Шадрина Галина Васильевна»
Учащейся 5 класса
МБОУ СОШ №2 г.Петушки
Дмитриевой Валерии.
Научный руководитель: М.Р. Молодцов,
Учитель географии МБОУ СОШ№2 г. Петушки,
Руководитель историко-краеведческого музея
«Школьный корабль»
Петушки, 2017 г.
-2-
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Стр. 3
Объект, предмет, цель и задачи исследования. Стр. 4
Методы и источники исследования. Стр. 4
Результаты исследования. Стр. 4
Этапы жизненного пути Г.В. Шадриной. Стр. 5
Родительский дом – начало начал» (раннее детство). Стр. 5
4.1.2. «Школьные годы чудесные!» (школьное детство). Стр. 7
Педагогическая и общественная деятельность Г.В Шадриной. Стр. 9
Семейный очаг. Стр. 10.
Награды. Стр. 11.
Резюме. Стр. 11.
Список литературы. Стр. 12.
-3-
Введение.
На свете есть много разных профессий. Все они интересные и нужные. Но из этого множества человек выбирает для себя только ту, которая остаётся с ним на всю жизнь! Я говорю о профессии учителя.
Великая русская актриса Фаина Раневская однажды сказала, что научиться профессии учителя нельзя. Разве можно научить любить детей? Нет, не своего ребёнка, а тех девчонок и мальчишек, которых нужно научить читать и писать, тех, кто не так прилежен и умён, кто порой просто невыносим. Любить таких детей дано не всем. Учитель строит будущее, от него зависит, какой будет молодёжь, а значит, и страна!
У любого школьника есть любимые учителя. В нашей школе работало и работает много хороших учителей, но есть в истории «Маньковской»* (народное название Петушинской средней школы №2 – прим. автора) школы та, чей вклад в развитие образования, учеников, учителей неоценим.
Свою исследовательскую работу я назвала «Учитель с большой буквы...» Именно такой я представила образ Галины Васильевны Шадриной, - учителя географии и заместителя директора школы по внеклассной и внешкольной работе, ветерана педагогического труда, Почётного гражданина города Петушки.
-4-
Цель и задачи исследования.
Как известно, жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально-исторический факт. «Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю» (С. Л. Рубинштейн)*
Целью моей исследовательской работы стало изучение роли и вклада личности Галины Васильевны Шадриной в историю школьного образования и общественную жизнь города Петушки.
В круг исследовательских задач вошли:
-сбор информации о жизни, и педагогической деятельности Галины Васильевны;
-изучение и систематизация документов и фотоматериалов личного и школьного архивов;
-определение ключевых событий и механизмов становления личности Учителя с большой буквы;
-оформление собранного материала в настоящую исследовательскую работу;
Методы и источники исследования.
В своей работе я использовала биографический метод, как основной, позволяющий проследить динамику жизненного пути человека. Источники информации:
-интервью, записанное с Галиной Васильевной 18 февраля 2017 года у неё дома;
-документы, рассказывающие о профессиональной и общественной деятельности (трудовая книжка на имя Г.В. Шадриной, личное дело из школьного архива, фотографии из личного и школьного архива)
-отзывы и воспоминания людей, знающих Галину Васильевну;
Результаты исследования.
Результаты исследования были оформлены в настоящую работу и представляют собой подробное описание и анализ основных этапов биографии Галины Васильевны Шадриной.
* Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 2002. 720 с.
-5-
Этапы жизненного пути Г.В. Шадриной.
Предметом исследования стал жизненный путь Галины Васильевны. С точки зрения учёного Б.Г. Ананьева, жизненный путь человека – это история формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения.*
Жизненный путь – это своеобразный портрет человека. В нём отражаются такие составляющие как мировоззрение, жизненная направленность, достижения, отношение к жизненным трудностям и способы их преодоления, а также другие элементы.
Галина Васильевна Шадрина прошла значительный жизненный путь. 2 марта 2017 года ей исполняется 90 лет!
Родительский дом – начало начал» (раннее детство).
Наше интервью началось с рассказа о «родительском доме» - начале всех начал.
Галина Васильевна родилась 2 марта 1927 года в посёлке фабрики «Свобода» Александровского уезда Владимирской губернии РСФСР. (Через 2 года эти территории вошли в состав Александровского округа Ивановской Промышленной области – прим. автора). Галя была пятым, самым младшим ребёнком в семье Филипповых Василия Ивановича и Евфросиньи Матвеевны.
Отец – Филиппов Василий Иванович родился в 1889 году в деревне Пропастищи (или Пропасти, ныне не сохранившейся – прим. автора) Ковровского уезда Владимирской губернии.
Мама – Филиппова (Власова) Евфросинья Матвеевна родилась в 1891 году в деревне Второво Камешковского района Владимирской области.
Жизнь родителей была связана с работой на ткацких предприятиях области. Семья часто переезжала. Василий Иванович начинал рабочим подмастерьем, впоследствии занимал различные руководящие должности, был, к примеру, заместителем директора фабрики «Искождеталь» в городе Александрове.
-6-
Отличительной чертой характера Василия Ивановича была честность. Как ярый коммунист, он всегда и везде выступал за справедливость. Своих детей учил: «Нужно всегда говорить правду! Если человек говорит половину всей правды, значит и помочь ему можно будет лишь наполовину».
О своей маме Галина Васильевна вспоминает: «Добрая, гостеприимная, чуткая женщина. Любила собирать друзей за семейным столом. Родители воспитывали нас не только в правде, но и в труде. Между нами были распределены обязанности по дому: уборка, уход за огородом, помощь на кухне. Мама наставляла: полы нужно начинать мыть с углов, тогда в них не скопится грязь. А когда родители приходили с работы, они всегда интересовались у нас, как прошёл день, кто друзья, какие успехи?»
Таким образом, ещё в раннем детстве, Галина Васильевна приняла из родительских рук такие ценности, как любовь к труду, дружба, взаимопомощь, внимательность к окружающим, самоотдача, чувство долга перед Отечеством.
Эти качества отразились в судьбах родных братьев и сестры.
Старший брат Николай с успехом окончил школу ФЗО в городе Костерёво, поступил в лётное училище в городе Ейске. Отличала Николая - активная жизненная позиция. Галина Васильевна вспоминает: «Где был комсомол, там был и Николай!». Участвовал Николай в Финской войне. В 1941 году был направлен на лётную службу на Дальний Восток. А в 1942 году домой пришла неожиданная страшная весть: «Николай трагически погиб при исполнении служебных обязанностей»…
Брат Михаил, родился в 1919 году. Также как и Николай, окончил школу ФЗО, работал на фабрике «Катушка». Затем поступил во Владимирский авиамеханический техникум. Был очень активным студентом, работал в комитете комсомола. После техникума его направили на работу в город Казань. В конце 1942 года Михаил добровольцем ушёл на фронт. Был тяжело ранен в бою и в связи с этим комиссован. В 1943 году поступил в Московский институт Востоковедения имени Н.Н. Нариманова, который считался тогда серьёзным учебным заведением практической направленности. Институт был тесно связан с дипломатическими учреждениями страны. Впоследствии выпускник института Нариманова Михаил Филиппов работал в системе Комитета Государственной Безопасности при посольствах СССР в Турции, Монголии, Бельгии. Следует отметить, что учился Михаил в этом институте вместе с нашим земляком, выпускником Петушинской средней школы№2 1941 года Алексеем Шульцевым, работавшим впоследствии при посольствах СССР во Франции и Турции.
*Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
-7-
Сестра Галины Васильевны – Александра Васильевна родилась в 1921 году, закончила Петушинскую железнодорожную школу им. Дзержинского. Поступила в Егорьевский педагогический техникум. С успехом окончила его. Долгие годы работала учителем начальных классов в городе Коломне Московской области.
Брат Владимир родился в 1923 году. Также как и Александра учился в Петушинской железнодорожной школе. В 1941 году закончил 9 класс Петушинской средней школы №1 (ныне - №2). Добровольцем ушёл на фронт в составе народного ополчения. Участвуя в оборонительных боях за Москву пропал без вести в октябре 1941 года.
В ходе интервью Галина Васильевна вспоминала родных с особой, душевной теплотой, не скрывая гордости, стараясь не пропустить самые важные, самые значимые фрагменты биографий.
4.1.2. «Школьные годы чудесные!» (школьное детство).
Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но Школу, где человек начинает познавать мир забыть невозможно. И именно со школой у Галины Васильевны связано всё самое светлое.
«Посёлок Петушки. 1935-й год. Наша семья жила в доме на улице Вокзальной. Наступило 1- е сентября – вспоминает Галина Васильевна. Будущую первоклассницу Галю Филиппову будят в школу родители и брат Михаил. А Галя им в ответ: - Я спать хочу! Но в школу, которая располагалась неподалёку, всё же привели. Посадили в 1-й класс и ушли. А Галя посидела немножко за партой, а потом взяла да и перешла в соседний кабинет, потому что увидела там знакомую учительницу. Вернули Галю, посадили на место. Так и началась учёба в Петушинской железнодорожной школе №13 имени Дзержинского».
Галина Васильевна вспоминает ещё один забавный случай:
«В конце первого класса каждый ученик должен был составить из карточек с буквами свою фамилию. Учительница подошла ко мне, прочитала мою фамилию, потом разъединила карточки с буквами «П» и «О» и добавила между ними ещё одну с «П». Я убрала «П» и соединила оставшиеся карточки. Тогда учительница снова разъединила «П» с «О» и добавила между ними «П». Я опять убрала «П» и соединила оставшуюся «П» с «О». В третий раз учительница разъединила буквы «П» и «О» и добавила вторую «П» между ними, сказав при этом следующие слова: - Запомни Галя, вот так пишется твоя настоящая фамилия. ».
Гале нравилось учиться. Но больше всего ей хотелось быть похожей на ту самую учительницу, которая каждый день проходила мимо Галиного дома с большим
-8-
портфелем в руке. Тогда она казалась Гале самой доброй, самой заботливой и чуткой учительницей на свете. И Галя мечтала учиться только у ней.
В 1937 году в Петушках открылась школа – новостройка: Петушинская средняя №1. В неё устремились дети со всех концов посёлка. И Галя перешла в эту школу в 3-й класс.
«Было очень волнительно – вспоминает Галина Васильевна, новая школа, новые учителя, множество новых, незнакомых лиц».
Каково же было Галино удивление, когда на первой школьной линейке, к ней подошла та самая учительница, которую она так часто встречала на улице! Учительница подошла и, улыбаясь, ласково взяла Галю за руку, чтобы повести в новый класс.
«В этот момент я почувствовала себя самым счастливым человеком на свете! Это была Евдокия Михайловна Ленкова. Она сумела привить нам любовь к школе, научила дружить, быть ответственными и самостоятельными во всём. Это зародило в мне желание быть учителем как Евдокия Михайловна.
Галина Васильевна с упоением рассказывает о школьной жизни.
«В 1938 году нас приняли в пионеры. Гордые мы шли по улице, расстёгивали на ходу пальто и показывая всем красные галстуки. Говорили прохожим «Здравствуйте!» И поднимали салют!»
Галина в школе была активной пионеркой, но не тихоней. Вспоминает, даже дралась с мальчишками в 6-м классе за справедливость.
«Однажды они не давали нам прохода. Я вышла вперёд и говорю: -Это не справедливо, зажимать нас девчонок! Они в ответ давай толкаться. И тут я как размахнусь новым портфелем в их сторону! В итоге - ручка от портфеля в руке, а портфель – в луже. Пришла домой. Портфель – рваный. Что делать? Вот тут я слукавила. Папа посмотрел и говорит: «Вот старый портфель, который от братьев достался, сколько прослужил? А у новых портфелей видимо качество плохое!» Я промолчала… Мальчишки на следующее утро: -Ну, что попало? Я говорю, нет. Ведь я себя защищала и девчонок.
«Нашу школу мы любили – вспоминает Галина Васильевна. И всё, потому что мы ощущали заботу со стороны учителей. Они были дружны между собой и нас заряжали своей энергией. В школе было много кружков по интересам. Мы знали всех старших учеников. Они знали нас. Приходили к нам и помогали проводить разнообразные мероприятия. В школе была традиция вместе отмечать праздники, готовить концерты и выступления».
-9-