Основные направления и тенденции реформирования государственных (муниципальных) учреждений.
Принципами определены следующие меры по реформированию сети государственных и муниципальных учреждений:
1) оптимизация сети получателей бюджетных средств;
2) уточнение правового статуса и реорганизация бюджетных учреждений;
3) переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг;
4) внедрение методов формирования бюджета, ориентированного на результат.
Основным направлением указанных преобразований было определено «создание механизмов, при которых государственные (муниципальные) услуги могли бы предоставляться организациями различных организационно - правовых форм».
В этих целях предполагалось обеспечить возможность изменения организационно - правовой формы государственных (муниципальных) учреждений, способных функционировать в рыночной среде.
Совершенствование организационно - правового статуса бюджетных учреждений, которые могут функционировать в рыночных условиях, должно было решить следующие основные задачи:
· снять с государства обязанность гарантированного финансирования бюджетных учреждений с усовершенствованным статусом на основе сметы доходов и расходов и ответственность
· государства по их обязательствам;
· снять ограничения на право учреждений с усовершенствованным статусом осуществлять предпринимательскую деятельность и самостоятельно распоряжаться доходами от нее;
· внедрить новые инструменты бюджетного финансирования учреждений с усовершенствованным статусом (в частности, Нормативно - подушевое финансирование).
Особенности правового статуса казенных учреждений.
Казенным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и исполнение государственных (муниципальных) функций.
Статус и особенности деятельности казенных учреждений регулирует Бюджетный кодекс РФ.
Доходы казенных учреждений от оказания услуг, выполнения работ на платной основе зачисляются в бюджет. Казенные учреждения финансируются на основании бюджетной сметы.
При этом государственные (муниципальные) задания для казенных учреждений не являются обязательным документом: решение о формировании задания казенному учреждению принимает орган, исполняющий функции и полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Главный распорядитель бюджетных средств решает, устанавливать задание казенному учреждению или планирование его деятельности будет осуществляться по прежней схеме (смета, отраслевая и статистическая отчетность). По обязательствам казенного учреждения главный распорядитель бюджетных средств несет субсидиарную ответственность.
Казенное учреждение не вправе открывать счета в банках, получать субсидии, кредиты, совершать операции с ценными бумагами, а также участвовать в капитале других юридических лиц. На казенные учреждения распространяются нормы Закона №44-ФЗ.
На федеральном уровне к казенным учреждениям отнесены в основном специализированные учреждения. Это следующие федеральные учреждения: управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно - исполнительной системы, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением.
Особенности правового статуса бюджетных учреждений.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации соответственно государственных или муниципальных полномочий, предусмотренных законодательством РФ, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Не является участником бюджетного процесса (получателем бюджетных средств, определенными в соответствии с Бюджетным кодексом РФ).
Бюджетное учреждение в обязательном порядке получает от учредителя задание на оказание услуг (выполнение работ) и не вправе отказаться от его выполнения.
Финансирование из бюджета деятельности бюджетных учреждений осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества и уплату налогов, объектом налогообложения по которым выступает соответствующее имущество. Предусмотрена возможность предоставления бюджетным учреждениям субсидий на иные цели.
На бюджетные учреждения распространена норма, которая ранее действовала только в отношении унитарных предприятий и согласно которой предоставление инвестиций этим учреждениям влечет за собой увеличение стоимости их основных средств.
Финансирование бюджетных учреждений осуществляется через счета, открытые в органах Казначейства РФ либо в финансовом органе региона (муниципалитета). Бюджетные учреждения не вправе размещать средства на счетах в банках, а также совершать сделки с ценными бумагами.
Бюджетное учреждение имеет право оказывать платные услуги либо в рамках государственного (муниципального) задания (если это предусмотрено федеральными законами), либо сверх установленного задания–на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. При этом виды приносящей доходы деятельности бюджетных учреждений должны соответствовать и служить достижению их уставных целей деятельности.
Бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса, однако на них распространяется действие Закона №44 – ФЗ. Предусмотрена возможность предоставления бюджетным учреждениям субсидий на иные цели. Учредитель не несет субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. При этом в соответствии с Законом №83_ФЗ бюджетное учреждение вправе привлекать кредиты и заключать договор финансового лизинга. Однако совершать крупные сделки (более 10% стоимости имущества), распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом бюджетное учреждение вправе лишь с предварительного согласия учредителя.