МОЯ ПОДГОТОВКА К СВЯТОМУ ПРИЧАСТИЮ 16 глава




 

С одинаковой силой это страдание продолжалось весь день. Когда вечером я пошла исповедаться, несмотря на то, что уже была подготовлена, я не могла исповедаться до конца; я получила отпущение грехов и отошла от исповедальни, не зная, что со мной про исходит. Когда я легла спать, мое страдание достигло предела, скорее даже, превратилось в огонь, который, как молния, пронизывал все уголки души, до самой глубины, до самых потайных уголков сердца. В этом страдании я ни на что не могла решиться: „Да будет воля Твоя, Господи". А иногда и об этом не могла подумать; поистине смертельный страх сжал меня, и адский огонь касался меня. Наутро во мне воцарилась тишина, и страдания исчезли в один миг, но я чувствовала себя страшно измученной и не в силах была даже пошевелиться; во время разговора с настоятельницей ко мне понемногу вернулись силы, однако только Бог знает, как я себя чувствовала весь день.

О Вечная Истина, Воплощенное Слово, Которое вернее всех исполнило волю Своего Отца, сегодня я становлюсь мученицей Твоих откровений, поскольку осуществить их не могу, потому что У меня нет своей воли. Несмотря на то, что я четко распознаю в себе Твою святую волю, (205) однако во всем повинуюсь воле настоятельниц и исповедника, и я исполню ее настолько, насколько Ты позволишь ее [исполнить] через Своего наместника. О мой Иисус, как это ни трудно, но голос Церкви я ставлю выше голоса, которым Ты мне говоришь.

После Святого Причастия.

 

Я увидела, как обычно, Иисуса, Который сказал мне такие слова: Положи свою голову Мне на плечо, отдохни и почерпни сил. Я всегда с тобой. Скажи другу Моего Сердца, что такие слабые творения Я использую для осуществления Своих дел. Потом моя душа наполнилась удивительной силой. - Скажи, что Я дал ему на исповеди понять твою слабость, кто ты сама по себе.

Каждое мужественно перенесенное сражение приносит мне радость и покой, свет и опыт, смелость на будущее, приносит честь и славу Богу, и, наконец, награду мне.

 

Сегодня праздник Христа-Царя185.

Во время Святой Мессы я горячо молилась, чтобы Иисус был Царем всех сердец, чтобы Божия благодать сияла в каждой душе. Тут я увидела Иисуса, каким Он нарисован на образе, и Он мне сказал: Дочь Моя, величайшую славу ты воздаешь Мне, верно исполняя Мои пожелания.

Иисус, Жених мой, о, как велико Твое совершенство! Живой, животворный Цветок, в котором кроется живительная роса для жаждущей души. В Тебе утонула моя душа, Ты один - объект моих устремлений и желаний. Как можно теснее соедини меня с Собою, с Отцом и Святым Духом, я хочу в Тебе жить и умереть.

Только любовь имеет значение, она возвышает до бесконечности наши малейшие поступки.

Мой Иисус, воистину, я бы не смогла жить без Тебя, мой дух крепко связан с Твоим. Никто этого хорошо не поймет, надо Тобою жить, чтобы узнавать Тебя в других.

 

(206)

Краков 25.10.1935 г.

Решение во время духовных упражнений:

 

Ничего не делать без разрешения исповедника и согласия настоятельниц - во всем, а особенно, в этих откровениях и требованиях Господних.

Все свободные минуты я провожу с Божественным Гостем в своей душе; я буду беречь внутреннюю и внешнюю тишину, что бы Иисус отдохнул в моем сердце.

Для меня лучший отдых - в услугах и прислуживании сестрам. Забывать о себе и думать о том, чтобы делать приятное сестрам.

Я не буду давать объяснений и оправдываться ни при каких замечаниях, которые будут мне делать; я позволю судить себя, кому как будет угодно.

У меня лишь один Поверенный, которому я доверяю все - это Иисус - Евхаристия, а замещает Его - исповедник.

Во всех моих душевных и физических страданиях, в темноте и одиночестве я буду молчать, как голубь, не жалуясь.

Каждую минуту я буду приносить себя в жертву у Его ног, что бы испросить милосердие к бедным душам.

Вся моя нищета тонет в море Твоего милосердия; с доверчивостью ребенка я бросаюсь в Твои объятия, Отец милосердия, чтобы вознаградить Тебя за недоверчивость стольких душ, которые боятся довериться Тебе. О, как мало душ действительно Тебя знает. О, как горячо я желаю, чтобы праздник милосердия стал известен душам. Венец Твоих дел - милосердие, обо всем Ты заботишься с чувствами самой внимательной матери.

 

+

(207) И.М.И.

Вильно, 27.10.1935

 

Восьмидневные духовные упражнения

 

Отец Андраш: духовный совет.

 

„Ничего не делать без согласия настоятельниц. Над этим нужно хорошо подумать и много молиться. В этих делах нужно быть очень осторожной, поскольку для тебя есть ясная воля Божия - ведь ты связана с этим орденом обетами, причем вечными, а значит, не должно быть сомнений, а то, что у тебя в душе - это лишь проблески какого-то замысла. Бог может что-то переменить, но такое происходит очень редко. Пока ты не получишь более четкого указания, спешить не надо. Дела Божий совершаются понемногу. Если они - от Бога, то ты более ясно узнаешь о них, а если - нет, то они рассеятся. Будучи послушной, ты не ошибешься. Искренне говорить обо всем исповеднику и слепо его слушаться. А сейчас тебе ничего не остается, как согласиться на страдание, до тех пор, пока не выяснятся - или разрешатся эти вопросы. У тебя хорошее отношение к этим вопросам, и я прошу и в дальнейшем быть полной простодушия и духа послушания - это хороший признак. Если ты и в дальнейшем будешь в таком расположении духа, Бог не даст тебе ошибиться. Но - насколько это возможно - нужно от этого всего держаться подальше, а если - несмотря ни на что - это случается, надо все принимать спокойно, ничего не боясь. Ты - в хороших руках у доброго Бога. Во всем, что ты мне сказала, я не вижу какого-то обмана, либо противоречий с верой. Само по себе это все хорошо, и даже было бы хорошо, если б существовала группа душ, просящих Бога за человечество, потому что все мы нуждаемся в молитве. У тебя хороший духовник, и я прошу тебя придерживаться его и быть спокойной; я прошу тебя быть верной воле Божией и исполнять ее. Что касается работы, я прошу тебя исполнять то, что тебе велят и как тебе велят - даже если это будет очень унизительно и трудно. Всегда избирай последнее место, и тогда тебе другие предложат сесть выше. В душе и во всем поведении ты должна считать себя последней во всем доме и во всей конгрегации. Всегда и во всем - максимальная преданность Богу”.

(208) О мой Иисус, я жажду страдать и гореть огнем любви во всех случаях жизни. Я целиком - Твоя. О Иисус, я желаю затеряться в Тебе, хочу пропасть в Твоей Божественной красоте. Господи, Ты преследуешь меня Своей любовью, как луч солнца, проникаешь в меня и превращаешь тьму моей души в Свое сияние. Я хорошо чувствую, что живу в Тебе, как одна маленькая искорка, поглощенная непостижимым огнем, в котором пылаешь Ты, Непостижимая Троица. Нет большей радости, чем Любовь Бога. Уже здесь, на земле, мы можем испытывать небесное счастье через тесное соединение с Богом - удивительное и часто непостижимое для нас. Эту же благодать можно получить просто благодаря верности души.

Когда мною овладевает лень и скука в отношении обязанностей, тогда я напоминаю себе, что нахожусь в доме Господнем, где нет ничего незначительного, где от моего небольшого поступка - совершенного тем не менее неземным образом - зависит слава Церкви и рост многих душ, а значит, в монашеском ордене нет ничего незначительного.

В трудностях, с которыми сталкиваюсь, я напоминаю себе, что время борьбы не закончилось, вооружаюсь терпением и таким образом одерживаю победу над своим противником.

Нигде я ради любопытства не ищу совершенства, а проникаю в душу Иисуса и всматриваюсь в Его дела, заключенные в Евангелии, и даже если бы я жила тысячу лет, я бы не исчерпала того, что в нем заключено.

Когда не понимают и осуждают мои намерения, я излишне этому не удивляюсь, поскольку знаю, что только Бог проникает в мое сердце. Истина не исчезает, израненное сердце со временем успокоится, а мой дух в трудностях укрепляется. Я не всегда слушаю, что мне говорит сердце, но прошу Бога о просветлении; когда я чувствую равновесие, тогда говорю больше.

(209) День обновления обетов. Божие присутствие заполнило мою душу. Во время Святой Мессы я увидела Иисуса, Который сказал мне такие слова: Ты для Меня - большая радость; твоя любовь и твое смирение заставляют Меня покидать небесный Престол и соединяться с тобой. Любовь преодолевает пропасть между Моим величием и твоей ничтожностью.

Любовь затопляет мою душу, я погружена в океан любви, я чувствую, что теряю сознание, полностью исчезаю в Нем.

Иисус, сделай мое сердце подобным Своему, а лучше, преврати его в Свое собственное, чтобы я могла ощущать нужды других душ, в особенности, страдающих и печальных; пусть лучи милосердия отдохнут в моем сердце.

Вечером, читая розарий, я ходила по саду и пришла на кладбище186. Я приоткрыла калитку, немного помолилась и внутренне спросила их: „Наверное, вы очень счастливы?" Тогда я услышала слова: „Мы настолько счастливы, насколько исполнили волю Божию", - и снова, как и до этого, тишина. Я пришла в себя и долго думала над тем, как я исполняю волю Божию и как использую время, которое мне уделяет Бог.

В тот самый день, когда я легла спать, ко мне ночью пришла какая-то душа и, стукнув о ночной столик, разбудила меня и попросила о молитве. Я хотела спросить, кто она, однако сдержала свое любопытство. Это небольшое воздержание я соединила с молитвой и пожертвовала за нее.

Когда однажды я посетила больную сестру187 - ей было уже восемьдесят четыре года и она отличалась многими добродетелями - я спросила ее: „Сестра, вы, наверное, уже готовы предстать перед Господом?" Она ответила мне, что всю свою жизнь готовилась к этому последнему часу, и сказала мне такие слова: „Возраст не освобождает от борьбы".

(210) + Когда накануне поминального дня, уже в сумерках, я пошла на кладбище, оно было закрытым, но я немного приоткрыла калитку и сказала, что если души чего-нибудь хотят, я охотно удовлетворю их потребности, насколько мне это позволит устав. И я услышала такие слова: „Исполняй Божию волю - мы настолько счастливы, насколько исполнили волю Божию".

Вечером эти души пришли и просили меня о молитве, и я много за них молилась. Когда вечером процессия возвращалась с кладбища, я увидела множество душ, которые вместе с нами шли к часовне и вместе с нами молились. Я много молилась, потому что имела на это разрешение настоятельниц188.

Снова ночью меня посетила одна душа, которую я уже когда-то видела, однако эта душа не просила меня о молитве, а стала упрекать меня, что я когда-то была тщеславна и горделива, а теперь вот заступаюсь за других, хотя и сейчас имею некоторые недостатки. Я ответила, что была очень тщеславной и горделивой, но уже исповедовалась и каялась в своей глупости и верю в доброту моего Бога, а если и теперь терплю поражения, то скорее вопреки своей воле, а вовсе не умышленно - даже в чем-то самом малом. Однако эта душа стала упрекать меня, почему я не хочу признать ее величия, которое признают все из-за ее больших дел - мол, почему же одна я не воздаю ей славу. Тут я увидела, что в ней есть дьявол, и произнесла: „Богу одному воздается слава, пойди прочь, сатана!" И тут же эта душа провалилась в страшную непостижимую бездну, и я сказала этой нищей душе, что расскажу об этом всей Церкви.

В субботу мы уже возвращаемся из Кракова в Вильно. По пути мы заехали в Ченстохову. Когда я молилась перед чудотворным образом, я почувствовала, что угодны [мысль не закончена].

 

[Конец первой тетради рукописи Дневника.]

Вторая тетрадь

Я буду всегда воспевать Милосердие Господа

Милосердие Божие в моей душе

ДНЕВНИК

с. М. Фаустина

  (1) +
  И.М.И.
  + Я буду всегда воспевать Милосердие Господа Перед всеми людьми, Ведь оно - величайшее достоинство Бога И непрерывное чудо для нас.
  Ты изливаешься из Божественной Троицы, Из единого лона любви; Милосердие Господа явится в душе Во всей полноте, когда упадет завеса.
  О Господи, из источника Твоего милосердия Струится всякое счастье и жизнь, Все творения и создания, Пойте восторженно песнь милосердия.
  Глубина милосердия Божия открыта для нас Жизнью Иисуса, распятого на Кресте; Не сомневайся, грешник, и не отчаивайся, Но верь в милосердие, ведь и ты можешь стать святым.
  Два источника в виде лучей Заструились из Сердца Иисуса - Не для Ангелов, Херувимов и Серафимов, А для спасения грешного человека.
  (2) +
  И.М.И.
  О Воля Божия, будь моею любовью.
  Мой Иисус, Ты знаешь, что сама по себе я не написала бы ни единой буквы, и если пишу, то лишь по ясному повелению святого послушания189.
  Бог и души
  С. М. Фаустина Святых Даров190
  + О Иисус, таинственный Боже, Сердце мое ощущает Тебя; Хотя Тебя скрывает завеса, Ты знаешь, что я люблю Тебя.
  (3) + Вильно 24.11.1935
  И.М.И. + Вторая тетрадь
  Да будет славен Господь
  О Пресвятая Троица, в Которой заключена внутренняя жизнь Бога-Отца, Сына и Святого Духа, - вечная радость, непостижимая глубина любви, изливающаяся на все творения и делающая их счастливыми, честь и слава Твоему Имени во веки веков. Аминь.
  Мой Боже, когда я постигаю Твое величие и Твою красоту, то несказанно радуюсь, что Господь, Которому я служу, так велик; с любовью и радостью я исполняю Его святую волю, и чем лучше Его понимаю, тем горячее жажду любить Его. Меня сжигает желание все больше Его любить.
  (4) + 14-го. В этот четверг, когда мы совершали ночное поклонение перед Святыми Дарами191, я поначалу не могла молиться, какое-то равнодушие овладело мною; я не могла размышлять о Крестном Страдании Иисуса, а упала ниц с распростертыми руками и пожертвовала Крестное Страдание Иисуса Небесному Отцу для умилостивления за грехи всего мира. Поднявшись после этой молитвы с земли, я пошла к своей скамейке и вдруг увидела возле нее Иисуса. Господь выглядел, как во время бичевания. В руках Он держал белую одежду; Он надел ее на меня, препоясал меня веревкой, покрыл красной накидкой, какая была на нем во время Его Страдания (покрывало было того же цвета), и сказал мне: Такой будет одежда У тебя и твоих сподвижниц; Моя жизнь будет для вас образцом - от Рождения и вплоть до кончины на Кресте. Всматривайся в Меня и согласно этому живи. Я желаю, чтобы ты глубже проникла в Мою душу (5) и поняла, что у Меня тихое и смиренное Сердце.
  Однажды в душе я почувствовала побуждение к тому, чтобы Приступить к действиям и исполнить все, что Бог от меня хочет. Я вошла на минуту в часовню и услышала в душе такой голос: Почему ты боишься? Неужели ты думаешь, что Мне не хватит всемогущества, чтобы поддерживать тебя? И в тот момент я ощутила в душе удивительную силу; мне показались ничтожными все препятствия, которые могли бы помешать исполнению этой воли Божией.
  В пятницу во время Святой Мессы, когда моя душа наполнилась счастьем Божиим, я услышала в душе такие слова: Мое Милосердие пришло к душам через богочеловеческое Сердце Иисуса, как луч солнца - через кристалл. В душе я почувствовала и поняла, что любое приближение к Богу дается через Иисуса, в Нем и через Него.
  (6) В день окончания новенны у Острой Брамы192, вечером, после литании, один из священников принес в дароносице Святые Дары. Когда он поставил их на алтарь, я сразу увидела маленького Младенца Иисуса, который протягивал свои ручонки к Своей Матери. Пока Божия Матерь говорила со мной, Иисус протягивал Свои ручонки к собравшимся. Пресвятая Богородица говорила мне, чтобы все Божий требования я принимала, как малое дитя, без каких-либо разъяснений - иначе это не понравится Богу. В тот момент Младенец Иисус исчез, Божия Матерь утратила живой облик, а образ стал таким, как и раньше, однако моя душа преисполнилась радости и большого счастья, и я сказала Господу: „Делай со мною то, что Тебе нравится, я готова на все, но Ты, Господи, ни на миг не отступай от меня".
  (7) +  
  И.М.И. В честь Пресвятой Троицы
  Я попросила мать настоятельницу193 о сорокадневном посте - чтобы ежедневно есть только кусок хлеба и пить стакан воды; однако мать настоятельница согласилась не на сорок дней, а на семь - согласуясь с мнением исповедника194. „Сестра, я не могу тебя полностью освободить от обязанностей из-за других сестер, которые могут что-то заметить; я даю тебе разрешение отдаваться молитве и этим записям, но труднее будет для меня оградить тебя в отношении поста, здесь я ничего не могу придумать". И она сказала: „Иди, сестра, возможно, мне будет какое-нибудь озарение". В воскресенье утром я поняла, что когда мать настоятельница определила меня привратницей на время еды, она думала о том, чтобы дать мне возможность поститься. Утром я не была на завтраке, но через некоторое время пошла к (8) матери настоятельнице и сказала, что если я буду привратницей, то мне будет очень легко избегать внимания окружающих к себе, и мать ответила мне: „Когда я тебя назначала195, я думала об этом". Теперь я поняла, что эту же мысль я осознала интуитивно.
  24.11.1935. Воскресенье, первый день. Я сразу пошла к Святым Дарам и жертвовала себя вместе с Иисусом, находящимся в Святых Дарах, Предвечному Отцу. Тут я услышала в душе такие слова: Твоя цель и цель твоих сподвижниц - через любовь как можно теснее соединяться со Мною; ты будешь соединять землю с небом, будешь смягчать праведный гнев Божий и испрашивать милосердие к человечеству. Я отдаю тебе под опеку две драгоценные для Моего Сердца жемчужины - это души священников и монахов. За них ты будешь особенно молиться, их сила будет в вашем самопожертвовании. Молитвы, посты, умерщвления плоти, труды (9) и всевозможные страдания ты будешь соединять с Моими молитвами, постом, умерщвлением плоти, трудом, страданием, и тогда они будут иметь силу перед Моим Отцом.
  После Святого Причастия я увидела Господа, который сказал мне: Сегодня проникнись духом Моей бедности и сделай все так, чтобы наибеднейшие люди ни в чем не могли тебе позавидовать. Не в зданиях и прекрасных организациях я нахожу радость, а в чистом и смиренном сердце.
  Оставшись одна, я стала размышлять о духе бедности. Я ясно вижу, что у Иисуса ничего не было, хотя Он - Владыка всего. От позаимствованных яслей Он всю жизнь идет, делая добро, а Самому негде голову преклонить. И на кресте я вижу вершину Его бедности, потому что на Нем нет даже одежды. О Иисус, через торжественный обет бедности я желаю уподобиться Тебе, бедность будет моей матерью. (10) Как внешне ничем не обладать и не распоряжаться, как своей собственностью, так и внутренне ничего не желать. А как велика Твоя бедность в Святых Дарах! Была ли когда-нибудь душа столь же покинута, как Ты, Иисус, на кресте?
  Целомудрие - этот обет сам по себе воспрещает все, что запрещено шестой и девятой Божиими заповедями, естественно, в поступке, мысли, слове, чувстве и... Я понимаю, что торжественный обет отличается от простого обета, я понимаю это во всей полноте. Размышляя над этим, я услышала в душе слова: Ты - Моя невеста навеки, твое целомудрие должно быть больше, чем ангельское, потому что ни с каким Ангелом Я не вхожу в такие близкие отношения, как с тобой. Малейший поступок Моей невесты обладает бесконечной ценностью, чистая душа обладает непостижимой силой перед Богом.
  (11) Послушание. Я пришел исполнить волю Отца Своего. Я был послушен родителям, послушен палачам, теперь Я послушен священникам. О Иисус, я понимаю дух послушания и знаю, на чем оно основано, оно охватывает не только внешнее поведение, но и касается разума, воли и суждений. Слушаясь настоятелей, мы послушны Богу; не важно, Ангел или человек, замещающий Бога, будет мне приказывать - я всегда должна быть послушна. Я не буду много писать об обетах, потому что они сами по себе ясны и конкретно определены. Теперь я приступаю к общему изложению мыслей о конгрегации.
  + Общее изложение196.
  Никогда не будет богатых домов, только небольшая церковь, а при ней - небольшая община, небольшой круг душ, который будет состоять не более чем из десяти человек; помимо них будет еще двое людей, которые будут выполнять разные (12) дела вне общины и обслуживать церковь. Они будут носить не монашескую, а светскую одежду, будут давать обеты, но простые, и подчиняться только настоятельнице в монастыре. Они будут участвовать во всех духовных благах всей общины, однако их не должно быть больше, чем двое - а лучше, одна. Каждый дом будет независим от другого, хотя уставом, обетами и духом они будут теснейшим образом связаны. Однако в чрезвычайных ситуациях можно перевести сестру из одного дома в другой. Также можно при основании дома в случае необходимости перевести в него некоторых монахинь. Каждый дом будет подчиняться местному епархиальному епископу.
  Каждая монахиня будет жить в отдельной келье, но жизнь будет общей, монахини будут собираться на молитвах, во время еды и отдыха. Каждая из монахинь, вступивших в орден, (13) уже никогда не увидит мир, даже через решетку, потому что она будет закрыта темной тканью, и даже в разговорах будут строгие ограничения. Монахиня станет как бы умершей, которую мир не понимает и которая его не понимает. Она должна стоять между землей и небом и неустанно молить Бога о милосердии к миру и силе для священников - чтобы их слова звучали не напрасно и чтобы они сами смогли сохранить свое непостижимое достоинство без всякого изъяна - ведь они стольким рискуют... Хотя этих душ будет немного, они будут героическими душами. Для трусливых и изнеженных душ там места не будет.
  Между собою они не будут делиться ни на какие хоры, ни на матерей и матушек197, ни на преподобных и преосвященных, они все будут равны - даже если у них будет разное происхождение. Мы знаем, Кем был Иисус, как Он снизошел и с кем общался. Одежду они будут носить такую, какая была у Него в Страдании, но не только одежду - (14) они должны отмечаться теми же признаками, которыми был отмечен Он, то есть страданием и унижением. Каждая [монахиня] будет стремиться к полнейшему самоотречению, любви и смирению, и та, которая будет больше других отличаться этими добродетелями, станет способной руководить другими.
  Если Бог сделал нас сподвижницами Своего милосердия, и даже более того, дарительницами его, то наша любовь должна быть огромной по отношению к каждой душе, начиная от избранных и кончая душами, еще не знающими Бога. Молитвой и воздержанием мы будем добираться до самых диких стран, прокладывая дорогу миссионерам. Мы будем помнить о том, что, как на фронте солдат не может долго выстоять, если не будет поддержан силами тыла, которые не принимают непосредственного участия в сражении, но поставляют все, что нужно на передовой, так и молитва играет вспомогательную роль - а значит, каждая из нас должна отличаться духом апостольства.
  (15) Вечером я писала в келье и услышала такой голос: „Не выходи из этой конгрегации, будь милосердна к себе, ведь тебя ожидают Такие большие страдания". Посмотрев туда, откуда доносился голос, я ничего не увидела и продолжала писать. Тогда я услышала шум и такие слова: „Когда ты выйдешь, мы тебя уничтожим. Не мучай нас". Я посмотрела и увидела много безобразных существ, но как только я мысленно совершила крестное знамение, они сразу исчезли. Как страшен безобразный дьявол и как несчастны души осужденных, которые должны жить в его обществе, сам его вид отвратительнее всех мук ада.
  Через некоторое время я услышала в душе такой голос: Ничего не бойся, ничто не коснется тебя без Моей воли. Удивительная сила вошла в мою душу после этих слов Господа, я безмерно счастлива, что Бог так добр.
  (16) Постулантура. Возраст принятия: может быть принята любая девушка от пятнадцати до тридцати лет. В первую очередь следует обращать внимание на то, каким духом проникнута эта девушка, и на характер - обладает ли она сильной волей и смелостью, чтобы идти по стопам Иисуса, да еще с радостью и удовольствием, потому что Бог любит радостного дарителя; она должна презирать мирское и саму себя. Отсутствие имущества никогда не будет помехой для ее принятия; также должны быть прояснены все формальные стороны, в случае каких-либо сложностей принимать не следует.
  Не могут быть приняты: меланхоличные девушки, склонные к печали; девушки с заразными болезнями; с непонятным нравом, подозрительные, не подходящие для монашеской жизни. Девушек следует очень тщательно подбирать, потому что хватает лишь одной неподходящей, чтобы устроить сумятицу во всем монастыре.
  Течение постулантуры. Постулантура будет продолжаться один год. (17) В это время девушка должна присматриваться, нравится ли ей и подходит ли такой образ жизни для нее или же нет. Также и наставница должна внимательно изучать, подходит ли эта девушка для такого образа жизни или нет. Через год, если окажется, что она имеет добрую волю и искреннее желание служить Богу, ее следует принять в новициат.
  Новициат должен длиться год без какого-либо перерыва. Послушницу нужно научить добродетелям, относящимся к обетам, а также глубоким истинам, заключенным в обетах. Наставница должна настойчиво стремиться к их основательному воспитанию. Пусть она воспитывает их смирение, потому что только смиренное сердце с легкостью сохраняет обеты и познает большие радости, льющиеся от Бога к верной душе.
  Они не будут обременены ответственной работой, чтобы иметь возможность свободно предаваться самосовершенствованию. Они также обязаны соблюдать устав и правила. То же касается и постуланток.
  (18) После года новициата - если послушница заслужит доверие - ее можно допустить к принесению обетов на один год; она должна их повторять в течение трех лет; тогда она уже сможет иметь ответственные обязанности, однако будет принадлежать новициату и раз в неделю должна будет вместе с послушницами быть на лекциях, а в последние шесть месяцев она будет только в новициате, чтобы хорошо приготовиться к принесению торжественных обетов.
  Что касается еды, мы не будем употреблять мясного; еда будет такой, чтобы и здесь самые убогие не могли нам ни в чем позавидовать. Однако праздники могут [в этом отношении] немного отличаться от будних дней. Еда будет три раза в день, будет строгое соблюдение постов в изначальном виде - в особенности, двух больших постов. Пускай еда будет у всех сестер без исключения одинаковой, (19) чтобы общинная жизнь сохранялась в чистом виде - как в отношении еды, так и одежды и обстановки кельи, однако если какая-нибудь из сестер заболеет, к ней нужно проявлять снисхождение.
  О молитвах. Час размышлений, Святая Месса и Святое Причастие, ежедневные молитвы, два испытания совести, чтение Часослова198, розарий, духовное чтение, час молитвы ночью. Что касается распорядка дня по часам, его можно лучше организовать, когда начнем таким образом жить.
  Тут я услышала в душе такие слова: Дочь Моя, Я гарантирую тебе постоянный доход, которым ты будешь жить. Твоя обязанность - полностью уповать на Мою доброту, а Моя обязанность - дать тебе все, что тебе нужно. Я Сам Себя делаю зависимым от твоего доверия - если твое доверие будет велико, Моя щедрость не будет иметь предела.
  (20) О работе. Как бедные, мы будем сами выполнять все необходимые в монастыре работы. Каждая должна радоваться, если ей достанется унизительная должность либо противная ее натуре, поскольку это будет способствовать внутреннему росту. Настоятельница будет часто изменять обязанности сестер и таким образом поможет им полностью отрешиться от тех мелочей, к которым у женщин имеется большая склонность. В действительности, меня часто смешит, когда я вижу своими глазами, как души оставляют истинно великое и привязываются к безделицам - или к мелочам. Каждая из сестер будет по месяцу на кухне, не исключая и настоятельницы. Пусть все прикасаются к любой работе, которая может быть в монастыре.
  Пусть у всех и всегда будут чистые помыслы, во всем, потому что Богу очень не нравятся разнородные намерения. Пусть они сами раскаиваются в своих проступках (21) и просят настоятельницу о епитимии, пусть они делают это в духе смирения. Пусть они любят друг друга высшей любовью, любовью чистой, видя в каждой сестре подобие Божие. Особенной чертой этой маленькой конгрегации будет любовь, а значит пусть они не ограничивают свое сердце, а охватывают весь мир через молитву - согласно своему призванию - свидетельствуя каждой душе о милосердии. Если мы будем пребывать в этом духе милосердия, то и сами заслужим милосердия.
  Какая большая любовь к Церкви у всех нас должна быть! Как хорошее дитя, любящее мать, молится за нее, так каждая душа христианина должна молиться за Церковь, которая для нее - мать, а что же говорить о нас, монахинях, если мы специально обязались молиться за Церковь, а значит, как значительно наше апостольство, хотя оно и скрыто. Эти ежедневные мелочи будут складываться к стопам Господа, как молитвенная жертва за мир. Но чтобы (22) жертва была Угодна Богу, она должна быть чистой, а чтобы жертва была чистой, сердце должно освободиться от всяческих естественных привязанностей и все чувства обратить к своему Творцу, любя в Нем все творения согласно Его святой воле. Поступая таким образом в духе усердия, каждая душа принесет радость Церкви.
  Помимо обетов я вижу одно наиважнейшее правило - хотя они все важны, но на первое место я выдвигаю - это молчание. Поистине, если бы это правило строго соблюдалось, за остальные я была бы спокойна. У женщин большое пристрастие к разговорам; в действительности Святой Дух не говорит рассеянной и словоохотливой душе, а говорит своими тихими дуновениями душе сосредоточенной, молчаливой. Если бы строго сохранялось молчание, не было бы ропота, ожесточения, клеветы, сплетен, не разрушалась бы любовь (23) к ближнему, одним словом, можно было бы избежать многих ошибок. Молчаливые уста - это чистое золото, они свидетельствуют о внутренней святости.
  Но теперь я хочу сказать о втором правиле, то есть о речи. Молчать, когда нужно говорить - неверно, а часто - и греховно. Поэтому пускай все участвуют в рекреации, и пусть настоятельница не освобождает сестер от рекреации - разве что если будет что-то важное. Пусть рекреации проходят в радости, в духе Божием. На рекреациях мы имеем возможность узнать друг друга, пусть каждая из нас простодушно высказывает свое мнение для благотворного влияния на других, но не с духом превосходства или - не дай Бог - в духе спора; это было бы не согласно с добродетелью и с духом нашего призвания, которое должно отличаться любовью. Два раза в день по полчаса будет рекреация, но если только сестра нарушит молчание (24) [вне этого времени], она обязана сразу повиниться в этом перед настоятельницей и попросить о епитимии, а настоятельница пусть налагает епитимию за этот проступок в присутствии остальных - в противном случае она сама будет отвечать перед Господом.
  О затворе199. За затворную часть монастыря никто не будет входить без особого разрешения епархиального епископа, и то в чрезвычайных случаях - то есть для совершения таинств над больными, причащения перед смертью, либо для погребальных обрядов, или же, конечно, если возникнет необходимость впустить за монастырскую ограду какого-нибудь рабочего с целью ремонта в монастыре - однако в этом случае вначале должно быть четкое разрешение. Двери, ведущие в клаузуру, должны быть всегда закрыты, а ключ должен быть только у настоятельницы.
  О выходах в приемную. Ни одна сестра не будет выходить в приемную без особого разрешения настоятельницы, а настоятельница не должна легко давать разрешение на частые выходы (25) в приемную. Те, кто умерли для мира, не должны в него возвращаться даже через разговоры, но если настоятельница сочтет уместным, чтобы какая-то сестра вышла в приемную, пусть она придерживается таких указаний: пусть она сама сопровождает эту сестру, а в случае, если не сможет сама, пусть назначит кого-нибудь вместо себя, и та будет обязана хранить в тайне то, что она услышит в приемной, но обо всем сообщать настоятельнице. Разговоры должны быть короткими - впрочем, если это необходимо посетителю, их можно удлинять. Однако занавеска никогда не должна отодвигаться - разве что в чрезвычайных ситуациях, как это может случиться по настойчивой просьбе отца или родной матери.
  О письмах. Каждая сестра может посылать запечатанные письма епархиальному епископу, которому подчиняется дом. На любое другое письмо она будет просить разрешение и в незапечатанном виде отдавать его настоятельнице, а настоятельница, руководствуясь духом любви (26) и благоразумием, имеет право послать или задержать письмо - согласно тому, что больше способствует славе Божией. Но я бы очень хотела, чтобы эти письма писались как можно реже; мы оказываем помощь душам через молитву и умерщвление плоти, а не через письма.
  Об исповеди. Исповедников для общины назначает епископ - как обычного, так и чрезвычайного. Обычный исповедник будет один, и принимать исповедь он будет у всей общины раз в неделю. Раз в три месяца будет приходить чрезвычайный исповедник, к которому должна являться каждая сестра - даже если она не будет ему исповедоваться. Как обычный, так и чрезвычайный исповедник не будут осуществлять свое руководство более трех лет; по прошествии трех лет состоится тайное голосование, и по его результатам настоятельница представит епископу просьбу сестер - однако исповедник может быть утвержден на второй и даже на третий (27) срок. Исповедаться монахини будут у закрытой решетки; лекции для общины также будут читаться через решетку, задернутую темным занавесом. Сестры никогда не будут говорить между собой об исповеди и исповедниках - лучше пускай молятся за них, чтобы Бог дал им озарение для руководства их душами.
  О Святом Причастии. Пусть сестры не говорят о том, кто чаще, а кто реже принимает Святое Причастие, пусть они воздерживаются от высказывания суждений на этот счет, потому что не имеют на это права - любое суждение на этот счет должно принадлежать исключительно исповеднику. Настоятельница может спросить сестру, но не с целью узнать о причине, по которой она не приступает к Святому Причастию, а скорее для того, чтобы облегчить ей исповедь. Пусть настоятельницы не решаются входить в сферу совести сестры. Часто настоятельница может распорядиться, чтобы община жертвовала (28) причастие с какой-нибудь целью. Тогда каждая [сестра] должна стремиться к максимальной чистоте души, чтобы иметь возможность ежедневно принимать Божественного Гостя.
  Однажды войдя в часовню, я увидела стены какого-то здания, которое было как бы разрушено200; окна были без стекол, вместо дверей были дверные коробки; тут я услышала в душе такие слова: Здесь должен быть этот монастырь. Однако мне немного не понравилось, что он должен быть на этих развалинах.
  Четверг. Я чувствовала в себе нетерпение, чтобы как можно быстрее приступить к делам согласно пожеланиям Господа. Приступив к святой исповеди, я свое мнение поставила выше мнения исповедника. Вначале я в этом не отдавала себе отчета, но совершая поклонение перед Святыми Дарами, я увидела Господа (29) в том облике, в каком Он написан на образе. Он сказал мне, чтобы обо всем, что Он мне говорит и чего требует, я говорила исповеднику и настоятельницам: Делай только то, на что получишь разрешени


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: