Признаки рыночного и государственного регулятора экономики.




Таблица 1.

Рыночный регулятор Государственный регулятор
Хозяйственные решения (что, как и для кого производить) принимаются на уровне микроэкономики и интересах фирм и домашних хозяйств Управленческие решения принимаются на макроуровне и учитывают общенациональные цели и интересы
Управляющее воздействие оказывается на горизонтальные (партнерские) экономические связи между фирмами и домашним хозяйствами Управление национальным хозяйством строится но вертикали (по направлению сверху вниз: от государства к фирмам и домашними хозяйствами)
Регулирование хозяйственных связей базируется только на договорных началах и материальных интересах Иерархические связи (в порядке подчинения низшего звена экономики высшему) часто строятся на экономическом принуждении (налоги, таможенные сборы и т.п.)

Помимо политических функций государство осуществляет также экономические функции.

Оно становится ведущим субъектом национальной экономики, на­деленном своей собственностью. На этой основе образуется, как из­вестно, особый государственный сектор макроэкономики. Он создает­ся двумя путями:

а) через национализацию (огосударствление) хозяйства благодаря выкупу имущества у иных собственников;

б) через создание предприятий новейших отраслей промышленнос­ти, порожденных НТР за счет инвестиций.

Второй принцип: прогнозирование и планирование национальной эко­номики.

Основой государственного регулирования являются научные про­гнозы социально-экономического развития страны на один год, средне­срочную (3—5 лет) и долгосрочную перспективу (10, 20 лет). Такие прогнозы способствуют достижению народнохозяйственной пропор­циональности, определяемой с помощью национальных счетов и меж­отраслевых балансов.

Как правило, имеется три варианта прогноза:

пессимистический (с наименьшими по величине показателями);

— оптимистический (с наибольшими значениями показателей);

— базовый (с более реалистическими показателями). Он принима­ется за основу государственного плана, который отражает стратегические направления и за­дачи экономического и социального развития страны.

По степени жест­кости плановых заданий различают два вида планов: директивный (строго обязательный для исполнения) - применяет­ся прежде всего на государственных предприятиях; индикативный (рекомендательный, ориентирующий). Последний состоит из ряда программ, предусматривающих решение отдельных со­циально-экономических задач. К их выполнению при-влекаются фирмы путем предоставления государственных заказов. Государство отбирает фирмы, проведя соответствующие конкурсы.

Разъясняя студентам, как функционирует национальная экономи­ка. В. Леонтьев сравнивает ее с яхтой в море, “Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер — это заинтересованность. Руль — государственное регу­лирование. У амери-канской экономики слабый руль. Нельзя делать так, как говорил Рейган: поднимите паруса, пусть их наполнит ветер, и идите в кабину коктейль пить. Так нас и на скалы вынесет, разобьет яхту вдребезги... Я думаю, что более правильно делают японцы. У них, конечно, есть частная инициатива, но и государство играет большую роль, влияя на развитие экономики в лучшем направлении. Из всех капиталистических стран, у которых в настоящее время можно чему-то поучиться, я бы выбрал не США, а Японию”.

Третий принцип: осуществление государством политики "эффек­тивного спроса".

Дж. Кейнс в труде “Общая теория занятости, процента и денег” (1936) исследовал причины спадов про­изводства и увеличения безработицы. Эти причины он увидел в недо­статочности покупательского спроса на предметы личного потребле­ния и на средства производства. Такая недостаточность, по его мнению, обусловлена тем, что по мере роста доходов снижаются темпы увели­чения спроса на полезные блага: у людей уменьшается “склонность к потреблению” и усиливается “стремление к сбережениям”. Дж. Кейнс утверж-дал: “Основной психологический закон... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход”.

Центральная задача государства, по Кейнсу, состоит в том, чтобы обеспечить высокий объем “эффективного спроса”, ведущего к росту доходов. Предпо-лагается развивать два вида спроса: а) спроса населения на предметы потребления и б) спроса предпринимателей на инвестици­онные товары (средства производства).

Новым в экономической теории стало то, что кейнсианство впе­рвые раскрыло структуру макроэкономического спроса, в том числе расходов на эко-номику, осуществляемых государством. В западной экономической литературе макроспрос рассматривается как планируе­мые расходы. Они представляют собой сумму, которую государство, домашние хозяйства и фирмы планируют израсходовать на товары и услуги.

Внутри страны такие расходы Е составляют сумму потребления С, инвестиций i и государственных закупок G: Е = С + i + G.

Вот как выглядит структура всех расходов (используемый валовой внутренний продукт) в некоторых странах (табл. 2.).

Таблица 2.

Планируемые расходы в некоторых странах, %

Страны и год ВВП Потребление домашних хозяйсти С Валовые инвестиции i Государствен­ные закупки G
США (1993)        
Япония (1992)        
Россия (1993)        

Чтобы выделить отдельно все государственные расходы (спрос го­сударства), требуется расшифровать потребление домашних хозяйств С. Надо вычесть из суммы доходов У налоги государства Г. При этом определяется так называемая функция потребления: С = У - Т.

Из этой формулы вытекает, что потребление зависит от располага­емого дохода. Располагаемый доход (У - Т ) — это совокупный доход У за вычетом налогов Г, т.е. располагаемый доход — то, чем население может самостоятельно распорядиться.

Отсюда вытекает, что в государственный бюджет поступает следую­щая сумма переменных величин (из состава Е - всех планируемых расходов): Т + G.

После проведенного анализа можно подвести его итоги. Стало оче­видно, что совокупный спрос (планируемые расходы) распадается на три части:

Е = (У- Т) + i + (Т +С).

Это позволяет определить три направления государственной поли­тики эффективного спроса: 1) увеличение спроса населения на предметы потребления (следст­вием этого является рост занятости); 2) расширение спроса предпринимателей на инвестиционные това­ры (это ведет к увеличению производства и занятости); 3) рост государственных расходов на экономические и социальные цели.

Кейнсианское учение не ограничилось определением направлений политики эффективного спроса.

Четвертый принцип: политика эффективного спроса опирается на научные макроэкономические модели, которые необходимы для управ­ления национальным хозяйством.

Дж. Кейнс придал экономической теории новое качество. Это осо­бенно заметно на фоне классической политической экономии, которая сосредоточила внимание на чисто теоретическом анализе стихийной регулирующей роли системы цен, не принимая в расчет количествен­ной стороны этого процесса. Кейнсианство открыло “первую страницу” в эконометрическом анализе национального хозяйства. В его арсенал вошли важнейшие математические инструменты и приемы.

Впервые стали применяться агрегированные экономические величи­ны, суммарно охватывающие все национальное хозяйство. Были выделены независимые переменные величины, которые не под­даются непосредственному воздействию государства (склонность насе­ления к потреблению и накоплению, ставка процента и др.). Обнаружены зависимые переменные, на которые влияют независи­мые переменные величины (масштабы занятости работников, объем национального дохода и т.п.). Установлены количественные связи указанных двух групп изменчи­вых величин в математических моделях.

Кейнс не признавал неизбежности массовой безработицы и полагал, что возможно и необходимо регулируемое государством наци­ональное хозяйство. Он исследовал закономерные коли­чественные связи макроэкономических величин - совокупных капита­ловложений и национального дохода; инвестиций и занятости населе­ния; национального дохода, потребления и сбережений; совокупного количества денег в обращении, уровня цен, заработной платы, прибыли и процента. Кейнс стремился найти переменные величины, поддающиеся контролю или управлению со стороны властей в рамках существующей хозяйственной системы. Он широко использовал “категории ожиданий” (ожидаемая прибыль, перспективные издержки производства, ожидаемые изменения цен, стоимости денег, процента и т.д.), которые носят вероятностный харак­тер и необходимы для экономического прогнозирования.

Кейнсианская теория выделила в качестве центральных три модели (функциональные зависимости). Одна из них отражает зависимость ставки процента r от дохода У: r = F(У). Чем выше доход населения, тем больше спрос на деньги у банков и тем выше ставка процента.

На рисунке 1.6 показана прямая зависимость ставки процента от дохода. Рост доходов населения с У1 до У2 увеличивает банковский спрос па деньги, а стало быть, повышает ставку процента с r1 до r2

Ставка процента r

Рис. 1.6. Кривая ставки процента

Другая модель характеризует зависимость объема инвестиций от ставки процента: i = F(r). Чем больше норма процента (чем дороже кредит), тем меньше объем инвестиций. (см. рис. 1.7).

Рис. 1.7. Кривая инвестиций.

На рисунке 1.7 мы видим, что увеличение нормы процента с r1 до r2 уменьшает соответственно объем инвестиций с i(r2) до i(r1).

Дж. Кейнс придавал большое значение инвестициям, как такой независимой переменной величине, которая влияет на зависимые от нее переменные величины: занятость, доход нации, потребительский спрос населения. В связи с этим он разработал теорию мультипликатора, которая определяет эффектив­ность государственных расходов с точки зрения воздействия их на объем общественного производства, занятость, доход и рынок, а тем самым — на эффективный спрос.

Объем национального дохода и совокупного спроса находится в определенной количественной зависимости от общей суммы инвести­ций (всех производственных и непроизводственных расходов). Эту количественную связь выражает особый коэффициент - мультипликатор (лат. multiplicator - умножающий). Кейнс так охаракте­ризовал мультипликатор инвестиций: “Когда происходит прирост об­щей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в k раз превосходит прирост инвестиций”. Он утверждал, что расширение инвестиций ведет к увеличению занятости, а потому и дохода общества и тем самым — к повышению потребительского спроса.

Этот мультипликационный эффект объясняется своеобразной цеп­ной реакцией. Первичные капитальные вложения в одну отрасль вызы­вают потребность в росте производства (соответственно доходов) во многих смежных отраслях (поставляющих строительные материалы, сырье, энергию, машины и т.д.).

Подытоживая сказанное, важно отметить практические итоги кейнсианской революции. Принципы кейнсианской модели государствен­ного регулирования легли в основу социально-экономической полити­ки правительств США, Англии и других западных стран, которая про­водилась с 50-х гг. и до середины 70-х гг. и получила название плани­руемого и регулируемого капитализма. Она дала обнадеживающие ре­зультаты: это был наибольший период бескризисного развития миро­вой капиталистической экономики за весь послевоенный период. Со­вершенно новыми были и ее социальные результаты.

 

3.1. Кризис теории Дж. М. Кейнса

Тем временем усиление интернационализации экономики и развертывание нового этапа в научно-технической революции настоятельно требовали новых идей относительно экономической роли государства, целей, приоритетов и инструментов вмешательства в рыночный механизм. Переоценка ценностей в политике ознаменовалась началом всесторонней критики кейнсианства, переросшей в подлинный кризис этой теории. Во время мирового кризиса 1973-1975 годов произошло то, что Кейнс считал невозможным: инфляция и рост безработицы одновременно.

Кризис претерпела не только собственно кейнсианская теория, а вся концепция «государства благосостояния», то есть концепция широкого участия государства в экономике, основанного на социальных приоритетах, опирающегося на значительный государственный сектор экономики предпринимательства и высокую степень перераспределения национального дохода через бюджетную систему. Усилилась консервативная, антигосударственная идеология. Но кейнсианство не исчезло, как не исчезла необходимость корректирующего воздействия государства на рыночный механизм. Оттесненное на обочину главного направления экономической теории неоклассической школой, кейнсианство приспосабливается к новым реалиям, развиваясь в новом облике — в виде посткейнсианства.

 

Заключение

Итак, тема данной работы – «Теория государственного регулирования экономики в учении Дж. М. Кейнса».

При написании данной работы мы опирались на следующую цель – в чём состоит особенность теории государственного регулирования экономики в учении Дж. М. Кейнса.

Таким образом, в данной работе мы говорили о том, что представляет собой теория Кейнса.

Кейнсианство (англ. Keynesian Economics), макроэкономическая теория, в основе которой лежит идея необходимости государственного регулирования развития экономики. Суть учения Кейнса состоит в том, что для процветания экономики все должны тратить как можно больше денег. Государство должно стимулировать совокупный спрос даже путем роста бюджетного дефицита, долгов и выпуска необеспеченных денег.

Возникновение кейнсианства связано с именем выдающегося английского экономиста, теоретика и политического деятеля Д. М. Кейнса. Его многочисленные работы и особенно «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) буквально перевернули современную ему теорию, что вошло в историю экономической мысли под названием «кейнсианской революции». Фундаментальная идея этой революции состояла в том, что зрелая капиталистическая экономика не имеет склонности к автоматическому поддержанию равновесия и эффективному использованию всех ресурсов (отсюда кризисы и безработица), а потому нуждается в государственном регулировании с помощью финансовых инструментов — бюджетных и кредитно – денежных рычагов.

Развитие кейнсианской концепции макроэкономического регулирования включало три основных момента: отказ от идеи сбалансированности бюджета в качестве главного ориентира финансовой политики правительства; разработку теории воздействия дефицита на динамику производства; новое понимание роли кредитно – денежной политики как инструмента, призванного поддерживать действия министерства финансов.

Однако со временем данная теория перестала быть актуальной. На смену кейнсианству пришло посткейнсиансво.

 

 

Список используемой литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М., Финансы и статистика, 1997.

2. Булатов А.В. Экономика. М., 1995г.

3. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. М., 1996г.

4. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2001.

5. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Ростов-на-Дону, 1998г.

6. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой – М.: Прос-пект, 2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: