Средства массовой информации




Важную роль в развитии современной культуры играет массовая коммуникация. Под коммуникацией ученые понимают передачу и обмен в обществе информации. В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации.

Условием осуществления массовой коммуникации является наличие соответствующих технических средств, обеспечивающих ее регулярность и тиражированность.

Основным элементом осуществления массовой коммуникации являются средства массовой информации.

Под средством массовой информации понимается средство распространения информации, характеризующееся:

· обращенностью к массовой аудитории;

· общедоступностью;

· корпоративным характером производства и распространения информации.

К средствам массовой информации относятся: пресса, радио, телевидение; кинематограф, звукозаписи и видеозаписи; видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели; домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи.

Массовая коммуникация характеризуется рядом социальных функций:

· информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, зрителю, слушателю актуальной информации о различных сферах жизни общества.

· регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и заканчивая достижением контроля над общественным сознанием.

· культурологическая функция выполняет не только свою основную познавательную задачу – ознакомление с достижениями культуры и искусства, оно способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры.

У информации как продукта производства есть замечательные качества. Во-первых, в отличие от обычных товаров, тех же станков, приборов, машин, оборудования, она не изнашивается, напротив, в процессе использования в компьютерных сетях она увеличивается, обогащается. Во-вторых, информация в сущности своей не может быть закрытой. Не случайно система Интернет получила название «Царство абсолютной свободы». Свободный обмен информацией подрывает бюрократические устои общества, взрывает деспотию. Информация требует демократии и способствует ее утверждению. Американский ученый Дж. Несбит писал о развитии международных информационных сетей: «Это своего рода страховой полис для демократического государства со стабильным политическим строем. Любое государство сообщества, где к власти придет коммунистическое или фашистское правительство, неминуемо потерпит крах, потому что половина национального богатства этой страны будет переведена с помощью телекоммуникаций за границу уже в первый час пребывания такого правительства у власти».

Все прочнее входит в нашу жизнь сеть Интернет. Именно с ее помощью можно быстро связаться с людьми в самых разных уголках мира, получить доступ практически к любой информации. Порой вместо газет и телевизионных новостей люди ныряют в Интернет. Интернет - глобальная информационная сеть, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам.

А все ли знают его историю?

Впервые эта информационная сеть появилась как канал связи в исследованиях американского военного ведомства — Пентагона. Первое время круг пользователей этой сетью был довольно узким, потому что не было совершенных «интернет-программ» и общение такого уровня требовало специальных знаний. Бум начался после 1994 года, когда стали внедрять так называемые WWW–технологии. Название World Wide Web — «Всемирная паутина» оказалось как нельзя более удачным. Сеть охватила практически все страны мира, количество ее пользователей стремительно растет, их уже десятки миллионов. В Москве к 2000 году было зарегистрировано более 10 тыс. абонентов. Даже многим школьникам знакомы такие слова, как вэбсайты, провайдеры, серверы, послания по е-mail (электронной почте).

Интернет стал особым средством передачи информации, в котором объединились текст, звук и изображение. По его каналам можно пересылать картинки и песни, рукописи и чертежи, причем это будет гораздо быстрее и надежнее, чем по почте. Контролировать потоки информации в сети очень сложно, практически невозможно. Чего там только нет: и подробные сведения о создании самодельных взрывных устройств, и порнография, и пропаганда насилия. От этого трудно оградиться. Каждый, видимо, должен сам для себя решить, что не следует отыскивать в сети подобную информацию. Сеть — лишь инструмент, средство, а ответственность за то, что в ней находится, несут люди — те, кто насыщает ее каналы либо замечательными стихотворениями, мелодиями, либо всякой гадостью. А если сайты с запрещенной информацией посещают, то кто же в этом виноват?

Интернет активно влияет на формирование взглядов современных людей. Владелец компьютерной империи Б. Гейтс говорит, что юноши и девушки ведут «интернетовский образ жизни». При помощи сети совершаются различные сделки, покупки и продажи. Мы можем, не выходя из дома, приобрести новый магнитофон, телевизор, костюм, даже пиццу. Сеть открывает колоссальные возможности перед людьми в области образования, передачи полезных знаний. Ведь в ней уже сейчас размещено множество архивов и библиотек, музейных коллекций.

Характер информации, распространяемой по каналам СМИ, можно объяснить при помощи отдельных закономерностей, подмеченных и выявленных учеными, изучающими влияние СМИ на общество.

Чрезвычайно активно влияние СМИ в политической жизни общества В политической науке даже появился для обозначения этого влияния особый термин - «посредническая осада». Ее задача - во что бы то ни стало, не мытьем так катаньем, добиться от гражданина поддержки своего кандидата и его програмы. Многое в этой стратегии Посреднической осады обманчиво.

Во-первых - иллюзия бесплатности информации. Мы платим не столь уж великие деньги за газету, либо ее опускают в наш почтовый ящик и вовсе бесплатно, также, практически бесплатно приходит к нам в дома телевизионная информация. А между тем, по выражению французского политолога Пьера-Анри Шереля «информация не может выйти из властного поля, точно также как вращение планет определяется всемирным тяготением». Любая информация кем-то оплачена.

Во-вторых, мы воспринимаем передаваемую информацию как данность, отражение подлинной действительности. Особенно преуспели в этом так называемые «прямые» телевизионные репортажи с места события. Создается устойчивый эффект нашего присутствия, участия в происходящем. А между тем, по выражению того же Шереля «посредник преобразует информацию подобно тому, как игра света в воде преломляет погруженную в нее прямую палку.»

В-третьих, это так называемая иллюзия айсберга. Мы полагаем, что средства массовой информации передают нам полную всеобъемлющую характеристику интересующего нас события, объекта. А между тем, это далеко не так. Мы видим лишь вершину айсберга - его малую, надводную часть, а все остальное скрыто в толще вод. Так и в политике - лишь изредка, по случайным прорывам информации мы узнаем о том, какая борьба происходит под водой, до нас доносятся ее отголоски.

В-четвертых, следует различать точное, научное изложение фактов и того суждения о нем, которое имеет журналист - автор репортажа или статьи. «Гражданин, подверженный всем этим четырем иллюзиям не может свободно формировать свое мнение, он - непременная жертва средств массовой информации, которые в конце концов будут ему диктовать, Что ему думать.» - П.-А. Шерель.

Помимо уже рассмотренных нами четырех иллюзий, создаваемых и поддерживаемых средствами массовой информации выделяют и иные особенности, присущие передаваемым нам сообщениям.

Во-первых, это «властное поле, подобно магнитному, притягивающему и располагающему определенным порядком металлические опилки» (П.-А. Шерель). Так и власть ориентирует информацию, дозирует ее, отфильтровывает, подавая в нужном для себя ключе. Не будем утопистами. В любом, даже самом демократическом из государств всегда была, есть и будет цензура. То, что исключает интересы государства и общества, в корне им противоречит, должно изыматься из каналов информации. Находящиеся у власти силы всегда будут внимательно относиться и к информации, содержащей на них нападки. «Свобода прессы» - в принципе - одна из устойчивых иллюзий. Тоже самое можно сказать и о телевидении, радиовещании. В современной России все ведущие телеканалы находятся под неусыпным контролем со стороны властных структур.

В политической науке определяется даже несколько правил, которыми руководствуется власть при подаче информации. Любому зрелому гражданину, желающему самостоятельно, а не по чужой подсказке формировать свою политическую волю необходимо ознакомиться с ними.

Итак, назовем эти правила:

Во-первых - это «правило тайны» из-за которого значительная масса фактов тщательно скрывается от непосвященного. «Тайна - это норма, а информация - исключение, ибо знающий властвует». Но если в цепочке происходит разрыв и часть информации проступает сквозь завесу тайны - значит кому-то эта тайная утечка информации была, что называется «на руку», КТО-ТО дал санкцию на ее прохождение. Случайность здесь маловероятна. Подобные разрывы скорее всего имеют целью подрыв влияния конкурента, его компрометация, устранение с политической арены. Обратите внимание, сколь охотно начинают публиковаться различные разоблачительные скандальные материалы незадолго до выборов. Правда, иногда подобная кампания может вызвать и прямо противоположную реакцию в обществе. Если власть не пользуется доверием избирателя, то любые нападки в официальных каналах СМИ на ее оппонентов могу «пролить воду» именно на мельницу оппонентов. Ага, этих ругают те кого мы не любим, значит они действительно хорошие, заботятся о народе и его благе, пожалуй, за них как раз я и проголосую!

Кроме влияния властного поля следует упомянуть и о различных видах самой информации, доходящей до потребителя. Может быть ЗАДАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ - сознательно предоставленная распространителем в интересующих его целях. ВЫНУЖДЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ - которую удается добыть без ведома или против воли ее обладателя, так как она может существенно повредить ему. Это может быть результатом похищения документов у владельцев, скрытой съемки, агентурных данных, проведения журналистского расследования. Обнародование подобной информации способно привести к отставке многих влиятельных людей со своих постов, а то и падению целых правительственных кабинетов, в зависимости от того, насколько «свободна» свободная пресса и можно ли считать ее подлинной «четвертой властью». Одним из крупнейших скандалов века в США стал УОТЕРГЕЙТ, приведший к отставке президента Никсона, а также дело ИРАН-КОНТРАС, существенно скомпрометировавшее администрацию президента Рейгана. В нашей стране - России СМИ пока еще не имеют такой силы как в США, не достаточно защищены и наши журналисты. Поэтому, иногда журналистское расследование может закончиться трагически для его инициатора.

Информация может быть и НЕЙТРАЛЬНОЙ, то есть явно не служить конкретным целям и задачам. Ее функция - установить контакт с избирателем, привлечь его внимание к определенной проблеме, смоделировать поведение людей в данной ситуации.

Следующим фактором, который мы всегда должны учитывать для того, чтобы составить свое мнение, является конфликтность информации. Разные партии и блоки, оспаривающие право на власть стремятся во что бы то ни стало привлечь избирателя на свою сторону. Одно говорят одни, другое говорят другие, при этом объект информации может быть одним и тем же. Например, оппозиции выгоднее завышать численность участников акций протеста, а официальным органам занижать. Разная будет знаковость информации и по всем важнейшим для страны политическим событиям - например, выступление Президента в Федеральном Собрании с ежегодным посланием, отчет Правительства о проделанной работе, обсуждение бюджета на текущий год.

Всякая информация оплачена кем-то, ее создают, передают и принимают люди, и на каждой из этих стадий на нас, граждан оказывается могучее воздействие. Словно воля режиссера, продюсера определяет наше поведение на политической сцене, а не наши собственные желания, стремления.

Мощным средством воздействия на избирателя, которое способно заставить его поступать вопреки доводам своего рассудка, является чувство страха, ощущение реальной или мнимой угрозы. Если мы чего-то боимся, то во что бы то ни стало постараемся избежать этой угрозы, уклониться от нее. Доводы рассудка могут стать настолько неразличимы, что человек способен «занять позу страуса», то есть как бы опустить голову в песок и сделать вид, что опасности не существует.

Именно вызывая и провоцируя страх, легко манипулировать мнением избирателя. Один из ведущих французских политиков начала века - Жорж Клемансо, которого называли не иначе как «тигром» высказывался - «страх - это великий двигатель человеческих действий». Играя на этом чувстве можно вполне добиться желаемых результатов. Так, в июне 1968 года во Франции большинство избирателей высказалось за жестуий курс президента Шарля де Голля из страха перед размахом студенческих волнений, молодежным экстремизмом. Де-Голль предложил нации выбор - «или я или хаос». Подобный же страх позволил президенту США Ричарду Никсону существенно ужесточить внутреннюю политику. Силой были подавлены выступления в университетах против войны во Вьетнаме, многие их зачинщики оказались за решеткой, а руководители экстремистской организации «Черные пантеры» и вовсе были без суда и следствия расстреляны полицией в своих домах. И демократический обыватель самой демократической страны мира все это поддержал, так как боялся, что молодежные движения «раскачают лодку» и пошатнется благополучие страны и его, обывателя. Неоднократно играла на страхе британских избирателей перед ИРА(Ирландской республиканской армией) и Маргарет Тэтчер.

Да, у каждого дня свой страх. Так говорят политики. Об этом следует помнить и тем более внимательно следить за политической обстановкой, не обольщаться простыми решениями сложнейших задач, чтобы не превратиться в объект искусных манипуляций со стороны политиков и контролируемых ими средств массовой информации.

Нужно вооружить себя знанием о том, что происходит в коридорах власти, представлять себе механизм создания той информации, которую мы черпаем из газетных статей, теле- и радио-репортажей. И не нужно думать, что если мы не будем слушать новости или внимательно вчитываться в комментарии политических обозревателей, у нас больше шансов составить независимое суждение. Это еще большая иллюзия, заблуждение. Нельзя составить мнение о том, чего не знаешь совсем. Не получая информацию вообще мы никогда не составим никакого суждения и ни о чем. Мы станем подобны осиновому листку в быстротекущем ручье. Увы, одного нашего здравого смысла здесь недостаточно.

Мы должны воспринимать и постигать информацию, тщательно сортируя, сопоставляя ее различные версии, не ограничиваться одним сообщением, искать второе, третье, четвертое. Из всего этого калейдоскопа оценок можно сложить более или менее приближенную к истине картину происшедшего, выявить систему интересов тех сторон, которые заинтересованы в данном деле. Только тогда наше мнение может быть вполне компетентным, независимым, опираться на знания и разум, а наша гражданская позиция - зрелой. «Качество мнения граждан обусловливает качество демократической жизни в любой стране, являясь целью борьбы всех претендентов на власть» - писал П.- А. Шерель.

Знать законы информации крайне важно для молодого гражданина. Это одна из основ его самостоятельной роли в политике. Нам всегда необходимо помнить о том, насколько сложно и ответственно быть избирателем, иметь право голоса и одновременно, исполнять свой гражданский долг.

 


 

4.4. Искусство, его формы, основные направления

Среди явлений и феноменов духовной культуры важное место отводится искусству. Искусство – особый путь познания мира человеком, осмысления и восприятия реальности посредством системы образов. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.
Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что:

— во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание;

— во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы;

— в-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в процессе научного познания.
В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другой познавательной деятельностью является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, и с другой — в процессе создания нового духовного богатства

Часто говорят, что искусство отражает жизнь. Во многом такое утверждение верно, но законы, по которым происходит это отражение, не каждый понимает. Так, в кинофильме десяток лет может пролететь в одно мгновение, а одна минута растягиваться на полчаса в зависимости от замысла авторов. Через искусство мы познаем мир и получаем воспитание, но оно совсем непохоже ни на науку, ни на педагогику. Наверное, одним из самых важных предназначений искусства является предоставление человеку возможности познать и изменить самого себя путем соприкосновения с особым миром прекрасного.

Возвращаясь к поставленному вопросу, перечислим основные функции искусства:

1. Гедонистическая – связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного отдыха.

2. Компенсаторная - восполняет неудовлетворенность реальной жизнью, дает возможность найти в произведениях искусства то, что не удалось отыскать в повседневности.

3. Коммуникативная – является средством общения в пространстве культуры различных людей, человека со своим внутренним миром и даже различных народов.

4. Эстетическая – направлена на преобразование мира на основе красоты.

5. Воспитательная - через примеры и идеалы морально влияет на человека, через сопереживание побуждает к определенным поступкам, учит личность человечности, возвышает его, укрепляет волю и разум, наконец, способствует смягчению общественных нравов.

6. Познавательная – способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художественных образов, развивает мышление через образы, при этом знание здесь не стремится к достоверности, оно предполагает обязательное субъективное отношение к тому, что исследуется, оценочную позицию.

7. Прогностическая – дает приобщение общества к идеальному, находит будущие смыслы и значения развития.

Искусство, также как и религия, сопровождает человечество с далекой древности. Первобытные люди покрывали стены пещер наскальными изображениями, вырезали из кости и дерева простейшие статуэтки, имели свои ритуальные танцы. Постепенно творчество становилось сложнее и разнообразнее. Древний мир оставил человечеству памятники, названные впоследствии чудесами света (считается, что их было семь, хотя наследие той эпохи значительно богаче). Каждый образованный человек должен знать о них.

Каждая последующая ступень исторического развития вносила дополнительный вклад в сокровищницу мировой культуры. Живопись Рубенса и Васнецова, музыка Моцарта и Бородина, поэмы Пушкина и Гете, скульптуры Родена и Фальконе стали символизировать творческие возможности человека. Сохранившиеся до наших дней лучшие произведения искусства находятся сейчас в музеях, в библиотеках, в частных коллекциях - этих кладовых красоты, выраженной в искусстве.

Конечно, все произведения очень разные по своим жанрам, тематике, направлениям, видам, но всех их объединяет принадлежность к общему великому миру искусства. Исторически и довольно условно различные произведения архитектуры, литературы, музыки могут быть отнесены к определенным стилям, последовательность появления и смены которых Вы изучали на уроках истории, когда говорили о культуре той или иной эпохи. Назовем некоторые из этих стилей – романский, готический («застывшая музыка Европы», в пер. «варварский»), барокко («странный причудливый» с характерной для него пышностью и вычурностью), рококо (декоративность, изящность форм), классицизм (переоценка античного культурного наследия, ясность, гармония, четкость, простота,), сентиментализм (мечтательность, меланхоличность, повышенная чувствительность), романтизм (вольность, индивидуализм, драматизм), реализм (стремление к наиболее точному отражению окружающего мира), модернизм (использование в начале ХХ века новых технологических решений и конструкций), постмодернизм, символизм (стремление к созданию символов, аллегорий), эклектика (смешение различных стилей). Естественно, данный список далеко не исчерпывает все многообразие исторического выражения человека в произведениях искусства.

Существует также и множество видов искусства - форм художественной деятельности, различающихся способом воплощения художественных образов. Среди основных назовем литературу, театр, графику, живопись, скульптуру, хореографию, музыку, архитектуру, декоративно-прикладное искусство (керамика, резьба по дереву, камню и кости, чеканка, вышивание, икебана и т.п.), цирк, художественная фотография, кино, телевидение. Сюда же можно включить и совсем новые - компьютерную графику, дизайн, а некоторые зачисляют и рекламу.

Трудно говорить о классификациях видов культуры, но можно привести две из них, существующие в научном сообществе:

По свойствам:

1. Изобразительное искусство (живопись, скульптура)

2. Неизобразительное искусство (архитектура, музыка)

По родам:

1. Пластические виды искусства (пантомима, балет, акробатика – основаны на пластике человеческого тела)

2. Пространственные виды искусства, в которых художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве (архитектура, скульптура, живопись, графика).

3. Временные виды искусства – здесь художественный образ изменчив, развивается в пространстве и времени (поэзия, музыка, драма, эстрада).

4. Технические или синтетические виды искусства, где образ создается при помощи технических средств, с использованием возможностей, которые дают другие виды искусства (видеографические – телевидение, художественная фотография, компьютерное искусство, кино и др., дизайн).

Восприятие мира через искусство или эстетическое восприятие мира, конечно, не удовлетворяет такие потребности, без которых человек не мог бы биологически существовать (например, жажду или голод). Поэтому некоторые люди считают, что оно только отвлекает человека от “настоящей” жизни. Мир в таком понимании видится через желудок, а человек живет лишь для того, чтобы есть, когда все живые существа в природе едят, чтобы жить. Такой взгляд на искусство показывает примитивность выражающего его человека. Если же духовный мир личности богат, то он не может обходиться без искусства, ведь даже древние люди понимали его законы и стремились к красоте.

В первую очередь, через собственное творчество или творчество других людей человек приобщается к прекрасному. Секрет красоты - секрет жизни, и эта тайна тревожит человечество на протяжении веков. Больше всего споров вызывает соотношение прекрасного и полезного. Кто-то приходил к выводу, что все полезное - прекрасно, но были и те, кто допускал полную бесполезность прекрасного. Наверное, вряд ли найдется на Земле два человека, одинаково воспринимающих красоту. Об одном и том же (предмете или человеке) обязательно возникнут противоположные мнения. Математик признает красивым все соразмерное, четкое, симметричное; философ - заставляющее задуматься; романтик - вызывающее фантазии и мечты; влюбленный юноша видит эталон в своей возлюбленной. В итоге определяющую роль играет личность человека и ее духовный мир, поэтому не следует искать общей для всех истины в этом споре.

Также произведения искусства вызывают в человеке чувство возвышенного. Под этим чувством в истории человечества понималось и проявление величия сил природы; и все, вызывающее в душе человека почтение; и внутренняя красота человека; и образ божественного; и самое сильное из явлений (например, ураган в отличие от ветра). Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека - все это входит в понятие возвышенного. Восторг и страх являются крайними проявлениями этого чувства.

Среди других воздействующих на человека проявлений искусства назовем трагическое, комическое, безобразное, низменное, ужасное, грациозное, трогательное, прелестное, чудесное. Ежедневно мы испытываем на себе эти влияния, которые подчас недооцениваем. Искусство способно вдохновить на подвиг или толкнуть на преступление, нравственно возвысить или развратить. Невозможно представить себе человека вне искусства и искусства вне человека, личности творят искусство, а искусство лежит в основе формирования личности. Искусство не обладает способностью из плохого человека делать хорошего, из злого – доброго, но оно побуждает человека занять определенную позицию, заставляет его усвоить и освоить ценности и идеалы культуры.

Приоритет общечеловеческих ценностей - современная идея, важная не только для области политических взаимоотношений и социальных процессов, но особенно существенная для искусства.

Только сочетание национального и общечеловеческого придает искусству народность, которая проявляется в следующих основных моментах: отражение интересов народа, изображение существенных сторон действительности, понятность языка, воспитание творцом вкусов публики. Эта идея противостоит замкнутости, предполагает доступность и массовость.

Современное техническое развитие создало еще один вид искусства, который трудно соотнести с вышеперечисленными - экранное, представляющее собой синтез компьютера с видеотехникой.

С первого дня осмысления феномена искусства в человеческом сообществе идет спор о его соотношении с реальной жизнью. Мы видим в городах многочисленные ветхие или морально устаревшие здания, которые признаны памятниками культуры и находятся под охраной государства. Многие говорят на это, что такие искусственные меры только затягивают агонию перед неминуемой гибелью.

Наверное, нельзя игнорировать веяния времени, но всегда стоит помнить, что с очередным разрушенным памятником искусство от людей уходит частичка жизни наших предков, истории народа, переживаний и потрясений, побед и неудач. Поэтому между старым и новым надо стараться находить золотую середину, которая поможет бережно передать накопленный опыт предшествующих поколений не только в виде рассказов и описаний, но и через дошедшие из глубины веков памятники искусства.

Среди остальных ролей искусства в жизни людей выделим общение, которое объединяет и сплачивает народ; воспитание человека, передача определенных моральных ценностей, что, по словам А.С.Пушкина “сокращает нам опыты быстротекущей жизни”; а также внушение определенных мыслей и чувств.

Российское государство оказывает искусству государственную поддержку, гарантируя свободу творчества. В Конституции РФ в статье 44 провозглашено: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».


 

Наука

Современный мир невозможно представить себе без достижений науки, а современного человека – без усвоенных им основ научных знаний. Профессиональный успех сегодня во всех областях напрямую зависит от владения новейшими научными достижениями.

Наука – сложное понятие. Также как и другие общественные явления, науку можно трактовать в различных смыслах. Во-первых, наукой называют систематизированные в теории взгляды на окружающую действительность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Во-вторых, сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания.

Ученые подразделяют науки на несколько групп. Но мы скажем об основном делении: науки о природе, науки об обществе, науки о человеке. Однако, человека, изучают и науки о природе, например, раздел биологии анатомия человека, и науки об обществе, например, история или социология. Делят науки также на естественные, социальные и гуманитарные. Некоторые ученые отдельно указывают точную науку – математику. К примеру, важнейшими естественными науками признаются физика и химия. Социальными науками называют историю, социологию, политологию, экономику, правоведение. Гуманитарными науками признаются психология, филология, языкознание.

Все направления научных исследований разделяются на фундаментальные (проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений) и прикладные (использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач). Оба эти направления в науке необходимы. Они реализуют основные уровни научного познания - эмпирический (главная задача - описание предметов и явлений, основная форма получаемого знания - научный факт) и теоретический (главная задача - объяснение изучаемых явлений, формы знания - законы, принципы, научные теории).

Нау­ка ока­зы­ва­ет влия­ние на все сто­ро­ны жиз­ни как об­ще­ст­ва в це­лом, так и от­дель­но­го че­ло­ве­ка. Дос­ти­же­ния со­вре­мен­ной нау­ки пре­лом­ля­ют­ся тем или иным об­ра­зом во всех сфе­рах куль­ту­ры. Нау­ка обес­пе­чи­ва­ет бес­пре­це­дент­ный тех­но­ло­ги­че­ский про­гресс, соз­да­вая ус­ло­вия для по­вы­ше­ния уров­ня и ка­че­ст­ва жиз­ни. Она вы­сту­па­ет и как со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ский фак­тор: го­су­дар­ст­во, об­ла­даю­щее раз­ви­той нау­кой и на ос­но­ве это­го соз­даю­щее пе­ре­до­вые тех­но­ло­гии, обес­пе­чи­ва­ет се­бе и боль­ший вес в ме­ж­ду­на­род­ном со­об­ще­ст­ве.

Сам термин «наука» включает в себя несколько основных смыслов:

1. Систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований (в таком значении говорят о научных взглядах, открытиях, теориях и т.п.);

2. Сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания (людей, занимающихся в этой сфере, называют научными работниками);

3. Определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (Академии наук, Министерство образования и науки, научные конференции и круглые столы – все это подразумевает понимание науки в данном смысле).

4. Объединение людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (в данном случае речь идет о существовании некоего научного сообщества).

 

Рассмотрим критерии научности знаний:

1. Объективность. Предметы и явления должны быть познаны наукой такими, какие они есть, без всяческих посторонних привнесений (собственных мнений, взглядов исследователя);

2. Рациональность. Т. е. постоянная опора на мышление и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся науки;

3. Нацеленность на восприятие сущности, первостепенных закономерностей объекта.

4. Системность. Т.е. упорядоченность знания по определённым признакам. (система - совокупность взаимосвязанных элементов, которая преставляет единое целое);

5. Проверяемость (верифицируемость). Научные знания должны быть подвержены проверке на практике, с помощью логики и т. д. Специфические способы обоснования истинности научного знания. Это экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана;

6. Осознание метода, с помощью которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследовании объектов, тем отчетливей проявляется необходимость в создании системы особых методов;

7. Занятия наукой требуют особой подготовки познающего субъекта. В рамках обыденного познания такая подготовка осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида и включения его в различные сферы деятельности

 

Среди ее основных функций науки в обществе ученые выделяют:

- познавательно-объяснительную (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);

- мировоззренческую (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);

- прогностическую (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);

- социальную (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);

- производственную (так как современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т.д.

Вместе с тем, ХХ век дал миру предупреждение – наука может быть и носителем смерти и разрушений, ее достижения недобросовестные люди способны обратить во вред человечеству. Поэтому наука не может заменить собой мораль и искусство, а значит спор «физиков» и «лириков» является бессмысленным – все имеет право на существование, а человек не должен превращаться в бездушный механизм наподобие робота. Каждая эпоха оказывает воздействие на развитие научных исслед



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: