Задания к практическим занятиям
Работа 1. Опыт Аристотеля.
Задача. Убедиться во взаимодействии сенсорных систем.
Объект и материально-техническое обеспечение эксперимента. Испытуемый, различные предметы в виде шарика, величиной с горошину, карандаша, линейки и др.
Порядок выполнения работы.
1. Положите на стол шарик (либо другой предмет) и прикоснитесь к нему соседними участками кожи концевых фаланг указательного и среднего пальцев. Он будет восприниматься как один.
2. Перекрестите пальцы и расположите тот же шарик между ними. Появится ощущение двух предметов.
3. Проделайте то же самое с карандашом, кончиком носа, и др., причем, как при открытых, так и закрытых глазах.
Вывод. Убедитесь в сохранении прежнего чувственного восприятия.
Работа 2. Исследование звукопроводящей и звуковоспринимающей частей слухового анализатора.
Задача. Ознакомиться с методами оценки нарушений звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов уха.
Объект и материально-техническое обеспечение эксперимента. Испытуемый, набор камертонов, секундомер, ватные тампоны.
Порядок выполнения работы.
Задание 1. Проба Вебера (проба латерализации)
1. Испытуемый закрывает наружные слуховые проходы.
2. Камертон приводят в звучание, ударяя его бранши о любой предмет.
3. Ножку звучащего камертона прикладывают к середине темени (звук распространяется к внутреннему уху только через кости черепа).
4. Выясняют у испытуемого, слышит ли он звук одинаковой силы или же одним ухом звук слышится лучше.
Если здоровы оба уха, испытуемый слышит звук равномерно по всей голове. В случае одностороннего ослабления слуха рецепторного типа, испытуемый слышит более сильный звук здоровым ухом.
Задание 2. Проба Ринне (сравнение воздушной и костной проводимости звуков).
1. Приведенный в действие камертон приставить к сосцевидному отростку. Регистрируют время слышимости звука (время костной проводимости).
2. Сразу после угасания слышимости звука посредством костной проводимости подносят тот же камертон к наружному слуховому проходу и измеряют длительность воздушной звуковой проводимости. Во избежание адаптации камертон то подносят близко к уху, то удаляют от него.
Если после угасания слышимости посредством костной проводимости испытуемый не слышит звук по каналу воздушной проводимости, опыт повторяют в обратной последовательности: сначала подносят камертон к уху, а после угасания звука – приставляют к сосцевидному отростку.
Определяют отношение длительности воздушной проводимости к костной. В норме время воздушной проводимости больше времени костной проводимости (положительный опыт Ринне). При нарушении звукопроводящего аппарата время воздушной проводимости не превышает время костной (отрицательный опыт Ринне).
Оформление протокола.
Результаты измерений и наблюдений записывают в тетрадь. Делают вывод о функциональном состоянии слухового анализатора.
Задание 1.
Сила звука слева и справа _____________________________________________
Задание 2.
Ухо | Время звучания камертона, с | |
костная проводимость | воздушная проводимость | |
Камертон Гц | ||
Правое | ||
Левое |
Вывод ________________________________________________________________
Работа 3. Исследование цветового зрения.
Задача. Ознакомиться с методикой исследования цветовосприятия.
Объект и материально-техническое обеспечение эксперимента. Испытуемый, полихроматические таблицы Е.Б. Рабкина, специальный щиток.
Порядок выполнения работы.
1. Исследователь устанавливает каждую таблицу на уровне глаз испытуемого на расстоянии 1 м от него. Продолжительность экспозиции одной таблицы около 5 с.
2. Каждый глаз обследуется отдельно, при этом второй глаз закрывается щитком.
Вывод (имеются ли у испытуемого нарушения цветового зрения) __________________
Работа 4. Явление локальной адаптации.
Задача. Оценить изменения чувствительности сетчатки под влиянием темновых фрагментов.
Объект и материально-техническое обеспечение эксперимента. Испытуемый, рисунок, демонстрирующий возникновение послеобраза.
Рис. - Демонстрация возникновения послеобраза.