Цели опроса: - закрепление, коррекция, выявление глубины усвоения.




Вопрос 1.

Основу РЯ как учебного предмета составляет наука о русском языке. Она многопрофильна: в нее входит СРЯ, его история и диалектология, смежные науки: графика, орфография, пунктуация. РЯ как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с др. школьными предметами основу общего образования выпускников. В отличии от др.выполняет 2 функции:

- является предметом изучения и обучения ему

- средством изучения всех остальных предметов

От уровня его преподавания зависят успехи в овладении им самим и др.предметов. В современной школе РЯ изучается с 1по 11 класс. Цели обучения предмета определяются следующими факторами: соц.заказом, уровнем развития соответственной науки, уровнем развития педагогики, детской психологии и самой методикой преподавания РЯ. Современная школа с т.з. соц.заказа должна дать прочные знания о языке, добиться свободного владения им. РЯ решает 2 задачи: специальную и общепредметную.Специальные цели: в соответствии с соц.заказом современного шк.курса РЯ. Имеет познавательно-практическую направленность т.е. дает знание о языке и речи и формирует разл. языковые и речевые умения. Познавательные цели: -формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция)-вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция)-эстетическое воспитание детей средствами РЯ как учебного предмета. Практические цели: Формирование орфографических и пунктуационных навыков; -вооружение учащихся нормами ЛЯ; -развитие умения связно излагать свои мысли –обогащения словарного запаса и грамматического строя. Общепредметные цели обучения РЯШ: -воспитание учащихся; -развитие логического мышления; -обучение самостоятельного пополнения знаний о РЯ. Состав и структура современного РЯШ. В школьный курс РЯ входят 3 типа учебного материала: знание о языке, языковые умения и способы деятельности с языковыми явлениями. В школе изучается только часть научного курса РЯ. Объясняется это и возрастом учащихся и потребностями обучения в 11-15 лет. Научный курс с этой целью минимизируется, из него выбирается минимум необходимых знаний.

Содержание обучения РЯ представлено в программе. Любая программа определяет систему основных знаний о языке и умении пользоваться им в устной и письменной речи, и последовательность работы над ним. В программе д.указываться примерное время, необходимое для изучения той или иной темы. Школьная программа состоит из 2 компонентов: объяснительной записки и собственно программы. Объяснительная записка – это компонент программы, определяющий основы организации учебного процесса по РЯ в школе: цели курса в целом и отдельных его частей, состав и направление а работе, место в системе шк.дисциплин, основные методические средства, преемственность с предыдущим этапом и межпредметные связи.

Собственно программа – это компонент шк.программы в целом, определяющий состав курса и последовательного изучения курса и последовательного изучения его частей. В данное время существует 2 типа программы: линейная и линейно-ступенчатая.

Существующие учебники, кроме панова, Львова, Быстрова, заметно отстали от СРЯ. Обучение в дореволюционной и советской школе было традиционным, ориентированные не на творческую личность, а на исполнителя. Больше всего времени тратится на усвоение орфографии, пунктуации, грамматики. Много учебников, много противоречий (Шанский – нулевое окончание/нулевой суффикс)

 

Анализ программы под ред.Шанского (Авторы: Баранов, Ладыженская,Шанский) с 1967г.

 

Вопрос 10.

Синтаксис - учение о нормах соединения слов в словосочетании и предложении. Синтаксические понятия изучаются на всем протяжении школьного курса русского языка. В 1 кл. изучение РЯ начинается со знакомства основных единиц речи – с предложения. Синтаксическое начало оказывается первичным, базовым в средней школе. Здесь изучаются все синтаксические единицы: словосочетания, простые предложения, виды сложных предложений, текст, строение, функции синтаксических единиц, нормы их употребления в речи, связи и отношения между ними. 8 кл. – словосочетания, простые предложения. 9 кл. – сложные предложения, обобщение. Авторы всех программ стремятся к необходимости изучать морфологию на синтаксической основе (В.П. Озерская «Изучение морфологии на синтаксической основе», 1991г.. В основу школьного курса синтаксиса легло структурно-семантическое направление – в центре внимания отношения между явлениями, их связи, через отношения вскрываются значения элементов системы. Уже в 5 кл. вводится знакомство с понятием речевая ситуация. Словосочетание – синтаксическая единица, состоящая из двух самостоятельных частей речи. Средствами связи является: окончание, служебные слова, порядок слов, интонация. Схема разбора словосочетания: 1.Выделить словосочетание из предложения, обозначить главное слово и зависимое, поставить смысловой вопрос; 2. Определить вид словосочетания: подчин./сочин. 3. Если подчин., то указать тип подчинительной связи: соглас./управл./примык.; 4.Вид словосочетания по структуре, по главному слову: именное/глаг./наречное. 5. Определить синтаксическую функцию зависимого слова. Схема разбора простого предложения: 1.выделить грамматическую основу (современная методика утверждает, что вначале надо выделить сказуемое); 2. вид по эмоциональной окраске: воскл./невоскл.3. вид по цели высказывания: повест./побуд./вопросит.4.по наличию главных членов: двусостав./односост. Односоставное: 1.с гл.чл.сказ.: -определенно-личное (я, ты, вы); -неопределенно-личное (они); -обобщенно-личное; -безличное.2. с гл.чл.подлеж.: -назывное. 5. По наличию второстепенных членов: распрастр./нераспр.6.полное/неполное. Неполное – опущен необходимый член предложения, кот. легко восстановить из контекста.7.чем осложнено? Приемы работы по синтаксису: 1. толкование терминов.2.выборочное списывание, выборочный диктант: записать по диктовку предложения с простыми глаг.сказум.3.лингвистический эксперимент – задания для самостоятельного выведения закономерностей (Чем в предложении м.б.инфинитив?). 4.подбор грамматических синонимов (Пр.: Ночью прошел нег, так что можно кататься на лыжах/Прошедшей ночью выпавший снег позволил кататься на лыжах). 5.составление схем- предложений или конструкций. 6.графические диктанты: ребята на слух составляют необходимые схемы. 7.работа над интонацией: 8кл. Разумовская. Выразительное чтение. Графически обозначается интонация восход./нисход. 8.интонационная зарядка: проговаривание с разной интонацией. Сложные случаи: -определение членов предложения: подлежащее или сказуемое. Подлежащее – предмет речи; сказуемое – сообщает о предмете: Для него наваждениечитать книги. Можно восстановить глаг.связку, и она буде перед сказуемым. Употребление указательной части, она будет перед сказуемым: Москвастолица нашей Родины. –путаница в определении вида простого придаточного предложения и СПП. –тире между главными членами предложений; -определение синтаксической функции инфинитива в предложении. -ошибки при разборе неполных предложений, которые принимают за односоставные. Это неполные предложения, в которых подлежащего нет, а сказуемое - глагол в форме единственного числа 3-го лица настоящего или будущего времени или единственного числа прошедшего времени, а также условного наклонения.

 

 

Вопрос 3.

Цели урока: предполагают планирование результатов в совместной деятельности учителя и школьника. Познавательная цель: добиться усвоения определенного понятия, правила. Дать знания по теме, углубить у школьников понятия. Практическая цель: формировать орфографические и пунктуационные навыки, навыки языкового разбора, лингвистического конструирования. Добиться усвоения норм РЛЯ. Обогащать словарный запас школьников. Формировать умения связного изложения мысли в устной и письменной форме. Воспитательная цель: прививать любовь к РЯ. Пример: Побудительные предложения в 8 кл. Цели: добиться усвоения признаков побудительного предложения, научить отличать от.?,добиться усвоения разных моделей побудительного предложения. Сформировать навыки выделять их в устной речи и тексте. Правильно произносить, конструировать побудительные предложения в речи.

Оборудование: План урока:

1.Комбинированный урок: орг.момент 2-3 мин.

Проверка д/з 7мин.

Опорное повторение

Подготовка к восприятию нового материала 5мин.

Объяснение нового материала 7мин.

Первичное закрепление 17мин.

Д/з 3 мин.

Подведение итогов урока

 

По цели обучения уроки РЯ делятся на обучающие и контрольные:

Обучающие уроки включают: -уроки сообщения новых знаний (объяснения нового материала); -уроки формирования языковых умений и навыков (закрепления); -уроки обобщения и систематизации знаний (повторения); -уроки работы над ошибками; - уроки развития речи; - комбинированные уроки.

Контрольные уроки включают: -уроки контроля за усвоением знаний и языковых умений; - урок контроля за овладением орфографической и пунктуационной грамотностью (контрольные диктанты); - уроки контроля за овладением навыками связной речи (изложения, сочинения). Существуют нетрадиционные формы проведения уроков: урок-соревнование, урок-конференция, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-КВН, урок-зачет и др. Также популярны интегрированные уроки.

I. Структура урока

II. Ход урока:

i. Цели урока: -познавательная; -практическая; -воспитательная.

ii. Оборудование.

iii. Ход урока:

III. Орг.момент. Задача: настроить ученика на работу на уроке, предупредить о возможных трудностях.

i. Проверка д/з: важное звено в процессе обучения. Разнообразные формы проверки: Выборочная проверка

ii. Самопроверка (Напр., карточка с правильным выполнением задания. Поверить. Назначить консультанта. Можно по словарям. «+» ученики видят правильно написанный текст, так проверяется самый трудный материал.

iii. Проверка с помощью опорных схем

iv. Проверка д/з с помощью консультации (во время д/з ребята подчеркивают места, в кот. сомневались)

v. Проверка с помощью диктанта (слова из домашнего упражнения)

 

Вопрос 2.

Развитие связной речи признается важнейшим аспектом обучения РЯ. Это залог успешного формирования соц.-активной личности, в кот. Остро нуждается наше общество на современном этапе его развития. Раздел появился в школе только с 70-ых гг. Выстраивается система обучения связной речи с 1 по 11 кл. Развивать речь нужно не только на специальных уроках, а на всех. В основном развитие речи происходит параллельно с изучением грамматических тем. Язык выполняет целый ряд функций в обществе. Язык – средство накопления знаний, накопления опыта, передача его поколениям, функция выражения мыслей, чувств и эмоций. Развивая речь, учим мыслить, функция планирования своих действий. Важнейшей функцией признается коммуникативная. Она интегрирует все остальные функции языка. Вне общения с др.людьми не может осуществиться никакая деятельность человека =>ведущая функция учебного предмета РЯ – научить полноценно пользоваться всем богатым арсеналом средств выражения мысли: словарным богатством и интонацией, лексическими и грамматическими синонимами, синтаксическими конструкциями, стилистическими фигурами, изобразительными средствами языка; -освоить все виды речевой деятельности.

«Стратегия организации Российского шк. образования». Цель: формирование человека современного информационного общества. Ученик видится личностью развитой, творческой, самостоятельной и критически мыслящей.

Подходы к изучению языков в школе:

1.Системно-функциональный

2.Коммуникативно-деятельностный

3. Личностно-ориентированный

Это значит, что обучение любого языка явления не должно заключаться на уровне классификации. Следует анализировать роль этого явления обязательно, в тексте, по возможности для речевой практики для общения. Более практически направленным курс РЯ будет в том случае, если его целью будет научить умению общаться, научить школьников ориентироваться в речевой ситуации и правилах речевого поведения, соблюдать этические формы речи. Даже на ЕГЭ появляется термин этическое правило. Под этическими ошибками надо понимать высказывания, содержащие речевую агрессию, оскорбление чувств читателя. Необходимо вооружить выпускников школы умением различных видов чтения, умением создавать письменные тексты. Личностно-ориентированное обучение предполагает внимание к процессу обучения и отдельному ученику, учет его интересов, опыта, возможностей, склонностей, отслеживает его успехи и неудачи. Направление работы по развитию речи: 1.обогащение словарного запаса; 2.обогащение грамматического строя речи, знакомство с разными средствами выражения одного и того же смысла; 3.ортодология, т.е. изучение вопросов культуры речи, овладение нормами литературного языка. Они изучаются вместе с изучением системы языка; 4.изучение средств речевого этикета; 5. Изучение стилей речи; 6. Работа с текстами, изучение законов построения текста; 7.изучение изобразительно-выразительных средств разного уровня языка; 8.система работы над воспроизведением текста. Изложение устное и письменное; 9.Система работы над сочинениями. Это высказывание, созданное учеником. Проблемы обучения РЯ на коммуникативной основе. В школе язык изучается как система грамматических форм, совокупность слов; господствует работа над орфографией, пунктуацией + теория. Очень мало внимания уделяется обучению общения. Работа с текстами ведется, но преимущественно в репродуктивном ключе - пересказ теста; такая работа не затрагивает особенностей личности учащихся, тем более, что многие тексты - низкого качества. Чаще всего дети имеют дело с фрагментами, отдельными предложениями. Необходимо организовать активную речевую деятельность, должна поменяться роль учителя: из человека спрашивающего учитель должен стать собеседником, участником общения. Организовать общение учеников между собою. Речевая деятельность проходит 4 этапа: -ориентирование в условиях деятельности; -планирование ее содержания; -реализация намеченного; -осуществление контроля.

 

 


 

IV. Опрос

Цели опроса: - закрепление, коррекция, выявление глубины усвоения.

Опрос не должен пугать и занимать много времени. Виды опроса: - фронтальный (продумывается система вопросов и заданий. Поурочный балл ставится в конце урока. Помогает мобилизовать учащихся в начале урока, хорошая зарядка, экономия времени, активность учащихся, участвует большая часть класса. Индивидуальный подход м.б.реализован, даже слабый ученик участвует в опросе, развивается умение мгновенно реагировать; «-» не развивает монологическую речь, не проверяет глубину знаний. Отвечают ребята с места, ответы короткие); - индивидуальный (Вначале задается вопрос к классу. Ученик вызывается к доске. Оценка должна выставляться сразу. Ученики могут задавать доп.вопросы. «+» развивается монологическая речь, умение приводить факты, проверяется глубина знаний, НО «-» пассивность класса. Способ преодоления: помощь с места, задавать вопросы, оценка ответа товарища); -тихий (Ладыженская. Один из учеников, кот. По к-л.причинам не выходит к доске, отвечает в полголоса учителю или консультанту); -уплотненный (проводится на уроках повторительно-обобщительных. Готовятся карточки, они должны быть адресными. Оценки в конце урока. –тестовый (письменный контрольный порос всего класса. Не менее 4 вариантов.

V. Подготовка к восприятию нового материала. Здесь создается ситуация затруднения, когда ребята ощущают недостаток своих знаний.

VI. Объяснение нового материала: - объяснение учителем; -самостоятельное изучение по учебнику; - наблюдение над проблемным материалом и беседа.

VII. Закрепление (3 этапа):

i. Первичное (упр. полусамостоятельного типа)

ii. Самостоятельная работа репродуктивного характера

iii. Самостоятельная и творческая работа

VIII. Задавание на дом: -не после звонка; -записать на доске № упр., стр.; -открыть учебник, прочитать задание, объяснить. Характер задний: стремиться к индивидуальным, разнообразным заданиям.

IX. Подведение итогов урока

 

 

В чем состоит линейно-ступенчатый принцип данной программы?! Изучение от мельчайших единиц (фонемы) до крупных (многокомпонентных предложений и текста)Самые сложные темы изучаются не однажды. Материал располагается: 1.правильные, типичные формы 2. в след. классах материал усложняется, изучаются нетипичные более сложные грамматические формы.

Почему программа 7 кл. считается самой сложной?! 1.сложный грамм.материал основан на знании 5-6 кл.2.изучаются новые части речи (причастие - самая сложная часть речи; 3.материал изучается впервые однажды. Практическая направленность обучения? Распределение часов считается примерным.

1).Учебный комплекс под ред. Бабайцевой. Состоит из 3 частей. 1ч. «Теория», в которой линейно излагаются основы науки о языке, орфографии, пунктуации, правила. Индуктивный способ подачи материала: каждая тема раскрывается с помощью учебного текста, в кот.с помощью шрифтовых и графических выделений, отмечено главное. Описание фактов языка иллюстрируется примерами.2ч. «Практика». Спец. Учебное пособие создано для учащихся 5,6,7,8,9 кл. В них содержится материал (задачи и упражнения), с помощью кот.знания трансформируются в умения. Упр. – на основе выполнения заданий по образцу, данному в правиле, определении, тексте задания к упражнению. Задачи: позволяют открыть ученику самостоятельно новое и интересное в яз. 3 ч. «Русская речь» - обеспечивает работу по развитию речи. 2 пособия: для 5-7 кл. и для 8-9 кл.

2). Учебный комплекс под ред. Разумовской, Леканта – поклассные учебники, в каждом, как теоретический материал, так и упражнения для формирования всех необходимых умений. В учебниках последовательно излагаются сведения о языке. Спец.раздел каждого учебника посвящен изучению речи. В этих разделах («Речь») раскрывается сущность важнейших понятий. Наряду с учебником используются и др.пособия, дополняющие его и позволяющие привлечь тот или иной материал, кот не м.б.включен в содержание учебника.

3).Уч.под ред Шанского. Функционирует с 70гг. Пересмотрен в 2005 г.Разные разделы: «Лексика», «Морфемика», «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография» и др. Описывает не только единицы языка, но и явления речи: текст и его типы, стили речи, нормы РЛЯ. 2005г.8-9кл. под ред. Шанского (Тростенцова), появился материал для исправления речевых ошибок. Есть первоначальное знакомство с грамматической синонимией. По содержанию учебник стал более научным. Есть задания о жанрах речи, о стилях речи, но не усилен аспект учить, учиться, самостоятельно приобретать знания, рефлектировать, отслеживать процесс обучения, самосовершенствоваться – основной в системе развивающего обучения 4). Эльконина, Давыдова. Иной подход был сформулирован в нач.60-ых гг. Элькониным, он усматривает своеобразие учебной деятельности не в усвоении знаний и умений. Ребенок рассматривается не как пассивный субъект, а как самоизменяющийся субъект учения. Программа линейная (с 1по 11 класс), позволяет избежать повторов. Три этапа: 1). 7-12 лет; 2). 12-15 лет; 3).15-17 лет. Особенность обучения: взаимопомощь, взаимообучение, работа в парах, проговаривается уч.материал, составляются и разыгрываются диалоги, дети должны видеть глаза друг друга. Система условных знаков между учеником и учителем. Класс не более 12 человек.

Приемы работы с учебником. Учебник предназначен для ученика и для учителя. Для ученика он является источником информации, справочным пособием. Для учителя – это источник методической системы. С его помощью он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения. 1).наличие разнообразного наглядного материала - схемы, рисунки, таблицы, условные обозначения - позволяет сделать форму работы более разнообразной; 2).наличие материала, с помощью кот.школьники обучаются способам деятельности (образцы рассуждения, способы применения правил, образцы разбора ит.п.) 3). Упр., направленные на формирование и совершенствование всех предусмотренных программой умений и навыков; 4). обеспечение регулярного повтора пройденного материала.

 

 


Вопрос 14.

Виды орфографических упражнений, методика их проведения. 1.орфографическое комментирование (последовательное объяснение всех или только указанных орфограмм); 2.орфографический разбор (выписать слов, прочитать, назвать орфограмму, сформулировать орфографическое правило, привести свой пример на это правило); 3. лингвистический эксперимент (дать испорченный текст); 4.письмо с выделением орф.слабых позиций, а потом с пропусками орф. слабых позиций); 5.составление новых слов из данного слова; 6. подбор примеров из словарей с указанными орфограммами.

Диктант – одно из наиболее употребительных упражнений. Состоит в воспроизведении услышанного текста. Задача – с отнести соотнести фонемы, звуковой состав соотнести с практическим. Ученики во время записи пользуются знанием орфографии.

Требования к диктантам: -Д. должен расширять познавательный опыт детей; - должен быть образцовым с т.з. ЛЯ; -эстетически оправданный текст; -текст должен быть удобным для произношения; -фиксированное количество слов и количество орфограмм.

Классификация диктантов: по целям проведения: -проверочный (контрольный). Их число четко оговорено; -текущие (обучающие); -контрольно-обучающие («Проверь себя»); по дидактическому материалу: -диктант буквенных слогов (1-4 кл.); -словарный диктант (5-9 кл., лучше из словосочетаний); -диктант из отдельных предложений (из 1 автора, афоризмы, пословицы, одна тема); по способу восприятия художественного текста: -слуховые; -зрительно-слуховые; -подготовка по памяти; -самодиктанты (выучить стихотворение, отрезок художественного произведения, проанализировать, ответить на вопросы); по форме записи: -немой; -словесный; -графический (слова не записываются, а к-л. схема, если это фонетический диктант, то записывается транскрипция); -цифровой (текст прослушивается целиком, не записывается. Диктуется 1 предложение. Дети фиксируют количество запятых); по способу работы с текстом: -полный (без изменения текста); -выборочный (выписывается то, что интересует учителя); -распределительный (записываются глаголы по типам спряжения); -диктант с объяснением орфографии; - творческий диктант (с изменением формы слова); творческий диктант с заменой слов (заменить синонимом с нужной орфографией, прил.с НЕ); -обратный диктант (составляют дети и диктуют учителю); -диктант с дописыванием текста; -свободный диктант (сначала читается весь текст, анализ текста, читается абзац (2-3предл.), ребята записывают их по памяти, самопроверка по авторскому тексту); по времени предупреждения ошибок: -комментированные (подсказки по ходу письма); -предупредительные (читаем весь текст, читаем одно предложение. Кто-то до письма объясняет правописание); -объяснительный (вызывается ученик для объяснения); -по следам ошибок (работа над ошибками). Урок работы над ошибками. Проводится после написания диктанта, сочинения, изложения. Для подготовки к уроку учитель необходимо систематизировать ошибки учащихся и проанализировать их, подобрать упражнения, ликвидирующие пробелы в знаниях учащихся. Этапы урока: 1. Орг.момент.2. Слово учителя: -общая характеристика качества выполненной работы; -общий анализ наиболее типичных ошибок (орфографических и пунктуационных).3.Работа над ошибками: обычно на уроках разбирается 5-6 орфограмм, на каждую не более 5 мин..Работа включает в себя: -объяснение правильного написания слова; -формулировка правила; - закрепление; -работа над пунктуационными ошибками; -индивидуальная работа (если к-л.ошибки не разбираются на уроке. Назначить консультантов); -подведение итогов; -д/з. Сегодня в методике критикуются упр.на вставление орфограмм: 1.низкий обучающий потенциал;2. Не учит видеть место возможной ошибки.3. если ученик сделал ошибку, ошибка закрепляется в памяти. Развитие орфографической зоркости: -списывание (неосложненное/осложненное/распределительное); -работа с орфографическим словарем; -прием орфографического чтения (слова читаются побуквенно, произносятся буквы, как будто они в сильной позиции; -метод решения грамматико –орфографических задач (поисковый метод, содействует развитию мышления, опирается на знания по фонетике, грамматике. В уч.заданиях необходим: 1.Что проверяем? Где, в какой морфеме, под ударением или нет?3.Порядок выполнения. 4.Результат решения. –использование опорных схем, составление алгоритмов (средство моделирования и наглядного изображения орфографического правила, предписывают какие операции и в какой последовательности необходимо выполнить, чтобы установить соответствующее написание); -мнемонические приемы (ассоциации): рисунки, считалки, стишки и т.д.

 

Вопрос 7.

Текст – категория, которая показывает все языковые явления в действительности, их функциональной возможности. Это единица речи, интерпретирующая значение всех языковых единиц. При изучении любого лингвистического явления целесообразно раскрывать его свойства на основе текста. Текст д.б.на любом уроке. С др.стороны, текст должен изучаться и как особая единица речи. Текст стал предметом изучения лингвистов со 2 пол.60-х гг. Текст – речевое произведение, представляющее собой сочетание нескольких предложений, имеющих общую тему, связанных по смыслу и грамматически. Свойства текста: 1.членимость; 2.связность; 3.смысловая цельность. Изучение структуры текста. Общая черта – линейность, логически оправданное расположение элементов высказывания в виде речевой цепи. 1. Цепная связь – в каждой последующей фразе есть отталкивание от того, что содержится в предыдущей. (Разумовская –данное и новое). Средства межфразовой связи в этом случае – лексический повтор, синонимы, однокоренные слова, местоимения, видо-временное единство глаг.-сказуемых. 2. Параллельная связь – предложения связаны за счет единства темы и предмета речи. Комплексный анализ текста: 1.Докажите, что это текст.2. Средства межфразовой связи.3.Тема, идея.4. Стиль текста – разговорный, книжный (офиц.-деловой, научный, публиц., худож.). 5.Изобразительно-выразительные средства. 6. Тип речи, структура. 7.Возможные приемы работы с данным текстом. 8. Опорные слова, план (поделить на смысловые части, выделить основную мысль). Тексты: -описание; -повествование; -рассуждение. Повествование – что произошло? Рассказ о действиях, событиях в определенной последовательности. Сначала…затем…наконец. Сюжет, герой, динамика, несколько частей: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Цепная связь, макс.зависимость предложений друг с др. Описание – мир в статике, мир в определенный момент времени (мгновенная фотография, иллюстрации). Предмет + его признаки. Перечислительная интонация: перечисление свойств предмета, его признаков, действий и др. Все части связаны темой, идеей. Структура: Зачин …осн.часть (перечисление объектов)…вывод. Связь параллельная. Рассуждение – Почему? Самый трудный тип речи, мир в причинно-следственных связях. Состоит из тезиса, аргументов, доказательств, примеров и вывода. Развивается не действие, а мысль; из одного умозаключения следует другое. Связь параллельная + цепная, вводные слова. Приемы работы с текстом: 1.Сравнивание отдельных предложений и текста;.2.Составление не текстов и текстов по данному началу (устно). 3. Нахождение границ предложений в тексте, он дается без точек и прописных букв. Деление текста на абзацы. 4.Восстановление правильного порядка предложений. 5. Дописывание концовки-вывода. 6. Определение темы, предмета речи, осн.мысли, анализ иллюстраций, словесное рисование, иллюстрированное озаглавливание, наложение готового плана, пересказы устные и письменные. и др. приемы. *Прием собирания текста из отдельных частей (методика Рыбниковой).

Вопрос 9.

Изложение – пересказ образцового текста, один из самых распространенных видов творческих работ. И.проводится в письменной и устной форме. Воспитательная цель: И. воспитывает общеучебные качества, внимание, собранность. В зависимости от содержания могут решаться задачи нравственные, патриотические, воспитательные не прямо, а опосредованно. Развивающая цель: И.учит работать со словарем, понимать прочитанное или услышанное, наблюдать языковые факты, отбирать главное, сжимать или раскрывать исходный текст. Составлять планы разных видов. Грамматически правильно излагать мысли, создавать развернутое высказывание, делать обобщения и выводы, давать свою оценку. Анализ текста – обязательный компонент обучающего изложения, способствует развитию языкового чутья и передаче точного содержания. Требования к тексту изложения: 1. Содержательность (текст д.расширять познавательный опыт учеников, д.б.интересен); 2.Эстетическая ценность (образец хорошего ЛЯ с широким выбором языковых средств); 3.Доступность (понимание смысла всех компонентов текста: слов, фразеологизмов, метафор); 4. Разнообразие стилей, типов речи. В последнее время учат пересказу лингвистического текста. У Разумовской нет правил в обычной форме, но есть рубрика: «Учись пересказывать лингвистический текст». Нравственное воспитательное значение д.б.также учтено при подборе текста (добро/зло). Считалось, что изложения надо писать только в младших классах, а в старших – сочинения. Но И.полезно писать всегда, оно д. чередоваться с сочинением. Умения: -воспринимать текст; -понимать его; -запоминать; -воспроизводить. Система изложений представлена в календарно-тематическом планировании, связана с системой изучения грамматики, лексики, пунктуации, орфографии. Учащиеся повторяют, закрепляют правила, усвоенные на уроках. Задачи учащихся: передать содержание услышанного или прочитанного исходного текста в сжатом или подробном виде, в зависимости от И. Виды изложения: 1.по цели работы: -обучающие (много); -контрольные (ограниченное кол-во); 2.по типу речи: -повествовательное; -описательное; -рассуждение; -смешанное. 3.по объему или полноте текста: -полные(подробные, без изменения объема); -выборочные (большой текст, выбирается одна сюжетная линия ил герой); -сжатые; 4. творческие (с перестановкой материала, с изменением формы, изменением лица рассказчика, с элементами сочинения, с оценкой событий). 5. По способу восприятия текста: -слуховые; -зрительные; -зрительно-слуховые; -по памяти (прочитать дома, в классе записать). Этапы работы над И. 1.постановка задачи, создание мотивации для пересказа; 2.подготовка к восприятию текста, несколько слов об авторе. 3.Знакомство с текстом, первичный синтез, его обсуждение.3.всесторонний анализ текста: словарная работа, вопросы по содержанию, анализ языковых средств, составлении плана, выделение ключевых слов, озаглавливание. 5. Вторичное чтение. 6.устный пересказ. 7.написание И., самоконтроль, работа с черновиком. Урок обучающего И. Ход урока. План. 1. Орг.момент (2мин.)2. Слово учителя (не более 5мин.). Данный этап необходим для эмоционального настроя учеников. Учитель может рассказать о писателе, тематике его произведения, истории создания произведения, показать иллюстрации и др. 3. Чтение текста (1-ый раз). 4. Беседа с классом. Нужно обсудить тему текста, тип речи, задать вопросы по содержанию, требующие пересказа текста, сформулировать основную мысль, подобрать заголовок, разделить текст на части и составить план. Языковой анализ текста включает в себя лексическую работу, работу над грамматическим заданием, устранением орфографических и пунктуационных трудностей. 5. Обсуждение творческого задания. 6.Чтение текста (2-ой раз). 7. Самостоятельная работа учеников (на 2-ом уроке).

Вопрос 8.

Сочинение – творческая работа, в практике одна из самых распространенных. «чин» - ряд, порядок; «со» - совместность. «сочинить» - расставить слова по порядку. В лингвистической литературе С. –текст или речевое произведение определенного типа речи и композиционной формы, создаваемой учениками по заданию учителя. Главное в С. – его творческое начало, оригинальность самостоятельных характер. Это должно особенно цениться, поощряться. Сочинение приближает изучение речи к естественным условиям общения. Современная методика стремиться приблизить С.к реальной речи (расширяются жанры: записки, дневник, путешествие, телеграмма, заявление, сказка, деловое письмо, этюд, автобиография, биография др.человека, отчет, описание предмета: интерьера, памятника, рецензия на фильм, спектакль, аннотация к книге, репортаж и др.). Этапы подготовки: 1. Наблюдение за действительностью. Умение наблюдать и анализировать. Форма знакомства: - предметная экскурсия (краски, звуки, запахи); -посещение музея и выставки; -посещение библиотек, книжных выставок; встреча с интересными людьми; просмотр фильмов, спектаклей; -организация внеклассного чтения. 2.Определение темы и заголовка (широкая тема обозначена в программе и тематическом планировании). 3. Словарная работа. 4. Актуализация словаря (накопление синонимов, подбор эпитетов). 5. Составление плана. 6. Предупреждение возможных ошибок. 7. Устное сочинение. 8. Написание чернового варианта, редактирование, оценивание и анализ после проверки. С. разделены методистами на две основные группы: сочинения на литературные темы (сочинения, связанные с курсом литературы) и сочинения, основанные на личных впечатлениях, жизненных наблюдениях и опыте учащихся.

Сочинения на литературные темы. Рассуждение по предложенной теме является одним из интерпретаций учеником художественного произведения. В результате самостоятельной работы над сочинением ученик выражает свою личностную позицию, показывает, насколько он был внимателен при чтении или перечитывании текста к художественным деталям, авторским характеристикам и т.д., т.е. к позиции писателя в целом. Ю.А. Озеров видит следующие проблемно-тематические типы сочинений на литературную тему: сочинения-характеристики (одного литературного героя, сравнительная характеристика двух героев, характеристика группы литературных героев, обобщающая характеристика) и сочинения литературно-критические, к которым он относит анализ определенной темы, характеристику определенного периода или темы в творчестве писателя, сочинения по проблемам содержания и формы литературного произведения, анализ критической статьи, сочинения по проблеме отражения важных исторических событий в литературном произведении, анализ определенной проблемы.

Типы сочинения: -описание; -рассуждение; -повествование. В описании ученики должны описать картину, сцену. Цели: -обучить созданию текста описательного типа речи; -формировать умение раскрывать тему и основную мысль; -воспитывать любовь к родной природе и формировать эстетический вкус. Вначале урока учитель рассказывает о художественной картине. Повествование – учащиеся самостоятельно придумывают сюжет. В рассуждении – тезис + доказательства, вывод.

Основная часть должна составлять не менее 2/3 объема всего сочинения и заключать в себе процесс доказательства истинности какой-либо определенной мысли (тезиса, суждения).

Учащимся предлагается алгоритм, то есть последовательность работы над основной частью сочинения-рассуждения: -выдвинуть тезис, -подобрать доказательства, -развернуть каждое доказательство на тексте. Учащиеся записывают и используют выполнение тренировочных упражнений. Основные способы работы с текстом: -о пределение темы и идеи текста; -комментарий к тексту; -краткий пересказ текста; -прямое цитирование при работе с поэтическим текстом; -сквозное цитирование при повествовании. В кавычки берется только небольшой



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: