Теория местной ресурсной базы построена на ряде допущений.




Во- первых, она предполагает, что существует свободное ценообразование, которое, как известно, постоянно нарушается.

Во-вторых, она предполагает действие механизма обратной связи, с помощью которого происходит саморегуляция экономики.

В-третьих, существует устойчивый и неизменный спрос на товары и услуги, производимые с помощью местных ресурсов.

В-четвертых, отсутствует конкуренция со стороны других местных сообществ.

В-пятых, нет других альтернатив развития, кроме ориентации экономики на сырьевой экспорт.

Теория местной ресурсной базы имеет как сильные, так и слабые стороны.

Преимущество данной теории: она описывает развитие тех территорий, которые обладают хорошей ресурсной базой, или территорий, вновь осваиваемых, благодаря высокому спросу на продукцию, произведенную с использованием местных ресурсов. Теория также рассматривает процесс развития в исторической ретроспективе. Данная теория может быть использована в качестве общеметодологического подхода к развитию местных сообществ, обладающих природными ресурсными возможностями.

Основная слабость теории местной ресурсной базы заключается в том, что она в значительной мере лишь описывает процесс развития, нежели объясняет его. Кроме того, ориентация экономики на сырьевой экспорт не является залогом ее процветания в будущем, хотя, безусловно, приток экспортных доходов может стать источником развития местного сообщества.

Практическая значимость теории местной ресурсной базы состоит в том, что она может представлять общепринятую стратегию развития. Смысл ее заключается в том, что усиление существующей специализации может оказаться более разумным, нежели попытки диверсификации экономической базы.

 

 

ТЕОРИЯ ЭКСПОРТНОЙ БАЗЫ

Согласно теории экспортной базы экономическое развитие местных сообществ осуществляется за счет устойчивого высокого внешнего спроса на товары и услуги, произведенные внутри данного местного сообщества. Поэтому особое внимание следует уделять тем элементам, факторам, которые определяют этот спрос и его изменения. На величину спроса влияют доходы населения, объемы и темпы роста производства товаров и услуг, уровень и темпы занятости населения и т.п. Если эти факторы имеют отрицательные тенденции, то местные ресурсы (рабочая сила и капитал) будут перемещаться в альтернативное производство, где они могут быть использованы более продуктивно. Такое перемещение может происходить как в границах данного местного сообщества, так и за его пределами.

Проблема долгосрочного развития экономики местного сообщества связана с недостаточным внешним спросом на товары и услуги, поэтому местная экономика должна функционировать таким образом, чтобы стимулировать устойчиво высокий внешний спрос и иметь возможность изменять его структуру в этих целях авторы теории экспортной базы (Андруз, Бламенфелд, Норт, Тайбут) предлагают представить местную экономику в виде двух секторов:

-основного (базового) - экспортного и неосновного (небазового) - неэкспортного.

Понятия базового (экспортного) и небазового (неэкспортного) секторов экономики являются основными категориями теории экспортной базы.

Первый сектор - экспортный - обеспечивает внешние торговые взаимосвязи с другими районами, стимулирует спрос и приносит основные доходы в местное сообщество (кто-то за пределами данного сообщества активно покупает их товары и услуги).

Второй сектор - неэкспортный - ориентирован на удовлетворение внутреннего спроса (продукты и услуги продаются внутри сообщества) и обеспечивает поддержку, функционирование первого сектора.

Решающим в развитии экономики местного сообщества является не само по себе обладание ресурсами и возможность их использования, а именно спрос, предъявляемый со стороны к экспортному сектору. И этот спрос будет тем выше, чем более развит экспортный сектор.

Развитие экспортного сектора определяется следующим:

а) наличием большого количества связей между экспортным и неэкспортным секторами и их прочностью;

б) персонификацией владения ресурсами: местные жители или внешние; в первом случае доходы от использования ресурсов реинвестируются в местную экономику, обеспечивая поступательные тенденции, во втором, наоборот, выводятся за ее пределы;

в) качеством местной рабочей силы: высокий уровень квалификации работников, их умение, навыки обусловливают развитие местной экономики.

Традиционно экспортными отраслями считались сельское хозяйство, лесное хозяйство, отрасли горнорудной промышленности. Однако современные варианты этой теории предполагают, что экспорт не обязательно связан с данными секторами а экспортным сектором может стать интеллектуальная способность местного сообщества (интеллектуальный ресурс).

Так, например, наличие университетского потенциала, современных высокотехнологических предприятий, развитая сеть информационной и транспортной инфраструктуры ускоряют переход от старых экспортных отраслей к новым видам деятельности.

Чем разнообразнее экспортный сектор, тем менее уязвим он по отношению к изменениям во внешней среде и к внешнему спросу.

Эффективность экспортного сектора определяется тем, приносит ли он доход в местное сообщество.

При этом выделяются следующие виды экспортных операций:

1) движение товаров, услуг, капитала к покупателю через экономические границы местного сообщества;

2) движение покупателя к товарам, услугам и капиталу.

Движение товаров - наиболее распространенный вид экспортной сделки. Через экономические границы перемещаются потребительские товары, товары производственного назначения, сырье полуфабрикаты. Определяющая характеристика здесь - физическое перемещение товаров.

Движение услуг означает, что услуги используются или потребляются за границами данного местного сообщества. Например, жители сообщества вкладывают свой труд в другой район (происходит перемещение рабочей силы) или происходит размещение и функционирование в местном сообществе государственных или региональных органов управления.

Движение капитала к потребителю или покупателю происходит в случае, когда фирмы и домашние хозяйства вкладывают капиталы не в своем сообществе, а за его пределами. Например, приобретают там акции, открывают филиалы местной фирмы и т.п. Примером может также служить ситуация, когда местный банкир соглашается дать кредиты для инвестирования вне данного местного сообщества.

Движение покупателя (потребителя) к товарам или услугам означает, что люди, не живущие в местном сообществе, покупают местные товары, приезжая на отдых, лечение учебу в университетах и т.п.

Теория экспортной базы имеет ряд ограничений, так как построена на ряде допущений (условий):

- не принимаются во внимание внутренние изменения в местном сообществе в доходах и занятости, они учитываются только в экспорте;

- предельная склонность к потреблению не меняется (const);

- неизменна предельная доходность от капитальных вложений;

- стоимость капитала не меняется при меняющемся спросе;

- дополнительные потребности в труде и капитале обеспечиваются автоматически из местных ресурсов и без повышения цен на них;

- товары и услуги, потребляемые в местном сообществе, не являются результатом импорта, а производятся внутри сообщества.

С течением времени объем экспорта может увеличиваться или снижаться, соответственно изменяются объемы доходов местного сообщества. Некоторые товары и услуги имеют высокодоходную эластичность, другие - слабо выраженную. Примepoм услуги, обладающей высокодоходной эластичностью, являются услуги гостиничного бизнеса, туризма и курортного дела.

Доходы местного сообщества за счет экспорта сырья зависят от уровня применяемых технологий, а также от уровня цен относительно других местных сообществ. На величину доходов от экспорта также оказывают влияние вкусы, предпочтения населения.

Наряду с ростом объемов экспорта и доходов местное сообщество может испытывать их спад с течением времени, например, вследствие истощения природных ресурсов, удорожания технологий, увеличения расходов на рабочую силу и т.п. Поэтому дальнейшее развитие и наращивание экспорта возможно при условии приспособления местного сообщества к возникающим изменениям. При этом могут появиться новые виды экспортной деятельности в рамках нового экспортного сектора. Новая экспортная деятельность в местном сообществе стимулируется двумя факторами: инвестициями из местного бюджета и новыми технологиями. Инвестиции предпочтительно осуществлять в инфраструктурные объекты: водопровод, канализационную систему, промышленные парки, транспортные коммуникации.

Таким образом, теория экспортной базы предполагает, что действие различных внешних факторов, повышающих спрос на продукцию местного сообщества, оказывает благоприятное влияние на его развитие, если сообщество обладает достаточными ресурсами для производства этой продукции. Действие этих факторов способствует повышению конкурентных преимуществ сообщества. Точно так же экономика местного сообщества будет испытывать спад в объеме экспорта в случаях истощения ресурсной базы, потери ряда конкурентных преимуществ по мере удорожания факторов производства (земли, труда, капитала) или с внедрением технологических изменений, сопровождающихся новыми комбинациями вводимых ресурсов и утратой своих прошлых преимуществ.

Теория экспортной базы имеет как сильные, так и слабые стороны. К ее сильным сторонам можно отнести следующее:

1. Она уделяет внимание важному источнику независимого спроса - экспорту.

2. Экспортный спрос имеет решающее значение для развития небольших сообществ.

3. Эта теория относительно проста и легка для понимания.

4. Она позволяет прогнозировать доход и занятость в местном сообществе в краткосрочном периоде.

К слабым сторонам теории можно отнести следующее:

1. Теория экспортной базы не является общей теорией развития экономики, так как подходит только для небольших сообществ, в значительной мере зависимых от внешней торговли.

2. В ней нет объяснения по поводу того, как местное сообщество может развиваться, несмотря на спад в экспортном секторе

3. В теории присутствуют утверждения, что экономика местного сообщества будет постоянно зависеть от экспортного сектора и на этой основе развиваться.

Однако если внутри местной экономики нарастают структурные изменения, а это не оговорено, то она становится более «независимой» и содержит себя сама за счет неэкспортного сектора.

4. Недостатком теории следует признать тот факт, что экспортные продажи в местном сообществе рассматривается вне зависимости от отношений с другими сообществами. Однако при падении дохода в одном сообществе в нем сокращается импорт из другого сообщества и, следовательно, доходы в последнем, получаемые за счет экспорта. Это приведет к сокращению доходов от экспорта в третьем сообществе, поскольку второе сообщество сократит импорт из него. Изменение доходов в местном сообществе является функцией изменения в экспорте местного сообщества, а уровень экспорта из любого местного сообщества является функцией уровня дохода во всех других сообществах.

5. В теории экспортной базы не учитываются изменения в экспортном спросе, обусловленные изменениями в предельной склонности к потреблению при изменении доходов.

Таким образом, местное сообщество развивает экспортный сектор, обладая преимуществами в затратах на производство товаров и услуг, для создания которых оно имеет уникальный ресурс. Оно также может иметь уникальное местоположение рынка или какое-то транспортное преимущество.

С течением времени оказывается необходимой деятельность, способная поддержать или усилить конкурентоспособность экспортного сектора. Обычно она принимает следующие формы: создание специализированных организаций по маркетингу, институтов кредитования, специализированных транспортных услуг, обучение рабочей силы со специальными навыками и умениями. Типичный пример - ситуация в сельских местных сообществах, где остро ощущается потребность в такого рода поддерживающем секторе. Данные выводы имеют принципиальное значение при формировании местной политики развития сообщества.

 

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ

Одной из важнейших концептуальных основ экономического развития местных сообществ является теория выбора местоположения (пространственная теория).

Это объясняется хотя бы тем, что территория / ограниченное пространство - одна из четырех базовых характеристик местного сообщества.

Справедливости ради стоит заметить, что теория выбора местоположения разрабатывалась до определенного времени исключительно как часть микроэкономики, точнее, экономики фирмы. Макроэкономика, как правило, оставляет в стороне пространственные характеристики экономической деятельности. Абстрагирование от пространства облегчает понимание общих принципов и механизмов функционирования экономики.

Спрос, предложение, цена, прибыль как общеэкономические категории и их взаимосвязь не требуют объяснения в пространственном контексте. Иное дело, когда речь идет о фирме. В этом случае спрос, предложение, цена, прибыль в решающей степени зависят от пространственных характеристик экономической деятельности фирмы.

Вопрос «где?» становится центральным при принятии решений о местоположении:

- где приобретать ресурсы;

- где разместить производство;

- где можно найти субподрядчиков;

- где сбывать произведенную продукцию;

- где существуют возможности расширения производства;

- где можно завоевать новые рынки сбыта и т.д.

Именно поэтому теория выбора местоположения базируется на таких качественных характеристиках пространства, как:

- местоположение ресурсов;

- размещение производства;

- расположение рынков;

- транспортная система.

С этих позиций фирма оценивает то или иное местное сообщество как потенциальное пространство для организации хозяйственной деятельности, такое пространство, где взаимодействуют продавцы (поставщики) и покупатели (потребители) факторов производства и готовой продукции. При этом главный критерий выбора фирмой местоположения – возможность получения прибыли.

Пространственная теория в контексте развития местных сообществ приобретает более глубокий смысл, чем только методология, которую используют фирмы при выборе местоположения. Прежде всего, трудно ответить на вопрос «кто кого выбирает»: фирма местное сообщество или местное сообщество фирму.

История свидетельствует: выбор мест поселения в течение многих веков оказывал самое существенное воздействие на характер экономической деятельности людей. Деревни возникали там, где природа благоприятствовала занятиям сельскохозяйственными видами производства. Крупные города возникали вблизи естественных транспортных путей - на берегах больших рек и морей. И сегодня сложившийся уклад жизни (традиции, культура, специфические потребности местного населения) предопределяет возможности и пространственные границы деятельности производителей товаров и услуг, ориентированных на местный рынок. Более того, любое местное сообщество имеет собственную систему ценностей, норм поведения, этических установок, определяющих представление членов сообщества о добре и зле, хорошем и плохом, что оказывает соответствующее влияние на выбор сообществом предпринимателя (примет его сообщество или нет).

С точки зрения экономики фирмы местное сообщество рассматривается как внешняя среда фирмы. Однако было бы ошибочным ограничиваться таким представлением. На самом деле, местные сообщества играют, пожалуй, более важную роль в размещении того или иного производства. Обладая определенными ресурсами, местные сообщества могут получить различную отдачу от их использования. Поэтому для них принципиально важно, кому, и в каких целях предоставить право использовать эти ресурсы.

Местное правительство, выступая наряду с предпринимателями и домохозяйствами в качестве субъектов хозяйственной деятельности, имеет достаточно широкие возможности изменять внешнюю среду фирмы и тем самым влиять на принятие решения о ее местоположении. Опыт подтверждает, что в современных условиях акцент на принятие решения о месторасположении смещается от фирмы к местным сообществам. Рассматривая значение пространственной теории для экономического развития местных сообществ, нельзя забывать о том, что местные сообщества представляют собой пространственно разделенные экономические единицы, имеют свои сравнительные преимущества и могут действовать в отношениях друг с другом как партнеры или конкуренты. Это особый, отличный от основного контекста экономики фирмы, аспект пространственной теории.

В рамках неоклассической теории выбора местоположения существуют три основных подхода:

1) максимизация прибыли;

2) минимизация издержек;

3) максимизация спроса.

Дополнением или альтернативой неоклассической трактовки выбора местоположения являются:

1) бихевиористский подход;

2) институциональный подход;

3) концепция агломерации и региональных сравнительных преимуществ.

В рамках подхода минимизации издержек фирма принимает решение о своем местоположении, изменяя транспортные и нетранспортные расходы до тех пор, пока общие расходы не будут минимизированы. При этом предполагается, что спрос на продукцию фирмы остается постоянным и не зависит от ее местоположения. В данном случае место размещения фирмы позволяет получать постоянную прибыль.

Слабость данного подхода – в условиях изменения спроса, выбранное место может не обеспечить максимальной прибыли, а быть только местом с наименьшими производственными расходами. Данный подход позволяет понять, почему местным сообществам необходимо быть чувствительными к общим расходам в одном сообществе по отношению к расходам в другом. Для привлечения фирм местные сообщества будут стремиться, например, сохранить низкие тарифы на транспорт или каким либо образом компенсировать более высокие транспортные расходы, также сократить нетранспортные расходы, например, путем низкой заработной платы, недорогой стоимости земли, налоговых льгот и т.п. Местные сообщества так же могут создавать полностью обслуживаемые промышленные парки, обеспечивая тем самым экономию за счет укрупнения.

Рассматривая подход максимизации спроса можно сказать, что:

- подход максимизации спроса в теории выбора местоположения предполагает, что фирма продает свою продукцию не на точечном рынке, а рассредоточенным покупателям.

- фирма пытается выбрать такое место, чтобы осуществить некоторый монопольный контроль над рынком посредствам более низких, чем у конкурентов, цен.

- местонахождение рабочей силы и ресурсов не имеет значения.

- независимо от пространственного изменения производства, издержки являются основным слабым звеном местом данного подхода.

С точки зрения экономики местного сообщества (а не экономики фирмы) метод максимизации спроса применяется для определения границ и конфигурации ареала розничной торговли. В этом случае более показательным является термин «пространственная взаимозависимость» фирм, а не «максимизация спроса». Речь идет о том, что для местного сообщества главными вопросами являются:

-рациональное размещение фирм, занимающихся розничной торговлей и обслуживанием населения, создания хотя бы минимума условий для их прибыльной деятельности,

-определение влияния размещения конкурентов на функционирование местного рынка.

При принятии решения о местоположении, согласно подходу; направленному на максимизацию прибыли, фирма выбирает такое место, которое позволяет ей получать максимально возможную выгоду при возможно меньших общих затратах. Максимизация выгоды обеспечивается максимизацией спроса, а минимизация затрат - через сокращение общих расходов. Другими словами фирма выбирает такое местоположение, где имеется необходимое количество покупателей для обеспечения максимальных продаж. Не обязательно, чтобы это место имело наименьшие общие расходы, но оно должно быть местом более прибыльным по сравнению с местом, где более низкие общие расходы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: