Образец лингвистического сочинения 2012 г.




Схема написания сочинения-рассуждения в формате ГИА на лингвистическую тему

Композиционные части и логические связки

1 абзац Вступление и тезис Я считаю, что… Высказывание показалось мне интересным… Некоторые считают, что… Считается, что… Многие утверждают, что… Я согласен с тем, что… Попробуем разобраться… Мне кажется, что…
2 абзац Лексическое явление и теоретическое описание его типового значения Во-первых… Вот и в тексте… Лексические явления передают… Следует отметить, что… Прежде всего… Необходимо признать, что… Как известно… Доказательством служит… С одной стороны…  
Пример и его объяснение Так… В предложении… Вот и в тексте… Например… С помощью… Доказательством служит… Поясняя сказанное… Допустим, что… Из этого следует, что… Если…
3 абзац Грамматическое явление и теоретическое описание его типового значения Во-вторых… Грамматические же явления… С другой стороны… Вот и в тексте… С помощью… Напротив… Как известно…
Пример и его объяснение Например… Итак… В предложении… С помощью… Вот и в тексте… Поясняя сказанное… Доказательством служит… Допустим, что…
4 абзац Заключение и вывод В заключение сделаем вывод… Все сказанное позволяет утверждать… Словом… Подводя итог сказанному, можно сделать вывод… Действительно… Таким образом… Следовательно…

Образец лингвистического сочинения 2012 г.

Г. Степанов утверждает, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». И это действительно так. Попробуем разобраться в этом.

Словарь – это лексическое богатство языка. И русский язык в этом плане необычайно богат. Это подтверждается обилием многозначных слов, омонимов, антонимов, синонимов и т.д. Так, например, в предложении___ (Задание выполняется на материале задания В1) используется слово_________________, которое имеет синонимы__________________. Почему автор использовал именно это слово? Думаю, оно позволило ему более точно передать то, о чём он думает, именно это слово передаёт его ________________, т.е. мы видим «о чём думает» герой этого текста.

А в предложении_№___ есть (обособленные обстоятельства, определения, однородные члены, вводные слова – лучше использовать примеры, которые приводятся в заданиях второй части, это облегчит и подготовку учащихся к написанию сочинения учащимися). Уберём его из текста, и предложение будет не таким понятным, мы уже не увидим, что происходит с героями (как герои относятся к происходящему). То есть, грамматика позволяет более полно передать, как думают люди, помогает сделать их мысли, написанные на бумаге или произнесённые, более понятными, доступными, яркими.

Падеж, число, род, спряжение, лицо – это всё категории грамматики. Именно они позволяют соединить слова в предложения. Чем распространённее предложение, тем понятнее информация и мысли, которые хочет донести говорящий или пишущий до окружающих. Возьмём для эксперимента предложение_______ и поставим все слова в начальную форму:____________________. Вам понятно, о чём идёт речь? Думаю, нет, ведь это просто набор слов.

Как видим, и лексика, и грамматика позволяют нам более точно передать наши мысли, делая их в устной и письменной речи понятными и доступными окружающим.

Лингвистический минимум ЛЕКСИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ для комментирования примеров:

Лексическое явление Значение
Антонимы Антонимы (в том числе и контекстуальные) используются в тексте 1) для уточнения мысли, желания сделать ее ярче, образней (Богатство и бедность, старость и молодость, красота и безобразие – об этом говорится в сказках.) 2) для более полной характеристики явления (Ее душа, прежде открытая перед ним, была теперь закрыта для него.) 3)для выражения авторской оценки (С одной стороны, половодье глянцевой макулатуры, с другой – ручеек литературы подлинно художественной). 4)для усиления передаваемого содержания (То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть).
Синонимы Синонимы (в том числе контекстуальные) используются в тексте: 1) для уточнения мысли и передачи различных смысловых оттенков. (В картине пейзажи не показались мне такими выдуманными, вычурными, невероятными). 2) для выражения оценки обозначаемого и авторского отношения к нему (Это моя родина, родная земля, мое отечество…). 3) для обозначения интенсивности признака и для усиления экспрессии (Ей каждый раз нужно было очаровывать, пленять, сводить с ума). 4) для более глубокого раскрытия образа (Его щеки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости).
Диалектизмы - для реалистического изображения быта, т.е. создания "местного колорита"; - для речевой характеристики действующих лиц; - в качестве средства выразительности для передачи особенностей речи жителей опре­деленной местности. Например, кочет- петух, гутарить – разговаривать, балка – овраг.
Неологизмы - для создания оттенка необычности, новиз­ны. Своеобразный прием усиления выразительности. Например, программирование, дайджест.
Архаизмы - это устаревшие и вышедшие из употребления слова. - для придания речи торжественности - для создания колорита древности при изображении старины Например, чело (= лоб), перст (= палец), уста (= губы)
Профессиона­лизмы - помогают описать обстановку, создать производственный пейзаж; -создать производственный пейзаж: - дать речевую характеристику персонажа с точки зрения его профессиональной деятельности; - в широком понимании - показатель об­разованности в определенной сфере, в уз­ком - уместность употребления как уро­вень культуры. Например, В речи медиков: диагноз, гастроскопия, инъекция.
Стилистически окрашенные слова: - разговор­ные - просторечные -народно-поэтические   - это слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи. Например, газировка, белобрысый, жвачка. -это слова с оттенком грубости, служат для выражения резких оценок. В литературе используются для речевой характеристики героев. Например, Башка (-голова), муторный (= неприятный), втемяшиться (= укрепиться в сознании)   - это слова, характерные для устной народной поэзии. Они создают эмоциональное впечатление, служат средством выражения русского характера. Например, детинушка, долюшка, дороженька, лазоревый, кручина, бесталанный, муравушка, думушка. 1) для речевых характеристик героев (Внучек мой ненаглядный, соколик, солнышко) 2) для передачи авторских эмоций и оценок (Богиня красоты, любви и наслажденья!)
  Термины   - слова, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве. Используются для характеристики изображаемой среды и языка. Например, катет, гипотенуза, морфология, глагол, спряжение.
  Фразеологизмы Устойчивые сочетания слов. Например, работать засучив рука; беречь как зеницу ока; ставить палки в колеса. 1)для усиления наглядности и образности текста (Каким путем нить Ариадны Меня до бездны довела) 2)для создания нужной стилистической тональности (торжественности, возвышенности, сниженности). ()Я был везде: у черта на куличках. От родины за тридевять земель). 3)для яркоговыражения отношения к сообщаемому, для передачи авторского чувства и оценки (Как Домоклов меч висит над человечеством угроза)
Эмоционально-окрашенные слова - это слова, которые служат для выражения чувств, волевых побуждений. - для выражения отношения автора или героя к тому, что он говорит; к предметам, поступкам; - для характеристики говорящего. Например, домишко, кляча, стиляга, прехорошенький, дочурка.

Лингвистический минимум ГРАММАТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ для комментирования примеров:

Грамматика – это раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования ), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).

Вводные слова - выражают отношение говорящего к вы­сказываемому; - эмоциональная оценка сообщаемого; - указание на экспрессивный характер высказывания; - указание на последовательность изложе­ния; - указание на способ оформления мыслей; - призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам, т.е. как вид коммуникативного контакта и др.
Вопросительные предложения - служат собственно вопросом, вопросом-размышлением; - подчеркивают нужную мысль; - выражают предположение; - являются эмоциональным откликом на ситуацию
Восклицание - выражение сильного чувства, волнения; - выражение отношения автора (возмуще­ние, ирония) - выражение эмоциональной прерывисто­сти речи, например: Все отвергал. Законы! Совесть! Веру! (А. Грибоедов)
Вставная конст­рукция смысловая емкость, реализующая: - дополнительное пояснение, уточнение; - поправку, оговорку; - попутное замечание; - добавочное сведение
Деепричастие и деепричаст­ные обороты - для выражения краткости и динамичности
Инверсия - для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков
Неполные предложения - с целью экономии языковых средств
Обобщенно-личное пред­ложение - с целью образного выражения общих су­ждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицы и поговорки
Однородные члены (конст­рукции) - показ динамики действий; - зарисовка общей картины как единого це­лого; - создание гаммы красок, звуков и т.д.; - создание ряда эпитетов, обладающих экс­прессивностью, живописностью; - создание ритмического рисунка; - создание выразительной смысловой соот­несенности и своеобразной симметрии
Побудительное предложение - для выражения волеизъявления говоря­щего
Прямая речь - дословная передача чужого высказыва­ния; - средство характеристики говорящего; - средство создания художественного об­раза
Ряды однород­ных членов - для создания своеобразного ритмическо­го рисунка текста
Цитирование - в целях дословной передачи чужих слов в качестве достоверности

Лингвистический минимум ТРОПОВ и СИНТАКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ для комментирования примеров

Тропы

Термины Объяснения Пример:
Гипербола Художественное непомерное преувеличение. 1) для резкого усиления выразительности изображаемого; 2) для придания мыслям необычной формы и яркой эмоциональной окраски; (широкая бесконечная равнина; разливы рек, подобные морям) 2) для создания комических образов. Пир – на весь мир; Редкая птица долетит до середины Днепра.
Гротеск Гротеск (фр. grotesque, буквально — причудливый; комичный; вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения. Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.   Градоначальник с фаршированной головой.  
Ирония Сарказм «Притворство, насмешка». Слово, содержащее в себе оценку того, что высмеивается; одна из форм отрицания. Слова используются в противоположном значении. 1)для достижения комического эффекта; Откеле, умная, бредешь ты, голова? 2)для выражения авторских оценок и эмоций. (Полицмейстер был отец и благотворитель в городе. В лавки наведывался как в собственную кладовую).   Злая ирония, язвительная насмешка. (За все, за все тебя благодарю я: за тайные мучения…, за горечь слез…) Откеле, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу) (в обращении к ослу (символу глупости) определение «умная» приобретает противоположный смысл)
Литота Преуменьшение Мальчик с пальчик Мужичок с ноготок.
Метафора Это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, существительными. Олицетворение – разновидность метафоры. Метафора является одним из самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста. 1) для усиления зримости и наглядности изображаемого; 2) для передачи неповторимости, индивидуальности предметов или явлений; 3) для выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений (Мне душно в этой атмосфере! Коршуны! Крокодилы!) Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнем, то сжимаясь в непроглядную тьму.
Метонимия Перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности 1) для придания мысли яркости, лаконичности, выразительности; (не то на серебре– на золоте едал.) 2) для придания предмету наглядности. (Их села и нивы за буйный набег // Обрек он мечам и пожарам) Все флаги будут в гости к нам. (флаги – то есть корабли; я три тарелки съел)
Олицетворение Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Разновидность метафоры, чаще всего применяются при описании природы.(туманы сонные легли) 1)для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо; (скрипка отвечала да; смычок все понял, он затих) 2)для усиления передаваемых мыслей и чувств. Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюгазлилась
Синекдоха Перенесение значение одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношение: часть вместо целого; целое в значение части; единственное число в значение общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. 1) для выразительности и экспрессивности речи. (к нему и птица не летит // И зверь нейдет) Все флаги в гости будут к нам. Швед, русский колят, рубят. (ед.ч. в значение мн.ч.)
Сравнение Сравнение Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть предоставлено: а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значение союза КАК) б) сравнительным придаточным предложением в) существительным в Т.п. 1) для усиления изобразительности и образности; 2) для создания более ярких выразительных образов и выделения существенных признаков; 3) для выражения авторских оценок и эмоций; (слово, как звезда на небе; слово, будто мед) а) Хорошо и тепло, как зимой у печки, И березы стоят, как большие свечки. Б) Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словнобабочек легкая стая с замираньем летит на звезду. В) Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
Эпитет Образное определение предмета или действия. Чаще всего выражается прилагательным и наречием. 1) для усиления выразительности образов; 2) для подчеркивания каких-либо признаков предметов (дикая пещера); 3) для уточнения отличительных признаков предмета (по форме, цвету, величине, качеству): (терем расписной, веселая стена); 4) для создания контрастных по смыслу сочетаний слов, служит для создания оксюморонов (убогая роскошь, блистательная тень); 5) для передачи отношения автора к изображаемому, для выражения авторской оценки и авторского восприятия (мертвые слова, благословляющее небо, счастливая, отдыхающая земля)     Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.   Дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)  
Перифраза Описательное выражение, иносказание. Замена слова или словосочетания описательным выражением. Оно употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. 1) для выделения и подчеркивания наиболее существенных признаков изображаемого; (Блок – «снежный лебедь») 2) для избежания неоправданной тавтологии; (Блок – вседержитель моей души) 3)для выражения более яркой и полной авторской оценки; (Блок – «рыцарь без укоризны») 4) для придания тексту торжественности, возвышенности. Петербург – «Петра творенье» Приветствую тебя, пустынный уголок (= деревня)
  ФИГУРЫРЕЧИ, ИЛИ СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Фигуры прибавления Фигуры речи делятся на фигуры прибавления, убавления, размещения, перестановки.  
Антитеза Противопоставление, основанное на параллелизме. 1)для усиления выразительности; 2)для подчеркивания контрастных образов, контрастных оценок. (Ты богат, я очень беден, Ты – прозаик, я - поэт) Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, Лед и пламень.
Анафора (единоначатие) Это повтор звуков, слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. 1) для привлечения особого внимания. Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…
Градация Усиление значения слов благодаря эффекту нарастания. 1) возрастающая градация используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста (я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла). 2) нисходящая градация служит для усиления смыслового содержания текста и создания образности (Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами)   Сейте разумное, доброе, вечное
Инверсия Необычный порядок слов. При необычном порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого. Б)прилагательное после существительного. В)наречие после глагола. 1) для придания фразе торжественности, высокого звучания или, наоборот, разговорной, сниженной характеристики Вот нахмурил царь брови черные. (обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови черные.)
Лексические повторы Намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание. Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака.
Оксюморон Сочетание несочетаемого 1) для усиления выразительности текста ( Таинственно шумит лесная тишина) Живой труп, пленница свободы, светлая тьма.
Риторический вопрос 1) для привлечения внимания читателя; (Как можно судить о творчестве Л.Толстого, не прочитав «Войны и мира», а лишь просмотрев фильм?) 2) для усиления эмоциональности, выразительности речи (Зачем поверил он словам и ласкам ложным…?)  
Риторическое восклицание 1) для усиления чувств; 2) для торжественности и приподнятости; (То было в утро наших лет- О счастье! О слезы! О лес! О жизнь! О солнца свет!) Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…
Риторическое обращение 1) для усиления выразительности речи; 2)для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте; 3)для создания торжественности и патетичности; 4)для выражения радости, сожаления и других оттенков настроения; (О друзья мои! Прекрасен наш союз. О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая!) Поедешь скоро ты домой смотри ж… Да то?
Эллипсис Пропуск 1 из главных членов предложения, легко восстановляются по смыслу. 1) для придания экспрессивности тексту; (Вот я тебя палашом!) 2) для придания началу текста (зачину) интригующий характер ( После обеда вышли на ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней (В начале рассказа Бунина «Солнечный удар»). 3) для выражения авторской оценки (и у президентас последним «работягой», и у миллиардера с последним нищим… в конце концов шансы окажутся равными нулю.) Мы села – в пепел, Грады – в прах В мечи – серпы и плуги.
Эпифора (единоокончание) Повторение в конце стихов строк слова или словосочетание. 1) для привлечения особого внимания. Милый друг и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня.
Стык (анадиплозис)   Повторы слов на границах смежных отрезков. Стык изображает замедленность событий, их причинно-следственную связь.   Повалился он на холодный снег На холодный снег, словно сосенка Словно сосенка во сыром бору. (стык создает эффект замедленной съемки)
Многосоюзие Избыточные повторы союза «И». 1)для замедления речи. Многосоюзие передает ощущение солидности, хорошего качества; 2) для повышения смысловой значимости перечисляемых элементов; 3)для придания речи торжественности и эмоциональной приподнятости.   И звук, и цвет, и даже качество экранов в новых московских кинотеатрах не те, что были раньше.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: