Рынок: экономическая сущность, функции, положительные и отрицательные стороны.




Рынок – отношения между продавцом и покупателем основанные на товарном производстве и денежном обращении и предполагающие спрос и предложение, как основные силы, регулирующие процессы на рынке.

Условия возникновения:

1. Общественное разделение труда

2. Возникновение частной собственности

3. Экономическая обособленность производителя

4. Свобода в движении ресурсов

Черты рынка:

1. Конкуренция

2. Частная собственность

3. Экономический интерес – главный мотив для деятельности

4. Свобода

5. Отсутствие вмешательства государства

Функции:

1. Саморегулирование

2. Стимулирующая

3. Санирующая (отчищающая)

4. Информационная (источник достоверной информации)

5. Социальная

Конкуренция: понятие, виды. Характеристика совершенной конкуренции.

Конкуренция – состязание, соревнование экономический субъектов за достижение лучших результатов в экономической деятельности за доступ к ресурсам, за возможность для сбыта.

Виды:

1. Совершенная

2. Монополистическая

3. Олигополия

4. Монополия

Совершенная – ситуация на рынке, при которой действует большое множество продавцов и покупателей, продаётся и покупается идентичный товар, устанавливается равновесная цена под влияние спроса и предложения, нет барьеров для входа новых фирм рынок и выхода из рынка, имеется полная информация о рыночной ситуации (конъюнктура).

Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Монополистическая – тип рыночной структуры, в которой действует большое число небольших фирм.

Характерные черты:

1. Каждая фирма занимает небольшую долю рынка

2. Продаётся похожий, но не идентичный товар

3. Каждая фирма проводит самостоятельную политику по отношению к покупателям и имеет возможность ограничить влияние на цену

4. Широкое использование рекламы, товарных знаков для привлечения покупателей и выделения своего продукта

5. Нет существенных препятствий для входа на рынок и выхода из него

Олигополия – тип рыночной структуры, при которой на рынке существует несколько крупных производителей.

Характерные черты:

1. Несколько крупных фирм (доля каждой фирмы значительна)

2. Продаётся разная продукция

3. Фирмы взаимозависимы

4. Вынуждены следовать за лидерами

5. Для входа в рынок существует определённые барьеры

Монополи я – тип рыночной структуры, в которой действует одна фирма.

Характерные черты:

1. Отрасль=фирма

2. Нет близких заменителей товара

3. Монополист диктует цену

4. Покупатели должны соглашаться на условия монополиста, либо оставаться без покупки

5. Существуют непреодолимые барьеры для входа в рынок новых фирм

Классификация рынков по различным критериям.

1. Географический критерий:

· Местный (локальный)

· Региональный (в пределах страны)

· Национальный

· Мировой

2. По степени насыщенности:

· Равновесный

· Избыточный

· Дефицитный

3. по типу рыночной структуры:

· конкурирующий

· регулирующий

· монопольный

4. по объектам рыночной сделки:

· товарный

· финансовый

· трудовой

5. по объектам:

· ресурсовый

· товарно-потребительского назначения

Рыночная инфраструктура. Инфраструктура товарного рынка, финансового рынка, рынка труда.

Рыночная инфраструктура – совокупность материальных, технический условий необходимых для нормального протекания процессов купли-продажи, т.е. функционирования рынка как системы.

 

Элементы:

1. Товарного рынка (магазины, рынок, ярмарки; защита прав потребителя)

2. Финансовый рынок (коммерческие банки, ломбард, фондовые биржи, лизинг; банковский кодекс)

3. Рынок труда (отдел кадров предприятий, биржа труда, кадровые агентства; трудовой кодекс)

Воспроизводственная структура экономической системы общества (кругооборот ресурсов, продуктов и денег).

Функции государства в современной экономике. Административные и экономические методы государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование в экономике нацелено на смягчение противоречий в интересах экономических субъектов и создания условий для равновесного состояния экономики.

Методы:

1. Административный: 1.использование силы власти государства

2.лицензия

3. квотирование (ограничение)

4. лимитирование

5. стандатизирование

2. Экономический – призван сформировывать экономический интерес у субъектов рыночной экономики действовать определённым образом.

1. налоговая политика

2. денежно-кредитная политика

3. инвестиционная

4.социальная



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: