Методические рекомендации.




Занятие предполагает расширение и углубление лекционного материала, посвященного специфике Северного Возрождения. Необходимо, во-первых, проанализировать научные публикации: 1. раскрывающие особенности Возрождения к северу от Альп (связь с народной (карнавальной) культурой, влияние античной культуры (прямое и/ или опосредованное), связь с Реформацией, особенности северного гуманизма и т.д.); 2. посвященные анализу биографий и творчества означенных авторов. Далее следует обратиться к анализу указанных в плане занятия литературных произведений, проанализировать их, опираясь на приведенные ниже проблемные вопросы.

 

Проблемные вопросы.

С. Брант «Корабль дураков»:

1. Смысл и происхождение образа-символа корабля дураков.

2. Какие образы и сюжеты, указывают на связь творчества Бранта с национальным фольклором?

3. В каких стихотворениях и как Брант объясняет то, зачем он написал свои сатиры?

4. Какие пороки, связанные с воспитанием, отношениями между мужчинами и женщинами, властью и правлением, церковью и духовенством и проч. высмеивает Брант?

5. Какие, критикуемые Брантом явления, можно считать общечеловеческими и присущими всем эпохам, а какие только средневековью?

6. В чём отличие понимания человеческих пороков Брантом от христианского средневекового понимания?

Э. Роттердамский «Похвала глупости»:

1. Какими мотивами и целями Э.Роттердамский объясняет стиль и специфику своего произведения в «Предисловии автора».

2. Какие пороки общества рассматривает Э.Роттердамский; что из этого не высмеивается С. Брантом. Образ мудреца у С. Бранта и Э.Роттердамского.

3. Оцените насыщенность текстов образами и сюжетами античной мифологии, истории и литературы.

4. Сравните «Похвалу Глупости» с «Кораблём дураков» по критерию близости к простонародной культуре. Какие специфические черты северного Возрождения можно выявить в текстах.

Источники

1. Роттердамский Эразм. Воспитание христианского государя; Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного; Похвальное слово глупости. М., 2001.

2. Роттердамский Эразм. Похвала глупости. М., 1983.

3. Серия «Библиотека всемирной литературы». Брант Себастиан; Роттердамсикй Эразм; Гуттен Ульрих фон. Себастиан Брант. Корабль дураков. / Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Навозник гонится за орлом. Разговоры запросто / Ульрих фон Гуттен. Письма темных людей. Диалоги. М., 1971.

Литература

1. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Учебник для вузов/ Л. М. Брагина, О. И. Варьяш, В. М. Володарский и др.; Под ред. Л. М. Брагиной. (Любое издание).

2. Культура Возрождения. Энциклопедия. В 2 т./ Ред. кол. Н.В. Ревякина (отв. ред.), О.Ф. Кудрявцев (зам. отв. ред.) и др. – М.: РОССПЭН, 2007.

3. Пуришев Б. И. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения Учебное пособие для филологических специальностей пединститутов. М., 1976.

4. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея "Универсального человека" Курс лекций. М., 1996.

Тема 12. Нидерландская живопись XV в. - середины XVI века.

Цель: выявить сходства и отличия итальянского и Северного Возрождения.

Форма контроля: семинар-обсуждение письменных сообщений.

Вопросы для обсуждения.

1. Иероним Босх и его творчество как проявление переплетения элементов средневековой фантастики и натурального наблюдения; народной (карнавальной) культуры и религиозных исканий эпохи: «Фокусник» (до 1480), «Удаление камней глупости» (1475/1480), «Корабль дураков» (1490/1500), «Семь смертных грехов» (1475/1480), «Смерть скряги» (1490/1500), «Воз сена» (ок. 1500), «Страшный суд», «Сад земных наслаждений» (ок. 1504), триптих «Искушение Св. Антония» (ок. 1510).

2. Творчество Питера Брейгеля Старшего как вершина нидерландского Возрождения: «Битва поста и масленицы» (ок. 1559), «Детские игры» (ок. 1560), «Нидерландские пословицы» (ок. 1560), «Страна лентяев» (1567), «Падение мятежных ангелов» (1562), «Безумная Грета» (1562), «Падение Икара» (1558), «Триумф смерти» (1562), «Несение креста» (1564), «Вавилонская башня» (1563), «Слепые» (1568), «Мизантроп» (1568). Почвенность творчества художника: элементы народной культуры, Брейгель и Босх. Влияние искусства Италии.

 

Методические рекомендации.

Обращение к Иерониму Босху и Питеру Брейгелю Старшему позволяет на конкретных примерах усвоить специфику Северного Возрождения, а именно его тесную связь с народной культурой, религиозными и духовными исканиями эпохи – с означенных позиций, прежде всего, предлагается рассмотреть творчество означенных художников.

 

Литература.

1. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.

2. Воронина Т.С., Мальцева Н.Л.. Стародубова В.В. Искусство Возрождения в Нидерландах. Франции, Англии. М., 1994.

3. Гершензон-Чегодаева Н.М. Брейгель. М., 1983.

4. Коплстоун Т. Жизнь и творчество. Хиеронимус Босх. М., 1998.

5. Культура Возрождения. Энциклопедия. В 2 т./ Ред. кол. Н.В. Ревякина (отв. ред.), О.Ф. Кудрявцев (зам. отв. ред.) и др. – М.: РОССПЭН, 2007.

6. Марейниссен Р., Рейфеларе П. Иероним Босх. М., 1998

7. Мартин Г. Босх. М., 1992

8. Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. М., 1999.

9. Никулин Н.Н. Искусство Нидерландов XV -XVI вв. Л., 1987.

10. Памятники мирового искусства. Выпуск IX. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М., 1994.

11. Роке К.-А. Брейгель. М., 2000.

12. Тольнай Ш. Босх. М., 1992.

13. Фомин Г.И. Иероним Босх. М., 1974.

14. Фут Т. Мир Брейгеля. 1525-1569/ Пер. с англ. А. Богдановского. М., 2003.

15. Хаген Р.-М., Хаген Р. Питер Брейгель Старший. Taschen/Арт-Родник, 2000.

Интернет ресурсы

https://www.wga.hu/ - Виртуальная галерея искусств. Сайт на английском языке. Краткие биографии художников, репродукции картин.

https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/renascen.htm - электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Содержит ссылки на исторические источники по эпохе Возрождения, также имеет раздел «Музеи мира в Интернете».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: