Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий

Исходным пунктом оценок выгоды и затрат на расценку дорог является общая взаимосвязь между интенсивностью движения и обобщением стоимости поездки, как показано на рис. О.10.2. Рисунок дает упрощенное представление общественно-экономических аспектов при вводе различных форм дорожных сборов на сети дорог (Grue, Larsen, Rekdal, Tretvik, 1997). По оси Х измеряется количество автомобилей. Ось Y показывает обобщенные расходы на поездку. Под обобщенными расходами на поездку понимается сумма стоимости времени, эксплуатационные расходы на транспортное средство, расходы на окружающую среду и расходы на происшествия. Наклонная (Еb) - это кривая спроса, которая показывает, как количество автомобильного транспорта зависит от величины обобщенных расходов на поездку. Кривая (АС) показывает средние обобщенные расходы на поездку, которые возрастают вместе с интенсивностью движения.

На рис. О.10.2 представлено х1 количество водителей в системе до введения дорожных сборов. Эти водители имеют обобщенные расходы, соответствующие с1. Если вводится единый налог, независимый от интенсивности движения (например, дорожная пошлина), кривая АС на диаграмме смещается параллельно-штриховой кривой А. Если, напротив, вводится расценка на заторы, водители должны оплачивать предельные расходы общества (кривая МС). В этом случае величина налога возлагается на водителей (горизонтальное расстояние между АС и МС) и увеличивается с увеличением интенсивности движения.

Налог приведет к увеличению расходов водителей и к сокращению спроса. Сокращенный спрос приведет к более низким расходом в виде улучшенной пропускной способности, и спрос снова увеличится. Возросший спрос снова сократит пропускную способность и т.д. Наконец, равновесие будет достигнуто при х2. Тогда обобщенные расходы автомобилистов, с2 + а, будут состоять из расходов, зависимых от времени и километров, с2 и величины налога.

При введении дорожных сборов общество получит налоговые доходы (х2 а). Это заставит оставшихся водителей понести потерю прибыли потребителя в (с2 + а с1) х2. Водители, которые предпочтут не ездить по такой цене, потеряют приблизительно (х1 х2) (с2 + а с1)/2. Общая потеря дохода потребителя составит
(х1 + х2) (с2 + а с1)/2. Общественно-экономическая выгода от введения налога составит (х2·а) (х1 + х2) (с2 + а с1)/2.

Рис. О.10.2. Схематическое представление влияний введения различных налогов на пользователя на действующей сети дорог

Выгода иллюстрируется разницей между заштрихованным четырехугольником и черным треугольником на рис. О.10.2. Четырехугольник представляет величину возросшей пропускной способности для водителей, которые продолжают ездить после введения расценки на дороги. Незаштрихованный четырехугольник (с2 + а с1) х2 не входит в общественно-экономический расчет, поскольку это чистый перевод средств частных водителей на общество.

При совершенной величине сборов за заторы разница между возросшей пропускной способностью для водителей и потерей дохода потребителя для "сокращенного" транспорта будет положительной. То есть такая величина сборов является выгодной с общественно-экономической точки зрения. Введение единого налога, независимого от интенсивности движения, напротив, не всегда выгодно с общественно-экономической точки зрения. При низком движении и высоком налоге, потеря прибыли потребителя (черный треугольник) может быть больше, чем значение экономии времени (серый четырехугольник).


Ramjerdi (1995) выполнил оценку выгоды и затрат для альтернативных форм расценки дорог в Осло (Норвегия). Результаты анализа представлены в табл. О.10.3.

Таблица О.10.3. Выгода и затраты при различных формах дорожных сборов в Осло (Норвегия).
Источник: Ramjerdi, 1995

Выгода и затраты Ежегодные суммы в миллионах крон (1993)
Существующая сеть дорог Полностью расширенная сеть дрог
Существующая система Оптимальная дорожная пошлина Оптимальные дорожные сборы Без дорожной пошлины Существующая система Оптимальная дорожная пошлина
Выгода участника движения для оставшегося транспорта 55,4 114,5 170,2 224,0 266,7 299,0
Потеря выгоды для "сокращенного" транспорта 33,6 19,4 19,3 -3,5 28,8 13,8
Потеря времени при уплате 4,8 1,1 Неизвестно 0,0 5,4 0,5
Итого выгода 17,0 94,0 150,9 227,5 232,5 284,7
Расходы на сборы пошлин 96,6 70,0 Неизвестно 0,0 96,6 70,0
Чистая выгода -79,6 24,0 Неизвестно 227,5 135,9 214,7

Табл. О.10.3 показывает, что введение в Осло налога на пользование дорогами принесет большую выгоду, чем сегодняшний сбор дорожных пошлин. В Осло выгодно вводить оплату за проезд, независимо от того, строится или нет сеть главных дорог, которая должна финансироваться за счет сборов, полученных от действующих пунктов сбора платы за проезд.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!