Методические указания для самостоятельного изучения источников и литературы
Самостоятельная работа с источниками и научной литературой – одна из форм самостоятельной работы студентов, способствующая углублению знаний, выработке устойчивых навыков самостоятельной работы. Это задание, которое содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов.
В качестве главных признаков работы студентов с источниками и научной литературой выделяют: высокую степень самостоятельности; умение логически обрабатывать материал; умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать материал; умение классифицировать материал по тем или иным признакам; умение высказывать свое отношение к описываемым явлениям и событиям; умение давать собственную оценку какой-либо работы и др.
Методические указания для подготовки к практическим занятиям (проблемным заданиям практических занятий)
Подготовку к каждому практическому занятию каждый студент должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. На основе индивидуальных предпочтений студенту необходимо самостоятельно выбрать тему доклада по проблеме занятия и по возможности подготовить по нему презентацию. В случае выполнения практического задания, о его необходимо выполнить с учетом предложенной инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении вопросов и заданий.
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие может состоять из четырех-пяти частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных рабочей программой дисциплины «Культура и искусство Итальянского и Северного Возрождения».
2. Доклад и/ или выступление с презентациями по проблеме практических занятий.
3. Обсуждение выступлений по теме – дискуссия.
4. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено методическим рекомендациями для практических занятий.
Структура практического занятия
Первая часть – обсуждение теоретических вопросов - проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает выборочную проверку преподавателем теоретических знаний студентов. Примерная продолжительность - до 15 минут.
Вторая часть – выступление студентов с докладами, которые должны сопровождаться презентациями с целью усиления наглядности восприятия, по одному из вопросов занятия. Примерная продолжительность -20-25 минут.
После докладов следует их обсуждение – дискуссия. В ходе этого этапа занятия могут быть заданы уточняющие вопросы к докладчикам. Примерная продолжительность – до 15-20 минут.
Если программой предусмотрено выполнение практического задания в рамках конкретной темы, то преподавателями определяется его содержание и дается время на его выполнение, а замет идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно). Примерная продолжительность – 15-20 минут.
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Студентам должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования. Примерная продолжительность – 5 минут.
Для подготовки презентации рекомендуется использовать: PowerPoint, MS Word, Acrobat Reader, LaTeX-овский пакет beamer. Самая простая программа для создания презентаций – Microsoft PowerPoint. Для подготовки презентации необходимо собрать и обработать начальную информацию.
Последовательность подготовки презентации:
1. Четко сформулировать цель презентации.
2. Определить каков будет формат презентации: живое выступление (тогда, сколько будет его продолжительность) или электронная рассылка (каков будет контекст презентации).
3. Отобрать всю содержательную часть для презентации и выстроить логическую цепочку представления.
4. Определить ключевые моменты в содержании текста и выделить их.
5. Определить виды визуализации (картинки) для отображения их на слайдах в соответствии с логикой, целью и спецификой материала.
6. Подобрать дизайн и форматировать слайды (количество иллюстраций и текста, их расположение, цвет и размер).
7. Проверить визуальное восприятие презентации.
К видам визуализации относятся иллюстрации, образы, диаграммы, таблицы. Иллюстрация – представление реально существующего зрительного ряда. Образы – в отличие от иллюстраций – метафора. Их назначение – вызвать эмоцию и создать отношение к ней, воздействовать на визуализация количественных и качественных связей. Их используют для убедительной демонстрации данных, для пространственного мышления в дополнение к логическому. Таблица – конкретный, наглядный и точный показ данных. Ее основное назначение – структурировать информацию, что порой облегчает восприятие данных аудиторией.
Структура выступления на практическом занятии
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать: название, сообщение основной идеи, современную оценку предмета изложения, краткое перечисление рассматриваемых вопросов, живую интересную форму изложения, акцентирование внимания на важных моментах, оригинальность подхода.
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов.
Заключение – ясное, четкое обобщение и краткие выводы, которые должны отражать изначально заявленную цель выступления.
Методические рекомендации для написания и защиты доклада
Методические рекомендации для написания и защиты доклада отражены в Фонде оценочных средств по дисциплине «Культура и искусство Итальянского и Северного Возрождения».
Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
1. Торосян, В.Г. Культурология: история мировой и отечественной культуры: учебник / В.Г. Торосян. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 960 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363009
Дополнительная литература:
1. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.
2. Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.
3. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. (Любое издание).
4. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Учебник для вузов/ Л. М. Брагина, О. И. Варьяш, В. М. Володарский и др.; Под ред. Л. М. Брагиной. М., 1999.
5. Культура Возрождения. Энциклопедия. В 2 т./ Ред. кол. Н.В. Ревякина (отв. ред.), О.Ф. Кудрявцев (зам. отв. ред.) и др. – М.: РОССПЭН, 2007.
6. Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. М., 1999.
7. Дживелегов, А.К. Начало итальянского Возрождения / А.К. Дживелегов; под ред. Л.М. Сурис. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 219 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274581
8. Мандель, Б.Р. Всемирная литература: искусство слова в Средневековье и титаны эпохи Возрождения: Начало Нового времени: учебник для высших учебных заведений гуманитарного направления / Б.Р. Мандель. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 471 с [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253621
Методическая литература:
Интернет-ресурсы:
1. https://www.wga.hu/ - Виртуальная галерея искусств. Сайт на английском языке. Краткие биографии художников, репродукции картин.
2. https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/renascen.htm - электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Содержит ссылки на исторические источники по эпохе Возрождения, также имеет раздел «Музеи мира в Интернете».
3. https://renaissance.rchgi.spb.ru/index.html - Философская библиотека Ренессанса. Биографии, сочинения, библиография, исследования. Имеются также ссылки на другие интернет-ресурсы.
4. https://vinci.ru/Public.html - сайт посвящен Леонардо да Винчи: имеется библиография, электронные публикации исследований о художнике, галерея его произведений.