Жители Древнерусского государства




Учитель: XI век стал для Руси временем окончательного распада родового строя и бурного развития цивилизации. Благодаря усовершенствованию приёмов земледелия и развитию городской жизни отдельные семьи могли прокормиться без помощи сородичей и покидали свои родовые общины. Жители одного селения были теперь друг для друга просто соседями, а не родственниками. Так вместо родовых общин на Руси стали складываться соседские общины. В результате усилилось общественное расслоение. Стали бурно расти города. Люди из разных племён вступали в брак. Между ними стирались языковые различия и создавался единый для Древнерусского государства разговорный и письменный язык. Всех жителей Руси сплачивали единые верования, общие приёмы хозяйствования, образ жизни. Бывшие поляне, словене, кривичи, меря стали осознавать себя «русскими людьми». Так постепенно складывалась единая народность, которую учёные называют древнерусской. Её предшественниками являлись племена восточных славян и их ближайших соседей балтов и финно-угров, а наследниками – современные народы: белорусы, украинцы и русские.

В XI веке на Руси окончательно распался родовой строй, сложилась древнерусская народность.

Ученый-археолог: Земледельцы-общинники.Большинство населения Руси составляли жители свободных сельских общин (миров), которых называли просто – люди. Они платили дань-налог государству. Жители некоторых общин оказались зависимы от князя и должны были ходить с ним в военные походы. Их называли смердами. Свободные земледельцы-общинники «всем миром» вместе владели землёй, помогали соседям в беде, избирали старосту (главу общины), отвечали перед князем за порядок на своей территории. Труд в поле был главным занятием семьи общинника. Весной мужчины запрягали в соху или плуг лошадь и вспахивали поле. Потом засевали его просом, рожью, пшеницей. В конце лета женщины серпами убирали урожай, которого должно было хватить до следующего года. Зерно мололи вручную тяжёлыми каменными жерновами и пекли хлеба, варили каши. Мужчины косили траву на сено для скота. Кормилицей семьи считалась корова – её молоко и сделанные из него масло, творог, сметана были незаменимы на столе земледельца. Стада были небольшими, поэтому мясо ели крайне редко, только по особым дням (свадьбам, языческим и христианским праздникам). Важным подспорьем была домашняя птица (куры, гуси), речная рыба, овощи с огорода (репа, капуста, морковь, лук). В голодные неурожайные годы спасались дичью, добытой на охоте, запасёнными ягодами и грибами.

Жизнь земледельца оставляла мало времени на отдых, поэтому одежда была приспособлена для работы, не стесняла движений. Мужчины носили штаны и рубахи навыпуск, подпоясывая их. Женщины одевались в длинные, до пят, рубахи с вышивкой, покрывали головы платками, заплетали волосы. На ногах носили сплетённые из лыка лапти, в которых было удобно ходить по пашне, скошенной траве и болотистой лесной почве. Трудная жизнь земледельца расцветала, когда в общину заходили бродячие артисты – скоморохи. Наряжаясь в шутливые маски, наигрывая на гудках и звеня в бубны, они плясали, пели весёлые песни и показывали людям представления с дрессированными медведями, козами, петухами. На дворе у каждого общинника стоял срубленный из дерева дом. Чаще всего в нём было два помещения – изба и сени (прихожая). В избе располагалась маленькая печь без трубы. Когда хозяйка варила щи или пекла пироги, дым из трубы клубился по избе и выходил через специальное окошко над входом. Рядом со столом в избе стояли широкие лавки, короба для хранения вещей. Прямо в земляном полу выкапывался погреб для продуктов. Спали на лавках, а маленькие дети на полатях – деревянном настиле под крышей.

Основным населением Древнерусского государства были свободные земледельцы-общинники.

Ученый-архивариус: Землевладельцы и зависимые от них люди.К XI веку часть земель переходит в собственность к отдельным людям. Она начинает наследоваться в семье от отца к сыну. Этот новый тип земельного владения получил название вотчины (владения отца). Так на Руси появились землевладельцы-вотчинники.

Вотчинниками становились бояре – знатные жители Руси. Одна часть боярства являлась потомками родовых старейшин. Во время распада родового строя они присваивали себе лучшие общинные земли. Другой частью боярства стали приближённые к князю старшие дружинники, которые за верную службу получали от него в дар земли-вотчины. Часто сами члены княжеской семьи (князья, княгини) объявляли общинную землю своей собственностью или дарили её митрополитам, епископам, монастырям.

В своих имениях землевладельцы заводили вотчинное хозяйство и заставляли работать в нём зависимых от них людей. Самыми бесправными из них были холопы – рабы, лично принадлежавшие какому-либо человеку. Кроме холопов в вотчинах работали закупы – временно зависимые люди, которые в голодные годы брали у вотчинника в долг купу (зерно, скот) и должны были её отработать. Свободный, но обнищавший человек мог заключить договор (ряд) о временной службе-работе у господина, и тогда он назывался рядовичем. В самом господском доме работала домашняя прислуга – челядь. Вся вотчина представляла из себя поля и угодья с разбросанными по ним посёлками холопов, закупов и рядовичей. В центре располагался господский двор-замок, где жили главный управитель хозяйства вотчины – огнищанин и его помощники – тиуны и ключники. Хозяева вотчин (князья, бояре) в свои владения могли наведываться лишь временами и предпочитали жить в городах. Там на большом дворе ставились красивые хоромы с лестницами, переходами, крылечками, сенями, горницами и теремами. Вся жизнь князей, дружинников и бояр была связана с государственными заботами. Пока младшая дружина (воины) готовилась к походу, упражнялась в боевых приёмах, князь с боярами старшей дружины и с боярами «градскими» совещался о государственных делах, вершил суд. Для воспитания мужества и воинского духа князья, дружинники и бояре много времени проводили на охоте. Доблестью считалось сразиться с диким вепрем (кабаном), повалить медведя в единоборстве. Охотничьи трофеи (шкуры и рога) украшали парадные залы княжеских и боярских хором. Здесь, по древнему обычаю, собирались в торжественные дни князья с дружиной, чтобы осушить серебряные чаши с заморским вином, закусить жареным быком, отведать сладких фруктов. Они слушали песни и былины гусляров о героях минувших дней. Появляясь на людях, правители одним видом своим внушали уважение. Князья были заметны издали по ярким шапкам из атласа с дорогой меховой опушкой, золотым узорчатым цепям на плечах (бармицам) и расшитым золотом красным плащам (корзнам). Дружинники, проезжая по улицам, сверкали начищенными шлемами, гремели боевым оружием. Бояре носили длинные шёлковые и парчовые одежды ярких цветов, на ногах – мягкие кожаные сапожки. Как знак особого почтения на шею надевали массивное витое кольцо из меди, серебра или золота – гривну. Наряды жён знатных вельмож сверкали золотыми и серебряными украшениями с рубинами, изумрудами, жемчугом и янтарём. Зимой вся русская знать облачалась в дорогие собольи и бобровые шубы.

Среди жителей Древнерусского государства выделялись знатные землевладельцы-вотчинники и зависимые от них группы населения.

Ученый-археолог: Развитие городов, ремесла и торговли.В XI-XII веках бурно развивались старые русские города и появлялись новые. Обыкновенно в центре города на крутом холме или речном обрыве возвышалась крепость-«град». Стена с крепкими дубовыми воротами сооружалась из деревянных срубов, заполненных землёй, с островерхими стрельницами и башнями. В крепости горожане укрывались в случае осады. Здесь возводили главный собор города (его святыню), ставили княжеский терем, vдворы бояр. У стен крепости располагался посад-«предградье». 900 лет назад на месте центральных кварталов современных Смоленска и Пскова мы могли увидеть такую картину. На торговой площади (на торгу) среди лавок расхаживают покупатели, выбирая товары. У корчмы собираются приезжие, чтобы отобедать и остановиться на ночлег. В разные стороны от торга расходятся улицы, мощённые отёсанными брёвнами. Вдоль улиц тянутся заборы боярских, купеческих и ремесленных дворов, над ними возвышаются коньки крыш, расписные терема, главы и кресты церквей. В крупных городах (Киеве, Новгороде) вокруг посада мы увидели бы вторую линию стен. В городской округе шумят сады, пестреют огороды, поля горожан. У дорог, ведущих в город, виднеются монастыри и постоялые дворы.

Большинство городских дворов принадлежало ремесленникам. Их дома, как правило, были двухэтажными: в холодном нижнем подклете располагалась мастерская или хранилище, а в верхней избе жила семья ремесленника. Русские ремесленники работали в основном на чей-либо заказ. Кузнецы ковали рабочие инструменты, хитрые замки. Оружейники изготовляли кольчуги, мечи, щиты, копья. Златокузнецы (ювелиры) делали изысканные украшения, освоив сложную технику эмали, скани, зерни. Гончары изготовляли красивую и прочную посуду, декоративную плитку, кирпичи, детские игрушки. Были отдельные специальности седельников (делавших сёдла), сапожников, скорняков (шивших одежду из кожи), плотников и т. д. Мастера носили штаны и рубахи из недорогой ткани, короткий плащ, шапки-колпаки, на ногах – кожаные сапоги.

И по одежде, и по положению в обществе от ремесленников отличались купцы. Самыми богатыми были купцы-гости, которые занимались дальней «заморской» торговлей. Они везли из Русской земли пушнину, мёд и воск, льняные ткани, оружие, а привозили «заморские» товары. При этом внутренняя торговля между городами и весями была развита слабо.

На Руси не было месторождений драгоценных металлов, поэтому при торговом обмене использовали иноземные монеты или дорогие шкурки зверей. Эти деньги называли ногатами, резанами, кунами. При крупных сделках товар оценивали в гривнах, под которыми понимались уже не шейные украшения, а слитки серебра (около 200 г). Конь оценивался в 2-3 гривны, большая лодка стоила чуть больше полгривны, холоп – 5 гривен.

Учитель:

 

Великокняжеская семья Династия Рюриковичей  
Бояре Княжеские и градские Высшее духовенство Митрополит, епископы
Младшие дружинники Монахи
Горожане (купцы и ремесленники) Приходское духовенство Попы, диаконы
Земледельцы-общинники (люди, смерды) (свободные миры – соседские общины)  
Зависимое население: закупы, рядовичи, челядь, холопы  

Древнерусский город напоминал объединение общин: ремесленных улиц, боярских и купеческих кварталов. Члены каждого такого сообщества строили для себя приходские церкви, собирались на пиры, совместно отстаивали свои интересы перед княжеской властью. Все свободные горожане могли носить оружие и участвовали в городском ополчении (тысяче), которое возглавлял один из бояр – тысяцкий. В особых случаях на торгу собиралось городское вече, в котором участвовали бояре, купцы и ремесленники. С его решениями приходилось считаться и князю, и его посадникам.

В XI веке в процессе развития цивилизации на Руси сформировалась древнерусская народность и сложилась обычная для Средневековья общественная лестница. На её нижних ступенях находились зависимые люди, выше – свободные жители сельских и городских общин. Верхние ступени заняли знатные, привилегированные слои населения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: