План:
1. Общая характеристика расходов бюджетов
2. Основы разграничения расходных обязательств между публично-правовыми образованиями
3. Действующие и принимаемые расходные обязательства
Домашнее задание: БК РФ ст. 65-80; 84-87; учебник «Бюджет и бюджетная система» под ред. Мет. П. Афанасьева стр. 185-213.
1. Расходы бюджета непосредственно связаны с выполнением государством своих функций. Посредством распределения расходов бюджета происходит концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач, таких как финансирование образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства, финансовое обеспечение социальных обязательств государства.
Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета (БК РФ ст. 6).
В более широком смысле расходы бюджета - это система денежных отношений, связанная с экономико-правовым регулированием процесса перераспределения денежных средств, необходимых для выполнения расходных обязательств органов власти всех уровней.
Структура бюджетных расходов устанавливается ежегодно и зависит от экономической ситуации в государстве и общественных приоритетов.
2. Формирование расходов всех уровней бюджетной системы осуществляется в соответствии с расходными обязательствами и разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, исполнение которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Исполнение расходных обязательств осуществляется в пределах объемов бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете.
За счет собственных средств ФБ и бюджетов государственных внебюджетных фондов обеспечивается исполнение расходных обязательств РФ.
За счет средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов государственных территориальных внебюджетных фондов обеспечивается исполнение расходных обязательств субъектов РФ.
Исполнение расходных обязательств муниципальных образований обеспечивается за счет средств местных бюджетов.
Урок JO. Общая характеристика расходов бюджетов
Основы разграничения расходных обязательств между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления заложены в Конституции РФ, а также принимаемыми в соответствии с ней федеральными законами.
В соответствии с Бюджетным кодексом расходные обязательства РФ устанавливаются ФЗ, НПА Президента и Правительства РФ, договорами (соглашениями), заключенными РФ.
Расходные обязательства субъектов РФ устанавливаются законами и иными НПА субъектов РФ, договорами (соглашениями), заключенными от имени субъекта РФ.
Так к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся обязательства по:
• материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности органов государственной власти субъектов РФ и государственных учреждений субъекта РФ;
• организационному и материально-техническому обеспечению проведения выборов в органы государственной власти субъекта РФ;
• формированию резервных фондов субъекта РФ на финансирование непредвиденных расходов;
• организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);
• обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам;
• организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях, находящихся в ведении субъекта РФ;
• организации предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования в учреждениях регионального уровня;
• организации и поддержке учреждений культуры и искусства регионального уровня;
• организации обязательного медицинского страхования неработающего насе
ления;
• организации оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой
медицинской помощи и др.
Расходные обязательства муниципальных образований устанавливаются муниципальными ПА, а также договорами (соглашениями), заключенными от имени муниципальных образований.
К вопросам местного значения муниципального образования относятся:
• формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования и контроль за исполнением данного бюджета;
• владение, пользование распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
• организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
• организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
• организации освещения улиц и установи указателей с названиями улиц и номерами домов;
• организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
• создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования;
Урок 10. Общая характеристика расходов бюджетов
• создание условий для обеспечения жителей муниципального образования ус
лугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
• организации библиотечного обслуживания населения и др.
Расходные обязательства используются при составлении и рассмотрении проекта закона (решения) о бюджете. Перечень таких обязательств формируется на основе реестров расходных обязательств.
Реестр расходных обязательств - используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.
Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, становятся бюджетными обязательствами.
В процессе исполнения соответствующего бюджета бюджетные обязательства приобретают форму денежных обязательств.
Денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Таким образом, понятия «бюджетные обязательства» и «денежные обязательства» характеризуют расходные обязательства на разных этапах их исполнения.
На исполнение бюджетных обязательств в бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования.
Бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (см. рис.1).
3. С 1 января 2009 года планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнении действующих и принимаемых обязательств.
Под бюджетом действующих обязательств понимается объем ассигнований, необходимых для исполнения в планируемом периоде расходных обязательств РФ (субъекта РФ, муниципального образования), обусловленных действующими НПА, договорами и соглашениями.
К действующим обязательствам относятся:
• трансферты населению;
• обязательства по предоставлению (оплате) государственных (муниципальных) услуг;
• погашение и (или) обслуживание государственного (муниципального) долга;
• средства, подлежащие перечислению в соответствии с законодательством в др. бюджеты.
Под бюджетом принимаемых обязательств понимается объем ассигнований, необходимых для исполнения в планируемом периоде расходных обязательств РФ (субъекта РФ, муниципального образования), обусловленных вступлением в силу НПА, договорами и соглашениями, вводимыми или планируемыми (предполагаемыми) к введению в плановом периоде.
К принимаемым обязательствам относятся:
з
Урок 10. Общая характеристика расходов бюджетов
• увеличение действующих или введение новых видов трансфертов населению;
• увеличение заработной платы или денежного довольствия;
• досрочное погашение государственного (муниципального) долга;
• увеличение по сравнению с ранее предусмотренными планами ассигнований на реализацию действующих или новых бюджетных программ;
• предоставление бюджетных кредитов.
Бюджетные ассигнования
Оказание государственных (муниципальных) услуг
Социальное обеспечение населения
Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями
Субсидии производителям товаров, работ, услуг, за исключением
субсидий государственным (муниципальным) учреждениям
Межбюджетные трансферты
Платежи и взносы, безвозмездные перечисления субъектам международного права
Обслуживание
государственного
(муниципального)
долга
Исполнение судебных
актов по искам к РФ,
субъектам РФ, МО
Обеспечение выполнения функций казенных учреждений
Предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям
Осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности
Предоставление субсидий некоммерческим организациям
Закупка товаров,
работ, услуг для
государственных
нужд
Оплата труда работников казенных учреждений, денежное содержание работников органов власти и местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности
Оплата поставок товаров, работ, услуг для государственных
(муниципальных)
нужд
Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа
Оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам
Уплата налогов и сборов в бюджетную систему РФ
Возмещение вреда причиненного казенным учреждениям при осуществлении его деятельности
Закупка товаров в
государственный
материальный резерв
Рис. 1. Направления бюджетных ассигнований
Урок 12. Порядок формирования государственного (муниципального) задания. Методика расчета нормативных
затрат