Понятие аукциона и его организационные формы




Аукцион (от лат. аuctio — «умножение» или «продажа с публичного торга») — это публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона.

Официальное толкование понятия «аукцион» дается в нескольких нормативно-правовых актах. В пункте 4 статьи 447 Гражданского кодекса РФ закреплено следующее: «Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену…». Как мы видим законодатель приводит определение «английского» аукциона.

В части 4 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ также как и в ранее действующем Федеральном законе от 21.07.2005 года № 94-ФЗ, определяется, что под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта, то есть фактически дается определение редукциона.

Тем самым представляется, что данные положения законодательства вступают в противоречие друг с другом, что может затруднять единообразное толкование юридических понятий. В связи с чем было бы оправданным ввести понятие редукциона в Гражданский кодекс РФ, и привести нормы Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, в соответствие с его положениями, то есть переименовать «аукцион» в «редукцион», в тексте Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Мнения о том, что положения об аукционе, закрепленные Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ, а в настоящее время Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ и Гражданским кодексом РФ противоречат друг другу, придерживается и Смирнов Владимир Иванович, д.э.н., профессор, директор ГУ ИМЭИ Министерства экономического развития РФ, указывая на то, что специальные законы вправе конкретизировать соответствующие нормы ГК РФ, но не могут им противоречить. «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 2 ст.3 ГК РФ) положения же Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ противоречат нормам Гражданского кодекса РФ об аукционе.

Федеральный закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ предусматривает открытый аукцион в электронной форме и закрытый аукцион, в отличие от Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ, который предусматривал следующие виды аукционов: закрытый аукцион, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме. Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ: «Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором». Понятие, содержащееся в Федеральном законе от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, более развернутое, чем аналогичное в Федеральном законе от 21.07.2005 года № 94-ФЗ.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» раскрывает понятие «закрытый аукцион», в соответствии с частью 1 статьи 86 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ: «под закрытым аукционом понимается закрытый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем такого аукциона признается участник закрытого аукциона, предложивший наиболее низкую цену контракта». Закрытым способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Федеральном законе от 05.04.2013 года № 44-ФЗ посвящен отдельный параграф 5 главы 3, подробно регламентирующий особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Федеральный закон от 21.07.2005 года № 94-ФЗ, не содержал понятия «закрытый аукцион», в нем были определены условия, при которых заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого аукциона (исключительно, в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну (часть 2 статьи 32 ФЗ от 21.07.2005 года № 94-ФЗ). Особенностям проведения закрытого аукциона была посвящена статья 39 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ, в которой указывалось, что при проведении закрытого аукциона применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого аукциона с учетом положений статьи 39 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ.
Таким образом, Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», более детально по сравнению с ранее действующим Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ урегулировал особенности проведения закрытого аукциона, что является несомненным плюсом.

Аукционы в зависимости от порядка их организации бывают (Приложение А):

§ добровольные — проводятся по инициативе владельцев товара для наиболее выгодной их продажи;

§ принудительные — проводят или ломбарды — для продажи заложенных, но не выкупленных в срок изделий, или государственные организации в целях продажи конфискованных, невостребованных или неоплаченных товаров.

Виды аукционов по масштабу деятельности:

§ национальные;

§ международные.

Виды аукционов по технологии проведения:

§ согласные (гласные, с повышением цен) начинаются с объявления минимальной цены, установленной продавцом. К этой цене покупатели делают надбавки (наддачи) на величину, не меньше минимальной. Размер минимальных надбавок устанавливается в правилах проведения аукциона. Если очередное повышение цены не предлагают,то считается проданным последнему покупателю с наивысшей ценой. Такой аукцион называют также английским;

§ негласные (немые) — проводятся также с повышением цены. Однако после объявления аукционистом минимальной надбавки покупатели дают согласие поднять цену с помощью условных знаков. Тогда аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя. При этом способе сохраняется в тайне имя покупателя (при продаже драгоценностей или предметов искусства).

Аукционы бывают:

§ с повышением цены — могут быть гласными или негласными;

§ с понижением цены (голландский аукцион) — стартовую цену постепенно снижают до тех пор, пока один из покупателей не согласится приобрести товар по этой цене. Скидки на цену устанавливаются заранее, чаще всего их применяют для скоропортящихся товаров (в частности, на цветы).

Некоторые аукционы проводятся автоматизированным способом. Каждый раз цена высвечивается на табло. Изменение цены на ее повышение или понижение в процессе аукциона фиксируется покупателем с помощью электрической кнопки, которая останавливает смену цифр на табло. Покупатель определяется по заблокированной горящей лампочке у места участника торга.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: