Графический метод проектирования ТО




Графическое планирование ТО начинается с построения интегральной (суммарной) ломаной линии наработки трактора в планируемом периоде в осях «наработка – время». По оси абсцисс в удобном масштабе откладывают календарное время работы трактора в планируемом периоде (декада, месяц, квартал, год). В нашем случае будут рассматриваться четыре квартала календарного года (рис. 2.1). По оси ординат в удобном масштабе рассматривают две шкалы. Первая шкала соответствует наработке физического трактора от последнего ТО-3 в килограммах или тоннах израсходованного топлива. Вторая шкала соответствует видам и периодичности технических обслуживаний от начала эксплуатации до капитального ремонта этого же физического трактора (см. рис. 2.1).

Методика построения интегральной ломаной линии начинается с определения точки А – начала расхода топлива физическим трактором в планируемом периоде. Для этого на шкале расхода топлива – начало первого квартала года – отмечается отрезок ОА в принятом масштабе, равный величине наработки от последнего ТО-3 до планируемого периода, например, для гусеничного трактора ВТ-100Д, хозяйственный номер 2, – 15 т. Далее из точки А проводится линия, параллельная оси абсцисс, до пересечения с вертикальной линией конца первого квартала. Точка пересечения соответствует точке В. Из точки В

 

 

Рис. 2.1. Графический метод проектирования ТО трактора ВТ-100Д


отложить вверх (нарастающим итогом) величину планируемой наработки на первый квартал в принятом масштабе (например, для трактора ВТ-100Д – 1,5т), полученную точку обозначим точкой С. Из точки С проводят линию, параллельную оси абсцисс, до пересечения с вертикальной линией конца второго квартала и получают точку D. Из точки D откладывают вверх (нарастающим итогом) величину планируемой наработки на второй квартал (например, для трактора ВТ-100Д, хозяйственный номер 2, – 2,5 т, в том же масштабе, и получают точку Е. Этот принцип построения интегральной ломаной линии сохраняется при планируемой наработке на третий и четвертый кварталы. В результате данного построения получают точки А, С, Е, I, L и соединяют их прямыми отрезками АС, СЕ, EI, IL, которые образуют общую ломаную линию ACEIL, называемую интегральной (суммарной) ломаной линией наработки физического трактора в планируемом периоде, в рассмотренном случае, в течение календарного года по кварталам.

Правильность построения интегральной ломаной линии определяется следующим образом. Из точки А следует провести прямую линию, параллельную оси абсцисс, до пересечения с вертикальной линией конца четвертого квартала. Точка пересечения соответствует точке N. Полученный отрезок LN необходимо умножить на принятый масштаб наработки μQцк (см. рис. 2.1), что будет соответствовать планируемой годовой наработке данного физического трактора, т.е. сумме наработок за 1, 2, 3 и 4-й кварталы. В рассмотренном случае для трактора ВТ-100Д, хозяйственный номер 2, с наработкой до планируемого периода 15 т, получаем

LN × μQцк = 1,5+2,5+2,5+1,5 (т),

32 мм × 0,25 т/мм = 8 т.

Построенная и проверенная интегральная ломаная линия служит исходным материалом для определения видов и количества технических обслуживаний в планируемом периоде для данного физического трактора. Для этой цели вторую шкалу (виды и периодичность ТО) разбивают на 48 равных частей, так как эта величина соответствует числу воздействий на физический трактор в межцикловом периоде (от начала эксплуатации до капитального ремонта) и может представлять следующие градуировки (рис. 2.2).

В обоих случаях число воздействий составляет 48, в том числе ТО-1 – 36, ТО-2 – 6, ТО-3 – 3,ТР – 2,КР – 1.

Проградуировав шкалу видов и периодичности ТО по выбранному масштабу и варианту, находят виды ТО в планируемом периоде, начиная от точки А (рис. 2.1). Для этого из точек градуировки данной шкалы выше точки А проводят прямые линии, параллельные оси абсцисс, до пересечения с полученной интегральной линией и отмечают точки пересечения соответствующими обозначениями (или 1, или 2, или 3, или ТР, или КР). Так, для указанного ранее трактора ВТ-100Д, хозяйственный номер 2 (см. рис. 2.1), количество воздействий на планируемый период по кварталам года будет равно 6, в том числе ТО-1 – пять, ТР – один. Дан­ный вариант графического способа планирования ТО тракторов позво­ляет определить и время осуществ­ления этих воздействий. Для этого из полученных точек пересечения с интегральной ломаной линией дос­таточно опустить перпендикуляры на ось абсцисс – календарное время года, представленное кварталами го­да. Основание перпендикуляра ука­зывает дату (день или месяц) проведения ТО или ремонта. Из рис. 2.1. видно, что для вышеуказанного трактора ВТ-100Д, хозяйственный номер 2, одно ТО-1 должно осуще­ствляться в первом квартале, два ТО-1 – во втором, один ТР и одно ТО-1 – в третьем, одно ТО-1 – в чет­вертом квартале. Зная соответст­вующий масштаб оси абсцисс (квар­талы года), можно определить время проведения ТО с точностью от 1 до 4 дней, в зависимости от величины масштаба оси абсцисс.

Рис. 2.2. Варианты градуировки шкалы
Примечание. 1. Целесообразно представлять планирование ТО для каждой марки трактора на отдельных рисунках, т.к. наработка до очередных ТО у разных марок тракторов неодинакова.

3. Усредненный метод планирования ТО

 

Планирование ТО по средневзвешенной периодичности

Этот способ удобен для организации работы службы мастеров-наладчиков. Зная средневзвешенную периодичность ТО и контролируя расход топлива по всему парку, можно узнать количество ТО, которые надо проводить в тот или иной календарный промежуток времени. При этом отдельный трактор не выделяется.

Объемы работ по ТО необходимо рассчитывать в соответствии с количеством расходуемого топлива, структурой и количественным составом МТП. Работу специализированных звеньев по ТО надо планировать для весенне-летнего и осенне-зимнего периодов.

Количество ТО можно рассчитывать в следующем порядке.

Определить общий расход топлива на работу тракторов за период полевых работ – Qp.

Определить средневзвешенную периодичность ТО-1 тракторов:

qср. то-1=(q то-1.1×к1+ q то-1.2× к2 +... + q то-1.n× кn)/(к1+ к2+...+ кn), (3.4)

где q то-1.1, q то-1.2, q то-1.n – периодичность ТО-1 по маркам тракторов, в тоннах израсходованного топлива (см. табл.2.1)

к1, к2,... кn – количество тракторов одноименной марки.

Для каждого последующего вида ТО надо подсчитать средневзвешенную периодичность:

qср. то-2 = 4 qср. то-1; (3.5)

qср. то-3 = 8 qср. то-1; (3.6)

qср. тр = 16 qср. то-1; (3.7)

qср. кр = 48 qср. то-1; (3.8)

Определить количество планируемых ТО на планируемый период:

nр то-1=3/4 Qр / qср. то-1; (3.9)

nр то-2=1/2 Qр / qср. то-2; (3.10)

nрто-3=1/2 Qр / qср. то-3; (3.11)

nр тр= 2/3 Qр / qср. тр; (3.12)

nркр= Qр / qср..кр; (3.13)

где Qр – общий расход топлива тракторами в планируемый период, кг;

3/4, 1/2 и 2/3 – коэффициенты, учитывающие очередность проведения ТО и ТР при периодичности обслуживаний 125, 500 и 1000 мото-ч.

4.Определение трудоемкости ТО, продолжительности простоев
тракторов на ТО, числа исполнителей и коэффициента
технического использования тракторов

4.1. Расчет трудоемкости и продолжительности
простоев тракторов на ТО

Затраты труда и продолжительность простоев на ТО необходимо определять с учетом нормативов трудоемкости ТО и норм времени простоя (табл. 4.1) по видам ТО и маркам тракторов.

 

 

Таблица 4.1

Нормативы трудоемкости ТО тракторов,* чел.-ч

Марка трактора Обслуживание при использовании тракторов
ЕТО ТО-1 ТО-2 ТО-3 СТО
К-744 Р.1 0,6 2,2 11,6 25,2 18,3
ХТЗ-150К-09 0,2 1,9 6,8 42,3 5,3
«Беларус-800» «Беларус-82.1» 0,5 2,7 6,4 21,4 17,1
ВТ-100Д 0,5 1,7 5,7 31,8 16,5
Т-402.01 0,4 2,7 6,9 19,8 3,5

* Нормативы продолжительности времени простоя в часах при проведении ТО тракторов ориентировочно составляют 0,5 от нормативов трудоемкости ТО.

 

Расчет затрат труда и продолжительности простоев тракторов можно производить по формулам

Зт.об. = SnТО -1× Зт.ТО -1 + SnТО -2× Зт.ТО -2 + SnТО -3× Зт.ТО -3 + SnСТО × Зт.СТО; (4.1)

tоб = SnТО -1× tТО -1+ SnТО -2× tТО -2+ SnТО -3× tТО -3+ SnСТО × tСТО, (4.2)

где Зт.об. – общая трудоемкость ТО, чел.-ч;

tоб – общие затраты времени простоя тракторов на ТО, ч;

nТО -1, nТО -2, nТО -3, nСТО – количество разных видов ТО соответственно по маркам тракторов, шт.;

Зт.ТО -1, Зт.ТО -2, Зт.ТО -3, Зт.СТО – трудоемкость разных видов ТО соответственно по маркам тракторов, чел.-ч;

tТО -1, tТО -2, tТО -3, tСТО – продолжительность простоя на разных видах ТО соответственно по маркам тракторов, ч.

Трудоемкость полевого ремонта для всех методов расчета можно принять в пределах 0,25-0,36 от Зт.об.

Зт.пр =(0,25-0,36) Зт.об, (4.3)

а продолжительность простоя tпр – соответственно в пределах 0,30-0,50 от tоб

tпр =(0,30-0,50) tоб. (4.4)

Таким образом, трудоемкость и продолжительность простоев при периодических ТО и полевых ремонтах тракторов на планируемый период равны

Зтр = Зт.об + Зт.пр; (4.5)

= tоб + tпр. (4.6)

Результаты расчетов необходимо свести в таблицу 4.2.

 

Таблица 4.2 Расчетные данные о планировании ТО тракторов

Марка трактора Хоз. номер Количество ТО Трудоемкость, чел.-ч. Продолжительность простоя, ч
    ТО-1 ТО-2 ТО-3 СТО ТО-1 ТО-2 ТО-3 СТО пол. рем. общая ТО-1 ТО-2 ТО-3 СТО пол. рем. общая
Аналитический способ
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
Итого                                  
Графический способ
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
Итого                                  
По наработке марки тракторов
                                   
Итого                                  
По средневзвешенной периодичности
                                   
Итого                                  

4.2. Определение количества исполнителей и коэффициент
технического использования тракторов

Количество исполнителей периодических и сезонных ТО определяется по формуле

m = Зт.об / Ф, (4.7)

где Ф – фонд рабочего времени исполнителя, ч.

Условно фонд рабочего времени слесаря при работе на стационаре при выполнении одного вида ТО равен примерно 1900 ч в год. В связи с тем, что при проведении ТО меняются виды работ, фонд рабочего времени можно определить по формуле:

Ф = Др × Тсм × aсм, (4.8)

где Др – число рабочих дней планируемого периода с учетом праздничных и выходных;

Тсм – продолжительность смены, Тсм = 10 ч.

aсм – коэффициент использования времени смены (для стационарных пунктов ТО – СПТО aсм =0,8-0,85, а для передвижных средств – агрегат технического обслуживания – АТО – aсм =0,6-0,7).

Для определения коэффициента технического использования необходимо знать время работы тракторов и простоев на разных видах ТО, в том числе и ЕТО.

В связи с тем, что периодичность проведения ТО в мото-часах составляет 125, а количество разных видов ТО определено по израсходованному топливу, то можно рассчитать примерную наработку трактора в моточасах:

Тмч = 125 Sni, (4.9)

где Sni – общее количество периодических ТО.

Условно сравнивая астрономический час и моточас, можно определить время работы трактора и число нормосмен, выполненных им по формулам

Тр = 1,25 Тмч; (4.10)

Н = Тр / 10, (4.11)

где Н – количество смен за время работы трактора;

Тр – время работы трактора, ч.

Продолжительность простоев на выполнении ЕТО трактора можно определить по формуле

ТЕТО = tЕТО × Н, (4.12)

где t ЕТО– норма простоя трактора на ЕТО, ч (см. сноску под табл. 4.1).

Годовые затраты времени на выполнение разных видов ТО определяют как суммарные:

ТТО= tоб + tпр + ТЕТО. (4.13)

Коэффициент технического использования определяют из соотношения:

t = Тр / (Тр + ТТО). (4.14)

 

Общие выводы

Необходимо сделать общие выводы по выполненным расчетам при планировании технического обслуживания парка тракторов.

 

Список литературы

1. Диагностика и техническое обслуживание машин: учебник для студентов высш. Учеб. Заведений [А.Д. Ананьин, В.М. Михлин, И.И. Габитов и др.]. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 432 с.

2. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов 4-е изд., перераб. и дополн. Кузнецов Е.С., Болдин А.П., Власов А.П. и др. - М.: Наука, 2004. – 535 с.

3. Практикум по эксплуатации МТП/ Под. Ред. Ю.Н.Блынского; Новосиб. гос. аграр. ун-т - Новосибирск 2008. – 263 с.

4. Техническая эксплуатация автомобилей: учебник для вузов. Дидманидзе О.Н., Солнцев А.А., Митягин Г.Е.и др. - М.: ООО «УМЦ «Триада», 2012. – 456 с.

5. Зангиев А.А., Скороходов А.Н. Практикум по эксплуатации МТП. – М.: КолосС, 2006. -320 с.

 

Составители: Блынский Юрий Николаевич



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: