Изготовление режущего инструмента




Для выполнения резьбы, часто различной по орнаменту и по масштабу, могут потребоваться стамески каких нет у резчика. Как сказано выше, стамески могут быть изготовлены любым кузнецом-слесарем, особенно теми, которые делают режущий инструмент по дереву: топоры, ножи, тесла, резцы и т. п.; для этого надо им дать образцы настоящих стамесок или шаблоны желаемых стамесок, сделанные из древесины.

Шаблон, например, крутой стамески делается так:

1) Выстрогивается брусочек из древесины березы. Ширина брусочка должна равняться ширине полотна будущей стамески или упору, если полотно стамески уже его. Толщина брусочка должна равняться общей толщине полотна будущей стамески или упору, если эта толщина меньше (рис. 21). 2) На пласти брусочка вычерчивается профиль стамески с лица и аккуратно обрезается (1, 2). 3) На кромке брусочка вычерчивается профиль стамески сбоку и аккуратно обрезается (3, 4). 4) Особенно точно и аккуратно выбирается внутренность стамески (5). 5) Заоваливается выпуклая сторона стамески (6). 6) Заоваливаются кромки стамески. 7) Снимается фаска (7). 8) Шаблон шлифуется мелкой шкуркой. При шлифовке внутренности стамески шкурку следует свернуть плотной трубочкой с радиусом несколько меньшим, чем изгиб полотна стамески.


Рис. 21. Процесс изготовления образцов стамесок

Шаблоны других стамесок делаются примерно так же.

Давая заказ на изготовление стамесок кузнецу-слесарю, следует объяснить технические условия, предъявляемые к стамескам, а при приемке осмотреть каждую стамеску и проверить, выполнены ли эти условия. Качество стамесок зависит от следующих условий.

Сорт стали. Для резчицких стамесок нужна специальная сталь - сталь для режущего инструмента по дереву.

Процесс ковки. Грубая форма стамески довольно быстро получается путем ковки раскаленного куска стали. Но для того чтобы стамеска хорошо резала, полотно ее надо обязательно наклепывать.

Наклепка - это ковка полотна мелкими и относительно слабыми ударами молотка постепенно остывающей, уже откованной стамески.

Форма стамески. Грубая форма стамески, полученная путем ковки, доводится до необходимой точности путем обработки стамески слесарными пилами и наждачными кругами. При этом надо выдержать правильные размеры, чтобы оси хвоста и полотна стамески составляли одну прямую линию, чтобы полотно стамески не было перекручено (как косослойная древесина) и, что особенно важно, чтобы передняя пласть прямых стамесок и внутренность полукруглых имели точно выдержанную, правильную форму. Точность формы остальных частей стамески: шейки, упора, хвоста, задней стороны стамески также желательна, но не имеет решающего значения.

Отделка. Обязательно должны шлифоваться передние пласти у прямых стамесок и внутренность у полукруглых. Тщательная отделка остальных частей стамесок желательна, но не играет решающей роли.

Закалка. После отделки стамеска закаливается, в результате чего она получает необходимую твердость. Если подпилок легко берет уже закаленную стамеску, значит стамеска слишком мягка, если берет с трудом, - можно надеяться, что стамеска будет резать хорошо. Обыкновенно сначала закаливают одну стамеску и если резчик найдет, что она режет хорошо, тогда закаливают всю партию стамесок.

Закалка делается только одного полотна - до шейки. Качество стамески можно окончательно определить только в работе.

Часто резчик не имеет возможности ни купить, ни заказать необходимую ему стамеску. В этих случаях прямые резчицкие стамески шириной от 5 мм и больше можно заменить столярными прямыми стамесками заводского изготовления, но хорошей "тонкой" формы. Полукруглую стамеску можно сделать из прямой столярной. Переднюю пласть ее аккуратно протачивают на ребре наждачного круга, затем убавляют, если надо, ширину полотна и закругляют боковые кромки и заднюю поверхность стамески. После этого шлифуют внутренность стамески подобранным по ее форме бруском.

Во время работы на наждачном кругу стамеска обыкновенно отпускается и ее надо отдавать в закалку.

Надо иметь в виду, что от повторных закалок металл стамески меняет свою структуру, наклепка утрачивается и качество стамески ухудшается.

Разметочный инструмент

Для нанесения рисунка орнамента у резчика должен быть следующий разметочный инструмент.

Карандаш. Служит для нанесения линий и должен быть простой и мягкий. Химический карандаш оставляет следы, которые впоследствии образуют грязные пятна. Твердый карандаш дает мало заметные линии и в то же время на мягкой древесине оставляет вдавленные линии.

Резинка. Нужна для стирания ненужных карандашных линий. Лучше простая, не химическая.

Линейка. Нужна для отводки прямых линий и нанесения размеров. Линеек лучше иметь две и обе с делениями; одну длинную метровую и одну короткую - в 30-40 см. Линейки лучше деревянные, так как металлические отсвечивают и работать с ними поэтому неудобно. Складной метр или металлическая рулетка менее удобны.

Угольник столярный. Нужен для нанесения линий, перпендикулярных к кромкам изделий, брусков и т. п. Угольник столярный состоит из колодки и пера. Вполне хорош деревянный, из твердой древесины - березы, бука и т. п. Длина колодки примерно 17 см и пера - 30 см (рис. 22).


Рис. 22. Разметочный инструмент: 1 - угольник столярный; 2 - ярунок; 3 - малка; 4 - чертилка; 5 - делитель

Ярунок. Нужен для нанесения линий под углом в 45 и 135° к кромкам изделий, брусков и т. п. Как и угольник столярный, хорош деревянный ярунок, он также состоит из колодки и пера.

Малка. Нужна для нанесения линий под любым углом к кромкам изделий, брусков и т. п. Она состоит из колодки, вращающегося пера и зажимного винта, тоже может быть деревянная.

Треугольник чертежный. Лучше иметь два треугольника: один с углами в 45 и 90° и другой с углами в 30, 60 и 90°. Они нужны для нанесения линий под углами в 30, 45, 60 и 90° к другим линиям в тех случаях, когда кромками изделий или брусков пользоваться нельзя. Угольники чертежные могут быть и деревянные и пластмассовые.

Циркуль. Нужен для вычерчивания окружностей. Надо иметь чертежный и в крайнем случае - козью ножку. Столярным циркулем пользоваться нельзя, он оставляет (процарапывает) линии, которые в резьбе часто остаются.

Транспортир. Нужен для деления углов. Вполне пригоден простой - ученический.

Калька. Нужна для снятия рисунка с оригинала и перевода его на изделие. Кальку при необходимости можно заменить чистым листом бумаги, протертым каким-либо маслом или керосином.

Копировальная бумага. Нужна для перевода рисунка с кальки на изделие. Копировальную бумагу лучше брать уже использованную в печати, она дает вполне ясные отпечатки и мажется меньше, чем новая.

Кнопки. Нужны для закрепления кальки при переводе рисунка.

Чертилка. Нужна для перевода рисунка с кальки на изделие. Если пользоваться карандашом, то линии рисунка от неправильной обводки постепенно нарушаются. Чертилка делается из твердой древесины - березы, бука и т. п. Она должна иметь тонкий, но не острый закругленный конец.

Делитель. Служит для автоматического деления линий на отрезки. Делитель может сделать столяр.

Бумажная лента. Служит для деления линий на круглых изделиях.

Шаблоны (рис. 23). Служат для быстрого нанесения рисунка на изделия. Делаются они самим резчиком из тонкой фанеры - переклейки, целлулоида и т. п. в тех случаях, когда орнамент выполняется в массовом порядке. При изготовлении шаблона надо иметь в виду возможность легко, быстро и точно устанавливать его на необходимом месте изделия, возможность вычертить все основные линии орнамента, а также прочность шаблона.


Рис. 23. Шаблоны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: