ВОПРОС 20. Понятие мотивации. Теории мотивации




Мотивация — это сово­купность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

В первом случае мотивацию условно можно назвать «внутрен­ней », так как мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с задачей (стремление к достижению или завер­шению работы, стремление к познанию, желание побороться, страх и т.п).

Во втором случае («Внешняя мотивация») мотивы деятельности по решению задачи вы­зываются воздействием субъекта извне (процессы мотивирования: оплата за работу, распоряже­ния, правила поведения и т.п.)

В действительности не существует четкого разграничения «внут­ренней» и «внешней» мотиваций.

Существует 6 стадий процесса Мотивации (ВИХАНСКИЙ)

Первая стадия—возникновение потребностей (физиологические; психологические, социальные).

Вторая стадия — поиск путей устранения потребности.

Третья стадия — определение целей (направления) действия. Т.Е., что я должен получить, чтобы устранить потребность;

• что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

• в какой мере я могу добиться того, чего желаю;

• насколько то, что я могу получить, может устранить потреб­ность.

Четвертая стадия — осуществление действия. На этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия — получение вознаграждения за осуществление действия. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение дей­ствий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Шестая стадия — устранение потребности. Человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возмож­ности и осуществлять действия по устранению потребности.

Теории мотивации: в концепции Маслоу потребности располо­жены иерархически, и восхождение по ним идет снизу вверх (см.пирамиду). В теории Альдерфера также имеется определенная иерархия. Однако эта тео­рия в качестве одного из важнейших положений имеет утверждение о том, что движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и обратно сверху вниз в том случае, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня.

Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движе­ния вниз — процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность.

МакКлелланд ввел по отношению к рассматриваемым им потребностям идею их приобретения и разви­тия под влиянием обучения и жизненного опыта. При этом он прини­мает во внимание взаимоотношение отдельных групп потребностей, отойдя от рассмотрения изолированного влияния отдельных групп потребностей на поведение человека.

В теории Герцберга потребнос­ти делятся на две большие группы: мотивирующие и «здоровья». Тем самым указывается на то, что не все потребности постоянно оказыва­ют мотивирующее влияние на человека, а только те из них, которые приводят к развитию состояния удовлетворенности.

Как видно, каждая из теорий имеет что-то особенное, отличитель­ное, что дало ей возможность получить широкое признание теорети­ков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Однако при этом, несмотря на принципиальные разли­чия, все четыре вышеописанные теории имеют нечто общее, позво­ляющее установить определенные параллели между ними. Характер­ной особенностью всех четырех теорий является то, что они изучают потребности и дают классификацию потребностей, позволяющую делать некие выводы о механизме мотивации человека. Сравнивая классификации всех четырех теорий, можно отметить, что выделен­ные в различных теориях группы потребностей достаточно опреде­ленно соответствуют друг другу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: