Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей личности




 

Права личности – это ее социальные возможности, детерминированные экономическими, политическими, социальными, юридическими условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством.

Права личности многообразны по содержанию, объему, способам реализации. Закрепление того или иного субъективного права в законодательстве означает возможность человека свободно пользоваться определенным благом в границах и в порядке, обозначенных в законе.

Обязанность – это установленная законом необходимость совершать какие-либо действия или воздержаться от их совершения.

Гражданин – физическое лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству.

Личность – социальное существо (человек) с присущими ей (ему) индивидуальными чертами.

По существу, «права человека » – это те права, которые государства обязаны предоставить на их территории лицам независимо от их гражданской принадлежности. Права же гражданина – это такие права, которые предоставляются лишь лицам, находящимся с государством в отношении гражданства. Вместе с тем количественные характеристики «прав гражданина», их круг шире круга «прав человека», зафиксированных в нормах международного права и воспринятых национальным законодательством.

В философско-правовом плане отношение к правам человека тесно связано с двумя основными направлениями юридической мысли: естественно-правовым и позитивистским. Если естественно-правовые теории рассматривают права человека как естественные, неотъемлемые, вытекающие либо из разума, либо из божественной воли, либо из неизменной природы самого человека, то позитивистское направление подходит к ним как к категории, установленной государством. В первом случае закон лишь фиксирует уже существующие права и свободы, во втором – создает их. Теория естественного права, начиная с Г. Гроция и Б. Спинозы, достигает высшего развития в философии права И. Канта. Причем кантовские идеи существенно влияли на представителей отечественной естественноправовой школы. В сочинениях Бердяева, Новгородцева, Струве, Франка, Трубецкого и других талантливо развивается кантовская идея о самоценности личности, о необходимости подчинения человека и государства моральному закону и установления пределов государственной власти.

Зарождение и развитие института прав человека первоначально осуществлялось в рамках национального законодательства, хотя значение некоторых актов преодолевало границы национальных государств и способствовало развитию общенационального сознания в других странах. Особо следует отметить такие акты, как английский Билль о правах 1689 г., американский Билль о правах 1789 – 1791 гг., французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., и другие, оказавшие огромное влияние на развитие прав и свобод человека. С момента принятия Устава Организации Объединенных наций 26 июня 1945 г. в городе Сан-Франциско начался отсчет сотрудничества государств в международном масштабе по закреплению и защите прав человека.

Гражданин обладает правами и свободами и несет определенные обязанности, которые в совокупности составляют правовое положение (статус) личности.

Конституционное право закрепляет основы-принципы правового статуса (наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека и гражданина, их взаимоотношения).

Положение личности определяется не только правовыми нормами, но и другими видами социальных норм. Все эти нормы составляют общественный статус личности.

Виды правового статуса:

общий (конституционный);

специальный (статус определенной категории граждан, например, национальных меньшинств);

индивидуальный (характеризует пол, возраст, семейное положение и т.д.);

статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством;

отраслевой (уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный и т.д.);

В структуру конституционного статуса личности входит:

1 гражданство

2 основные права, свободы и обязанности

3 правосубъектность (правоспособность + дееспособность)

4 правовые принципы

5 гарантии правового статуса

Существует 2 способа закрепления прав и свобод в Конституции − позитивный и негативный.

Позитивный (когда в Конституции закреплены конкретные права и свободы).

Негативный (в Конституции закрепляются не конкретные права и свободы граждан, а устанавливаются запреты для субъектов, в том числе и государства не совершать определенных действий). Например, ст. 110 Конституции Республики Беларусь закрепляет положение о том, что «какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону».

Юридические свойства основных прав и свобод возникают не на основе конкретных правоотношений, а непосредственно из Конституции;

они выражают связи гражданина и государства;

они существуют независимо от реализации;

существование прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц;

они реализуются через правоотношения, регулируемые, как правило, нормами других отраслей права;

они одинаковы по объему и содержанию для всех граждан;

они должны реально гарантироваться государством;

Права человека и гражданина – важнейший институт конституционного права. Особое развитие в сфере как внутригосударственного, так и международного права он получил во второй половине ХХ в., что явилось одним из наиболее значимых итогов правового развития человечества. Являясь показателем соответствия политической и правовой системы государства современным международным стандартам, он призван обеспечить достойную и безопасную жизнь личности, возможность ее свободной жизнедеятельности в сложных условиях современного общества.

В нашем государстве развитие института прав человека и гражданина прошло сложный и трудный путь. Территория Беларуси до второй половины ХVIII в. находилась в составе Речи Посполитой. В течение последних двух столетий Беларусь находилась первоначально в составе России. С 1922 г. по 1991 г. Белоруссия находилась в составе СССР.

В дореволюционный период сказались запоздалая отмена крепостного права и утвердившиеся на его основе стереотипы отношений властей и подданных, законодательное закрепление сословных и национальных различий. На первом этапе советской власти личность и ее права были оттеснены на задний план классовым подходом, приоритетом интересов коллектива и государства над личным. Само понятие «права человека» было исключено из политического и юридического словаря как буржуазное. Появившаяся в Конституции СССР 1936 г., а позже в Конституции БССР 1937 г. глава о правах и обязанностях граждан носила в условиях тоталитарного режима декларативный характер. В конституциях СССР 1977 г. и БССР 1978 г. положение гражданина также нашло отражение. Однако в те годы господствовала концепция, согласно которой только государство дает своим гражданам определенные права и возлагает на них обязанности. Идея естественных прав человека отрицалась. Незадолго до распада СССР ситуация стала меняться в лучшую сторону.

Нормы, гарантирующие права человека, признанные международным правом в качестве исходных, в национальном законодательстве относятся прежде всего к конституционному уровню

Принятию Конституции Республики Беларусь 1994 г. предшествовало обновление общественного строя, начало перехода экономики на рыночную систему, допущение разнообразных форм собственности, развитие плюрализма, непосредственная реализация власти народом, расширение безопасности и сотрудничества с мировым сообществом; в науке – переход от марксистской концепции к общечеловеческой концепции прав человека. Указанная Конституция представляет собой – принципиально новый документ, в котором закрепляется гуманная ориентация развития нашего общества. Приоритет отдается личности и общечеловеческим ценностям. Эта черта качественно отличает новую концепцию прав человека, отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов над интересами личности. Обоснованием такого подхода являлось положение, что государство призвано выражать общественные и личные интересы. Считалось, что у личности, как и общества в целом, не могут быть политические интересы, противоречащие государственным, олицетворяемым в политике КПСС, поскольку «воля партии – это воля народа». Если же такие интересы формировались, то в зависимости от формы их выражения они либо игнорировались, либо вызывали соответствующую реакцию власти вплоть до принятия репрессивных мер со стороны государства.

Долгое время в советской науке в соответствии со схемой прежних конституций отстаивался тезис о том, что приоритет в ряду прав и свобод должен отдаваться социально-экономическим правам граждан, а не их личным правам и свободам и все основные права должны были рассматриваться в строгом соответствии с действовавшими тогда конституциями СССР. Такова была официальная политическая установка

В Конституции Республики Беларусь впервые получило закрепление положение о приоритете общепризнанных принципов международного права и обеспечения в соответствии с ними внутреннего законодательства.

В советском государстве область прав человека признавалась сугубо внутренним делом государства. Запрещалось вмешательство международных организаций в сферу положения дел с правами человека. На практике не допускались какие-либо действия, связанные с проверкой на территории СССР применения норм международного права, права обращения граждан в международные организации за защитой прав человека, создания каких либо общественных формирований, ставящих целью защиту этих прав.

Более половины статей Конституции Республики Беларусь посвящены определению правового статуса человека и гражданина. Эти статьи сконцентрированы в разделе II «Личность, общество, государство», отдельные статьи имеются в разделе I «Основы Конституционного строя», в разделе III «Избирательная система. Референдум», (глава 6 «Суд») и в разделе V «Местное управление и самоуправление». Ни одна из ранее действующих советских конституций не закрепляла такого количества личных прав и свобод граждан. Это права и свободы, которые неотделимы от личности, присущи только ей. Советская правовая наука отрицательно относилась к естественным правам. В ст. 24 Конституции закреплено право на жизнь, а в ст. 25 указывается, что государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности, судебную проверку законности задержания или ареста, а также о том что никто не может подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему достоинство обращению или наказанию и подвергаться медицинским или иным опытам без личного согласия. Данные положения Конституции детализируются в текущем законодательстве.

Принцип разделения властей и дальнейшее развитие реальной демократии призваны гарантировать недопустимость узурпации и концентрации власти в руках отдельных государственных органов или группы лиц и нарушений с их стороны прав личности. Первоначально часть этих новых изменений до принятия ныне действующей Конституции была закреплена в Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь 1991 г.

Признание всеобщих человеческих прав порождает проблему их соотношения с конституционными правами, разделением прав на фундаментальные, основные и производные. Под фундаментальными правами понимаются прирожденные, неотчуждаемые, абсолютные, всеобщие права, получившие международное признание. Производные права базируются на первых, получают конституционное воплощение и являются предметом уточнения, корректировки, зависят от степени цивилизованности общества. Конституционные права и свободы – это права и свободы, закрепленные в действующей Конституции Республики Беларусь во втором разделе и обозначенные как основные. Можно сказать, что все конституционные права являются основными правами. Отечественные обществоведы в целом исходят из тождества конституционных и основных прав. Основными они считаются не только потому, что закреплены в Основном Законе государства, но и потому, что закрепляют наиболее важные, существенные связи и отношения между человеком и обществом, гражданином и государством. Конституция Республики Беларусь исходят из необходимости установления максимального соответствия раздела о правах граждан Республики Беларусь всеобщей Декларации прав человека и другим международным пактам.

В ст. 2 Конституции Республики Беларусь закреплено важное положение о месте человека в обществе и государстве: «Человек, его права, свободы и гарантии являются высшей ценностью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией». Эту мысль развивает ст. 21 Конституции: «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства».

Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства».

Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. Государство предоставляет всем равные права, для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Оно регулирует также экономическую деятельность в интересах человека в обществе. Конституция закрепляет принцип равенства перед законом социальных, национальных и других общностей и уважения их прав и интересов.

Народ Республики Беларусь, являясь единственным источником государственной власти и осуществляя свою власть непосредственно и через представительные органы в формах и пределах, определенных Конституцией и законами Республики Беларусь, в свою очередь заботится о каждом гражданине в отдельности и о группах граждан, объединенных в различные общественные формирования, гарантирует и защищает их права.

В целом Конституция Республики Беларусь закрепляет все положения международно-правовых актов, касающиеся правового статуса человека.

Гарантированность является одним из важнейших конституционно провозглашенных принципов, получивших правовое выражение в различных формах: как общее начало, которое свойственно реализации всего объема прав и свободы личности, так и посредством закрепления конкретных гарантий каждого права и свободы в отдельности. Одним из элементов гарантированности является юридическая безопасность.

Субъектом, на которого в первую очередь возлагаются гарантии прав и свобод, является государство. В отличие от Конституции Российской Федерации, Конституция Республики Беларусь прямо не указывает на государство как главного гаранта прав и свобод человека, но эта роль вытекает из ряда ее статей (ст. 6; 10; 60 и др.).

В соответствии со ст. 44 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует каждому право собственности, содействует ее приобретению и защищает ее.

Необходимо подчеркнуть, что гарантии устанавливаются и для всех иных прав и свобод граждан, закрепленных в настоящей Конституции. К ним относятся экономические, политические, социальные, организационные, правовые, педагогические, воспитательные и внешнеэкономические гарантии. В научной литературе обычно называются экономические, политические и идеологические гарантии прав личности. Иногда выделяют и другие виды общих гарантий, в частности общественные, социальные и духовные.

Важнейшим вопросом является ограничение конституционных прав человека и гражданина в случае возникновения чрезвычайной ситуации. В ст. 63 Конституции Республики Беларусь закреплено положение о том, что осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом. При осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не может быть ограничен ряд прав: право на жизнь (ст. 24), никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (часть третья ст. 35), никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность (ст. 26) и право на вероисповедание (ст. 31).

Применение норм законодательства о чрезвычайном положении таит в себе элементы опасности для прав человека. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальные варианты, которые сократят этот негатив до возможного минимума. Это сохранение неприкосновенными ряда незыблемых, обладающих иммунитетом прав и свобод, закрепленных нормами международного права. Чрезвычайные меры должны сохраняться и применяться ограничительно, а их использование не должно приводить к дискриминации исключительно по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, социального происхождения и принадлежности к меньшинству.

В интересах укрепления безопасности личности и охраны конституционного строя нашего государства необходимо постоянно совершенствовать Концепцию национальной безопасности и Военную доктрину, разработать конституционные законы о чрезвычайном положении, о военном положении, о защите суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: