилась консервативная, антигосударственная идеология. Но кейнсианство не исчезло, как не исчезла необходимость корректирующего воздействия государства на рыночный механизм. Оттесненное на обочину главного направления экономической теории неоклассической школой, кейнсианство приспосабливается к новым реалиям, развиваясь в новом облике — в виде посткейнсианства.
Заключение
Итак, тема данной работы – «Теория государственного регулирования экономики в учении Дж. М. Кейнса».
При написании данной работы мы опирались на следующую цель – в чём состоит особенность теории государственного регулирования экономики в учении Дж. М. Кейнса.
Таким образом, в данной работе мы говорили о том, что представляет собой теория Кейнса.
Кейнсианство (англ. Keynesian Economics), макроэкономическая теория, в основе которой лежит идея необходимости государственного регулирования развития экономики. Суть учения Кейнса состоит в том, что для процветания экономики все должны тратить как можно больше денег. Государство должно стимулировать совокупный спрос даже путем роста бюджетного дефицита, долгов и выпуска необеспеченных денег.
Возникновение кейнсианства связано с именем выдающегося английского экономиста, теоретика и политического деятеля Д. М. Кейнса. Его многочисленные работы и особенно «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) буквально перевернули современную ему теорию, что вошло в историю экономической мысли под названием «кейнсианской революции». Фундаментальная идея этой революции состояла в том, что зрелая капиталистическая экономика не имеет склонности к автоматическому поддержанию равновесия и эффективному использованию всех ресурсов (отсюда кризисы и безработица), а потому нуждается в государственном регулировании с помощью финансовых инструментов — бюджетных и кредитно – денежных рычагов.
Развитие кейнсианской концепции макроэкономического регулирования включало три основных момента: отказ от идеи сбалансированности бюджета в качестве главного ориентира финансовой политики правительства; разработку теории воздействия дефицита на динамику производства; новое понимание роли кредитно – денежной политики как инструмента, призванного поддерживать действия министерства финансов.
Однако со временем данная теория перестала быть актуальной. На смену кейнсианству пришло посткейнсиансво.
Список используемой литературы
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М., Финансы и статистика, 1997.
2. Булатов А.В. Экономика. М., 1995г.
3. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. М., 1996г.
4. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2001.
5. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Ростов-на-Дону, 1998г.
6. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой – М.: Прос-пект, 2001.