Настройка цветового профиля монитора в Windows, MacOS X и GNU/Linux




Настройки всех современных операционных систем позволяют указать цветовой профиль для каждого подключённого к компьютеру монитора. Используя полученный от ОС цветовой профиль монитора, система управления цветом конкретной программы (например Adobe Photoshop) позволяет точно и предсказуемо воспроизводить цвета изображений на экране.

После проведения операции калибровки монитора, ОС будет настроена сообщать программам созданный цветовой профиль монитора и будет загружать калибровочные кривые, которые также содержатся в профиле. То есть, цветовой профиль монитора имеет данные не только об особенностях цветовоспроизведения дисплея, но и содержит данные, которые необходимы для тонкой настройки его тоновых кривых, которые загружаются в драйвер видеокарты при запуске компьютера.

Далее будут содержатся инструкции по установке профиля монитора после проведения его калибровки в случае потери настроек при перестановке ОС или её сбоя, и/или после перемещения монитора на другой ПК (однако, на другой видеокарте точность цветового профиля значительно снизится). Нужно только не забыть сохранить резервную копию файла профиля монитора, который будет иметь название типа PA246 2011-10-25 2.2 HQ 3xCurve+MTX.icc, где сначала идёт модель монитора, дата создания его профиля, и параметры с которыми он калибровался. Все установленные в системе цветовые профили можно найти в windows\system32\spool\drivers\color (для Windows) или Library/ColorSync/Profiles (для Mac OS X). В системах GNU/Linux профили хранятся в usr/local/share/color/icc, или в usr/share/color/icc, или в var/lib/color/icc, или в usr/local/share/icc (в зависимости от дистрибутива). Установить любой профиль можно, скопировав его в эту папку, или просто двойным кликом на иконке файла нужного профиля.

Теперь необходимо связать этот профиль с соответствующим монитором в настройках операционной системы:

  • для Windows 8, Windows 7 и Windows Vista:
    • открыть Управление цветом (Color Management) в Панели инструментов
    • в списке Устройство (Device) выбрать нужный монитор и включить опцию Использовать мои параметры для этого устройства (Use my setting for this device)
    • в списке Профили, сопоставляемые этому устройству (Profiles associated with this device) выбрать нужный профиль (с названием типа PA246 2011-10-25 2.2 HQ 3xCurve+MTX.icc) и нажать кнопку Сделать профилем по умолчанию (Set as Default Profile). Если нужного профиля нет в списке, добавить его можно кнопкой Добавить (Add)
    • перейти на вкладку Подробно (Advanced) данного окна и нажать там кнопку Изменить параметры по умолчанию (Change system defaults)
    • в открытом окне, на вкладке Подробно (Advanced), включить опцию Использовать калибровку экрана Windows (Use Windows display calibration)

Возникают проблемы с Windows Vista, в которой после экранного запроса User Account Control сбиваются настройки калибровки. Решением этой проблемы является отключение UAC в настройках ОС: в окне Панель управления — Учетные записи пользователей — Включение или отключение контроля учетных записей (UAC) выключить переключатель Используйте контроль учетных записей (UAC) для защиты компьютера и перезагрузить систему.

  • для Windows XP и современных дистрибутивов GNU/Linux:
    • в случае подключения более одного дисплея к компьютеру (включая внешний монитор ноутбука) установить Microsoft Color Control Panel Applet for Windows XP (только для Windows XP)
    • скачать и установить согласно пунктам 1-3 инструкции программу dispcalGUI. Для Windows также можно загрузить установщик dispcalGUI, который одним файлом содержит все необходимое для работы программы.
    • в программе dispcalGUI выбрать нужный монитор из списка Display device и через пункт меню Options — Install display device profile выбрать и установить нужный профиль. После выполнения этого пункта, в папке Автозагрузка главного меню (в Windows) должен появиться dispcalGUI Profile Loader (в Linux, в автозагрузке появится нужный скрипт), который и будет загружать калибровочные кривые в драйвер видеокарты при запуске компьютера.
  • Для Mac OS X
    • открыть утилиту ColorSync (Applications — Utilities)
    • перейти на вкладку Devices и в списке Registered ColorSync devices найти нужный монитор и в пункте Current Profile выбрать нужный установленный профиль, или найти его на диске кнопкой Open:

 

Система Mac OS X по умолчанию загружает калибровочные кривые при запуске компьютера.

После выполнения этих пунктов соответственно для каждой операционной системы, при запуске компьютера должен быть заметен момент загрузки калибровочные кривых в драйвер видеокарты, как некое визуальное изменение элементов интерфейса ОС.

Самый простой способ проверить правильность установки цветового профиля монитора в Windows и Mac OS X, это его наличие в программе Adobe Photoshop в окне Правка — Настройка цветов (Edit — Color settings) в списке рабочих пространств RGB:

 

В большинстве случаев не нужно устанавливать профиль своего монитора, как рабочее пространство RGB, поскольку программа уже использует его при расчётах цветовых координат при визуализации на мониторе всех изображений. Присутствие в этом списке профиля монитора говорит о правильности установки его в системе. Подробнее про цветовые пространства говорится в статье про системы управления цветом.

Настройка калибровочных кривых может обнулиться при переходе компьютера в режим сна, после экранного запроса User Account Control (в Windows Vista), после работы полноэкранных приложений, использующих аппаратное ускорение графики (например, игры) или при переключении дискретной и встроенной видеокарты (чаще всего в ноутбуках). Проверить, загружены ли кривые в драйвер видеокарты можно утилитой Calibration Tester (только для Windows) или в программе dispcalGUI из меню Tools — Show Curves (при включённом Show actual calibration curves from video card gamma table). Если эти программы показывают в своём окне загруженные тоновые кривые, значит настройки калибровки задействованы. Если нет, нужно их перезагрузить: с вкладки Подробно (Advanced) окна Управление цветом (Color Management) кнопкой Загрузить текущие калибровки (Reload current calibration) (для Windows 7 и 8), или из меню программы dispcalGUI: Options — Load calibration curves from current display profile (для Windows XP и Linux).

Вер­ст­ка в Linux Вам ка­жет­ся, что это не­воз­мож­но? По­слу­шай­те со­ве­ты про­фес­сио­на­ла

Содержание [убрать]
  • 1 Linux: Ра­бме­сто вер­сталь­щи­ка
    • 1.1 Из­го­тов­ление ви­зи­ток
    • 1.2 Оформ­ление тек­ста в по­лу­ав­то­ма­ти­че­­ском ре­жи­ме
    • 1.3 Управ­ление цве­том
    • 1.4 Шриф­ты
      • 1.4.1 Про­фес­сио­наль­ные шриф­ты
      • 1.4.2 Про­чие клас­си­че­­ские шриф­ты
      • 1.4.3 Де­ко­ра­тив­ные шриф­ты
    • 1.5 Век­тор­ная гра­фи­ка
    • 1.6 Схе­мы при­менения
    • 1.7 За­чем это нуж­но?
    • 1.8 По­лез­ные ссыл­ки
    • 1.9 Знае­те ли вы, что…

Linux: Ра­бме­сто вер­сталь­щи­ка

На­конец-то мож­но ут­вер­ждать, что в Linux поя­ви­лись удоб­ные ин­ст­ру­мен­ты для опе­ра­тив­ной по­ли­гра­фии. Алек­сандр Тол­стой рас­ска­жет под­робнее.

Ещё в LXF93 Ник Вейч за­ин­те­ре­со­вал­ся тем, как мож­но под­го­то­вить к пе­ча­ти ка­кой-ли­бо ма­кет в Linux. Его ста­тья бы­ла непло­хим об­зо­ром су­ще­ст­вую­щих Open Source-ин­ст­ру­мен­тов для на­столь­но­го из­да­тель­ст­ва, и вско­ре, в LXF96, русская ре­дак­ция да­же опуб­ли­ко­ва­ла статью и коментарии верстальщика к ней, экс­пе­ри­мен­таль­но свёр­стан­ную в са­мом Scribus – от­кры­том ПО для вёр­ст­ки. Экс­пе­ри­мент был в це­лом успеш­ным, но то тут, то там про­ле­та­ла «лож­ка дёг­тя» в ви­де мел­ких недостат­ков и от­сут­ст­вия по­рой очень нуж­ных функ­ций. С тех пор про­шло ка­кое-то вре­мя, и, по­ми­мо это­го, вы­яснилось, что раз­рознен­ная ин­фор­ма­ция о вёр­ст­ке в Linux поч­ти нигде не сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­на. Я по­ста­ра­юсь от­час­ти ис­пра­вить эту си­туа­цию.

Ма­кет ви­зит­ных кар­то­чек на лис­те А4.

Соз­да­ние фильт­ра для им­пор­та тек­ста с мет­ка­ми.

В этой ста­тье мне хо­те­лось бы рас­ска­зать об ор­ганиза­ции ра­бо­че­го мес­та вер­сталь­щи­ка с по­мо­щью ре­шений Open Source. Под вёр­ст­кой здесь понима­ет­ся про­цесс соз­дания ма­ке­тов из­даний, пре­ж­де все­го для пе­ча­ти. Воз­мож­но­сти Linux и ок­ру­жаю­щих его при­ло­жений с от­кры­тым ис­ход­ным ко­дом за по­следние го­ды силь­но воз­росли, и те­перь ста­ло воз­мож­ным го­во­рить все­рь­ёз не толь­ко об удоб­ных ин­ст­ру­мен­тах для опе­ра­тив­ной по­ли­гра­фии, но и о про­фес­сио­наль­ной под­го­тов­ке ма­ке­тов для сда­чи в ти­по­гра­фию (DTP).

В ста­тье я рас­смот­рю соб­ст­вен­но вёр­ст­ку, а так­же смеж­ные за­да­чи по об­ра­бот­ке изо­бра­жений, вы­бо­ру шриф­тов, ра­бо­те с цве­том.

Нач­нём с основ­но­го при­ло­жения для мно­го­странич­ной вёр­ст­ки – Scribus. На про­тя­жении мно­гих лет Scribus яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ным про­фес­сио­наль­ным про­дук­том для DTP под Linux. Для лю­дей, ма­ло зна­ко­мых с тра­ди­ци­он­ной вёр­ст­кой, Scribus мо­жет по­ка­зать­ся неко­ей сме­сью тек­сто­во­го про­цес­со­ра и век­тор­но­го ре­дак­то­ра. Это от­час­ти спра­вед­ли­во: ведь в Scribus мож­но и пи­сать ре­фе­рат, и го­то­вить ма­ке­ты ви­зи­ток. Ес­ли сравнивать Scribus с ка­ким-ли­бо век­тор­ным па­ке­том (вро­де Inkscape), то из раз­ли­чий пер­вым де­лом бро­са­ет­ся в гла­за на­ли­чие мно­го­странич­но­сти, бло­ков с раз­лич­ным со­дер­жи­мым и, конеч­но же, бо­га­тей­шие воз­мож­но­сти по управ­лению тек­стом на уровне сим­во­лов, строк и аб­за­цев. С дру­гой сто­ро­ны, от офис­но­го ре­дак­то­ра (вро­де Writer) Scribus от­ли­ча­ет­ся блоч­ным прин­ци­пом вёр­ст­ки, ко­то­рый пре­дот­вра­ща­ет «уп­лы­вание» рас­по­ло­жен­ных ниже эле­мен­тов (по этой при­чине и не ре­ко­мен­ду­ет­ся де­лать вёр­ст­ку в офис­ных про­грам­мах).

Рас­смот­рим те­перь ти­по­вые ва­ри­ан­ты ис­поль­зо­вания Scribus, ко­то­рые час­то встре­ча­ют­ся в по­все­днев­ной прак­ти­ке опе­ра­тив­ной по­ли­гра­фии и DTP.

Из­го­тов­ление ви­зи­ток

Спе­циа­ли­сту, ра­бо­таю­ще­му со Scribus, долж­но быть из­вест­но, что неко­то­рые ру­тин­ные опе­ра­ции мож­но уп­ро­стить и ав­то­ма­ти­зи­ро­вать. На­при­мер:

  • Раз­ме­щение эле­мен­тов кар­точ­ки ров­но по линей­ке, с нуж­ны­ми от­сту­па­ми (не нуж­но рав­нять «на глаз»)
  • Ре­п­ли­ка­ция объ­ек­тов со сдви­гом на вы­став­лен­ное зна­чение (раз­ме­щение ви­зи­ток на пе­чат­ном лис­те)
  • Ав­то­ма­ти­че­­ское за­полнение лич­ных дан­ных из за­ранее под­го­тов­лен­но­го фай­ла

Ос­та­нов­люсь под­робнее на по­следнем пунк­те. Для Scribus есть очень по­лез­ное рас­ши­рение ScribusGenerator, ко­то­рое по­зво­ля­ет ис­поль­зо­вать в ма­ке­те пе­ре­мен­ные, вме­сто ко­то­рых скрипт впо­след­ст­вие вста­вит нуж­ные зна­чения из фай­ла. Та­ким об­ра­зом, сле­ду­ет под­го­то­вить в Calc файл с дан­ны­ми со­трудников, со­хранить его в фор­ма­те CSV и при­го­то­вить ма­кет ви­зи­ток с со­от­вет­ст­вую­щи­ми пе­ре­мен­ны­ми вме­сто тек­ста. Этот спо­соб по­зво­ля­ет очень бы­ст­ро соз­дать ма­ке­ты для боль­шо­го чис­ла со­трудников, не на­би­рая текст вруч­ную.

Об­щая идея здесь та­ко­ва: вы де­лае­те ма­кет ви­зит­ки с ре­дак­ти­руе­мым тек­стом, но вме­сто из­ме­няе­мых дан­ных ука­зы­вае­те пе­ре­мен­ные ти­па   %VAR_лю­бой_текст %. Ма­кет мож­но сра­зу же раз­мес­тить на лис­те под бу­ду­щую пе­чать, рас­ста­вить мет­ки ре­за и т. д. Для лис­та А4, к при­ме­ру, это мо­жет вы­гля­деть так, как показано на рисунке.

От­дель­но в Calc соз­да­ёт­ся таб­ли­ца, где ко­лон­ки обо­зна­че­ны те­ми же пе­ре­мен­ны­ми, а в этих ко­лон­ках со­дер­жат­ся со­от­вет­ст­вую­щие дан­ные: име­на, фа­ми­лии, долж­но­сти и про­чее. За­полнен­ный файл сле­ду­ет со­хранить в фор­ма­те CSV (comma-separated values, «дан­ные че­рез за­пя­тую»). Да­лее всё про­сто: из Scribus нуж­но вы­звать сце­на­рий ScribusGenerator, ука­зать файл с ма­ке­том ви­зи­ток, CSV -файл с дан­ны­ми, а так­же раз­ме­щение для ито­го­во­го ре­зуль­та­та. Сце­на­рий за­полнит ваш ма­кет ка­ж­дой стро­кой из CSV -фай­ла и кон­вер­ти­ру­ет ма­кет Scribus (*.sla) в файл для пе­ча­ти (*.pdf). Та­ким об­ра­зом, чис­ло ито­го­вых фай­лов бу­дет рав­но чис­ло строк в CSV-фай­ле.

Оформ­ление тек­ста в по­лу­ав­то­ма­ти­че­­ском ре­жи­ме

Фильтр с ав­то­за­ме­ной сим­во­лов.

Пред­по­ло­жим, что пе­ред на­ми сто­ит за­да­ча свер­стать бо­лее со­лид­ное по объ­ё­му из­дание – ска­жем, бро­шю­ру или неболь­шую книгу. В этом де­ле наи­бо­лее ру­тин­ной и тру­до­за­трат­ной ча­стью тра­ди­ци­он­но бы­ла рас­ста­нов­ка сти­лей аб­за­цев, уст­ранение оши­бок на­бо­ра, при­ве­дение тек­ста в со­от­вет­ст­вие с пра­ви­ла­ми ти­по­гра­фи­ки. По­смот­рим, как Scribus по­мо­жет сде­лать этот про­цесс бо­лее бы­ст­рым.

Во-пер­вых, мож­но за­ранее в пустом до­ку­мен­те оп­ре­де­лить нуж­ные сти­ли и за­тем в ис­ход­ном тек­сте по­ме­тить аб­за­цы спе­ци­аль­ны­ми услов­ны­ми зна­ка­ми: на­при­мер, <Заг> пе­ред тек­стом за­го­лов­ка или <Осн> в на­ча­ле аб­за­ца с обыч­ным тек­стом. Идея в том, что­бы при­менить спе­ци­аль­ный фильтр во вре­мя им­пор­та тек­ста в Scribus. Диа­лог фильт­ра досту­пен в том слу­чае, ес­ли вы щёлкнете пра­вой кноп­кой мы­ши по пусто­му тек­сто­во­му бло­ку в Scribus и вы­бе­ре­те пункт «По­лу­чить текст», а за­тем сре­ди фильт­ров им­пор­та – Тек­сто­вые фильт­ры. Диа­лог соз­дания фильт­ра по­зво­ля­ет со­вер­шать оп­ре­де­лён­ные дей­ст­вия с тек­стом, ори­ен­ти­ру­ясь на ука­зан­ные мет­ки. Так, мож­но при­менить нуж­ный стиль ко всем аб­за­цам, ко­то­рые на­чи­на­ют­ся на вы­бран­ную мет­ку, и тут же эту мет­ку уда­лить, что­бы она не ото­бра­жа­лась по­том в тек­сте.

Та­ким об­ра­зом ре­ша­ет­ся во­прос при­менения сти­лей. Что ка­са­ет­ся ис­прав­ления час­тых оши­бок на­бо­ра, то здесь удобнее все­го ис­поль­зо­вать обыч­ную ав­то­за­ме­ну по­сред­ст­вом то­го же диа­ло­га соз­дания фильт­ра. Обыч­но нуж­но из­ба­вить­ся от двой­ных про­бе­лов, ка­вы­чек-«ла­пок», де­фи­сов вме­сто ти­ре и по­доб­ных оши­бок. Пре­иму­ще­ст­во фильт­ра в Scribus со­сто­ит в том, что вы мо­же­те один раз под­го­то­вить та­кой фильтр и в дальней­шем про­сто при­ме­нять его при ка­ж­дом им­пор­те тек­ста, то есть по­вто­рять ав­то­за­ме­ну вруч­ную не нуж­но.

Управ­ление цве­том

На­строй­ки управ­ле­ния цве­том в Scribus.

С неко­то­рых пор Scribus об­за­вёл­ся под­держ­кой биб­лио­те­ки LittleCMS, ко­то­рая обес­пе­чи­ва­ет управ­ление цве­то­вы­ми про­фи­ля­ми для уст­ройств вы­во­да изо­бра­жений. Спе­циа­ли­сты, свя­зан­ные с пред­пе­чат­ной под­го­тов­кой, как пра­ви­ло, ис­поль­зу­ют управ­ление цве­том для то­го, что­бы за­ранее знать, как ком­пь­ю­тер­ный ма­кет бу­дет вы­гля­деть на бу­ма­ге, а так­же для по­лу­чения еди­но­об­раз­но­го внешнего ви­да на раз­ных монито­рах.

Прак­ти­че­­ская поль­за от управ­ления цве­том в Scribus очень ве­ли­ка, но суть опять же неиз­мен­на: ис­поль­зуя про­фи­ли, мож­но со­постав­лять вы­вод на эк­ран в ре­жи­мах RGB и CMYK как ме­ж­ду со­бой, так и с пред­по­ла­гае­мым вы­во­дом на бу­ма­гу (толь­ко CMYK). Пред­по­ла­га­ет­ся, что для спо­соб­но­сти оценить бу­ду­щий вид CMYK-изо­бра­жений и пла­шеч­ных цве­тов Linux дол­жен под­дер­жи­вать это цве­то­вое про­стран­ст­во. Так оно и есть, хо­тя под­держ­ка CMYK поя­ви­лась от­но­си­тель­но недав­но. Важ­но знать, что ра­бо­та с цве­том вы­хо­дит за рам­ки вер­сталь­ной про­грам­мы Scribus и от­но­сит­ся ко все­му ра­бо­че­му ок­ру­жению в це­лом. Итак, ра­бо­та с CMYK в Linux на дан­ный мо­мент рас­по­ла­га­ет сле­дую­щи­ми ин­ст­ру­мен­та­ми:

  • Под­держ­ка им­пор­та CMYK-изо­бра­жений и цве­то­вых про­фи­лей в Scribus.
  • Об­ра­бот­ка CMYK-изо­бра­жений в рас­тро­вых ре­дак­то­рах Krita и Cinepaint.
  • Кон­вер­та­ция RGB в CMYK и об­рат­но с по­мо­щью ути­ли­ты PublishCMYK (под­дер­жи­ва­ет­ся мно­же­ст­во фор­ма­тов че­рез ImageMagick).
  • Ис­поль­зо­вание ком­мер­че­­ских про­дук­тов – на­при­мер, гра­фи­че­­ско­­го ре­дак­тора Pixel ли­бо про­дук­тов Adobe че­рез эму­ля­тор Wine.

Сле­ду­ет уточнить, что раз­ра­бот­чи­ки по­пу­ляр­но­го ре­дак­то­ра GIMP планиру­ют реа­ли­зо­вать под­держ­ку CMYK, но по­ка ра­бо­та не за­вер­ше­на. Име­ет­ся рас­ши­рение Separate для GIMP, ко­то­рое пре­об­ра­зу­ет цве­то­вое про­стран­ст­во в CMYK, но о пол­но­цен­ной под­держ­ке по­ка го­во­рить ра­но: она поя­вит­ся в хо­де дальней­ше­го пе­ре­во­да GIMP на гра­фи­че­­ский дви­жок Gegl.

Шриф­ты

Речь пой­дёт о про­фес­сио­наль­ных шриф­тах для на­бо­ра, ко­то­рые име­ют­ся в сво­бод­ном досту­пе и в от­дель­ных слу­ча­ях доступ­ны под от­кры­ты­ми ли­цен­зия­ми.

Про­фес­сио­наль­ность шриф­та оп­ре­де­ля­ет­ся сте­пе­нью про­ра­бот­ки гли­фов (кон­ту­ров букв), гра­мот­ным кернин­гом (меж­сим­воль­ным рас­стоянием), со­блю­дением пра­вил на­чер­тания, тол­щи­ны штри­хов и т. п. Бес­плат­ный шрифт в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев не бу­дет со­от­вет­ст­во­вать стро­гим тре­бо­ваниям ти­по­гра­фи­ки и шриф­то­вой нау­ки, по­это­му, кста­ти, очень час­то бес­плат­ные шриф­ты де­ла­ют де­ко­ра­тив­ны­ми и вы­чур­ны­ми: в та­ком слу­чае недостат­ки в на­бо­ре мож­но спи­сать на ху­до­же­ст­вен­ную за­дум­ку.

Про­фес­сио­наль­ные шриф­ты

Со­всем недав­но про­фес­сио­наль­ный на­бор­ный шрифт был всегда плат­ным и рас­про­стра­нял­ся че­рез ком­мер­че­­ские ка­та­ло­ги шриф­тов (Paratype, Linotype…). В кон­це 2000‑х си­туа­ция ста­ла вы­прав­лять­ся: круп­ные ком­пании, шриф­то­вые ка­та­ло­ги и про­филь­ные госструк­ту­ры ста­ли со­дей­ст­во­вать пуб­ли­ка­ции про­фес­сио­наль­ных ка­че­­ст­вен­ных шриф­тов под от­кры­ты­ми ли­цен­зия­ми. Обыч­но в та­ком ви­де пуб­ли­ку­ют­ся шриф­ты двух ти­пов: с за­сеч­ка­ми по мо­ти­вам гу­манисти­че­­ской ан­тик­вы и без за­се­чек по мо­ти­вам гро­те­ска. Не­смот­ря на разницу в на­чер­таниях, мет­ри­че­­ски эти шриф­ты обыч­но со­от­вет­ст­ву­ют (или стре­мят­ся к это­му) Times New Roman и Arial, так как обыч­ным поль­зо­ва­те­лям важ­но кор­рект­ное ото­бра­жение офис­ных до­ку­мен­тов. Но шриф­ты так­же го­дят­ся и для про­фес­сио­наль­ной вёр­ст­ки для пе­ча­ти.

Не­ко­то­рое вре­мя на­зад ком­пания Red Hat вы­ку­пи­ла у Ascender Corp. пра­ва на од­но­имен­ное шриф­то­вое се­мей­ст­во и вы­пусти­ла его по ли­цен­зии GNU GPL под именем Liberation. Речь идёт о шриф­тах Liberation Sans, Liberation Sans Narrow, Liberation Serif и Liberation Mono, ко­то­рые яв­ля­ют­ся мет­ри­че­­ски­­ми ана­ло­га­ми шриф­тов от Microsoft: Arial, Arial Narrow, Times New Roman и Courier New со­от­вет­ст­вен­но. На­чер­тание шриф­тов от­ли­ча­ет­ся, в то вре­мя как раз­мер и меж­сим­воль­ное рас­стояние сов­па­да­ет. Это нуж­но для то­го, что­бы офис­ные до­ку­мен­ты, соз­дан­ные в Windows, от­кры­ва­лись в Linux без ис­ка­жений и «уп­лы­вания». Со­от­вет­ст­вен­но, эти шриф­ты хо­ро­шо под­хо­дят для вёр­ст­ки тек­ста в пе­чат­ных пуб­ли­ка­ци­ях. Шриф­ты Liberation вклю­че­ны в со­став мно­гих ди­ст­ри­бу­ти­вов (Ubuntu, Fedora, Mandriva, OpenSUSE) по умол­чанию, а так­же мо­гут быть ле­галь­но ска­ча­ны с сай­та про­ек­та.

По­ми­мо Liberation, есть и дру­гие шриф­ты, бо­лее-менее год­ные для про­фес­сио­наль­но­го на­бо­ра. Сто­ит от­ме­тить се­мей­ст­во Droid – три шриф­та Droid Sans, Droid Sans Mono and Droid Serif, при­об­ре­тён­ных у той же Ascender Corp. кор­по­ра­ци­ей Google. Шриф­ты Droid пред­на­зна­че­ны для ин­тер­фей­са мо­биль­ной ОС Android, но от­лич­но под­хо­дят и для пе­ча­ти. Ли­цен­зия шриф­тов от­кры­тая, и они доступ­ны для мно­гих ди­ст­ри­бу­ти­вов Linux уже в ви­де удоб­но­го па­ке­та.

Всем тем, кто ну­ж­да­ет­ся в про­фес­сио­наль­ном по­все­днев­ном шриф­те, по­нра­вит­ся ра­бо­та ком­пании Paratype, ко­то­рая вы­пусти­ла под от­кры­той ли­цен­зи­ей шриф­ты PT Sans и PT Serif – без за­се­чек и с за­сеч­ка­ми. Эти два шриф­та вклю­ча­ют в се­бя пол­ный на­бор сим­во­лов ки­рил­ли­цы и дру­гих ал­фа­ви­тов на­ро­дов России, и вы­пу­ще­ны в честь 300‑ле­тия ре­фор­мы русско­го ал­фа­ви­та.

По­ми­мо пол­но­цен­ных ком­плек­тов шриф­тов раз­ных на­чер­таний и ти­пов, су­ще­ст­ву­ют и «от­дель­но стоя­щие» шриф­ты, рас­про­стра­няе­мые в рам­ках сво­бод­ных ли­цен­зий.

Сре­ди них вер­сталь­щи­ку бу­дут ин­те­рес­ны:

  • Linux Libertine, ана­лог шриф­та Times, соз­дан­ный с ну­ля в FontForge, с под­дер­жкой ки­рил­ли­цы. Доступ­ны все на­чер­тания.
  • Gentium, ещё один от­кры­тый шрифт с под­держ­кой ки­рил­ли­цы. Доступ­ны пря­мое и кур­сив­ное на­чер­тания.

Про­чие клас­си­че­­ские шриф­ты

Лю­бо­му поль­зо­ва­те­лю Linux долж­ны быть так­же зна­ко­мы шриф­ты двух из­вест­ных се­мейств: Nimbus и Bitstream. Nimbus Roman (1982) и Nimbus Sans (1999) соз­да­ны ком­панией URW, ко­то­рая по­ста­ра­лась ско­пи­ро­вать на­чер­тание клас­си­че­­ских Таймс и Гель­ве­ти­ки. Бу­ду­чи внешне при­ят­ны­ми на вид, эти шриф­ты не очень хо­ро­шо се­бя ве­дут в пе­чат­ных до­ку­мен­тах, так как кернинг за­час­тую «гу­ля­ет». Мет­ри­ка этих шриф­тов по­вто­ря­ет ори­ги­нал толь­ко при­бли­зи­тель­но, что ме­ша­ет при вёр­ст­ке.

Шриф­ты Bitstream вхо­дят в ком­плект по­став­ки OpenOffice.org и LibreOffice и по­это­му так­же есть у боль­шин­ст­ва Linux-поль­зо­ва­те­лей. Они в пер­вую оче­редь ори­ен­ти­ро­ва­ны на ис­поль­зо­вание в элек­трон­ном ви­де – в ча­ст­но­сти, для эк­ра­нов с низ­ким раз­ре­шением. Пе­чат­ные до­ку­мен­ты с та­ки­ми шриф­та­ми выпускать до­пуска­ет­ся, но пе­ча­ть – не основное их ­на­зна­че­ние.

Россий­ская ком­пания PingWin Software так­же вы­пусти­ла свой на­бор шриф­тов PWT, мет­ри­че­­ски со­от­вет­ст­вую­щих стан­дарт­ным шриф­там в про­дук­тах Microsoft. Дан­ные шриф­ты от­ли­ча­ют­ся невы­со­ким ка­че­­ст­вом и неоп­рят­ным ото­бра­жением на эк­ране, но мо­гут быть по­лез­ны в лю­би­тель­ских про­ек­тах.

Бро­шю­ра (до ~60 стр.), фор­мат А5, пол­но­цвет­ная пе­чать в ти­по­гра­фии.

Ви­зит­ки 90 × 50 мм на не­сколь­ких лю­дей, фор­мат пе­чат­но­го лис­та — А3, чёр­но-бе­лая или цвет­ная пе­чать на ла­зер­ном/све­то­ди­од­ном прин­те­ре.

Пла­кат, лис­тов­ка, по­стер, объ­яв­ле­ние… Ма­кет на од­ну по­ло­су.

Де­ко­ра­тив­ные шриф­ты

Ху­до­же­ст­вен­ное оформ­ление пуб­ли­ка­ций силь­но вы­иг­ра­ет от ис­поль­зо­вания кра­си­вых де­ко­ра­тив­ных шриф­тов. Для это­го не нуж­но ис­кать во­ро­ван­ные ка­та­ло­ги шриф­тов, так как на све­те есть и ле­галь­ные бес­плат­ные шриф­ты с под­держ­кой ки­рил­ли­цы. Наи­бо­лее по­лез­ным ди­зайнеру-вер­сталь­щи­ку бу­дет «Про­ект бес­плат­ных шриф­тов» (https://jovanny.ru/free-fonts.html) в рам­ках ко­то­ро­го име­ет­ся не менее 25 шриф­тов (спи­сок рас­тёт) с из­на­чаль­ной под­держ­кой ки­рил­ли­цы. Это непро­фес­сио­наль­ные шриф­ты, пред­на­зна­чен­ные для сти­ли­за­ции, оформ­ления за­го­лов­ков, соз­дания бу­к­вен­ных ком­по­зи­ций. Ис­поль­зо­вание лю­бо­го шриф­та бес­плат­но и пол­но­стью ле­галь­но.

Ес­ли на­ли­чие ки­рил­ли­цы не яв­ля­ет­ся тре­бо­ванием для вер­сталь­щи­ка, то по­лез­но об­ра­тить внимание на про­ект Absolute Font Archive, в рам­ках ко­то­ро­го в сво­бод­ный доступ вы­ло­же­но несколь­ко ты­сяч де­ко­ра­тив­ных шриф­тов. Сайт https://kde-look.org пред­ла­га­ет за­гру­зить 6 760 га­ран­ти­ро­ван­но при­год­ных шриф­тов сра­зу в ви­де еди­но­го ар­хи­ва (https://kde-look.org/content/show.php/6,760+Fonts?content=9883).

Век­тор­ная гра­фи­ка

Дан­ное на­прав­ление тра­ди­ци­он­но силь­но пред­став­ле­но для Linux. Наи­бо­лее из­вес­тен век­тор­ный ре­дак­тор Inkscape, но у него на хво­сте ви­сят достой­ные кон­ку­рен­ты: sk1 – мощ­ный оте­че­­ст­вен­ный ре­дак­тор на Qt3; Karbon – при­ло­жение из со­ста­ва Koffice/Calligra Suite; и OpenOffice Draw.

В за­ви­си­мо­сти от из­да­тель­ских за­дач вы­бор про­грам­мы мо­жет различаться. Ка­кие же бывают за­да­чи?

  • Из­го­тов­ление ма­лых эле­мен­тов оформ­ления, пик­то­грамм, знач­ков, ху­до­же­ст­вен­ных ко­лон­ти­ту­лов
  • Соз­дание век­тор­ных ил­лю­ст­ра­ций с ну­ля
  • Век­то­ри­за­ция рас­тро­вых изо­бра­жений
  • Кон­вер­та­ция фай­лов в дру­гой фор­мат

Со­от­вет­ст­вен­но, по­лез­но знать об осо­бен­но­стях ука­зан­ных вы­ше ре­дак­то­ров. Inkscape – наи­бо­лее мощ­ное при­ло­жение для соз­дания слож­ных век­тор­ных ком­по­зи­ций и соз­дания од­но­странич­ных ма­ке­тов. Име­ет­ся воз­мож­ность за­вёр­сты­вать текст вдоль лю­бой кри­вой, встав­лять в ма­кет рас­тро­вые изо­бра­жения и век­то­ри­зо­вать их. Но у про­грам­мы есть и недоста­ток: несо­вер­шен­ст­во ви­део­вы­во­да при­во­дит к то­му, что «тя­жё­лые» ма­ке­ты от­ри­со­вы­ва­ют­ся уж очень мед­лен­но, по­это­му Inkscape за­слу­жен­но от­но­сят к ре­сур­со­ём­ким при­ло­жениям.

Оте­че­­ст­вен­ный ре­дак­тор sk1 не особо из­ба­ло­ван вниманием, но очень по­ле­зен для спе­циа­ли­стов по пред­пе­чат­ной под­го­тов­ке. Он раз­ви­ва­ет­ся с 2003 го­да как про­дол­жение за­бро­шен­но­го ныне ре­дак­то­ра Skencil. Ос­нов­ные ко­зы­ри у sk1 поя­ви­лись по­сле се­рии моз­го­вых штур­мов на Google Summer of Code, по­сле че­го sk1 нау­чил­ся им­пор­ти­ро­вать фай­лы Corel Draw и Adobe Illustrator (на осно­ве PostScript), ра­бо­тать с CMYK и под­дер­жи­вать ши­ро­кий на­бор фор­ма­тов, от SVG до PDF и WMF. На дан­ный мо­мент это един­ст­вен­ное ПО для Linux, под­дер­жи­ваю­щее ра­бо­ту с фор­ма­том Corel Draw.

Что ка­са­ет­ся Karbon и Draw, то они занима­ют спе­ци­фи­че­скую нишу. Пер­вая про­грам­ма хо­ро­ша сво­ей ин­те­гра­ци­ей в ра­бо­чий стол KDE и «брат­ски­ми» при­ло­жения­ми из со­ста­ва Koffice, а вто­рая непло­хо сго­дит­ся для де­ло­вой гра­фи­ки и схем. Во всех пе­ре­чис­лен­ных про­грам­мах мож­но де­лать неслож­ные ма­ке­ты, от эти­кет­ки до лис­тов­ки, но для ху­до­же­ст­вен­ных ком­по­зи­ций всё же пред­поч­ти­тельнее Inkscape или sk1.

Схе­мы при­менения

Ес­ли под­го­тов­ка из­дания к пе­ча­ти ви­дит­ся как про­фес­сио­наль­но ор­ганизо­ван­ный про­цесс, то пе­ред на­ча­лом ка­ких-ли­бо дей­ст­вий сле­ду­ет со­ста­вить план и по­ря­док взаи­мо­дей­ст­вия ин­ст­ру­мен­тов. На рисунках показаны схе­мы под­го­тов­ки к пе­ча­ти от­дель­ных ти­пов из­даний.

В за­ви­си­мо­сти от то­го, на ка­ком уст­рой­ст­ве планиру­ет­ся пе­ча­тать ма­кет, ис­поль­зо­вание цве­то­во­го про­стран­ст­ва CMYK мо­жет быть ненуж­ным. В пер­вую оче­редь CMYK тре­бу­ет­ся для точ­но­го «по­па­дания» в кор­по­ра­тив­ные цве­та, а так­же для про­мыш­лен­ных пе­чат­ных ма­шин, на ко­то­рых ис­поль­зу­ет­ся нестан­дарт­ная ка­либ­ров­ка цве­та. При пе­ча­ти на струй­ных уст­рой­ст­вах или пе­ча­ти мо­но­хром­ных ма­ке­тов ис­поль­зо­вание CMYK из­­лиш­не.

За­чем это нуж­но?

Иногда выражают недо­умение: за­чем нуж­но про­ди­рать­ся че­рез тернии и неудоб­ст­ва, когда есть го­да­ми от­ла­жен­ные и про­фес­сио­наль­ные ин­ст­ру­мен­ты под Windows и Mac OS? Во­прос этот не техниче­­ский, а ско­рее идео­ло­ги­че­­ский. Дей­ст­ви­тель­но, никто не спо­рит с тем, что вёр­ст­ка в Linux ещё толь­ко на­чи­на­ет при­бли­жать­ся к про­фес­сио­наль­но­му уров­ню, но ведь речь идёт о де­мон­ст­ра­ции воз­мож­но­стей. Вклад в раз­ви­тие пред­пе­чат­ной под­го­тов­ки с по­мо­щью от­кры­тых ин­ст­ру­мен­тов се­го­дня оз­на­ча­ет, что че­рез ка­кое-то вре­мя Linux до­гонит про­прие­тар­ные ре­шенияи смо­жет за­кре­пить­ся в об­лас­ти ди­зай­на и DTP. В этом так­же име­ют­ся все пре­иму­ще­ст­ва от­кры­то­го ПО: сво­бо­да вы­бо­ра, неза­ви­си­мость от гло­баль­ных брен­дов, воз­мож­ность уча­ст­во­вать в раз­ви­тии от­кры­тых про­грамм и… конеч­но же, бес­плат­ность! Уже в на­ши дни необ­хо­ди­мость за­ку­пать ли­цен­зии на про­фес­сио­наль­ное ПО за­став­ля­ет мно­гих за­ду­мать­ся о пе­ре­хо­де на Scribus.

По­лез­ные ссыл­ки

  • Офи­ци­аль­ная до­ку­мен­та­ция Scribus: https://docs.scribus.net/
  • Рас­ши­ре­ния Scribus и мно­го све­жих идей: https://wiki.scribus.net/canvas/Scribus
  • Рус­скоя­зыч­ный сайт для тех, кто ув­ле­ка­ет­ся гра­фи­кой в Linux: https://www.linuxgraphics.ru/
  • Кол­лек­ция уро­ков для лю­би­те­лей век­тор­ной гра­фи­ки: https://inkscapetutorials.wordpress.com/
  • Под­роб­но об управ­ле­нии цве­том в Linux: https://en.wikipedia.org/wiki/Linux_color_management

Знае­те ли вы, что…

  • Для Linux име­ет­ся «род­ная» вер­сия Adobe Reader, ко­то­рая, кро­ме PDF, так­же под­дер­жи­ва­ет фай­лы Adobe Illustrator и по­зво­ля­ет про­смат­ри­вать, пе­ча­тать и пе­ре­со­хра­нять их.
  • Ес­ли вам нуж­но на­пе­ча­тать бро­шю­ру 4 × 4 по ти­пу тет­рад­ки (дву­сто­рон­няя пе­чать), то лис­ты ма­ке­та мож­но ав­то­ма­ти­че­­­ски раз­мес­тить на пе­чат­ном лис­те с по­мо­щью ути­ли­ты Imagemagick Imposition. Тем, кто при­вык к са­мо­стоя­тель­ной ра­бо­те, мож­но по­со­ве­то­вать ути­ли­ты psnup, psbook и pdf2ps из па­ке­та psutils – они по­зво­ля­ют за­дать ко­ли­че­­­ст­­во по­лос на лис­те и их по­ря­док.
  • В ан­на­лах ис­то­рии таят­ся неза­слу­жен­но за­бы­тые про­грам­мы Passepartout и Pagestream (раз­ра­ба­ты­ва­лась ещё для Amiga!). Ес­ли вам не нужна под­держ­ка ор­фо­гра­фии и рас­ста­нов­ки пе­ре­но­сов для русско­го язы­ка, то эти про­грам­мы – отлич­ный вы­бо­р для вёр­ст­ки.
  • Вы мо­же­те от­ка­либ­ро­вать свой монитор при по­мо­щи Gnome Color Manager и затем управ­лять цве­то­вы­ми про­фи­ля­ми пря­мо стан­дарт­ны­ми сред­ст­­ва­ми ра­бо­че­го сто­ла Gnome.
  • Ес­ли вы го­то­вы по­жерт­во­вать неболь­шой сум­мой денег и ча­стью прин­ци­пов, то рас­тро­вый ре­дак­тор Pixel ре­шит все ва­ши про­бле­мы с гра­фи­кой для вёр­ст­ки. Pixel под­дер­жи­ва­ет 24‑ и 32‑бит­ный цве­то­вой ре­жим, CMYK и ещё мно­го все­го из ар­се­на­ла Photoshop. Про­грам­ма доступ­на в «род­ной» вер­сии для Linux (а так­же для Windows, Mac OS, DOS, BeOS и т. д.) при­мер­но за 50$.
  • В русскоя­зыч­ном Linux-cообществе не так мно­го эн­ту­зиа­стов на­столь­но­го из­да­тель­ст­­ва, но са­ми­ми ярки­ми уча­стника­ми по пра­ву счи­та­ют­ся два Алек­сандра – Про­ку­дин и Суп­ру­нов, из­вест­ные и чи­та­те­лям на­ше­го жур­на­ла, и по­се­ти­те­лям https://linuxforum.ru и https://unixforum.org.

Управление цветом Linux

У

управления цветом Linux есть та же самая цель как системы управления цветом (CMS) для других операционных систем: достигнуть самого лучшего цветного воспроизводства всюду по технологическому процессу отображения из его источника (камера, видео, сканер, и т.д.), через программное обеспечение отображения (CinePaint, Digikam, КАНИТЕЛЬ, Krita, Scribus, и т.д.), и наконец на среду продукции (монитор, видео проектор, принтер, и т.д.). В частности управление цветом пытается поддержать WYSIWYG (Что Вы Видите, то, Что Вы Получаете), на экране предварительный осмотр (мягко проверяющей) способности к цветной работе, такой как ретуширование до печати. Обратите внимание на то, что на практике, лучше всего определен согласно некоторому алгоритму и может не соответствовать хорошо тому, что человеческий глаз рассмотрел бы лучше всего.

Управление цветом Linux полагается на использование точных профилей International Color Consortium (ICC), описывающих поведение устройств, таких как цифровые фотоаппараты, мониторы или принтеры и управляемые цветом заявления, которые знают об этих профилях. Эти заявления выполняют преобразования гаммы между профилями устройства и цветовыми пространствами. Преобразования гаммы, основанные на точных профилях устройства, являются сущностью управления цветом.

Исторически, управление цветом не было начальным конструктивным соображением системы показа X11, на которой большая часть отдыха поддержки графики Linux, и таким образом окрашивают, технологические процессы, которыми управляют, были несколько более сложными, чтобы осуществить на Linux, чем под OS, таким как Microsoft Windows или Mac OS X. Эта ситуация теперь прогрессивно исправляется, однако нужно признать, что управление цветом под Linux, в то время как функциональный, еще не приобрело зрелый статус. Хотя теперь возможно получить очень последовательный технологический процесс управления цветом под Linux, определенные проблемы все еще остаются:

  • Отсутствие центральной пользовательской панели управления для цветных параметров настройки.
  • Много устройств аппаратных средств для цветной калибровки испытывают недостаток в водителях и надлежащем программном обеспечении поддержки на Linux.
  • Некоторое необходимое программное обеспечение, такое как погрузчики LUT может редко находиться в хранилищах пакета даже основных распределений Linux.

Так как профили цвета ICC написаны открытой спецификации, они совместимы через OS. Следовательно, профиль, произведенный на определенном OS, должен работать над любым другим OS, данным доступность необходимого программного обеспечения прочитать его и выполнить преобразования гаммы. Это может использоваться в качестве работы из-за отсутствия поддержки определенных спектрофотометров или колориметров под Linux: можно просто произвести профиль на различном OS и затем использовать его в технологическом процессе Linux. Кроме того, определенные аппаратные средства, такие как большинство принтеров и определенных мониторов, могут калиброваться под другим OS и затем использоваться в полностью управляемом цветом технологическом процессе на Linux.

Популярное распределение Linux Ubuntu добавило начальное управление цветом в 11,10 выпусках («Сновещательный Оцелот» выпуск).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: