Основные задачи и функции Департамента АИС ГЗК и информационной безопасности




 

Программно-техническое сопровождение республиканской базы данных АИС ГЗК:

- Архивирование БД АИС ГЗК.

- Гарантированное и полное восстановление республиканской БД АИС ГЗК в случаях сбоя.

- Восстановление по заданию Комитета БД АИС ГЗК в областных кадастровых центрах.

- Защита БД АИС ГЗК от несанкционированного доступа.

- Разграничение привилегий доступа к БД АИС ГЗК и предоставление доступа к ней на основе привилегий по согласованию с Комитетом.

- Составление и выполнение сложных, нерегламентированных запросов к БД АИС ГЗК по заданию Комитета.

Административное сопровождение республиканской базы данных АИС ГЗК:

- Консультативная помощь специалистам областных кадастровых центров по организации работ для целенаправленного ручного заполнения БД АИС ГЗК районных кадастровых центров, а также по организации работ по систематичному сбору данных из районных БД в областные БД.

- Систематичный сбор данных из БД областных кадастровых центров в республиканскую БД АИС ГЗК. Проверка принимаемых данных на целостность и корректность. Ведение протокола ошибок принимаемых данных. Ручное согласование и сверки, как удаленные, так и локальные, принимаемых данных со специалистами областных кадастровых центров

Общая координация работ по развитию программного комплекса АИС ГЗК.
Этот вид работ подразумевает как работу с Комитетом РК по управлению земельными ресурсами, как основного Заказчика расширения программного комплекса АИС ГЗК, так и работу с исполнителями, в задачи которых будет входить расширение АИС ГЗК.
В части работ с заказчиком в функции Департамента АИС ГЗК и информационной безопасности входят:

- Разработка по заданию заказчика технических заданий на проектирование расширений программного комплекса АИС ГЗК (далее Технических Заданий).

- Консультации, как устные, так и письменные, специалистов заказчика в части разработки технических заданий.

- По заданию заказчика - рассмотрение технических заданий, выполненных специалистами заказчика, консультации в части исправления логических, концептуальных, технических либо оформительских ошибок. Приведение технических заданий заказчика в соответствие государственным стандартам, принятым на территории Республики Казахстан.

- Установка новых программных комплексов АИС ГЗК в областных кадастровых центрах РК.

- Обновление программных комплексов АИС ГЗК в областных кадастровых центрах новыми версиями.

- Консультативная помощь специалистам областных кадастровых центров и организация работ силами этих специалистов по установке новых и обновлению существующих программных комплексов АИС ГЗК в районных кадастровых центрах.

- Организация работ по обучению специалистов, обслуживающих программные комплексы АИС ГЗК на всех уровнях, - навыкам установки комплексов, работе с программными комплексами, архивированию данных, восстановлению данных при незначительных сбоях.

В части работ с заказчиком в функции АИС ГЗК входят:

- Консультативная помощь специалистам заказчика в организации конкурсов на соискание потенциальных исполнителей для создания расширений программных комплексов АИС ГЗК, закуп оборудования и проведение обучения специалистов заказчика в рамках развития АИС ГЗК.

- Поиск потенциальных исполнителей расширений программного комплекса АИС ГЗК. Поиск потенциальных поставщиков оборудования.

- Консультации, как письменные, так и устные, специалистов исполнителя в части земельного законодательства и методов производства земельно-кадастровых работ.

- Пробное тестирование сдаваемых исполнителем в эксплуатацию расширений программных продуктов, включающее также составление актов тестирования. В случае необходимости, возврат программных продуктов исполнителю на доработку.

- Прием программных продуктов, сдаваемых исполнителем в эксплуатацию, с составлением актов приема.

Методическое сопровождение АИС ГЗК:
Разработка:

- Электронных и бумажных стандартов в области АИС ГЗК, касающихся программного обеспечения, компьютерного оборудования, электронного картографирования, атрибутивной классификации и прочих областей АИС ГЗК, требующих классификации и стандартизации.

- Учебных курсов для обучения навыкам установки и работы с программным комплексом АИС ГЗК всех уровней, обучения навыкам архивирования данных БД АИС ГЗК и восстановления их в случаях сбоя.

- Положений, регламентирующих работу с программными комплексами АИС ГЗК всех уровней.

- Инструкций об установке новых программных комплексов АИС ГЗК всех уровней.

- Инструкций об архивировании БД АИС ГЗК всех уровней.

- Инструкций о восстановлении БД АИС ГЗК и программных комплексов АИС ГЗК всех уровней.

- Положений о группах быстрого реагирования, в задачи которых входит быстрое восстановление БД АИС ГЗК и программных комплексов АИС ГЗК районного уровня.

- Прочих методических, инструктивных и организационных материалов по заданию руководства НПЦзем.

 

Плата за землю

 

В настоящее время плата за землю в Республике Казахстан осуществляется в виде земельного налога и арендной платы.

Земельный налог уплачивается на основе Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 года.

Размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые во временное пользование государством, регулируется постановлением Правительства Республики Казахстан "Об утверждении ставок платы за землю, продаваемую в частную собственность или предоставляемую в землепользование государством" от 8 мая 1996 года № 576.

Конкретный вид платежа зависит от прав на используемый земельный участок.

В свою очередь, права на землю регулируются Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О земле" от 22 декабря 1995 года.

До введения в действие вышеназванного Указа "О земле" земельные отношения в Казахстане регулировались Земельным кодексом Республики Казахстан от 16 ноября 1990 года, который, в свою очередь, заменил Земельный кодекс Казахской ССР от 21 июля 1971 года.

В каждом из трёх вышеназванных земельных законов устанавливались различные права на землю.

 

Согласно действовавшей в то время Конституции Казахской ССР, признававшей только государственную собственность на землю, Земельным кодексом КазССР для всех землепользователей устанавливалось бесплатное право постоянного пользования или аренды.

Земельным кодексом Республики Казахстан от 16 ноября 1990 года было установлено, что земля в Республике Казахстан находится в исключительной собственности республики (статья 3), а землевладение и землепользование являются платными (статья 36).

Одновременно устанавливались следующие виды прав на пользование землёй:

- пожизненного наследуемого владения землёй для граждан Казахстана;

- постоянного владения землёй для сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий;

- постоянное или временное пользование землёй для промышленных предприятий.

В соответствии с впервые установленной платностью землепользования был разработан Закон "О земельном налоге", принятый Верховным Советом Республики Казахстан 17 декабря 1991 года и введённый в действие с 1 января 1992 года, в соответствии с которым плательщиками земельного налога являлись физические и юридические лица, имеющие во владении или пользовании земельные участки.

С развитием реформ и рыночных отношений Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О земле" от 22 декабря 1995 года, в соответствии с ранее принятой на всенародном референдуме новой Конституцией Республики Казахстан, было отменено право владения землёй и введено право частичной частной собственности на землю и право выкупа права постоянного пользования для граждан Казахстана и для отдельных категорий юридических лиц на земли отдельных категорий.

В связи с изменениями, происшедшими в земельном законодательстве, изменился и состав плательщиков земельного налога. В настоящее время плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, имеющие в собственности, постоянном пользовании или первичном безвозмездном временном пользовании земельные участки, кроме плательщиков единого земельного налога.

При введении в действие вышеназванного Указа "О земле" его статьёй 122 предусматривалось, что "граждане и негосударственные юридические лица, которые не выкупили право пользования, становятся постоянными землепользователями с правом последующего выкупа земельных участков в собственность".

Подавляющее большинство юридических лиц, ранее обладавшие правом постоянного владения или пользования землёй, не торопились приобретать используемые ими земельные участки в собственность или выкупать право постоянного пользования, поскольку, во-первых, вышеуказанным постановлением № 576 были установлены нереально высокие ставки платы за землю, а во-вторых, все реально понимали низкую ликвидность земельных участков на ещё не сформировавшемся рынке земли.

И вот тут, чтобы силовыми методами форсировать создание рынка земли и принудить юридические лица приобретать земельные участки в собственность, принимается Закон Республики Казахстан от 14 июля 1997 года № 158-1 под неброским и мало что говорящим названием "О внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Казахстан по регулированию земельных отношений", которым негосударственные юридические лица лишались права постоянного землепользования и должны были используемые ими земельные участки выкупить в собственность или переоформить в краткосрочное или долгосрочное землепользование на условиях аренды до их выкупа в собственность.

Многие землепользователи не обратили внимание на эти изменения и как платили, так и продолжали платить земельный налог на прежних основаниях.

Местные органы власти также не поняли той выгоды, которую несёт данный Закон местным бюджетам, и не стали переоформлять старое право на постоянное пользование на новые арендные отношения. Отдельные же акимы, например, павлодарской и экибастузской областей поняли смысл изменений и не преминули им воспользоваться, что привело в итоге к громкому и шумному конфликту между ТОО "Богатырь Аксес Ко-мир" и павлодарскими властями.

На простом и условном примере рассмотрим разницу между земельным налогом и арендной платой за землю.

Допустим, небольшой щебёнчатый карьер -ТОО "Диабаз", т.е. негосударственное юридическое лицо, имеющее земельный участок площадью 100 гектаров, расположенный в центре Казахстана на территории Карагандинской области на землях промышленности, оценённых в 10 баллов - имевший ранее право постоянного пользования и являвшийся плательщиком земельного налога, в 1996 году должен был уплатить 25 тысяч тенге земельного налога.

Вышеназванным законом от 14 июля 1997 года он был лишён права постоянного пользования и должен был или выкупить земельный участок в собственность или переоформить его в аренду.

Для того, чтобы выкупить эти 100 га земли в собственность, ТОО согласно постановлению № 576 должно было заплатить по 19 тенге за каждый квадратный метр земли или за весь участок -19 миллионов тенге, ежегодно уплачивая при этом земельный налог.

Если же таких денег у него нет (а их наверняка нет), то с этой суммы он должен ежегодно уплачивать как минимум 3% или 570 тысяч тенге в качестве арендной платы, которая почти в 23 раза превышает сумму ежегодного земельного налога.

И это при условии, что местные органы власти согласятся установить ему минимальную ставку арендной платы, разрешаемую постановлением № 576. Если же местные власти, по примеру павлодарцев, согласятся только на 5% ставки, то сумма арендной платы возрастёт до 950 тысяч тенге и всё будет в пределах Закона, а налогоплательщик будет разорён.

Поскольку верхний предел арендной ставки в постановлении № 576 не был ограничен, то местные органы власти, в принципе, могли установить её на любом уровне. Нам известен один из городов областного значения республики, где ставка арендной платы за землю была установлена на уровне 14 процентов.

После получения вышеизложенной ситуации мы выступили в СМИ и провели разъяснительные мероприятия в отдельных органах законодательной и исполнительной власти, что не должно быть ставки арендной платы, ничем не ограниченной сверху. С нами согласились, и постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 августа 1998 года № 763 "Вопросы поддержки от- дельных отечественных производителей" в постановление № 576 была внесена поправка, ограничивающая ставку арендной платы за землю пятью процентами, и одновременно была исключена нижняя граница её.

Но тут уже стали возмущаться отдельные акимы, и постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 мая 1999 года № 566 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 8 мая 1996 года № 576" была внесена устраивающая всех поправка, что при сдаче государством или государственными землепользователями земельных участков в аренду размер арендной платы устанавливается соглашением сторон (договором), но при этом нижний предел арендной платы не может быть меньше 80 процентов от размера земельного налога, а верхний предел - не должен превышать 120 процентов.

Однако, насколько нам известно, арендные договоры между негосударственными юридическими лицами и местными органами власти не получили широкого распространения, в результате чего мы имеем недостаточно чёткое правовое поле по взиманию платежей за землю, что наносит определённый ущерб вечно нуждающимся в деньгах местным бюджетам, поскольку налоговые органы не очень интересуются неналоговыми поступлениями, а местные органы власти предпочитают выпрашивать трансферты из республиканского бюджета, а не вести собственную активную экономическую политику.

 

 

Приложение

 

 

Список литературы

 

 

1. https://aisgzk.kz

2. https://www.kazlands.kz

3. https://www.zakon.kz

4. https://online.zakon.kz

5. Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: