Методические рекомендации по изучению теоретического материала




 

Рекомендации по организации самостоятельной работы с источниками и литературой

В процессе подготовки студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической и научной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной по каждой теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях.

Самостоятельное изучение теоретического материала предполагает работу с учебной, научной и справочной литературой. Ее итогом является конспект. Конспект – это краткая запись информации, полученной на лекции, при чтении литературы, просмотре видео-документа или из других источников. Работа над конспектом включает анализ полученной информации, выделение в ней самого необходимого для решения конкретной задачи, представление ее в сжатом письменном виде. Конспект способствует запоминанию текста, облегчает овладение специальными терминами, незаменим при подготовке более сложной работы в виде доклада. Выписки – простейшая форма конспектирования. Она состоит в переписывании части текста в виде цитаты или в виде собственных предложений, часто независимых друг от друга. План – это последовательный перечень проблем, затрагиваемых автором конспектируемой работы. Тезис – краткое изложение основной мысли, высказанной автором более широко и пространно; это авторское суждение, положение, изложенное «своим» языком. Аннотация – кратчайшая форма изложения всего содержания конспектируемого текста, дающая общее представление о нем. Рецензия – критический анализ и оценка прочитанного текста с использованием в качестве доказательств тезисов и цитат из самого текста.

 

Задания для самостоятельного изучения источников и литературы

 

№ п/п Темы для самостоятельного изучения Задания Формы отчетности Рекомендуемые источники информации (№ источника)   Срок выполнения
Основная Дополнительная Методическая Интернет-ресурсы
1. Тема 3. Данте Алигьери – провозвестник эпохи Возрождения. выписки, план конспект   2, 4, 5,8   2, 3 3 неделя семестра
2. Тема 4. Франческо Петрарка – первый гуманист Ренессанса. выписки, план конспект   2, 4, 5,8   2, 3 4 неделя семестра
3. Тема 6. Индивидуализирующее направление гуманизма (Лоренцо Валла и Пико делла Мирандола). выписки, план конспект     2, 4, 5,8   2, 3 6 неделя семестра
4. Тема 7. Место и роль художника в обыденном сознании и социальной практике общества Италии XIV – XVI вв. выписки, план конспект   2, 3, 4, 5, 7, 8   1, 2 8 неделя семестра
5. Тема 9. Ренессансное искусство в период Раннего Возрождения. выписки, план конспект   2, 3, 4, 5, 7, 8   1, 2 10 неделя семестра
6. Тема 10. Ренессансное искусство Высокого Возрождения. выписки, план конспект   2, 3, 4, 5, 7, 8   1, 2, 4 12 неделя семестра
7. Тема 11. Северный гуманизм и его специфические черты. С.Брант «Корабль дураков»; Эразм Роттердамский. выписки, план конспект   2, 4, 5,8   2, 3 14 неделя семестра
8. Тема 12 Нидерландская живопись XV в. - середины XVI века. выписки, план конспект   1, 2, 4, 5, 6, 8   1,2 15 неделя семестра
9. Тема 13. Искусство Германии конца XV – первой трети XVI века. Альбрехт Дюрер. выписки, план конспект   1, 2, 4, 5, 8   1,2 16-17 неделя семестра

 

Порядок оформления и предоставления результатов самостоятельного изучения источников и литературы

Студенту необходимо:

1. Определить соответствие материала, изложенного в научной литературе, содержанию плана занятия.

2. Определить актуальность содержания научной работы: соответствует ли уровень изложенного в ней материала современным достижениям науки.

3. Указать, чем отличается предлагаемое произведение от иных, опубликованных на такую же тему.

4. Дать оценку научной работе с аналитической точки зрения и определить, отвечает ли она требованиям современной науки.

5. Проанализировать полноту и качество научного аппарата издания, определить, насколько методологически верно подобраны проблемы и сделаны выводы.

6. Оценить эффективность использования научной работы для самостоятельной работы студента.

7. Указать, насколько полно представлены элементы справочно-сопроводительного аппарата (с учетом вида издания).

8. Дать качественную и количественную оценку приведенного в работе материала: фактического; иллюстративного.

9. Оценить правильность и точность определений и формулировок.

10. Дать оценку использования в работе общепринятой терминологии, норм, правил, стандартов и т.д.

11. Оценить соответствие обозначений определений и понятий, принятым в аналогичной учебной литературе.

12. Дать оценку литературного стиля изложения материала.

13. Оценить возможность использования работы в собственном исследовании.

14. Дать обоснованные выводы о работе в целом и при необходимости – аргументированную критику.

 

Критерии оценивания самостоятельного изучения источников и литературы

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он знает базовый материал дисциплины (предпосылки и сущность явления; значительные и типичные памятники ренессансной культуры в Италии и в странах к северу от Альп); характерные черты национальных вариантов Возрождения, учитывая тот факт, что они имеют в своей основе причины глубинного мировоззренческого порядка; умеет самостоятельно анализировать специальную литературу по дисциплине; составлять обзоры, аннотации, рефераты и библиографию по тематике курса; владеет способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества; способностью использовать базовые понятия зарубежной культуры в области всеобщей истории.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он знает базовый материал дисциплины (предпосылки и сущность явления; наиболее значительные и типичные памятники ренессансной культуры в Италии и в странах к северу от Альп); умеет самостоятельно анализировать специальную литературу по дисциплине; составлять обзоры, аннотации, рефераты и библиографию по тематике курса; владеет способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества; способностью использовать базовые понятия зарубежной культуры в области всеобщей истории.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он знает базовый материал дисциплины (наиболее значительные и типичные памятники ренессансной культуры в Италии и в странах к северу от Альп); умеет самостоятельно анализировать специальную литературу по дисциплине; составлять обзоры, аннотации и библиографию по тематике курса; владеет способностью использовать базовые понятия зарубежной культуры в области всеобщей истории.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если поверхностно знает основные термины и понятия, относящиеся к предмету дисциплины, отдельные разделы и темы курса; умеет извлекать неполную информацию из специальной литературы; обнаруживает минимальное владение основными категориями курса.

 

Задания для подготовки к практическим занятиям

 

№ п/п Темы и планы практических занятий Задания Формы отчетности Срок выполнения
1. Тема 3. Данте Алигьери – провозвестник эпохи Возрождения. 1. «Божественная комедия» как исторический источник: время и причины создания. 2. Содержание и идейная направленность поэмы: - реализм и гуманизм образов; - гражданский и общественный смысл поэмы; - антицерковные мотивы и новизна представлений Данте о загробном воздаянии; - проблема противоречивости взглядов (высказываний) поэта. выписки, план конспект 3 неделя семестра
2. Тема 4. Франческо Петрарка – первый гуманист Ренессанса. 1.«Исповедь» Петрарки как исторический источник: время и причины создания. 2.«Исповедь» и ренессансный индивидуализм Петрарки: - отношение к богу и миру; - ренессансное понимание славы; - уединение и труд в понимании Петрарки; - отношение к любви. выписки, план конспект 4 неделя семестра
3. Тема 6. Индивидуализирующее направление гуманизма (Лоренцо Валла и Пико делла Мирандола). 1.Джованни Пико дела Мирандола – основные этапы биографии. 2. Ренессансный антропоцентризм в творчестве Джованни Пико дела Мирандола («Речь о достоинстве человека»). Флорентийский неоплатонизм и творчество Мирандолы. Анализ «Речи о достоинстве человека»: - онтология – учение об устройстве мира; - человек и его место в системе мироздания; - гносеология – учение о познании у Мирандолы. выписки, план конспект 6 неделя семестра
4. Тема 7. Место и роль художника в обыденном сознании и социальной практике общества Италии XIV – XVI вв. 1. Характеристика источников: тип источника, автор, время создания произведения; общее содержание новеллы. 2. Действующие лица новеллы и их характеристика: -каких художников/архитекторов/скульпторов описывает автор; реальный персонаж или вымышленный; если реальный – полное имя? современник автора новеллы? - какие качества приписывает автор художникам, на какие поступки обращает внимание; почему? 3. Эволюция образа художника и понимания его места и роли в обществе: - как, в итоге, можно охарактеризовать, отношение к художникам в соответствующий (XIV, XV, XVI вв.) период; -сравнить специфику отдельных периодов и наметить основные (базисные) изменения. выписки, план конспект 8 неделя семестра
5. Тема 9. Ренессансное искусство в период Раннего Возрождения. Двор Лоренцо Великолепного и живопись Сандро Боттичелли: - биография художника; - работы 70-х – 80-х гг.: «Поклонение волхвов» (1477), «Св. Августин» (1480), «Весна», «Рождение Венеры»; - Боттичелли и ренессансный неоплатонизм. - Позднее творчество художника и Джироламо Савонарола: «Св. Августин» (1490-1494), «Последние деяния Св. Зиновия», «Распятие» (1497), «Рождество» (1500), «Дерелитта (Покинутая)». выписки, план конспект 10 неделя семестра
6. Тема 10. Ренессансное искусство Высокого Возрождения. 1. Леонардо да Винчи: - биография художника: основные этапы жизни и творчества; - отношение к миру природы и человеку в «Трактатах о живописи» Леонардо; - «наука живопись» или апология художника в трудах Леонардо; - идейная направленность художественного творчества Леонардо да Винчи: «Джиневра де Бенчи» (1474), «Дама с горностаем» (1483), «Мона Лиза» (1503); «Мадонна в скалах» (2 варианта – 1483, 1506); «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (1500 - 1510); «Тайная вечеря» (1495 - 1497). 2. Героизм и трагедия образов Микеланджело: - основные этапы жизненного и творческого пути; - осмысление проблемы «художник и его творчество» в литературном и эпистолярном наследии Микеланджело; - мировоззрение художника и его воплощение в произведениях Микеланджело: росписи Сикстинской капеллы; скульптурные работы – «Пьета», «Давид», «Моисей»). 3. Поиск высшей гармонии в творчестве Рафаэля Санти: - oбразы Мадонны и их идейная направленность; восхождение к Сикстинской Мадонне; -идеи разума и свободы в ватиканском творчестве Рафаэля Санти. выписки, план конспект 12 неделя семестра
7. Тема 11. Северный гуманизм и его специфические черты: Себастьян Брант, Эразм Роттердамский. 1. С. Брант «Корабль дураков»: 1.1. Биография Себастьяна Бранта. 1.2. «Корабль дураков»: - история создания и распространения книги; - библейские и античные образы и сюжеты в произведении; связь с национальным фольклором; - сатира С. Бранта: человеческие пороки и их критика (сравнить со средневековым христианским пониманием пороков). 2. Эразм Роттердамский. «Похвала Глупости»: 2.1. Биография гуманиста. Эразм Роттердамский и его влияние на европейскую культуру и историю нач. XVIв. 2.2. Труды и мировоззрение. Э.Роттердамский и Реформация. 2.3. «Похвала Глупости» (анализ произведения). выписки, план конспект 14 неделя семестра
8. Тема 12. Нидерландская живопись XV в. - середины XVI века. 1. Иероним Босх и его творчество как проявление переплетения элементов средневековой фантастики и натурального наблюдения; народной (карнавальной) культуры и религиозных исканий эпохи: «Фокусник» (до 1480), «Удаление камней глупости» (1475/1480), «Корабль дураков» (1490/1500), «Семь смертных грехов» (1475/1480), «Смерть скряги» (1490/1500), «Воз сена» (ок. 1500), «Страшный суд», «Сад земных наслаждений» (ок. 1504), триптих «Искушение Св. Антония» (ок. 1510). 2. Творчество Питера Брейгеля Старшего как вершина нидерландского Возрождения: «Битва поста и масленицы» (ок. 1559), «Детские игры» (ок. 1560), «Нидерландские пословицы» (ок. 1560), «Страна лентяев» (1567), «Падение мятежных ангелов» (1562), «Безумная Грета» (1562), «Падение Икара» (1558), «Триумф смерти» (1562), «Несение креста» (1564), «Вавилонская башня» (1563), «Слепые» (1568), «Мизантроп» (1568). Почвенность творчества художника: элементы народной культуры, Брейгель и Босх. Влияние искусства Италии. выписки, план конспект 15 неделя семестра
9. Тема 13. Искусство Германии конца XV – первой трети XVI века. 1. Альбрехт Дюрер – краткая биография. 2. Ранние живописные произведения Дюрера, графические серии «Апокалипсис», «Большие страсти». 3.Поездка в Италию, интерес к перспективе и пропорциям человеческого тела. 4. Живописные и графические произведения Дюрера зрелого периода, во время и после второй поездки в Италию. 5. Поздние работы, путешествие в Нидерланды. Дюрер как теоретик искусства. Влияние Дюрера на современное ему искусство. выписки, план конспект 16-17 неделя семестра

Порядок оформления и предоставления результатов подготовки к практическим занятиям

При подготовке к каждому практическому занятию студенты должны внимательно ознакомиться с планом занятия по соответствующей теме, перечитать свой конспект, составить на его основе план и рецензию, изучить рекомендованную дополнительную литературу и источники. Следует изначально оценить степень собственной подготовленности к занятию. В этом помогут методические рекомендации, которые сформулированы по каждой теме.

Порядок подготовки практического занятия

- изучение требований программы дисциплины и методических рекомендаций для подготовки к практическим занятиям;

- изучение цели и задач практического занятия;

- изучение плана вопросов и задания практического занятия;

- изучение содержания практического занятия;

- составление планов, конспектов и рецензий по теме практического занятия.

Критерии оценивания подготовки к практическим занятиям

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он знает базовый материал дисциплины (предпосылки и сущность явления; значительные и типичные памятники ренессансной культуры в Италии и в странах к северу от Альп); характерные черты национальных вариантов Возрождения, учитывая тот факт, что они имеют в своей основе причины глубинного мировоззренческого порядка; умеет самостоятельно анализировать специальную литературу по дисциплине; составлять обзоры, аннотации, рефераты и библиографию по тематике курса; владеет способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества; способностью использовать базовые понятия зарубежной культуры в области всеобщей истории.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он знает базовый материал дисциплины (предпосылки и сущность явления; наиболее значительные и типичные памятники ренессансной культуры в Италии и в странах к северу от Альп); умеет самостоятельно анализировать специальную литературу по дисциплине; составлять обзоры, аннотации, рефераты и библиографию по тематике курса; владеет способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества; способностью использовать базовые понятия зарубежной культуры в области всеобщей истории.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он знает базовый материал дисциплины (наиболее значительные и типичные памятники ренессансной культуры в Италии и в странах к северу от Альп); умеет самостоятельно анализировать специальную литературу по дисциплине; составлять обзоры, аннотации и библиографию по тематике курса; владеет способностью использовать базовые понятия зарубежной культуры в области всеобщей истории.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если поверхностно знает основные термины и понятия, относящиеся к предмету дисциплины, отдельные разделы и темы курса; умеет извлекать неполную информацию из специальной литературы; обнаруживает минимальное владение основными категориями курса.

 

Задания для подготовкии защиты сообщения (доклада)

 

№ п/п Темы, наименование тем докладов Задания Формы отчетности Сроки выполнения
1. Тема 10. Ренессансное искусство Высокого Возрождения. 1. Живопись Леонардо и ее идейное содержание. 2. Отношение к миру природы и человеку в «Трактатах о живописи» Леонардо. 3. «Наука живопись» или апология художника в трудах Леонардо. 4. Естественно-научные взгляды Леонардо да Винчи. 5. Живопись Микеланджело Буонаротти. 6. Скульптура Микеланджело Буонаротти. 7. Литературное наследие Микеланджело Буонаротти. Осмысление проблемы «художник и его творчество» в литературном и эпистолярном наследии Микеланджело. 8. Мировоззрение художника и его воплощение в произведениях Микеланджело: росписи Сикстинской капеллы; скульптурные работы – «Пьета», «Давид», «Моисей»). 9. Творчество Рафаэля Санти. написание и защита сообщения (доклада) сообщение (доклад) 12 неделя семестра
2. Тема 13. Нидерландская живопись XV в. - середины XVI века. 1. Человек и мир в нидерландской живописи XV в. – сер. XVI в.: Робер Кампен. 2. Человек и мир в нидерландской живописи XV в. – сер. XVI в.: Ян ван Эйк. 3. Человек и мир в нидерландской живописи XV в. – сер. XVI в.: Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус. 4. Иероним Босх: творчество художника и его интерпретация. 5. Живопись Питера Брейгеля Старшего и народная культура. 6. Народная культура и ее воплощение в живописи Босха и Брейгеля. 7. Образ мельницы-фортуны в творчестве Босха и Брейгеля. 8. Иконографический тип «Сад Любви» и его воплощение в творчестве Босха. 9. Образ «Пути Жизни» в картинах Босха и Брейгеля. написание и защита сообщения (доклада) сообщение (доклад) 15 неделя семестра
3. Тема 14. Искусство Германии конца XV – первой трети XVI века. 1. Альбрехт Дюрер – художник и ученый. 2. Ранние живописные произведения Дюрера, графические серии «Апокалипсис», «Большие страсти». 3. Живописные и графические произведения Дюрера зрелого периода. 4. Поздние работа А. Дюрера. 5. Народная культура и ее воплощение в живописи А. Дюрера. 6. Идеи Реформации в творчестве А.Дюрера. 7. Связь идейного содержания работ А.Дюрера с исканиями северного гуманизма. 8. Влияние итальянской традиции на творчество А. Дюрера. 9. Образ человека в немецкой живописи кон. XV – 1/3 XVI в.: А.Дюрер и Лукас Кранах Старший, Ганс Гольбейн Младший и проч. (сравнительный анализ). написание и защита сообщения (доклада) сообщение (доклад) 16-17 неделя семестра

Порядок оформления и предоставления результатов подготовки и защиты доклада

Порядок оформления и предоставления результатов подготовки и защиты доклада представлен в Фонде оценочных средств по дисциплине «Культура и искусство Итальянского и Северного Возрождения».

Критерии оценивания доклада

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он при подготовке и защите доклада он обнаружил знание базового материала дисциплины (предпосылки и сущность явления; значительные и типичные памятники ренессансной культуры в Италии и в странах к северу от Альп); характерных черт национальных вариантов Возрождения, учитывая тот факт, что они имеют в своей основе причины глубинного мировоззренческого порядка; умение самостоятельно анализировать специальную литературу по дисциплине; составлять обзоры, аннотации, рефераты и библиографию по тематике курса; владение способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества; способностью использовать базовые понятия зарубежной культуры в области всеобщей истории.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, выставляется студенту, если он при подготовке и защите доклада он обнаружил знание базового материала дисциплины (предпосылки и сущность явления; наиболее значительные и типичные памятники ренессансной культуры в Италии и в странах к северу от Альп); умение самостоятельно анализировать специальную литературу по дисциплине; составлять обзоры, аннотации, рефераты и библиографию по тематике курса; владение способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества; способностью использовать базовые понятия зарубежной культуры в области всеобщей истории.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, выставляется студенту, если он при подготовке и защите доклада он обнаружил знание базового материала дисциплины (наиболее значительные и типичные памятники ренессансной культуры в Италии и в странах к северу от Альп); умение самостоятельно анализировать специальную литературу по дисциплине; составлять обзоры, аннотации и библиографию по тематике курса; владение способностью использовать базовые понятия зарубежной культуры в области всеобщей истории.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если поверхностно знает основные термины и понятия, относящиеся к предмету дисциплины, отдельные разделы и темы курса; умеет извлекать неполную информацию из специальной литературы; обнаруживает минимальное владение основными категориями курса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: