ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА контрольных работ




Екатеринбургский институт физической культуры

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры»

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА»

 

Направление подготовки 49.03.01.Физическая культура

Екатеринбург 2016

 


 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫII ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

 

Таблица 1 - Состав и объем дисциплины

Вид учебной работы Трудоемкость/ зачетных единиц Семестры
               
Аудиторные занятия (всего) час / з.е.        
В том числе:          
Лекции (Л) час        
Практические занятия (ПЗ) час        
Семинары (С) час        
Лабораторные работы (ЛР) час        
Самостоятельная работа (всего) час / з.е.        
В том числе:          
Курсовая работа (проект) час        
Расчетно-графические работы час        
Реферат час        
Другие виды самостоятельной работы Час        
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) 3/Э Э      
Общая трудоемкость, часы час        
Зачетные единицы з.е.        

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Таблица 2 - Темы и их краткое содержание

Тема Краткое содержание
Модуль №1 Краткая история возникновения и развития спортивной медицины. Цели и задачи спортивной медицины.
1.1 Роль физической культуры и спорта в повседневной жизни. Значение здорового образа жизни. Связь физической культуры и медицины с древних времен. Основоположники научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре. Этапы становления спортивной медицины. Спортивная медицина – составная часть системы лечебно-профилактического обслуживания населения, а также неотъемлемая часть единой системы физического воспитания человека. Основные формы работы в спортивной медицине. Врачебные обследования.
1.2 Понятие "здоровье", "болезнь", "гипертрофия", "водно-солевой обмен", "водный баланс", "кровотечение", "воспаление", "аллергия", "иммунитет". Основные признаки здоровья. Характер протекания болезни, острые и хронические заболевания. Патогенез. Гипертрофия миокарда у спортсменов. Аллергия у спортсменов. Десинхроноз у спортсменов и способ его предупреждения.
1.3 Исследование и оценка физического развития. Наружный осмотр – соматоскопия. Антропометрия – соматометрия. Задачи исследования физического развития. Какие факторы входят в это понятие? Какие факторы влияют на физическое развитие? Направления, по которым проводится определение работоспособности спортсмена. Наружный осмотр, порядок его проведения. Оценка состояния ОДА. Осанка. Патологические состояния позвоночника. Прибор для определения боковых искривлений позвоночника. Определение формы ног, стопы, грудной клетки. Степень развития мускулатуры. Степень полового созревания при определении физического развития школьников. Типы телосложения. Антропометрия. Основные и дополнительные показатели. Длина тела, масса тела, окружности головы, груди, плеча, бедра, голени. Мышечная сила рук. Становая сила. Индексы массы тела, жизненный индекс.
Модуль №2 Исследование и оценка функционального состояния организма спортсменов.
2.1 Энергетика при мышечной деятельности. Один из основных процессов превращения энергии – окисление глюкозы. Использование освободившейся энергии при мышечном сокращении: АТФ ® АДФ + Н3РО4 + 8 ккал. Исследование сердечно-сосудистой системы и оценка физической работоспособности происходит по нескольким направлениям: исследование ЧСС, МОК, АД, ЭКГ, результаты нагрузочных тестов. Биохимические методы исследования и оценка физической работоспособности по показателям крови, слюны, мочи и биопсии мышц.
2.2. Внешнее дыхание и оценка физической работоспособности. Минутный объем дыхания. Пробы Штанге и Генчи. Роль дыхания в поддержании КЩР.
2.3. Исследование и оценка функционального состояния нервной системы ЭЭГ, проба Ромберга, пальцево-носовая проба, Теппинг-тест. Исследование рефлексов и анализаторов. Исследование вегетативной нервной системы. Вегетативный индекс (ВИ). Акупунктурный метод диагностики.
2.4. Врачебный контроль за лицами различного возраста и пола, занимающихся физической культурой и спортом. Врачебный контроль за школьниками и юными спортсменами. Особенности питания школьников. Закаливание школьников. Врачебный контроль за физическим состоянием студентов. Врачебный контроль за лицами среднего и пожилого возраста. Врачебный контроль за женщинами, занимающимися физической культурой и спортом.
2.5. Отбор и ориентация в спорте. Отбор и ориентация в спорте: морфологические, физиологические, биохимические показатели, психологическое тестирование. Факторы, ухудшающие физическую работоспособность и состояние здоровья спортсменов. Вредные привычки, сгонка веса, аутогемотрансфузия. Применение анаболических стероидов и стимуляторов.
Модуль №3 Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат (ОДА) и функциональное состояние организма спортсменов.
3.1. Акклиматизация Акклиматизация: пассивная и активная. Влияние больших физических нагрузок на ОДА и функциональное состояние организма спортсменов.
3.2. Адаптация. Адаптационные возможности организма спортсменов к большим физическим нагрузкам. "Переломы от перегрузки", "маршевые переломы" и др. патология при чрезмерной физической нагрузке. Переутомление.
3.3. Система комплексной реабилитации спортсменов. Физические факторы (гидро – и бальнеотерапия). Сауна. Массаж и лечебная физкультура. Оксигенотерапия. Применение мазей, гелей, кремов. Питание – главный фактор восстановления работоспособности. Белковые препараты и спортивные напитки. Адаптогены. Музыка и цветомузыка как средство восстановления.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА контрольных работ

 

1. Общие принципы адаптации организма к спортивной деятельности.

2. Факторы, способствующие развитию стресса у спортсменов.

3. Особенности адаптации костной системы у спортсменов различных специализаций.

4. Мeтoды исследования подвижности суставов.

5. Варианты адаптации скелетных мышц спортсменов различных специализаций.

6. Определение термина "осанка". Особенности осанки спортсменов отдельных специализаций. Методы исследования осанки. Патологические изменения позвоночника.

7. Мeтoды исследования сводов стопы.

8. Воздействие физических нагрузок на структуру и функцию органов пищеварения и мочеполовые органы. Возможности их патологических изменений.

9. Соматотип спортсмена. Определение понятия. Критерии, заложенные в оценку соматотипов. Значение оценки соматотипа для спортивного отбора и спортивной ориентации.

10. Антропометрические методики, их цели. Антропометрические инструменты.

11. Методы определения компонентов массы тела как показателя особенностей обменных процессов у спортсменов различных специализаций.

12. Исследование состояния нервной системы при помощи проб Ромберга, пальцево-носовой и Теппинг-Теста. Оценка функционального состояния нервной системы.

13. Исследование рефлексов и анализаторов; исследование вегетативной нервной системы при помощи кожных, сосудистых, висцеральных и других рефлексов. Акупунктурный метод диагностики.

14. Оценка физической работоспособности по результатам биохимических исследований.

15. Составление вариантов комплексного применения средств восстановления физической работоспособности с учетом направленности тренировочных нагрузок.

16. Реабилитация после травм и заболеваний ОДА.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: