Экспертизы денежных знаков




Выпуск наличных денег – основа контроля расширения всей денежной массы, включая средства на счетах коммерческих банков. Три столетия прошедших с момента, когда впервые в полном объеме Английский банк провел эмиссию банкнот в 1694 году, наглядно показали актуальность и важность данной операции.

Монопольное положение центрального банка в общехозяйственном денежном кругообороте дает ему возможность держать денежное обращение под косвенным контролем и на последующих ступенях развития денежных средств в форме текущих счетов или средств безналичного расчета. Банкноты центрального банка сохраняют свою ключевую роль только при условии, если их количество ограничено.

Цель работы – рассмотреть механизм организации изготовления и защиты денежных знаков, а так же выбор более эффективных методов работы кредитных организаций с неплатежными, сомнительными и поддельными денежными знаками, порядка проведения экспертизы банкнот и монеты для улучшения наличного денежного обращения.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи данной работы:

1) ознакомиться с основными способами печати и элементами защиты от подделки денежных знаков;

2) изучить технические средства, применяемые для экспертизы подлинности денежных знаков;

3) изучить работу с неплатежными и сомнительными денежными знаками в кредитных организациях;

4) ознакомиться с технологией проведения экспертизы денежных знаков.

Объектом исследования являются денежные знаки Российской Федерации. Методологической основой работы являются законодательные акты Российской Федерации, нормативные указания и инструкции Центрального Банка России, учебники и учебные пособия, средства периодической печати.

Система и круг излагаемых вопросов построены таким образом, чтобы дать целостное представление об организации работы с денежными знаками, о защите их от подделки.

В первом разделе выпускной работы показана организация работы с денежными знаками; дана характеристика истории развития денежного обращения и изготовления денежных знаков, защита их от фальсификации; рассмотрены денежные знаки Российской Федерации 1997 года и их модификации.

Второй раздел посвящен организации работы с неплатежными и сомнительными денежными знаками в кредитных организациях. Данный раздел содержит три подраздела, в которых детально отражены признаки платежеспособности банкнот и монеты, технические средства, применяемые для экспертизы подлинности денежных знаков, порядок экспертизы сомнительных банкнот, направления работы по обеспечению качества наличных денег, отражены в бухгалтерском учете операции по экспертизе денежных знаков.

Данная выпускная квалификационная работа состоит из страниц, содержит 6 рисунков, 1 таблицу и 3 приложения.


1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫС ДЕНЕЖНЫМИ ЗНАКАМИ

 

 

1.1. История развития денежного обращения. Изготовление денежных знаков, защита их от фальсификации

Во все времена деньги выполняли важную роль. Являясь всеобщим эквивалентом стоимости, они выступали мерилом цены товаров и услуг, общепринятым средством платежа.

Деньги – экономическая категория, в которой проявляются и при участии которой строятся общественные отношения; деньги выступают в качестве самостоятельной формы меновой стоимости, средства обращения, платежа и накопления.

Говоря «наличные деньги», мы, как правило, представляем себе денежные билеты, изготовленные на бумажной основе, и металлическую монету. Однако отнюдь не всегда деньги имели такую привычную для нас форму. Например, жители древней Монголии отправлялись па рынок с мешком за плечами, в котором лежали полуторакилограммовые глыбы «кирпичного чая» - смеси листьев чайного куста и других растений, пропитанной телячьей кровью и высушенной в печи. Красивая раковина каури па протяжении многих столетий служила денежной единицей на островах Индийского океана, в Южной Азии и Африке.

До нашествия монголов на Русскую землю в нашем языке не было слова «деньги»; денежные ценности называли скотом, княжескую казну - скотницей, а казначея - скотником.

Коровы, быки, овцы - «живой скот». Деньги - просто скот. Все это показывает, что когда-то у нас, как и у других народов, скот служил деньгами.

В XI веке деньги стали обозначать словом куны, а денежные единицы - словами «бела», «лобки», «мордки», «ушки», «зубы», «скора»… Названия денежных единиц - «меховые». Хотя ученые спорят по этому вопросу, утверждая, что когда-то меха действительно были «денежным товаром», вот их наименование и перенесли на деньги из металла. «Куны» - это деньги вообще, «резана», «веверница» и т. д. – это мелкие денежные знаки.

В старину славянки носили на шее ожерелье из драгоценного металла - гривнут («грива» - шея). Украшения всегда были ходовым товаром.

За гривну в обмен давали кусок серебра определенного веса. Этот вес назвали гривной. На Руси существовало много разновидностей гривен. От них и пошло название «гривенник».

В первом русском своде законов - «Русской Правде» - штрафы исчисляются то в гривнах серебра, то в гривнах кун. Известно, что гривны кун дробились на более мелкие единицы: 20 кун, 50 резан.

Первый русский рубль - удлиненный брусок серебра весом приблизительно в 200 граммов, грубо обрубленный по конусу появился на свет в XIII веке. В некоторых древних письменностях рубль называется рублевой гривенной. Предполагалось, что рублевая гривенка изготовлялась так: отливался узкий длинный слиток серебра, а затем зубилом рубился на части - гривны, эти гривны и назывались рублевыми или просто рублями.

В более поздние времена в качестве денег стали использоваться слитки из драгоценных металлов и меди определенной массы. Однако при расчетах такими слитками требовалась проверка их веса и пробы, и вскоре они постепенно начали заменяться монетами. Основным отличием монет от весовых денег являлось то, что изготовление монет осуществлялось институтами верховной государственной власти или под их контролем. Чеканщики и монетные дворы гарантировали пробу и массу драгоценного металла и монете путем нанесения на нее своего клейма.

Впервые монеты упоминаются около 700 г. до н.э. в Лидии и ионических городах Малой Азии. Распространение монетного дела на обширную территорию в античности приходится на период наибольшего могущества Римской империи. Сам термин «монета» берет начало от имени древнеримской богини Юноны Монеты (т.е. Юноны Предостерегающей), при святилище, которой на Капитолийском холме в Риме располагался монетный двор. С течением времени словом «монета» стали называть монетный двор, а затем - и его продукцию.

Следует отметить, что подделка монет началась сразу после их появления. По дошедшим до нас сведениям в VI в. до н.э. в Афинах законами Солона фальшивомонетничество каралось смертной казнью. А на одной из стен святилища Аполлона в Афинах высечено изречение: «Лучше подделывать монету, чем истину».

Основными металлами для изготовления монет в течение столетий были золото, серебро и медь. Государство или правитель, чеканившие деньги, удостоверяли как точность веса, так и пробу сплава монеты. В истории можно найти как минимум три способа подделки монет. Первый – это уменьшение веса монеты, или чеканка неполновесной монеты. Второй – уменьшение содержания драгоценного металла в монете, или снижение пробы монеты. Иногда такие способы подделки называют «порчей монет». И третий способ – изготовление «золотых» и «серебряных» монет из неблагородных металлов. Им только придавался вид подлинных, иногда их покрывали тонким слоем драгоценного металла.

Изготовление поддельных денежных знаков, а также переделка подлинных наносили ущерб государству, и фальшивомонетничество всегда строго преследовалось в соответствии с законами. Однако даже угроза самого сурового наказания, а практически везде это была смертная казнь, не останавливала фальшивомонетчиков.

Соблазн подделывать деньги был вызван еще и тем обстоятельством, что монеты первоначально чеканились крайне небрежно. Форма их была неправильная, изображение на аверсе и реверсе неясные. Объясняется это как несовершенством техники на монетных дворах того времени, так и отсутствием строгого государственного надзора за чеканкой и состоянием денежного обращения.

Древнерусское государство поначалу не имело собственной монеты-население обходилось ино­странной. Первые собственно рус­ские монеты-«златники» и «сребреники» - появились в конце Х в. при князе Владимире Святославиче. Выпуском монет князь хотел упро­чить Древнерусское государство, подчеркнуть неза­висимость Руси и равенство великих князей киевских и других государей Европы. В силу политических условий, существовавших на Руси, изготовление собственной монеты продолжалось до начала XI века.

В Древней Руси своеобразным этапом русского денежного обращения является так называемый «безмонетный период», охватывающий XII, XIII и первую половину XIV в., когда чеканка русской монеты прекратилась, а приток иноземной монеты сократился до минимума. В этот период на Руси в международной торговле и для совершения круп­ных платежей использовались серебряные слитки-«гривны». Киевские гривны имели форму вытяну­того шестиугольника весом около 135-170 г, новгородские-продольных брусков весом около 200 г, а черниговские представляли собой нечто среднее между киевскими и новгородскими. В мелкой розничной торговле в качестве денег использовались различные суррогаты, имевшие стандартную, регламентированную форму и доступ­ные в массовых количествах: стеклянные, сердо­ликовые или керамические бусы, меховые шкурки, морские раковины.

При Иване III Русь стала единым государством. Теперь уже каждый князь не мог самостоятельно чеканить свои монеты. Во главе государства стоял монарх. Только он имел на это право. На выпущенной им денге стояла надпись: «Государь всея Руси».

В 1534 году в правление Елены Глинской, матери Ивана Грозного, была создана единая для всего государства денежная система. Были установлены строгие правила чеканки монет, созданы образцы.

На денге мелкого веса, сделанной из серебра, изображался всадник с мечом. Эти монеты получили название меченых. На деньгах крупного веса, тоже серебряных, изображался всадник с копьем в руках. Они назывались копейными деньгами. Это и были первые копейки. Они имели неправильную форму, а размер с арбузное семечко. Самой мелкой монетой была «полушка». Она равнялась четверти копейки.

До царя Федора Ивановича на русских монетах ставился год выпуска. Этот царь впервые стал выбивать на копейках дату.

В любом музее можно найти множество древних монет, ходивших на Руси в разное время, то иноземных, то русских. Но странное дело, нигде вы не найдете монет XII и XIII веков. Вместо них в кладах этих веков находят разной формы слитки драгоценных металлов. Что же повернуло вспять развитие денежных форм на Руси?

Оказывается, к тому времени объединившиеся в Киевскую Русь земли вновь распались на отдельные княжества. Прекратилась чеканка единой для всей страны монеты. Те монеты, что ходили раньше, люди припрятали. А тут как раз прекратился ввоз динариев. Так на Руси не стало монет, их сменили слитки. Опять, как когда-то, деньгами стали куски серебра. Только теперь они имели определенную форму и вес. Это время называют безмонетным периодом. Не было тогда монет и у наших соседей - латышей, эстонов, литовцев. В начале XIII на Русь двинулись монгольские полчища. Монголы (татары) выпускали свои деньги. Тогда-то и появилась на Русской земле татарская монета - диргема, или деньга. «Деньга» по-татарски звенеть. В нашем языке слово «деньга» перешло в слово деньги. Только в середине XIV века, когда русский народ добился ослабления монгольского ига, вновь появились русские монеты. В Киеве чеканил серебряную монету князь Роман Михайлович. После победы над татарами в Куликовской битве в 1830 году выпустил монету и Дмитрий Донской. До начала XVII века Россия не знала золотых монет. Златники Владимира не были деньгами в полном смысле слова. Правда, после него некоторые князья чеканили золотые монеты, но тоже не для обращения, а для наград, подарков.

В начале XVII века в России царствовал Василий Шуйский, который выпустил первые золотые монеты: гривенник и пятаки. 23 декабря 1730 года императрица Анна Иоанновна издала указ: «делать российские червонцы пробою и весом против голландских». Как видно из указа, за образец были приняты голландские монеты. При Елизавете Петровне была выпушена новая золотая монета в 10 рублей. Она называлась в соответствии с императорским титулом царицы империалом. Был и полуимпериал - монета 5 рублей. При царе Алексее Михайловиче на ефимке накладывался штемпель: на одной стороне изображение царя верхом на коне, на другом – герб дома Романовых, двуглавый орел.

Невзрачную монету не подделывал только ленивый, поэтому фальшивомонетничество процветало повсеместно. Согласно данным исследований в области истории нумизматики, наибольшее распространение под­дельные монеты получили в 30-40 гг. XVII века. В числе «денежных воров» значились даже мастера монетных дворов и представители высшей знати. Однако государственная власть «вознаграждала» фальшивомонетчиков по заслугам - преступникам заливали в горло расплавленный металл, били кнутом на торговых площадях, выжигали на лицах слово «вор».

В результате денежной реформы, проведенной Петром I в 1698-1718 гг., утвердилась система, опирающаяся на национальный денежный счет (1:100) и сохранившая традиционные названия единиц.

К середине XVIII в. в Европе и Северной Америке бурно развиваются торговые отношения. Для обеспечения расчетов требуется больше наличных денег. Встала необходимость заме­ны тяжелой монеты на более удобные денежные знаки. Начиная со второй половины XVII в., бумажные деньги вводятся в обращение в странах Старого и Нового Света. Поначалу бумажные деньги представляли собой расписки (векселя) банков, в которых содержалось обязательство вы­платить владельцу обозначенную на них сумму металлической монетой. Размен банкнот на монеты из драгоценных металлов был отменен в большинстве стран к 1914 г., а после мирового экономиче­ского кризиса в 1929-1933 гг. прекращен практически повсеместно.

Впервые проект выпуска бумажных денег в России рассматривался в 1744 г. и был отвергнут сенатом на том основании, что бумажные деньги хуже медных, поскольку «никакой внутренней доброты не содержат». Первые русские бумажные деньги – ассигнации - появились только в 1769 г. в период правления императрицы Екатерины II. Высочайшим манифестом от 29 декабря 1768 г. в Санкт-Петербурге и Москве были учреждены два ассигнационных банка «для вымена государственных ассигнаций». Согласно тому же манифесту всем российским подданным предписывалось осу­ществлять платежи в казенные сборы «в числе каждых 500 рублей государственную ассигнацию в 25 рублей». Кроме экономических условий, к тому времени в России была подготовлена и материально-техническая основа выпуска денежных билетов. Широкое внедрение изобретенных в XVII в. роллов – аппаратов, размалывающих сырье для производства бумаги, повлекло за собой механизацию выработки бумаги и бурное развитие отечественной целлюлозно-бумажной промышленности.

К середине XVIII в. в России искусство книгопечатания было поставлено на широкую промышленную основу. Эти условия позволили осуществить выпуск ассигнаций в обращение. Бумага для них вырабатывалась на Красносельской мануфактуре, а изображение печаталось в Сенатской типографии. Ассигнации образца 1769 г. имели номиналы 25, 50, 75 и 100 рублей. Для защиты денежных билетов от подделки ассигнации печатались на бумаге с водяным знаком и имели рельефные изображения, выполненные тиснением. Население, привыкшее к металлической монете, встретило новые деньги с недоверием. Простота изготовления первых ассигнаций побудила «народных умельцев» к попыткам их подделки, вследствие чего в 1786 г. были выпушены новые государственные ассигнации, отпечатанные на бумаге повышенного качества. Кроме того, были введены в обращение ассигнации более мелких достоинств: десяти- и пятирублевые. Первые печатались на розовой бумаге, вторые – на синей. Эта историческая привязка цвета к номиналу банкнот практически без изменений дошла до начала 90-х гг. XIX века. Ассигнации образца 1786 г. находились в обращении России до 1818 г. Их защита от подделки оставалась на невысоком уровне, что нередко приводило к фальшивомонетничеству. История свидетельствует, что одним из наиболее видных «сочинителей фальшивых ассигнаций» того времени был Наполеон Бонапарт.

В связи с экономическим положением России, сложившимся после Отечественной войны 1812 г., император Александр I принял решение о замене ассигнаций деньгами нового образца, изготовление которых должно было осуществлять особое учреждение.

С 1 января 1840 года на всем пространстве Империи единственной монетной единицей определен серебряный рубль, на который обменивались по определенному курсу бумажные деньги. В 1843 году выпущены новые кредитные билеты, сменившие прежние ассигнации. Эти деньги были лучше по качеству и рисунку, но в производстве преобладал ручной труд, граверные работы оставались на довольно низком уровне, и в обращении вновь появилось много фальшивых денег.

В России были два периода, сравнительно небольших, устойчивого бумажно-денежного обращения, обеспеченного серебряной и золотой монетой. Первый, получивший название «серебряный монометаллизм», относится к десятилетию 1843-1853 гг. Второй период, названный «эпохой золотого монометаллизма», был более длительным, с 1897 по 1914 год, когда царствовал Николай II.

В конце XIX и начале XX века в России быстро развивались промышленность, сельское хозяйство и торговля, в том числе внешняя, в которой экспорт превышал импорт. К началу мировой войны 1914 года Россия по уровню производительных сил стояла в одном ряду с Францией и Японией.

В 1913 году государственные доходы страны превышали расходы и остаток свободных средств в казне достиг 433 млн. руб. Кроме того, Россия увеличила добычу золота и серебра и пополняла запасы золота за счет внешней торговли. Золотой запас увеличился за 1881-1897 гг. более чем в 3,5 раза и достиг 1 млрд. руб., а к 1914 году составлял небывалую сумму – около 1,7 млрд. руб., что превышало фонды английского, французского и германского банков. В этих условиях в 1897 году по инициативе министра финансов С.Ю. Витте была осуществлена денежная реформа с введением золотой валюты. В 1897-1914 гг. бумажные деньги имели полное обеспечение золотом. Серебряные монеты были вспомогательным средством платежа как разменные деньги. Бумажные деньги свободно обменивались на золотые монеты, которые были в обращении в большом количестве.

С первых дней вступления России в мировую войну правительство для покрытия дефицита государственного бюджета начало использовать эмиссию кредитных билетов. Закон от 27 июля 1914 года приостановил размен бумажных денег на золото. Тем самым наступил крах системы золотого монометаллизма. Кредитные билеты превратились в инфляционные бумажные деньги. Из обращения исчезли золотые и серебряные монеты.

Несмотря на рост производства кредитных билетов в 4 раза (1916 год по сравнению с 1913-м), потребность в денежных знаках не удовлетворяется. Предпринимаются попытки прибегнуть к помощи Англии и Америки. Однако приобретенные за границей машины и технические приспособления при перевозке частью были потоплены немецкими подводными лодками, а та часть, которая прибыла, уже в 1918 году оказалась в разрозненном и изломанном виде. Не дошли до назначения по разным причинам и не использованы для печатания купленные в 1915-1916 гг. в Америке и Японии значительные партии бумаги. Пришедшее к власти после февральской революции 1917 года Временное правительство продолжает выпуск бумажных денег царского образца.

В связи с инфляцией выпущены и новые денежные знаки с номиналами 250 и 1000 руб. На купюре 1000 руб. изображен Таврический дворец, где заседала Государственная дума, а на купюре 250 руб. - двуглавый орел, но без монархических регалий. Кроме того, при Временном правительстве появились казначейские знаки 20 и 40 руб. Эти маленькие клочки бумаги, не имели нумерации и даты выпуска. Они вошли в историю под названием «керенки».

В начале 20-х годов фабрики в Пензе и Перми были закрыты, полиграфическое оборудование, эвакуированное в Москву, сначала размещено в помещении бывшего завода Второва. В июне 1921 года, когда управление фабриками получило помещение бывшей парфюмерной фабрики Брокара (более просторное и благоустроенное, чем завод Второва), Московская фабрика обосновалась на постоянное жительство на территории этого предприятия.

С марта 1922 года вся работа по изготовлению денежных знаков была полностью сосредоточена на Московской фабрике. Кроме бумажных денег на фабрике печатались железнодорожные билеты, марки, облигации займов, лотерейные билеты и многое другое.

Необходимость оздоровления финансов диктовалась переходом в 1921 году к новой экономической политике (нэп). Подготовительный этап денежной реформы начался с проведения двух деноминаций. Были выпущены денежные знаки образца 1922 года. Рубль нового государственного денежного знака приравнивался к 10 тыс. руб. кредитных билетов и расчетных знаков всех прежних выпусков.

В 1923 году была проведена вторая деноминация и выпущены денежные знаки, 1 руб. которых приравнивался к 100 руб. денег выпуска 1922 года. Значение деноминации заключалось в том, что легче стало вести расчеты, сократилась масса денег в обращении. Так, в результате первой деноминации из обращения было изъято 55 триллионов руб. всех ранее выпущенных денежных знаков. В дальнейшем в СССР эта мера проводилась в 1961 году: новые деньги обменивались на старые (ранее выпущенные) в соотношении 1:10. Одновременно в таком же соотношении изменились номиналы заработной платы и цен. Однако деноминации нельзя рассматривать как стабилизацию денежной системы.

Первым этапом денежной реформы стал выпуск начиная с 1922 года банковских билетов – червонцев, которым присваивалось золотое содержание. Один червонец приравнивался к 10-рублевой золотой монете дореволюционной чеканки. Билеты на 25 процентов обеспечивались золотом, а в остальной части – легкореализуемыми товарами и векселями. Денежное обращение впервые после октябрьской революции получило твердую валюту - червонец. Но параллельно с червонцами обращались обесцененные советские денежные знаки. Соотношение червонцев и совзнаков определялось специальной котировальной комиссией. На 1 января 1924 года один червонец равнялся 10 тыс. руб. денежных знаков 1923 года.

Завершающим этапом денежной реформы был выпуск в 1924 году государственных казначейских билетов достоинством в 1,3 и 5 руб. золотом. Они имели герб СССР и надписи на языках союзных республик.

Заключительным мероприятием реформы было изъятие из обращения всех обесценивающихся совзнаков. Государственные казначейские билеты сохраняли свою платежную силу до денежной реформы 1947 года. Их образцы в период с 1925 по 1938 год менялись несколько раз.

Меры по стабилизации денежного обращения способствовали осуществлению новой экономической политики, которая заменила продразверстку продналогом, разрешила частную торговлю, мелкие капиталистические предприятия и т. д. Иными словами, нэп означала внедрение частного предпринимательства рыночных отношений. В результате этого произошел подъем экономики страны и, несколько улучшилась жизнь населения. Однако вскоре после смерти Ленина основные направления новой экономической политики были отвергнуты, запрещено частное предпринимательство, как в сфере производства, так и торговли. Осенью 1925 года вновь началась инфляция, которая была вызвана несоответствием денежных доходов населения размерам произведенных товаров народного потребления и продуктов. Вместо сбалансированного экономического развития началась сталинская политика «подхлестывания страны», нацеленная на осуществление «большого скачка», форсирование строительства социализма.

На смену нэпу пришли административные методы управления народным хозяйством, необоснованно росла эмиссия бумажных денег. За 1929-1937 гг. масса наличных денег в обращении возросла в 8 раз. В 1929 году государство вновь ввело отмененную при нэпе карточную систему распределения продовольственных и промышленных товаров. Инфляция и выпуск денег новых образцов увеличили нагрузку на Ленинградскую бумажную и Московскую печатную фабрики Гознака.

После окончания гражданской войны и в связи с проведением денежной реформы 1924 года правительство поставило перед Гознаком задачу создания качественно новых советских денег, на которых должны быть помещены образы простых советских людей – рабочего, крестьянина, красноармейца. Портреты их в 1922 году были заказаны выдающемуся скульптору И. Шадру. Созданные им и воплощенные художниками Гознака в гравюре портреты сеятеля, рабочего кузнеца–молотобойца, красноармейца были размножены в миллионах экземпляров новых денежных знаков и марок.

В середине 20-х годов с ростом заказов на продукцию Гознака стал ощущаться дефицит бумаги, так как одна Ленинградская бумажная фабрика из-за устаревшего оборудования и малых производственных площадей не могла удовлетворить растущие потребности печатного производства. Тогда фабрика выпускала ежегодно не более пяти тысяч тонн бумаги, основной ассортимент которой составляли денежная, для облигаций займов и художественной печати. Поэтому в 1932 году по решению правительства начинается строительство новой бумажной фабрики Гознака в Краснокамске (Пермской области). Строительство было в основном закончено в 1937 году. Однако на полную мощность Краснокамская бумажная фабрика стала работать в 1940 году. К этому времени фабрика вырабатывала до тридцати наименований бумаг и, в том числе и денежную.

К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. потребность страны в денежных знаках, ценных и государственных бумагах полностью обеспечивала Московская печатная фабрика вместе с Ленинградской и Краснокамской бумажными фабриками. Война нарушила нормальный режим работы Гознака. Ленинградская бумажная фабрика с декабря 1941 года по август 1943 года вследствие блокады города немецкими войсками не работала.

В 1946 году по решению правительства о проведении послевоенной денежной реформы Гознак приступил к изготовлению новых бумажных денег образца 1947 года, которые должны были заменить денежные знаки образца 1937-1938 гг. Краснокамская печатная фабрика также включилась в работу по изготовлению денежных знаков образца 1947 года. В результате напряженной творческой работы коллективов бумажных и печатных предприятий Гознака правительственное задание по изготовлению новых денег образца 1947 года выполнено в срок. Это способствовало успешному проведению денежной реформы.

Реформа 1947 года сыграла огромную роль в оздоровлении финансов и укреплении экономики в послевоенный период. Реформа ставила и выполнила две важные задачи. Первая задача была направлена на ликвидацию огромных запасов денег, выпущенных государством для покрытия военных расходов. За годы войны масса денег увеличилась в 4 раза, в то время как объем розничного товарооборота уменьшился в 3 раза. Цены на колхозном рынке возросли в 10-15 раз. В результате инфляции у населения, особенно у сельского, а также нечестных и спекулятивных элементов, скопилась огромная масса денег.

Вторая задача реформы 1947 года была направлена на изъятие денег, выпущенных в обращение нашими противниками в войне, в первую очередь немцами. Эти деньги являлись фальшивыми, но хорошо сделанными с участием государственных организаций. Были в обращении и подлинные деньги, захваченные в банках во время наступления противника и оккупации наших городов и сел.

В условиях быстрого роста экономики в 50-е годы гигантски возросли денежные обороты в стране. В целях обеспечения организации денежного учёта 04 мая 1960 года Совет Министров принял постановление об изменении с 01 января 1961 года масштаба цен. Реформа 1961 года имела своей целью укрепление рубля путём увеличения её золотого содержания с 0,222168 г чистого золота (установленного в 1950 году) до 0,987412 г чистого золота. В оборот были выпущены денежные знаки нового образца - Государственные казначейские билеты СССР достоинством 1, 3 и 5 рублей и билеты Госбанка СССР в 10, 25, 50 и 100 рублей. Обмен денег производился с 01 января по 01 апреля 1961 года без ограничений. При этом новый рубль приравнивался к 10 старым. В этом же соотношении были пересчитаны цены товаров и услуг, тарифы, заработная плата, вклады населения, балансы предприятий. Этой реформой впервые были унифицированы размеры купюр, что облегчило пересчет наличности при помощи счетных автоматов. Одинаковые размеры имели купюры 3 и 5, 10 и 25, 50 и 100 рублей.

В ходе деноминации 1998 г. в обращение поступили новые денежные знаки образца 1997 г., которые стали быстро вытеснять старые банкноты. С учетом предшествующего опыта Банк России существенно усилил комплекс защитных признаков новых банкнот, облегчив выявление поддельных денежных знаков. Это снизило количество случаев их выявления, и такая тенденция продолжалась до 2000 года. В 2001 г. впервые был зафиксирован рост количества выявленных поддельных денежных знаков, что обусловлено возрастающим интересом фальшивомонетчиков к подделке рублей и развитием программно-аппаратных средств.

В условиях современности наличные деньги наряду с развитием электронных денег продолжают играть важную роль в жизни общества. Однако на сегодняшний день денежные знаки — не только средство платежа, но и высокохудожественные произведения.

"Гознак" - один из таких стратегически важных объектов. Именно там печатаются денежные билеты, монеты, ордена и медали, но и бланки ценных бумаг, паспортов, аттестатов, свидетельств о рождении и браке, лотерейные билеты, а также акцизные марки и даже эскизы формы для армии.

Изготовление денежных знаков.

Способы печати, применяемые при изготовлении банкнот, удобнее изучать в технологической последовательности, которая используется на большинстве печатных предприятий, изготавливающих денежные билеты. Как правило, процессы печати банкнот начинаются с офсетного производства.

Различают плоскую офсетную печать и типоофсетную печать. Как в первом, так и во втором случае передача краски на бумагу происходит через промежуточное резиновое полотно, закрепленное на офсетном цилиндре. В следствии двойного разрыва краски (с печатной формы на резину, а затем на бумагу) красочный слой на офсетном оттиске всегда тонкий и отличается от других видов печати (высокой, трафаретной, металлографской) своей четкостью.

В плоской офсетной печати (или печати с увлажнением) печатающие и непечатающие (пробельные) элементы печатной формы теоретически лежат в одной плоскости. Осуществление процесса печатания в плоской офсетной печати возможно на основе устойчивого смачивания (увлажнения) пробельных участков печатной формы водой или специальными растворами с последующим нанесением краски на печатающие элементы. При таком последовательном нанесении краски на увлажненную печатную форму происходит «закатывание» краской только печатающих элементов, создающих изображение на форме. Пробельные элементы в этом случае служат фоном для создания изображения на печатной форме. Они отталкивают (не воспринимают) краску, поэтому и не передают никакого изображения.

В качестве материала для изготовления форм плоской печати применяются преимущественно металлические пластины.

В производстве банкнот в основном используется типоофсетный способ печати, сочетающий в себе элементы высокой и плоской офсетной печати. В типоофсетной печати в качестве печатной формы используется форма высокой печати, у которой печатающие элементы находятся наверху, как у любого штампика или печати, используемых в повседневной жизни. Такая печатная форма передает изображение на бумагу через промежуточный резиновый (офсетный) цилиндр (см. Рис.1).


 

Рис.1. Схема офсетного способа печати

1 – формный цилиндр;

2 – офсетный цилиндр;

3 – бумага;

4 – оттиск.


Красочный аппарат

Оттиски, полученные способом типоофсетной печати, характеризуются более четкими границами по сравнению с офсетными оттисками плоской печати, на них можно увидеть слабые следы выдавливания краски по краям штриха, характерные для высокого способа печати (см. Рис.2).

Рис.2. Высокая печать

Офсетной (типоофсетной) печатью, как правило, печатаются многокрасочные фоновые (подкладные) сетки, совмещающиеся изображения, элементы графики (сюжетные рисунки), гильоширные элементы, микро-узоры и микротексты. Этот вид печати на современной печатной технике обеспечивает высокое качество и многокрасочность изображения за счет идеального совмещения (приводки) штрихового изображения с различных печатных форм в единый рисунок. Подобные рисунки характерны для большинства современных банкнот, а также для дорожных чеков и ценных бумаг.

«Орловский метод» - многокрасочный штриховой рисунок (в 2-3 краски) с одной печатной формы с резким переходом из одного цвета в другой без сдвигов и смещений штриховых элементов. Достигается на печатных машинах, не принимаемых в общей полиграфии - при печати защитных сеток, микро-узоров и других гильоширных элементов.

При имитации «орловского эффекта» на обычной полиграфической технике печать многокрасочного рисунка производится с нескольких печатных форм, с которых невозможно обеспечить идеальную приводку (совмещение) штриховых элементов разных цветов.

«Ирисовый раскат» - как правило, двухкрасочный рисунок с одной печатной формы с плавным переходом из одного цвета в другой, что дает третий цвет в зоне смешения красок. Применяется в основном на защитных (гильоширных) сетках. Достигается специальным приспособлением на печатной машине, которое не используется в общей полиграфии. При имитации этого защитного признака происходит «разрыв» рисунка гильоширных элементов сетки в местах наложения красок с двух печатных форм.

Современные печатные машины, используемые в банкнотном производстве, могут с одного цикла (прогона) обеспечить двухсторонний офсетный оттиск с высоким качеством приводки изображений на обеих сторонах. Эта технологическая особенность печатной техники позволяет получать еще одну защитную характеристику - совмещающееся изображение - рассчитанную в основном на население.


Этапом денежного производства является печать серийных номеров банкнот. Их наносят способом высокой печати (см. Рис.3).

 

Рис.3 «Получение оттиска способом высокой печати»

1 - печатная форма;

2 - печатающий элемент;

3 - бумага;

4 - оттиск.

Самой простой формой высокой печати, как и раньше, являются штампы, штемпели гербовые и простые печати, используемые в ежедневной работе миллионами людей. В данной технологии печатающие элементы на печатной форме расположены выше пробельных. Краска наносится на поверхности выступающих печатающих элементов и переносится на бумагу под определенным давлением. Характерной особенностью этого вида печати являются более темные бортики краски по краям штриховых элементов, на которые следует обращать внимание при детальном изучении банкнот. Новым этапом развития технологии высокой печати стало появление печатных форм на основе твердых и жидких фотополимеров, которые позволили значительно повысить эффективность и производительность печатного процесса.

При одновременной двусторонней офсетной печати при производстве банкнот возникают ситуации, когда по различным причинам происходит непропечатка офсетных рисунков с последующим запечатыванием другими видами печати. При обнаружении подобного оттиска его следуе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: