Рынок – отношения между продавцом и покупателем основанные на товарном производстве и денежном обращении и предполагающие спрос и предложение, как основные силы, регулирующие процессы на рынке.
Условия возникновения:
1. Общественное разделение труда
2. Возникновение частной собственности
3. Экономическая обособленность производителя
4. Свобода в движении ресурсов
Черты рынка:
1. Конкуренция
2. Частная собственность
3. Экономический интерес – главный мотив для деятельности
4. Свобода
5. Отсутствие вмешательства государства
Функции:
1. Саморегулирование
2. Стимулирующая
3. Санирующая (отчищающая)
4. Информационная (источник достоверной информации)
5. Социальная
Конкуренция: понятие, виды. Характеристика совершенной конкуренции.
Конкуренция – состязание, соревнование экономический субъектов за достижение лучших результатов в экономической деятельности за доступ к ресурсам, за возможность для сбыта.
Виды:
1. Совершенная
2. Монополистическая
3. Олигополия
4. Монополия
Совершенная – ситуация на рынке, при которой действует большое множество продавцов и покупателей, продаётся и покупается идентичный товар, устанавливается равновесная цена под влияние спроса и предложения, нет барьеров для входа новых фирм рынок и выхода из рынка, имеется полная информация о рыночной ситуации (конъюнктура).
Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Монополистическая – тип рыночной структуры, в которой действует большое число небольших фирм.
Характерные черты:
1. Каждая фирма занимает небольшую долю рынка
2. Продаётся похожий, но не идентичный товар
3. Каждая фирма проводит самостоятельную политику по отношению к покупателям и имеет возможность ограничить влияние на цену
4. Широкое использование рекламы, товарных знаков для привлечения покупателей и выделения своего продукта
5. Нет существенных препятствий для входа на рынок и выхода из него
Олигополия – тип рыночной структуры, при которой на рынке существует несколько крупных производителей.
Характерные черты:
1. Несколько крупных фирм (доля каждой фирмы значительна)
2. Продаётся разная продукция
3. Фирмы взаимозависимы
4. Вынуждены следовать за лидерами
5. Для входа в рынок существует определённые барьеры
Монополи я – тип рыночной структуры, в которой действует одна фирма.
Характерные черты:
1. Отрасль=фирма
2. Нет близких заменителей товара
3. Монополист диктует цену
4. Покупатели должны соглашаться на условия монополиста, либо оставаться без покупки
5. Существуют непреодолимые барьеры для входа в рынок новых фирм
Классификация рынков по различным критериям.
1. Географический критерий:
· Местный (локальный)
· Региональный (в пределах страны)
· Национальный
· Мировой
2. По степени насыщенности:
· Равновесный
· Избыточный
· Дефицитный
3. по типу рыночной структуры:
· конкурирующий
· регулирующий
· монопольный
4. по объектам рыночной сделки:
· товарный
· финансовый
· трудовой
5. по объектам:
· ресурсовый
· товарно-потребительского назначения
Рыночная инфраструктура. Инфраструктура товарного рынка, финансового рынка, рынка труда.
Рыночная инфраструктура – совокупность материальных, технический условий необходимых для нормального протекания процессов купли-продажи, т.е. функционирования рынка как системы.
Элементы:
1. Товарного рынка (магазины, рынок, ярмарки; защита прав потребителя)
2. Финансовый рынок (коммерческие банки, ломбард, фондовые биржи, лизинг; банковский кодекс)
3. Рынок труда (отдел кадров предприятий, биржа труда, кадровые агентства; трудовой кодекс)
Воспроизводственная структура экономической системы общества (кругооборот ресурсов, продуктов и денег).
Функции государства в современной экономике. Административные и экономические методы государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование в экономике нацелено на смягчение противоречий в интересах экономических субъектов и создания условий для равновесного состояния экономики.
Методы:
1. Административный: 1.использование силы власти государства
2.лицензия
3. квотирование (ограничение)
4. лимитирование
5. стандатизирование
2. Экономический – призван сформировывать экономический интерес у субъектов рыночной экономики действовать определённым образом.
1. налоговая политика
2. денежно-кредитная политика
3. инвестиционная
4.социальная