II. Практические задания




 

1. По учебникам русского и украинского языков для начальной школы проследите, какой грамматический материал является идентичным.

 

2. Составьте план работы по изучению идентичного материала.

 

3. Как вы представите ученикам тему «Состав слова. Корень»? Докажите методическую целесообразность такого плана.

 

 

Теоретический материал к самостоятельной работе по теме «Методика изучения идентичного материала»

 

Основные группы языкового материала, различного по степени совпадения в украинском и русском языках

К основным группам языкового материала, различного по степени совпадения в украинском и русском языках, следует отнести:

1) совпадающий (идентичный) материал – материал, совпадающий по своему содержанию с украинским языком;

2) несовпадающий (сходный) материал – частично сходный по содержанию, имеющий как черты сходства («совпадения»), так и различия («несовпадения»);

3) специфический материал, касающийся только русского языка.

Идентичный материал составляет около 58% ко всему количеству правил и понятий, изучаемых в начальных классах:
- звук и буква;

- гласные и согласные;

- твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- состав слова;

- части речи;

- грамматические категории частей речи;

- собственные имена существительные;

- склонение имен существительных по падежам;

- спряжение глаголов;

- предложения по цели высказывания;

- подлежащее и сказуемое;

- главные и второстепенные члены предложения;

- однородные члены предложения;

- проверяемыебезударные гласные в корне слова;

- правописание частицы не с глаголом;

- правописание приставок и предлогов и т.д.

Условия успешной работы над идентичным материалом:

- прочность усвоения материала на уроках украинского языка;

- эффективность методики обучения на уроках русского языка.

Специфика урока изучения идентичного материала

 

При изучении идентичных понятий и правил (фонетических, грамматических, орфографических) вряд ли разумно подавать материал на уроках русского языка как нечто новое. Задача обучения состоит в актуализации и транспозиции знаний, умений и навыков, полученных на уроках украинского языка, закреплении и развитии их на материале русского языка.

Особенности структуры и содержания урока изучения идентичного материала

  1. Применяются те же типы уроков, что и в школах с русским языком обучения. Структура уроков такова же.
  2. Все компоненты урока – цели, содержание, средства и приемы – подчиняются учету характера межъязыкового переноса. При изучении совпадающего языкового материала необходимо создать условия для транспозиции ЗУН.
  3. Цели обучения - «совершенствовать», «развивать», «углублять», обеспечить положительный перенос из родного языка.
  4. Специфика урока в том, что сокращается этап представления материала, изменяются способы работы, т.к. цель обучения состоит в актуализации и развитии изученного на уроках украинского языка.
  5. На этапе представления учебного материала проводится межъязыковая аналогия ЗУН («Как и в украинском, в русском языке...»). Например: «Как и в украинском, в русском языке мягкий знак (ь) служит для обозначения мягкости согласного звука на письме».

На этапе восприятия и осознания нового учебного материала в одних случаях достаточно использовать перевод терминологии: имя существительное (іменник); в других – перевод формулировки правила

(или понятия – суффикс, корень); в третьих – вспомнить (знают из уроков украинского языка) способ действия (алгоритм) по правилу (проверяемые безударные гласные в корне).

6. На этапе закрепления материала преобладают самостоятельные упражнения, упражнения на развитие речевых умений и навыков, задания творческого характера; количество упражнений обучающего характера сокращается.

 

Урок русского языка

Тема. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ.

Цель: дать учащимся представление о словах с прямым и переносным значением, формировать умения различать слова, употребленные в прямом и переносном значении, правильно их употреблять в речи, вырабатывать умение определять значение слова в контексте; развивать логическое мышление, связную речь, орфографические умения и навыки; воспитывать интерес к изучению лексического богатства русского языка.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.

Оборудование: плакат с текстом, раздаточный материал, предметные картинки, жетоны для игры.

Литература: 1. Аралова Э. А. Русский язык. 3 класс. Планы – конспекты уроков. – Х.: Веста, 2005.

2.Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. – М., 1976.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: