Глава 15. Понятие и основы принципа организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь




Понятие принципов разделения властей и народного представительства

Реализация принципа разделения властей и народного представительства в деятельности государственных органов Республики Беларусь

Понятие принципов разделения властей и народного представительства.

Понятие принципа разделения властей

Теория разделения властей зародилась во Франции в середине XVIII в. и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма. Появление новой концепции было связано с именем Ш. Монтескье. В своей работе «О духе законов» он приходит к выводу, что свобода может быть при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушения законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга и уравновешивают. Таким образом, существует три рода власти, которые должны быть распределены между различными государственными органами, если же в одних руках, т.е. одного государственного органа, концентрируется власть, различная по своему содержанию, то появляется возможность для злоупотребления данной властью. Следовательно, свобода граждан будет нарушаться.

Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций в государстве. Основное значение законодательной власти, по словам Монтескье, выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан. Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, установленных Парламентом. Задача же судей в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает и разрешает столкновения частных лиц.

Однако, хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий. Во-вторых, должна действовать система сдержек и противовесов, чтобы власти контролировали друг друга. Взаимодействие законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое, в конечном счете, отражает компромисс столкновений между различными социальными слоями.

 

Понятие принципа народного представительства

Французский мыслитель Руссо, в отличие от Монтескье, утверждал, что законодательная, исполнительная и судебная власти – особое проявление единой власти народа. Народ избирает Парламент, который в дальнейшем формирует иные ветви власти. Данный тезис Руссо использовался впоследствии различными политическими силами. Причем необходимо отметить, что речь идет о власти не только определенной социальной общности, если это даже компромисс различных классов, совместно осуществляющих политическое господство, т.е. политическое руководство обществом, но и об известной степени организационном единстве. Все органы государства проводят, в конечном счете, общую политическую линию, определенную носителем реальной власти и, как правило, построенную по вертикали.

Как взгляды Монтескье, так и взгляды Руссо нашли свое наиболее полное первоначальное воплощение в Конституции США 1787 г. Наряду с утверждением единства источника власти в преамбуле Конституции проводится очень четкое организационно-правовое разделение властей. Также в этом правовом документе нашла свое отражение система сдержек и противовесов, в частности было предусмотрена и процедура импичмента и отлагательное вето Президента США, а также многие другие институты, которые являются составной частью современного права.

Принцип разделения властей в практическом плане представляет собой структурно функциональное определение высших органов государственной власти, степень их формально-юридического статуса с учетом фактического размежевания предметной компетенции. Вместе с тем необходимо учитывать, что организация, структура и взаимоотношение трех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) имеют природу единой государственной власти происходящей от воли народа. Поэтому степень независимости ветвей власти во многом обусловлена уровнем политико-экономических и социальных отношений, от состояния правовой и политической культуры общества и желания правящей элиты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: