Требования, предъявляемые к компетенции практического психолога




 

 

1. Умение выявлять и характеризовать поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития, применяя методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка [16]:

-способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;

-готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;

-готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;

-способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.

2. Умение оценивать параметры и проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду:

-готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;

-способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;

-способность использовать здоровье-сберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства.

3. Освоение и применение психолого-педагогических технологий для адресной работы с различными контингентами учащихся:

-готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;

-способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития;

-готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся.

4. Умение взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ и психолого-медико-педагогического консилиума в целях разработки и реализации программ индивидуального развития ребенка:

-способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач;

-способность осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей;

-способность эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности;

-способность проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся.

5. Освоение и адекватное использование специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу:

-готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

-способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка;

-способность проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся.

6. Умение формировать у учащихся социокультурные компетенции, психологическую культуру и основы здорового, безопасного образа жизни:

-способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

-способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

-способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности;

-способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

-владение историческим методом с применением его к оценке социокультурных явлений;

-способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития;

-способность использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства.

7. Знание законов развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, теорий и технологий учета возрастных особенностей обучающихся:

-закономерностей формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенностей, закономерностей развития детских и подростковых сообществ; нормативно-правовых основ сопровождения образовательного процесса;

-способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности;

-способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;

-готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;

-готовность применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов.

8. Владение методами самоопределения и саморазвития в профессиональной деятельности, проектирования траектории своего собственного профессионального роста и личностного развития:

-способность к самоорганизации и самообразованию;

-способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;

-способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий;

-способность формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности;

-способность использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности.

В результате психолог должен:

знать:

· основные подходы к использованию методов психокоррекции и диагностики;

· основные возрастные периоды и кризисы развития человека и особенности их протекания;

· индивидуальные социально-психологические особенности актуальных возрастных периодов; знать критерии нормы и патологии психической деятельности;

и соблюдать этические требования, предъявляемые психологу уметь:

· использовать знания по социальной и возрастной психологии для решения научно-исследовательских и практических задач по диагностике и коррекции; планировать и организовывать социальные аспекты развития личности с учетом возрастных личностных особенностей;

· учитывать в деятельности возрастные факторы, влияющие на взаимодействие;

владеть:

· методами определения психологического возраста человека, уровня его личностного развития, выявления основных факторов его социализации; приемами организации и планирования эксперимента, процедурами психологического измерения в исследовательских и прикладных работах;

· методами психологической беседы, наблюдения, опроса, эксперимента и психодиагностики, методами возрастной психокоррекции [10].

 

Заключение.

 

 

Итак, психология как наука представляет собой систему знаний о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Предметом ее изучения являются основные закономерности порождения, функционирования психической реальности.

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя достижения ряда других областей научного знания, является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек.

При этом крайне актуальным является развитие психологической практики, поскольку, как было отмечено, она имеет огромное значение для ряда отраслей деятельности современного человека.

Различие между психологами-исследователями и психологами-практиками состоит в том, что целью деятельности психологов-исследователей является новое теоретическое объяснение сущности объекта и наблюдаемых явлений, а целью деятельности психологов-практиков — выявление и регистрация состояния объекта по наиболее существенным параметрам, а также непосредственное коррекционно-развивающее воздействие на объект на основе учета выявленных закономерностей и известных норм.

В результате психолог должен:

знать:

• основные подходы к использованию методов психокоррекции и диагностики;

• основные возрастные периоды и кризисы развития человека и особенности их протекания;

• индивидуальные социально-психологические особенности актуальных возрастных периодов; знать критерии нормы и патологии психической деятельности;

и соблюдать этические требования, предъявляемые психологу уметь:

• использовать знания по социальной и возрастной психологии для решения научно-исследовательских и практических задач по диагностике и коррекции; планировать и организовывать социальные аспекты развития личности с учетом возрастных личностных особенностей;

• учитывать в деятельности возрастные факторы, влияющие на взаимодействие;

владеть:

• методами определения психологического возраста человека, уровня его личностного развития, выявления основных факторов его социализации; приемами организации и планирования эксперимента, процедурами психологического измерения в исследовательских и прикладных работах;

• методами психологической беседы, наблюдения, опроса, эксперимента и психодиагностики, методами возрастной психокоррекции.

 

 

Список литературы

 

 

1. Аралова, М. А. Справочник психолога ДОУ / М. А. Аралова. – М.: Сфера, 2010. – 272 с.

2. Бархаев Б. П., Сыромятников И. В. Введение в профессию: от социальной роли к профессиональной субъектности. — М., 2003.

3. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Моск. психотер. журнал. — 1992. — № 1. — С. 15 — 31.

4. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — ML, 1984.

5. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учеб. пособие для вузов. — М., 1998.

6. Слободников В. К, Исаев Е.И. Психология человека. — М., 1995.

7. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию

8. «психолог»: учебное пособие.- Издательства: МПСИ, НПО "МОДЭК", 2002.-464 с.

9. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004.

10. Констатнитинов В.В. Методологические основы психологи. СПб.: Питер, 2010.

11. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2013.

12. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии: учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.

13. Маланов С.В. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. – Воронеж, 2005

14. Розин, В. М. (2010) Психологическая реальность как проблема цехового самоопределения // Психология: журнал Высшей школы экономики. Т. 7. № 1. С. 90-103.

15. Розин, В. М., Розин, М. В. (1993) О психологии и не только о ней // Знание — сила. № 4.

16. Сергиенко, Е. А. (2006) Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Институт психологии РАН.

17. Сосланд, А. И. (2006) Психотерапия в сети противоречий // Психология: журнал Высшей школы экономики. Т. 3. № 1. С. 46-67.

18. Научная библиотека КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/praktichna-li-fundamentalnaya-psihologiya#ixzz3s0wwRxlZ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: