Уровни Критерии и показатели | Низкий | Средний | Высокий |
I.Ценностное отношение к МПО и деятельности 1.Осознание значимости МПО как художественного и педагогического в их неразрывном единстве 2. Признание ценности субъект-субъектных отношений | Ценности музыкально-педагогического общения не осознаются; интерес к коммуникативной деятельности слабо выражен (или отсутствует) | Проявление интереса к коммуникативной деятельности и профессии; ценности музыкально-педагогического общения осознаются частично | Ярко выраженная направленность на гуманистические цели обучения, гармоничное сочетание музыкальных и педагогических задач |
II.Степень развития речемыслительной деятельности 1.Эмоционально-речевые умения 2.Умения исполнительско-педагогического анализа музыкальных произведений | Ограниченный круг знаний в области музыки и других видов искусства; слабое владение профессиональной лексикой; бедность языковых и эмоциональных средств для передачи художественного образа музыкального произведения; слабо развитое музыкальное мышление | Имеющиеся знания в области музыки и других видов искусств требует систематизации и углубления; речь не всегда образна и эмоционально выразительна; умения исполнительско-педагогического анализа музыкального произведения сформированы частично | Широкий кругозор в области музыкознания и смежных видах искусства; богатая палитра языковых и экспрессивных средств; оригинальность художественного мышления; сформированность умений исполнительско-педагогического анализа музыкальных произведений |
III.Проявление умений невербальной музыкально-педагогической коммуникации 1. Владение методом показа на инструменте 2. Мимико-жестовая выразительность | Ограниченное применение метода показа на инструменте, вследствие недостаточно развитых исполнительских умений; статичность и скованность мимико-жестового самовыражения | Показ на инструменте не всегда достигает цели; мимико-жестовое самовыражение не во всех ситуациях пластично и выразительно; проявляются отдельные элементы артистического воздействия | Способность раскрыть художественный образ музыкально-исполнительскими средствами; выразительность мимики, жеста, интонаций и тембра голоса; владение приемами артистического воздействия |
IV.Уровень сформированности эмппатийно-рефлексивных умений 1.Проявление эмпатийности 2.Сформированоость коммуникативно-педагогической рефлексии | Слабо выраженная способность к эмоциональному сопереживанию, соучастию, поддержке ученика; неадекватная самооценка и оценка профессионально-психологических проявлений (действий) ученика | Ситуативное проявление соучастия, психотерапевтической поддержки ученика; стремление к адекватной самооценке и оценке действий ученика; частичная сформированность умений профессиональной диагностики | Ярко выраженная способность проникать во внутренний мир ученика, оказывать эмоциональную поддержку; адекватная самооценка и оценка профессионально-психологических проявлений ученика |
V.Степень владения технологией диалогового обучения 1. Умение создавать творческую атмосферу общения, эмоционально-коммуникативный климат равенства 2. Умение слушать ученика | Преобладает монологическое общение, общение-инструктаж; выбор способов взаимодействия носит неосознанный характер; не учитываются индивидуально-психологические особенности ученика; бедность приемов активизации деятельности ученика | Ситуативное использование способов диалогического взаимодействия, приемов и методов активизации ученика; преобладание профессионально-делового стиля взаимодействия, нацеленного преимущественно на решение ремесленнических задач | Владение способами диалогового взаимодействия, гибкость и вариативность их использования; учет индивидуальных особенностей ученика; сотворческий стиль педагогического общения |
Определение критериев и уровней эффективности обучения студентов позволяет диагностировать сформированность показателей техники музыкально-педагогического общения, делает возможным ее измерение.
При выделении критериев и показателей мы допускали тот факт, что измерить абсолютно точно уровень сформированности ТМПО невозможно, поскольку оценивание осуществляется педагогами, имеющими разный субъективный опыт, а объектом диагностики выступает процесс художественной коммуникации, по многим параметрам характеризующийся с позиций искусства. Вместе с тем, это не исключает возможности учета мнений преподавателей о степени развитости показателей ТМПО, статистическую обработку результатов экспертной оценки.