Сметы затрат
При составлении плана необходимо каждый раздел представить в денежном, стоимостном виде, иными словами, рассчитать предстоящие расходы и доходы. Такой предварительный расчет доходов и расходов получил название сметы. Выделяют функциональные сметы и консолидированную (генеральную) смету. В соответствии с разделами плана составляются следующие сметы: смета объема продаж (программа сбыта); смета использования основных материалов; смета затрат на приобретение основных материалов; смета затрат на приобретение оборудования; смета затрат на оплату труда основных рабочих; смета общефирменных накладных расходов; сметы затрат по подразделениям или функциям управления. Результаты работ по «осмечиванию» различных сторон деятельности фирмы находят свое отражение в консолидированной (генеральной) смете - счете прибыли и убытков.
В зависимости от технологии и типа производства объектами калькулирования могут быть готовые изделия, заказы, технологические процессы, виды работ и т.д.
При единичном производстве применяется в основном позаказная калькуляция себестоимости. При серийном и массовом производстве - попроцессная, подетальная или партионная калькуляция. В серийном и массовом производстве широко используется нормативный способ калькуляции затрат.
40. Понятие сметы затрат. Позаказный, пооперационный, маржинальный и нормативный метод учета затрат.
Сметы затрат
При составлении плана необходимо каждый раздел представить в денежном, стоимостном виде, иными словами, рассчитать предстоящие расходы и доходы. Такой предварительный расчет доходов и расходов получил название сметы. Выделяют функциональные сметы и консолидированную (генеральную) смету. В соответствии с разделами плана составляются следующие сметы: смета объема продаж (программа сбыта); смета использования основных материалов; смета затрат на приобретение основных материалов; смета затрат на приобретение оборудования; смета затрат на оплату труда основных рабочих; смета общефирменных накладных расходов; сметы затрат по подразделениям или функциям управления. Результаты работ по «осмечиванию» различных сторон деятельности фирмы находят свое отражение в консолидированной (генеральной) смете - счете прибыли и убытков.
В зависимости от характера производственного процесса учет затрат можно организовать попередельным (по-процессным) или позаказным методами.
Попередельный (попроцессный) метод учета затрат применяется в производствах, где готовый продукт получается в результате последовательной обработки исходного материала на отдельных технологически прерывных стадиях, фазах или переделах.
Переделом называется такая совокупность технологических операций, которая завершается выработкой промежуточного продукта (полуфабриката) или получением законченного готового продукта.
Сущность попередельного метода состоит в том, что учет затрат ведется по переделам (процессам), а внутри них — по статьям калькуляции и видам продукции. Прямые затраты учитываются по каждому переделу, а косвенные — по цеху, производству, предприятию в целом, с последующим распределением между себестоимостью продукции переделов, согласно принятым базам распределения.
Существуют два варианта попередельного метода учета затрат: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный. При полуфабрикатном варианте продукция каждого предыдущего передела является полуфабрикатом для последующих переделов или может реализовываться на сторону.
При бесполуфабрикатном варианте по каждому переделу учитываются, главным образом, только затраты на обработку. Себестоимость готовой продукции исчисляется суммированием затрат на сырье, исходные материалы, расходов всех переделов на обработку и общепроизводственных расходов. При этом калькулируют только себестоимость готовой продукции.
Позаказный метод учета затрат можно применять в индивидуальных, мелкосерийных, опытно-экспериментальных производствах и на ремонтных работах.
По этому методу учет затрат осуществляется по заказам на изготовление одного изделия или небольшой партии одинаковых изделий. На каждый заказ в бухгалтерии открывается карточка, в которой учитываются затраты по заказу в течение всего срока его выполнения.
Прямые затраты учитываются в разрезе цехов и заказов на основании первичных документов. Первичная документация по учету таких затрат оформляется на каждый заказ отдельно. Косвенные затраты включаются в себестоимость заказов путем распределения пропорционально принятой на предприятии базе распределения.
Нормативный метод учета затрат позволяет оценить не только то, какими были затраты, но и какими они должны быть.
Под нормативными понимают текущие (действующие) нормы затрат с поправками на изменения технологии и т.п. Производственные предприятия в своей практической деятельности могут использовать различные нормативы: только по количеству, только по ценам, по количеству и ценам одновременно.
При использовании нормативов только по количеству фактические затраты определяются умножением фактической цены использованных ресурсов на количество использованных ресурсов по нормативу (с учетом отклонения фактических затрат от норматива, вызванное изменение количества использованных ресурсов).
Нормативный метод учета затрат предполагает обязательное предварительное составление по каждому изделию нормативных калькуляций, которые рассчитываются на базе действующих на начало отчетного периода норм затрат.
При нормативном методе учет затрат ведется в пределах установленных норм и по отклонениям от них. Информация об отклонениях имеет большое значение для оперативного воздействия на процесс формирования себестоимости продукции.
При этом методе фактическая себестоимость продукции определяется путем прибавлений (вычитания) к нормативной себестоимости отклонений от норм по каждой статье.
Достоинства метода:
1) возможность контроля затрат путем составления нормативных калькуляций;
2) возможность контроля затрат путем сопоставления их фактических затрат с нормативными;
3) возможность выявления и анализа мест, причин и виновников отклонений фактических затрат от нормативных;
4) возможность принять оперативные меры в процессе производства, а не только в конце отчетного периода.
Недостатки метода - увеличение трудоемкости учетно-вычислительных работ и необходимость организации учета как в пределах норм затрат, так и по отклонениям от них.
Маржинальный метод учета затрат – метод калькулирования себестоимости, при котором затраты делятся на переменные и постоянные; переменные затраты относятся на себестоимость выпущенной продукции, а постоянные подлежат списанию на финансовый результат от ее продажи.
Издержки производства и себестоимость продукции и услуг. Анализ и показатели эффективности использования затрат.
Себестоимость продукции — экономический показатель деятельности промышленных предприятий и объединений, который в денежной форме выражает все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. Себестоимость включает:
1) перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов);
2) расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).
Себестоимость является нижним пределом цены, она определяет границу возможного маневрирования при проведении той или иной политики цен, когда осуществляется их стимулирующая функция.
Издержки — это затраты производственных факторов в денежном выражении, необходимые для ведения предприятием своей коммерческой и производственной деятельности. Они находят свое выражение в показателях себестоимости продукции, которые характеризуют в денежном измерении все материальные затраты, затраты на оплату труда и затраты, которые необходимы для производства и реализации продукции.