Нормативные источники СВ




Система права

Даже в нашем обществе в одном государстве могут сосуществовать две разные системы права. Канада: все провинции по common law, кроме Квебека, который по кодексу Наполеона. США: Луизиана по своему закону, остальные – по common law.

Даже в современном обществе признается, что есть группы (этнические, религиозные, конфессиональные), которые живут по несколько иным законам. Государство считается с тем, что для мусульман священный день – пятница. Есть коллизии между принципом территориального права и некими иными принципами.

В СВ и НВ нельзя говорить о коллизиях даже. В СВ долгое время господствовал принцип индивидуальной подсудности. Человека можно было судить по законам того народа, к которому он принадлежал. Этот принцип было очень трудно реализовать. Например, держава Карла Великого: двух салических франков должен был рассудить салический суд, но салического франка и бавара рассудить было почти невозможно. Предполагалось, что это может быть урегулировано или совместным председательством двух судей (например, такое было у бургундов), или на основе своего рода арбитража, исходящего от государства (король, наместник), или по нормам канонического права.

Сравнительно редко люди, живущие по одному закону, оказывались в конфликте с людьми, живущими по другому закону. Нормы были принципиально различными. Германское право – обычное, римское – право государства, которого давно нет. Стало быть, новые нормы в нем не могут появляться. Но жизнь меняется, и постепенно римляне живут по законам новых государей. Кроме того, римское право – право государства, предполагающее очень высокий уровень культуры, письменное право. Обычное право далеко не всегда записано, и тем более далеко не всегда записаны все нормы.

На территории того же самого государства Карла Великого появлялись люди, живущие совсем по другим законам, например, евреи. Они могли заявить, что живут по римскому праву, но все понимали, что у них есть свои обычаи. Это время довольно мирного сосуществования двух конфессий. Впоследствии ситуация еще больше осложнилась вследствие смешения все большего числа групп.

Стали возникать коллизии между записанным германским правом и германским правом новых людей (норманнов). А в некоторых странах были мусульманские общины.

Можно сделать вывод, что СВ право состояло из множества подсистем, которые образовывали лишь условно некую макросистему. В конце концов, был государь, который признавался всеми как высшее лицо.

Но дело также в усложнении жизни, что привело к возникновению новых подсистем. С XI в. в Средиземноморье резко активизируется торговля. Впоследствии это просто очень большой бизнес, в который втянуты огромные массы населения. Стало ясно, что существует множество людей-моряков, живущих своей особенной жизнью. Этот факт признается важным и сегодня, и на корабле действуют некие правовые принципы, которые редко или вовсе невозможны на земле. Это же касалось и многих религиозных норм.

Некоторые специалисты по английскому праву выделяют до 30 правовых систем, спокойно сосуществовавших в это время. Прежде всего, там признавалось, что есть районы, живущие по своим законам (Дэнло/Данелаг, Marches – пограничные марки в Южном и Восточном Уэльсе). Отчасти это влияние валлийского права (в малой мере).

Особый статус имели земли на севере (например, пограничные марки с Шотландией). Епископство Дарен (Durhan) имело совершенно особый статус. Также графство Чешир. У Корнуолла свой статус.

Признавалось особое право за городами. Но города имели очень разный статус. Были частные города (маленькие, находившиеся во владениях какого-либо сеньора). Лондон, Норвич, Саутгемптон – свой статус. Свой статус был и у заповедных лесов.

Особенностью Англии было то, что там действовал принцип майората (имущество передавалось старшему сыну, либо сыну его сына, если он умирал раньше отца). Это побуждало младших сыновей искать счастье где-либо еще. Часто уезжали в колонии. Этот же принцип действовал в Нидерландах и Португалии, но в Европе в целом был редкостью.

Наряду с майоратом в Англии действовали еще 2 различных принципа передачи имущества по наследству: всем детям в равных долях, либо передача основного имущества младшему сыну (вероятно, дело было в том, что младший оставался с родителями). Это не были какие-то компактные территории.

Считалось, что свое право было у моряков, рудокопов, угольщиков. Логика: они живут под землей, потому особая группа. Особое право признавалось за Академией. В Англии это было менее выражено, чем в Италии, но студент, переходящий из одного вуза в другой – не исключительное явление.

Считалось, что есть свое типовое, но разделявшееся на множество разновидностей право у ярмарок. Они были не во всех городах, но люди, приезжавшие туда, оказывались обладающими каким-то особым статусом.

Особый статус имели и прокаженные. Было каноническое право. Право наземных этнических групп (валлийцев, французов, завоевавших Англию, евреев).

Все это наталкивалось на желание королевской власти установить территориальный принцип. Все-таки доминировал к концу СВ.

Типы права

Обычное право

Законодатель никогда не может прописать все множество существующих обстоятельств. Сейчас наметилась спорная тенденция создания региональных и правовых систем.

Считается, что когда производилась запись обычаев, законодатель не мог записать это все. Либо люди забывали, либо не упоминали, либо решили не запутываться еще больше. Норма: есть огромное количество обычаев не записывается, и вообще может находиться в противоречии с письменными законами.

Неписанные законы существовали, прежде всего, на локальном уровне. В каждой маленькой местности существовали важные, отличающиеся от соседних, нормы права. В Англии – обычаи манеров. Их записывали только в виде исключения. В Германии с XIV-XV вв. начали записывать обычаи. Weistuemmer. Они записывались на народном языке. Этим занимались братья Гримм.

Сельские статуты северной Италии. Фуэрос на территории Испании и северной Португалии. От лат. «forum» – место, где шел суд. Есть фуэры разного уровня, от Кастилии до маленьких сельских городков. Во Франции не находим записей местных обычаях, разве что в специфических горны областях в Пиренеях или Альпах. Кутюмы (памятники обычного права во Франции) – кутюмы провинций. Есть кутюмы Нормандии, но самые знаменитые кутюмы – кутюмы Бовези, области в Пикардии вокруг города Бовэ.

Во Франции кутюмы есть в северной части страны, где действовало обычное право. Южная Франция жила по писанному римскому праву. Но местами (в Пиренеях) тоже существовали записанные обычаи (форс). Слово «кутюмы» - «то, что обычно», того же корня, что и «костюм».

Были обычаи национальные. У нас есть дошедшие до нас правды трех франков – салических, рипуарских, хамавов (совр. Зеландия, устье Рейна). Правда франков-хамавов записана при Карле Великом. Они жили в болотах.

Как производились записи? Известно благодаря разъяснениям, содержащимся в преамбулах к ряду правд. Во фризской правде записано, что собрали знатоков права, которые даже названы по имени. Есть такие же записи применительно к некоторым английским законам – собирали знатоков, сравнивали их показания, записывали. Иногда пытались сохранить местные различия. У фризов – небольшой народ, занимавший меньшую часть Нидреландов. Северо-запад Германии – три племени: восточные, западные, центральные. Фризская правда сохранила некоторые нормы, которыми они отличались. Но иногда таких ссылок нет. Вынуждены верить, что франки и вестготы жили по одним обычаям.

Доподлинно известно, что записывалось не все. Это следовало, прежде всего, из того, что потом могли появляться дополнения. Зачастую это просто свидетельство того, что о чем-то забыли. Это характерно для любых правд, доказательством является полное отсутствие логики в том, в какой последовательности все записано. В начале пытались что-то выстроить. Но делались добавления, в итоге получалась полная неразбериха.

Мы зависим от рукописей. Там могли делаться ошибки, т.к. почти всегда это более поздняя рукопись. Древнейшая рукопись вестготской правды – конец VIII в. Она на 150 лет отстоит от правды Рецесвинта. В копии по определению могут быть самые разные сложности, в том числе ошибки.

Нужно иметь ввиду соотношение обычного права и законодательного акта монаха. Запись обычаев, насколько мы можем судить, всегда производилась по инициативе власти. Конунги считали, что они просто записывают, чтобы не было недоразумений. Сплошь и рядом это была реакция на римские законы. Некоторые импульсы шли из церкви. Король Альфред в предисловии к Судебнику ссылается на более древние законы саксов и на Библию.

Вместе с тем, когда они давали распоряжение сделать запись, обычай начинал деформироваться. Правовые нормы бывают разного статуса. Законы, указы, постановления, распоряжения, приказы.

У варваров закон = обычаи (lex). Было понимание того, что именно это – закон. То, что издаст король, законом не будет. Карл Великий даже став императором никогда не назвал свой указ законом. Капитулярий – указы королей у франков. Считалось, что с их помощью король мог что-то разъяснить, отреагировать на новое обстоятельство. Но в действительности очень часто это означало коррекцию права в том направлении,в котором это было нужно монарху.


 

28.11

Варварские правды

Leges Barbarorum. Одна из двух алломанских прав называется pactus almarorum. Первая запись обычаев лангобардов – edictus ruteri. Как называли тексты сами германцы на континентальном материале понять невозможно. В тексте много глосс, но ни в одной из них нет разъяснения того, как это было у германцев. Благодаря английским и скандинавским текстам можно составить какое-то представление.

В Англии – eva (установление, порядок, обычай).

Как сами варвары понимали эти тексты? Вообще это была сумма обычаев, которые они принимали как закон. Слово было известно им или напрямую от римлян, или через Библию (еще во 2 четверти IV в. Ульфилла перевел большую часть Библии на готский язык).

То, что мы имеем – это не полные записи имевшихся обычаев. Но такое вообще невозможно. В лучшем случае это может быть запись, произведенная опытным ученым нашего времени, который работал среди дикарей.

Очень малый объем некоторых правд. В Тюрингской правде 81 статья, они очень короткие. Ясно, что тот мир не мог жить по такому малому числу обычаев. Впрочем, как и на Руси. Невозможно представить себе, чтобы Русь судилась по Правде Ярослава. Это была выборка.

Как выбирали? Есть свидетельства, главным образом – англосаксонские. В прологе к своему судебнику Альфред (конец IX в.) написал: «я не решился записать много своего». Но он же пишет «я записал те старые установления, которые пришлись мне по душе»; «многие же из тех, что мне не понравились, я отверг по совету моих мудрых». Знаем, что не все записывалось, благодаря добавлениям более поздних правителей. Например, лангобарды.

Более поздние записи могут пониматься и как добавления и исправления, отражающие новые условия или новые представления короля о должном. Но иногда совершенно ясно, что какую-то норму просто забыли записать. Это ясно и из капитуляриев.

Информация о мартовских полях франков (ежегодный смотр воинов, нечто вроде тинга) содержится только у Григория Турского в рассказе о Суассонской чаше.

Добавлялись новые нормы по воле короля. Видимо, с совета его советников. Уитан Агемот мог сместить короля в чрезвычайных случаях. А на континенте личность короля выше.

Что меняли в составе leges? Обобщать невозможно, есть лишь отдельные примеры.

Иногда это действительно отражение представлений о том, что что-то изменилось и это нужно учесть. Настоящий законодатель реагирует на изменение настроений в обществе, должен их уловить. Если он формулирует их правильно, мы получаем хорошую норму, которая живет. Но так бывает не всегда. На престоле иногда оказывались сумасшедшие люди, которые могли издавать самые безумные законы.

В Lex Salica записано, что женщина не может наследовать землю. В 561 г. был эдикт короля Хильперика. По нему в случае отсутствия сыновей могли наследовать дочери. Но уже в конце VI в. король Хильдеберт издает свой капитулярий, по которому сыновья и дочери наследуют землю на равной основе. За 90 лет не может измениться общественное сознание настолько, чтобы абсолютно была перевернута норма. В итоге она никогда не воплощалась в жизнь. Ее нет в поздних записях Lex Salica Карла Великого, ее никогда не пытались ввести капитуляриями. Во Франции даже королевский престол никогда не передавался по женской линии.

Из этого следует, что по крайней мере эдикт Хильдеберта не имел никакого основания, кроме его представлений о предмете. Непонятно, на что он ориентировался. Относительно эдикта Хильперика сказать так невозможно, потому что это, все-таки, поправка, а не полное изменение нормы. Но это свидетельство того, что законы не обязательно отмечают реальные общественные отношения.

В правдах содержится огромное количество сведений о повседневной жизни.

Наше отношение к Leges Barbarorum совершенно иное, нежели чем на западе. У нас его изучают все на 2 курсе. А на западе этот текст почти неизвестен. От чего у нас внимание к Leges Barbarorum? Российская историческая наука рождалась под колоссальным влиянием немецкой науки. Существенно меньшее влияние оказывала английская традиция. Французская – еще меньше. Все остальные – практически никакого влияния (только на данного автора). Кроме того, в советское время возникли новые дополнительные стимулы. До II мировой в школах изучали вообще практически исключительно немецкий. Ориентированность советского раннего общества на Коминтерн, который воспринимался как немецкая организация. Была еще и идеологическая причина, связанная с догматикой советской идеологии: упор делался на революции. В рамках этого мышления в прошлом всегда искали революционную силу. Интерес к варварам был во многом обусловлен идеологически. В большинстве западных стран к этому всегда относились иначе.

Эти тексты помогают во многом понять дальнейшее развитие европейского права.

Вопрос – как долго все это сохранялось? Для всей Европы сказать одинаково невозможно. В Англии, где имелось множество редакций законов, в XI в. их было 3 – Этельреда Нерешительного, Кнута Великого, Эдуарда Исповедника. В Испании в середине XIII в. Lex Visigatorum был переведен на старокастильский язык (при Альфонсе Мудром). Этот текст по составу статей практически не отличается от Lex Visigatorum. Он стал известен как fuero jusgo (от слова forum – место, где проходил суд). Jusgo – крайне искаженное слово iudicum.

На бургундские законы ссылались примерно до X в. Они были записаны при короле Гундобаде. Lex Gunbada. Может, даже до начала XI в. В Италии все было сложно. Лангобардские законы имели хождение на севере и в южных лангобардских герцогствах, главное из которых – Сполете. Отсылки к leges лангобардов встречаются аж до XIV в. На юге Италии памятник был сочтен настолько важным, что в IX-X вв. он был переведен на греческий.

Отсылка к закону – не обязательно цитата, не обязательно свидетельство того, что законы были живы. Иногда это просто заявление человека, что он из рода лангобардов. Как и в XVIII в. некоторые французские дворяне заявляли, что происходят от германцев, так же и в Италии XIV в. это что-то могло значить.

В мире франков на X в. ссылались и переписывали правду. Но наличие более позднего списка не является значением того, что текст имел реальное значение. У нас есть списки lex salica и lex visigatorum даже конца СВ. Обычно это в составе рукописи, которая просто содержит все древние тексты. Поздний список имел бы значение, если бы были какие-то дополнительные доказательства, например, предисловие переписчика, или соседство с капитуляриями.

Вопрос – какая рукопись надежна? Не обязательно более древняя.

В Англии все прервалось на 1066 г. Вроде бы есть какие-то рукописи XI в. опять же в составе компендиумов. Но скоро он все исчезло.

В Германии это действительно были национальные законы. Но германские правды по большей части небольшие, намного меньшего объема, чем Салическая правда. Жить по ним было невозможно. Их не забывали совсем, но на их базе стали возникать совершенно новые нормативные тексты. Саксонское зерцало – памятник одновременно народного и ленного права. Швабское зерцало, составленное с опором на аломанскую правду. Законы скандинавов – вообще особый случай. Их запись в принципе более поздняя – XI-XIII вв. В Скандинавских странах существовали еще и областные законы. Это народное германское право, записанное в более поздние времена. Кое-где эти областные законы обновлялись еще в начале НВ.

В целом же, как материал, на который могли опираться судьи, эти тексты перестают сохранять значение на рубеже I-II тыс. н.э.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: