Сравнение моделей инвалидности




Медицинская модель инвалидностиопределяет инвалидность как медицинский феномен («больной человек», «человек с тяжелыми физическими увечьями», «человек с недостаточным интеллектуальным разви­тием» и т.д.). Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патоло­гия. Медицинская модель определяет методику работы с инвалидами, которая имеет патерналистский характер (т.е. ограничительно-покровительственная позиция общества) и предполагает лечение, трудотерапию, создание специальных служб, помогающих человеку выживать (например, в случае по­лучения ребенком образования вучреждениях интернатного типа или вынужденного длительного пре­бывания инвалида в медицинском учреждении). Образование, участие в экономической жизни, отдых являются закрытыми для людей, имеющих инвалидность. Специализированные учебные заведения, специализированные предприятия и санатории изолируют людей, имеющих инвалидность, от общества и делают их меньшинством, права которого дискриминируются.

Социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения. Переход к социальной модели обусловлен гуманизацией мирового сообщества в целом. Важность социальной модели в том, что она не рассматривает инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности в неподходящей архитектурной среде, несовершенных законах и т.п. Содержание данной модели определяет следующий подход к решению проблем инвалидности: равные права инвалидов на участие во всех аспектах жизни общества должны быть закреплены законодательством, реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах жизнедеятельности человека и обеспечены равными возможностями, создаваемыми социальной структурой. И наконец, интеграция детей с ограниченными возможностями в общество возможна лишь при формировании позитивного отношения к этой категории детей.

Медицинская модель Социальная модель
Ребенок несовершенен Каждый ребенок ценен и принимается таким, какой он есть
Диагноз Сильные стороны и потребности, определяемые самим ребенком и его окружением
Навешивание ярлыков Определение барьеров и решение проблем
Нарушение становится центром внимания Проведение мероприятий, нацеленных на результат
Оценка потребностей, мониторинг, терапия нарушений Доступность стандартных услуг с использованием дополнительных ресурсов
Сегрегация и предоставление отдельных, особых услуг Подготовка и обучение родителей и специалистов
Ординарные потребности откладываются «Выращивание» отношений между людьми
Восстановление в случае более или менее нормального состояния, иначе – сегрегация Различия приветствуются и принимаются. Инклюзия каждого ребенка
Общество остается неизменным Сообщество развивается

12. ФИЛОСОФИЯ НЕЗАВИСИМОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ЦЕНТРЫНЕЗАВИСИМОЙ ЖИЗНИ.

Независимый образ жизни — это не только социально-психологическая установка на полноценную интеграцию инвалидов в социальное и творческое развитие. Это способ мышления, психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими людьми, обществом, окружающей средой. В отличие от традиционного подхода независимый образ жизни — это то, что человек способен делать исходя из ценностей каждой человеческой личности, необходимости ее развития.

Философия независимой жизни ориентирует человека, имеющего инвалидность, на то, чтобы он ставил перед собой такие же реальные задачи, как и любой другой человек.

Независимость человека с инвалидностью — понятие скорее психологическое, чем физическое; для независимости необходима без барьерная среда, приспособления и иногда услуги персонального ассистента, в некоторых случаях нескольких ассистентов, которых инвалид сам нанимает и оценивает качество их работы.

В основе концепции независимой жизни людей с инвалидностью лежат такие понятия, как самоопределение, самопомощь, самостоятельность, ответственность за свою жизнь и потребительский контроль. Для людей с инвалидностью желательны социальные службы, которые могли бы помочь им чувствовать себя равноправными членами общества, самостоятельно принимать решения, брать ответственность за свои поступки.

13. ПОНЯТИЕ СЕГРЕГАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ. ПРОБЛЕМЫИНТЕГРАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБЩЕСТВО.

Сегрегация [позднелат. segregatio — отделение] — разделение людей в обществе на категории по признаку различия социальных статусов, требующее ограничения сферы жизнедеятельности, при котором контакты между группами воспрещены частично или полностью. Такое разделение закрепляется в социальных нормах, поведенческих стереотипах, общественных институтах, кодируется и подчеркивается символикой (знаками отличия, одеждой, табу, традициями, ритуалами).

Термин “интеграция” рассматривается либо относительно локальной проблемы (например, интеграция инвалидов по зрению в современном обществе; интегрированный подход в обучении глухих, их интеграция в обществе; интеграция в общество детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития), либо интерпретируется в обобщенном виде: (интеграция — включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов).

14. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

С одной стороны, социальная политика в отношении инвалидов — государственные и корпоративные стратегии управления ресурсами для формирования социальных условий таким образом, чтобы Ки становилось более или менее пригодными для жизни людей, имеющих определенные ограничения жизнедеятельности. С другой стороны, это идеологически и рационально обоснованная стратегия коллективных действий инвалидов, стратегия влияния движений данных людей на государство, организации и общество, дабы свершились позитивные изменения.

Именно во втором случае решение многих жизненно важных вопросов оказывается в руках самих людей с ограниченными возможностями, которые, объединяясь в организацию, способны добиться гораздо большего, нежели действуя в одиночку

В России они имеют многолетнюю историю. Представители общественных организаций входят в Межведомственную комиссию по реабилитации инвалидов, подчиненную заместителю Председателя Правительства, на которой обсуждаются ключевые решения, касающиеся людей с ограниченными возможностями.

Общественная организация строит свою деятельность на принципах партнёрства и открытости, при разработке стратегии своей деятельности, которая предполагает:

· Сотрудничество с органами государственной власти, при подготовке и реализации программ, направленных на улучшение жизни людей с ограниченными возможностями Запорожского региона.

· Сотрудничество с общественными организациями, международными и региональными общественными объединениями в целях осуществления программ и акций, направленных на улучшение социальных и психологических условий жизни людей с ограниченными возможностями Запорожского региона.

· Разработка и реализация программ и отдельных акций, направленных на содействие социальной реабилитации малообеспеченных, безработных людей с ограниченными возможностями Запорожского региона, которые требуют заботы.

· Разработка и реализация целевых программ и отдельных акций помощи людям с ограниченными возможностями Запорожского региона с учетом специфики конкретных групп и участников программ.

· Целенаправленное формирование репутации Общественной организации, как общественной организации - объединения граждан для удовлетворения и защиты законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общих интересов людей с ограниченными возможностями Запорожского региона.

Для осуществления поставленных целей общественной организацией используются следующие тактические приёмы:

· Привлечение различных ресурсов для реализации программ и проведения акций организации.

· Использование эффективных технологий имиджелогии, Public Relation, социальных технологий для выполнения программ и реализации задач Общественной организации.

· Содействие партнерам, участникам целевых программ в реализации их целей с использованием эффективных технологий.

· Установление необходимых коммуникаций между государственными структурами, органами местного самоуправления, общественными организациями, бизнес - структурами и населением для осуществления основных задач Общественной организации.

· Общественная организация сотрудничает с общественными организациями и благотворительными фондами и объединениями, научными учреждениями и учреждениями культуры.

Общественная организация «ЗАПОРОЖСКИЙ ГОРОДСКОЙ КОНГРЕСС ИНВАЛИДОВ» гарантирует партнерам:

· Наличие эффективных связей с государственными структурами и органами местного самоуправления, общественными организациями города.

· Ответственность Общественной организации перед партнерами и осуществление деятельности на принципах законности, гуманности, общих интересов и равноправия его членов, гласности, добровольности и самоуправления.

· Финансовая деятельность Общественной организации осуществляется согласно требованиям действующего законодательства, направлена на благотворительность и не рассматривается как предпринимательская или прибыльная.

· Эффективное использование благотворительных средств.

· Высокую квалификацию и ответственность его собственных сотрудников, партнеров – исполнителей отдельных акций и программ.

Основные направления деятельности Общественной организации:

· Инициирование совместного обучения в детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах детей с ограниченными возможностями и здоровых детей;

· Создание волонтёрского движения для оказания шефской помощи школам-интернатам для детей с ограниченными возможностями Запорожского региона;

· Сотрудничество с общественными организациями города Запорожья для совместного проведения проектов и акций, направленных на оказание помощи людям с ограниченными возможностями;

· Содействие практическому осуществлению городских программ, направленных на улучшение социально-экономического состояния людей с ограниченными возможностями города Запорожья.

· Оказание психологической и гуманитарной помощи людям с ограниченными возможностями;

· Содействие в социальной реабилитации малообеспеченных, безработных и других категорий людей с ограниченными возможностями, требующих заботы;

· Содействие защите материнства и детства, предоставление помощи многодетным и малообеспеченным семьям, имеющих на своём содержании детей или членов семьи с ограниченными возможностями;

· Создание обменных фондов одежды, обуви, книг, фильмов, бытовых приборов и т.д. для людей с ограниченными возможностями;

· Содействие в социальной адаптации и активной жизни в обществе людей с ограниченными возможностями посредством социального туризма;

· Содействие в получении профессии и дальнейшем трудоустройстве людей с ограниченными возможностями. Организация экскурсий на предприятия города для знакомства детей с ограниченными возможностями с профессиями;

· Разработка и привлечение общественности к решению проблем людей с ограниченными возможностями;

· Формирование в общественном сознании идеи, что забота о людях с ограниченными возможностями должна базироваться на двух принципах: равноправие и возможность участия, чтобы инвалиды получили право голоса, стали не объектами, а субъектами жизни социума инициирование на законодательном уровне права людей с ограниченными возможностями на персональных ассистентов;

· Содействие в социальной адаптации и активной жизни в обществе людей с ограниченными возможностями посредством разработки программ совместно с местными органами власти для оборудования города для нормального и безопасного передвижения по нему людей с ограниченными возможностями. Построение в городе Запорожье без барьерной среды для обеспечения доступности инвалидов к объектам инфраструктуры и объектам жизнедеятельности;

· Организация оказания правовой помощи и юридического сопровождения для людей с ограниченными способностями социально ответственными юристами города Запорожья.

· Разработка электронного тренажёра для людей с ограниченными возможностями, позволяющего выбрать эффективное правовое поведение в разнообразных ситуациях, связанных с реализацией прав людей с ограниченными возможностями на различных этапах жизни, способствующего выработке их активной правовой позиции.

 

15. ПРОБЛЕМЫЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ. БАРЬЕРЫОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Социальные барьеры людей с ограниченными возможностями. Мысль о том, что инвалидам должны предоставляться равные возможности со здоровыми, что они не должны подвергаться сегрегации и дискриминации, еще не овладела ни нашим обществом в целом, ни даже теми его членами, которые непосредственно причастны к судьбам инвалидов. Отношение покровительства, доминирования, подчинения власти со стороны здоровых - это то, с чем чаще всего сталкиваются инвалиды. Для того чтобы процесса реабилитации был эффективным, нужно проанализировать сущность социальных ограничений, рассмотреть те барьеры, которые воздвигает перед человеком инвалидность. В первую очередь можно говорить о физическом ограничении, или изоляции инвалида, — это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться и(или) ориентироваться в пространстве.

Второй барьер — это трудовая сегрегация, или изоляция: из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях инвалидам представляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. Такое положение обусловлено не только (или нестолько) ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами. Однако необходимо отметить, что барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны.

Третьим барьером в жизни инвалидов выступает мало обеспеченность, которая является следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое тоже не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни индивида).

16. ПРОБЛЕМЫДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются семьи инвалидов после вступления в силу Федеральных законов 'о разграничении полномочий власти'. Проблем много, но есть 'болевые точки', без решения которых о реабилитации ребенка-инвалида или инвалида с детства в семье говорить бессмысленно. Это проблемы:

· образования детей-инвалидов и компенсаций затрат родителей на эти цели;

· размеров компенсационных выплат и пенсий неработающим родителям и опекунам, осуществляющим уход за инвалидами;

· транспортного обслуживания инвалидов и порядка обеспечения их техническими средствами реабилитации (ТСР);

· проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) и разработки индивидуальных программ реабилитации (ИПР).

Чтобы их решить, необходимо:

1) Установить минимальный гарантированный стандарт размера компенсаций затрат родителей на цели воспитания и обучения детей-инвалидов (в т.ч. и на дому), опираясь на которые в регионах можно разрабатывать нормативные правовые акты и устанавливать порядок финансирования этих обязательств из бюджетов субъектов, гарантируя равенство прав детей-инвалидов, независимо от места их проживания.

2) В целях улучшения материального положения семей с инвалидами и инвалидами с детства необходимо:

- увеличить размер компенсационных выплат родителям, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

- увеличить размер базовой части трудовой пенсии по старости лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи;

- пересмотреть порядок установления права на досрочное назначение трудовой пенсии родителям инвалидов с детства.

3) В связи с отменой ст. 30 'Транспортное обслуживание инвалидов' в 181-ФЗ 'О социальной защите инвалидов в РФ' - рекомендовать Правительству РФ и субъектам РФ разработать соответствующие нормативные и правовые акты о компенсации страховых премий по договору 'Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств ' и льготном транспортном налоге для: семей, имеющих инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и инвалидов с детства 1 группы, владельцев автотранспортных средств, приобретенных за собственный счет.

4) Упростить порядок обеспечения инвалидов ТСР за счет средств федерального бюджета (определяемый постановлением Правительства РФ от 31.12.2005)

5) Уделить особое внимание разработке нормативной базы по процедуре защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, порядку обжалования и возмещения ущерба в судебных инстанциях при проведении медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогической комиссии, разрабатывающих ИПР для инвалидов и детей-инвалидов.

17. ЖИЛЬЕ И ТРАНСПОРТ. ТРЕБОВАНИЯ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
1 декабря 2014 года Президент РФ подписал закон, задача которого – эту ситуацию изменить (Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"; далее – Закон № 419-ФЗ). Принятый документ устанавливает требования к доступности объектов и услуг различного уровня (транспорта, жилых и общественных зданий, учреждений культуры, участков для голосования, медицинских учреждений, сайтов государственных органов и т. д.). Так, предполагается, что страдающим слепотой людям администрацией соответствующего учреждения будут выделены сопровождающие для перемещения по территории объекта, а вся необходимая информация о работе учреждения будет продублирована для инвалидов по зрению на специальных стендах шрифтом Брайля. Сотрудников учреждений обязали также беспрепятственно пропускать в здание собак-проводников – при условии, что у владельца животного есть сертификат, подтверждающий ее обучение.

Разумеется, все учреждения должны быть оборудованы пандусами. Правда, законодатель пошел на хитрость: действовать это правило будет в отношении только тех объектов, которые сдаются в эксплуатацию (в том числе после реконструкции и модернизации) с 1 июля 2016 года. В каком порядке будут оборудоваться пандусами уже функционирующие учреждения – пока непонятно, это будет отражено в подзаконных актах, которые только предстоит разработать (ч. 3 ст. 26 Закона № 419-ФЗ).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: