Перестройка в СССР – основные этапы.




Приложение 3

Форма «Поурочный план»

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Урок №__

Тема урока: Казахстан в период кризиса и распада СССР

Цель: Способствовать пониманию учащимися основных причин кризисных явлений в обществе и декабрьских событий в Алма-Ате.

Задачи:

а) образовательные: создать условия для понимания сущности и необходимости перестройки в СССР и ее влияния на развитие Казахстана.

б) развивающие: создать условия для отработки навыков по выявлению причинно-следственных связей, выделения главного и доказательства своей точки зрения, умению быстро переключаться с одной мыслительной операции на другую.

в) воспитательные: создание условий для понимания факта необходимости уметь защищать свои права.

Тип урока: комбинированный

Оборудование, наглядные пособия:материал

Ход урока.

Орг.момент.

Привлечение внимания учеников к уроку, проверка присутствия на уроке, проверка подготовки к уроку.

- возрождение национальной культуры и языка казахского народа;

- равноправное развитие культуры и языков всех народов Казахстана; - повышение уровня образования;

- повышение функционального применения казахского языка; - деидеологизация культуры.

Проверка домашнего задания.

Изучение нового материала.

1. Вступление учителя.

К началу 80-х годов в СССР сложилась тяжелая социально-экономическая ситуация. Страна встала перед серьезным кризисом. Уродливые формы приобретала отраслевая структура народного хозяйства Казахстана. Застойные явления в народном хозяйстве резко обнажили имевшиеся противоречия и недостатки командно-бюрократической системы, как в планировании, так и в размещении производительных сил.

Такие ведомства, как Министерство среднего машиностроения. Министерство цветных металлов, Минэнерго, министерство мелиорации, Министерство обороны стали настоящими «хозяевами» на территории республики. Интересы республики в расчет не брались, жители Казахстана не получали ничего от огромных доходов промышленных предприятий. Искривленная, колониальная структура экономики привела к тому, что до 60% товаров завозились в республику из других регионов СССР. Падала духовная культура. Пренебрежение к национальной культуре по-прежнему усугубляло положение с казахским языком. И привело к тому, что появилась большая группа манкуртов. Двигаться в прежних рамках социально-экономической системы было губительным для общества. Поэтому назревали перемены.

Вопросы: В чем проявились перемены? И к каким последствиям они привели?

Гипотеза: Видимо прошли какие-то реформы.

2. Самостоятельная работа.

На 1-м этапе учащиеся выделяют главное в параграфе.

На 2-м этапе учащиеся объединяются в группы, обсуждая их и составляя опорно-аналитическую триаду по параграфу.

Неспособность руководства осознать необходимость перемен

Нежизнеспособность экономических структур командно-административной системы

Волюнтаризм центра.

Противоречие целей и действий

 

Предкризисное состояние социально- экономического развития

Торможение социально-экономического развития и перестройки

Декабрьские события в Алма-Ате 1986г.

Февраль 1986 г.

ХХVII съезд КПСС.

Перестройка

Углубление кризиса

Разгон демонстраций

Репрессии против участников

Закрепление.

Домашнее задание.

Творческое задание: определить и доказать общую закономерность перестройки и событий в Казахстане в указанные годы.

 

 

Перестройка в СССР – основные этапы.

 

К середине 80-х годов Советский Союз оказался в преддверии экономического, социального и политического кризиса. Административно-командная система была не в сотоянии отвечать реалиям современной эпохи. Стала ощущаться настоятельная необходимость обговления всех сторон общества, его экономических основ, социальной жизни, политического устройства, духовной сферы.

 

В марте 1985 года, после смерти К.Черненко, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С.Горбачев. Вскоре состоялся апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором многие вопросы общественно-экономической жизни были поставлены по-новому. Был провозглашен курс на ускорении социаль-экономического развития страны. Горбачевский период (1985 -1991 гг.) продлился 7 лет и вошел в историю как «Перестройка». В истрии перестройки явственно различимы четыре этапа:

1-ый этап – март 1985 – январь 1987 гг. Этот этап проходил под лозунгами – «ускорение» и «больше социализма».

2-ой этап – 1987 – 1988 гг. Лейпмотивом этого этапа стали лозунги – «больше демократии» и «гласность».

3-й этап -1989 -1990 гг. период «разброда и шатания». Для этого периода характерен был раскол в едином прежде лагере перестройки, переход к открытому политическому, национальному противостоянию.

4-й этап – 1990 – 1991 гг. Этот этап ознаменовался крахом мировой социалистической системы. Политическим банкротством КПСС и распадом СССР.

 

В 1986 году в экономической жизни страны появилось новшество – государственная приемка (госприемка). Предполагалост, что прием готовой продукции предприятий будет осуществлять независимая от предприятий государственная комиссия. Результаты были весьма прачевны, в конце 1987 года не прошло госприемку 15-18% промышленной продукции.

 

В социальной сфере был дан старт нескольким компаниям: тотальной компьютеризации школ, борьбе с пьянством и алкоголизмом и нетрудовыми доходами. Особенно широкий резонанс вызвало вышедшее в 1985 году Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма».

 

В политической области состоявшийся в 1986 году XXVII съезд КПСС ограничился призывами совершенствовать социальную демократию. Провал всех начинаний обнаружился уже в начале 1987 года.

 

В январе 1987 года состоялся пленум ЦК КПСС, положивший начало существенным изменениям в экономической, политической жизни СССР, которые можно с полным правом назвать реформами.

 

Развитие экономических реформ определили две тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы действия частного сектор экономики.

 

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии, согластно которому госпредприятия переводились на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, могли самостоятельно заключать договоры на поставки с партнерами, некоторым крупным предприятиям был разрешен выход не внешний рынок.

 

В политической области параллельно М.Горбачев ввел в политический лексикон новое понятие – гластность, под которым власть понимала «здоровую» критику существующих недлстатков, большую информированность населения и некоторое ослабление цензуры. Главным разрешенным объектом критики стал «сталинизм», главным илеалом – «возвращение к ленинским нормам партийной и государственной жизни».

 

Политическим реформам положила начало XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). На конференции М.Горбачев предложил распространить альтернативные выборы на партийной аппарат, совместить должность первого секрктаря партийного комитета с постом председателя Совета народных депутатов. И, самое важное, на конференции была одобрена, несмотря на сопротивление части партийного аппарата, идея о создании новой, двухуровневой системы высшей представительной власти СССР и создание поста Президента СССР. Эта реформа привела к восстановлению новой системы представительной власти и исполнительной власти:

Представительная власть Исполнительная власть

Съезд народных депутатов СССР Президент СССР

Верховный Совет СССР

На III Съезде народных депутатов СССР, состоявшемся в 1990 году, первым и последним Президентом СССР был избран М.Горбачев.

В 1988-1989 гг. с принятием целого пакета законов (о прессе, об общественных организациях, о государственной безопасности в стране и т. Д.) был существенно либерализован политический климат в стране, что в свою очередь, резко активизировал политическую жизнь вообще и деятельность различного рода «неформальных» организаций в частности. С 1989 года понятие «рынок», «политический плюрализм», «правовое государство», «гражданское общество», «новое мышление во внешней политике» прочно прописались в политическом лексиконе.

 

Весной 1990 года правительство Н.Рыжкова представило на суд общественности программу перехода к рынку, которая предусматривала повышение цен на ряд товаров. В противовес программе Совмина летом 1990 года был обнародован план «500 дней», разработанный под руководством Г.Явлинского и С.Шаталина. План предусматривал за этот период создать условия для перехода к рыночной экономике.

 

Наконец, осенью 1990 года М.Горбачев предложил Верховному Совету свою, компромиссную Программу перехода к рынку, которая также не работала. Кризис нарастал. Авторитет М.Горбачева в стране стал стремительно падать.

 

1988-1991 годы ознаменовались также коренными изменениями во внешней политике СССР. В результате трех встреч М.Ю.Горбачева с президентом США Р.Рейганом были достигнуты договоренности об уничтожении ракет средней и малой дальности, в 1988 году начался вывод Советских войск из Афганистана.

 

В конце 1989 года в течение практически одного месяца потеряли власть коммунистические партии в странах Восточной Европы. Благодаря поддержке СССР стало возможным объединение Германии и разрушение Берлинской стены, ставшей символом тоталитарного социализма.

 

Много говорилось об обновлении курса, но все это было на словах, а на деле кризис углублялся. Результатом назревших противоречий между провозглашенным на словах курсом на преобразование и реальностями существующей действительности стали декабрьские события 1986 года в Казахстане.

 

Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и их политическая оценка. 16 декабря 1986 года в Алма-Ате состоялся Пленум ЦК Компартии Казахстана, на котором был снят с должности первый секретарь ЦК Д.А.Кунаев и на его место поставлен Г.В.Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома партии.

Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате началась демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня, которая вошла в историю Казахстана как Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате.

К полудню 17 декабря на площади им. Л.Брежнего демонстрантов было около 5 тыс. Демонстрация была подавлена силой, с применением саперных лопат, служебных собак, брандспойтов (18 декабря).

Митинги и демонстрация протеста прошли также в Джезказгане, Павлодаре, Караганде, Талдыкургане, Аркалыке, Кокчетаве, Чимкенте и других городах. После 900 человек отчислено из вузов, уволены с работы 319 участников событий, исключены из рядов КПСС – 52, из ВЛКСМ- 758. Общее количество задержанных составляло 8500 человек, 99 человек были осуждены к различным срокам лишения свободы. Один - К.Рыскулбеков - по обвинению в убийстве С.Савицкого приговорен к смертной казни, которую позже заменили на 20 лет лишения свободы.

19 декабря 1986 года газеты опубликовали краткое сообщение ТАСС от 18 декабря, с первой официальной оценкой произошедшего: «Вчера вечером и сегодня днем в Алма-Ате группа учащейся молодежи, подстрекаемая националистическими элементами, вышла на улицы, высказывая неодобрение решения состоявшегося на днях пленума ЦК Компартии Казахстана. Сложившейся ситуацией воспользовались хулиганствующие паразитические и другие антиобщественные лица, допустив противоправные действия в отношении представителей правопорядка, а также учинив поджоги продовольственного магазина, личных автомобилей, оскорбительные действия против граждан города…».

25 декабря 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, произошедшее было оценено как «факты проявления национализма», а в июле 1987 года ЦК КПСС принял постановление «О работе Казахской республеканской партийной организации по интенациональному и патриотическому овспитанию трудящихся», в котором декабрьские события были названы «проявлением казахского национализма».

Указом Президиума Верховного Совета республики в январе 1990 года была создана комиссия Президиума Верховного Совета Каз ССР оп окончательной оценке обстоятельств, связанных с событием в Алма-Ате 17-18 декабря 1986 года. Параллельно шел процесс пересмотра дел осужденных «декабристов»-32 из них освободили за отсутствием состава преступления.

 

В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было прзнано, что содержащаяся в постановлении ЦК КПСС 1987 года «оценка массовых нарушений общественного порядка в г. Алма-Ате в декабре 1986 года как проявление казахского национализма является ошибочным…»

 

Глубокие причины недовольства молодежи уходили своими корнями в низкий жизненный уровень, социальную несправедливость и издержки командно-административной системы.

 

Непосредственной причиной протеста молодежи послужило откровенное пренебрижение мнением населения и партийных масс республики со стороны центра, направившегося первым секретарем ЦК Комунпартии Казахстана по стереотипу до перестроечных времен малоизвестного в республике партийного работника,недооценка возросшего самосознания народа.

 

Декабрьские события 1986 года имеют важное значение, они стали катализатором демократизации политической жизни.

 

Как Политический кризис в СССР отразился на обстановке Казахстана? Период с декабря 1986 года поиюнь 1989 года- время пребывания на посту первого секретаря ЦК КПСС Г. Колбина, ознаменовался рядом мер откровенно популисткого характера. Они были призваны сгладить тяжелое впечатление, оставшееся у общественности республики после декабрьских событий 1986 года.

 

Была проведена крупная кадровая чистка партийного аппарата, начиная с ЦК, прием в вузы начал осуществляться со строгим учетом процентного соотношения казахов и не казахов.

 

Была принята и широко разрекламирована государственная прграмма по строительству жилья «Жилье-91», которая предусматривала ликвидацию жилищной проблемы в Казахстане к 1991 году. Вставшие в полный рост проблемы межнациональных отношений решалась путем создания при Советах народных депутатов, начиная с Верховного и заканчивая сельскими, отделов по проблемам межнациональных отношений. Этот период наивных надежд и громких обещаний, типичных для этого этапа перестройки, завершился летом 1989 года, когда Пленум ЦК КПСС избрал первым секретарем ЦК КПСС Н.Назарбаева.

 

Одной из первых в повестку дня встала проблема государственного языка. 22 сентября 1989 года Верховным Советом был принят Закон Каз ССР о языках. Согласно закону, государственным языком Казахской ССР бъявлялся казахский язык, русский язык получил статус языка межнационального общения. Перевод делопроизводства на государственный язык должен быть завершен, согласно закону, к 1995 году. В дополнение к Закону в том же 1989 году, была принята Государственная программа возрождения казахского языка, предусматривающая поддержку, в первую очередь материальную, делу возрождения языка. В том же году стали повсеместно создаваться курсы по изучению казахского языка, печать широко пропагандировала необходимость овладения казахским языком «русскоязычной» частью населения республики. Мероприятия эти носили характер очередной компании и к концу 1990 года были почти повсеместно свернуты.

Переход к рыночной экономике требовал децентрализации политической системы, но московские власти этому противились. Многочисленные проекты нового союзного договора не устраивали республики. Фактический кризис центральных властей привел к самостаятельным шагам местных лидеров. 24 апреля 1990 года в республике был утвержден пост Президента Казахской ССР. На сессии Верховного Совета им был избран Н.А.Назарбаев. Союзные республики стали готовить реформирование СССР в союз суверенных государств. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял «Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР».

Таким образом, с принятием Декларации о государственном суверенитете в Казахстане фактически завершилась перестройка, понимаемая как процесс реформ, направляемый из центра и на усл

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: