Формы и методы экологического воспитания и образования младших школьников.

стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины;

развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение - традиционные методы;

формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания - проблемный подход к процессу обучения;

вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы - восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).

Преподавание основ экологии в младших классах обладает рядом специфических особенностей и самой значительной из них является то, что в общем весьма «сухое» научное знание, которое составляет ядро экологии, должно быть положено на неподготовленную почву. Проблема в том, что сейчас существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и поведение в более раннем возрасте, а экологические знания базируются на системе сведений из биологии, химии, физики, геологии и многих других наук, с которыми младшие школьники мало знакомы. Поэтому для эффективного преподавания экологии в младших классах необходимо преодолеть этот диссонанс между относительной неподготовленностью учеников к восприятию материала и потенциальной сложностью самого материала.

Ведущие методы преподавания - наблюдение, эксперимент, моделирование. Названные методы определяют формы организации учебной деятельности учащихся, специфические для данного учебного предмета: экскурсии, уроки с раздаточным материалом, практические и лабораторные работы в классе, в уголке живой природы, в природе, самостоятельные наблюдения детей.

Таким образом, для повышения уровня экологического образования педагогом должны быть учтены рассмотренные принципы, методы и приемы и использованы в соответствии с поставленными целями урока.

Характеристика методов обучения младшего школьника естествознанию.

Методы обучения являются важнейшим инструментом в руках учителя по руководству процессом обучения естестврзнания.

 

СЛОВЕСТНЫЕ МЕТОДЫ

· Рассказ

· Беседа

· Объяснение

В процессе обучения естествознанию важным источником знаний является устное или печатное слово. Часто оно иллюстрируется различными наглядными пособиями. Деятельность учителя здесь состоит в том, что он передает сам или организует передачу информации словом. Деятельность ученика заключается в слушании слова.

Слово — самый старый, а когда-то и единственный способ воздействия на учащихся. Одно только словесно-книжное преподавание не может дать правильных, полных представлений о природных объектах и явлениях, без чего процесс осознанного усвоения теории невозможен. Такой подход в обучении практически не позволяет реализовать задачи развития учащихся, а ведь роль природы в этом развитии неоценима. И все же процесс обучения без применения словесных методов не протекает. Живое и печатное слова продолжают оставаться важными способами воздействия на учащихся.

Рассказ– это последовательное описательное изложение учебного материала. Рассказ применяется в тех случаях, когда нужно сообщить новую информацию, которая не опирается ни на жизненный опыт учащихся, ни на ранее изученное, ни на наблюдения. Этот метод применяется, когда возникаетнеобходимость создать образ путем словестного описания, передать классу содержание личныхнаблюдений и переживаний.

Рассказ должен соответствовать определенным требованиям. Прежде всего, он не должен быть продолжительным.

В рассказе учителю надо тщательно следить за применением научной терминалогии, не допускать бытовизмов, множества фактов и терминов, при необходимостиприменять наглядные пособия.

Положительными сторонами рассказаявляется то, что ученик за короткий промежуток времени получает довольно большое количество информации, усваивает учебный материал более или менее целостно. Этот метод развивает память, а также такое важное качество личности, как умение слушать рассказ, лекции. Вместе с тем, этот метод формальной передачи информации, которую учащиеся должны принять в готовом виде, на веру. Он слабо развивает творческое мышление детей.

Беседа метод обучения, спомощью которого учитель путем целенаправленной пастоновки вопросов мобилизует знания и практический опыт учащихся, подводит их к новому знанию.

Основным структурным компонентомбеседы является вопрос. Вопросы должны опираться на имеющиеся знания и опыт учащихся, помогать детям открывать новые знания. В беседу следует включать разные типы вопросов. Прежде всего – вопросы, требующие воспроизведения фактических сведений из наблюдений, из изученного ранее и т.п. поэтому здесь применяются вопросы со словами: «Кто это?», «Что это?», «Какой?», «Что делает?» и т.п. Другая группа вопросов должна направлять деятельность детей на осмысление (анализ и синтез) фактических сведений. Здесь уместны вопросы и задания на сравнение, классификацию, выяснение причин и взаимосвязей, обобщение. Третья группа вопросов заставляет учащихся практиковать знания. Здесь уместны разнообразные тренировочные упражнения. В заключение беседы делается вывод, который и составит новое знание.

Ценность этого метода в том, что учитель имеет возможность получать обратную связьоб уровне познавательном и уровне развития большой группы учащихся за относительно короткое время, беседа активизирует деятельнось учащихся, формирует коммуникативные качества, умениея самоконтроля и самооценки путем сравнения уровня знаний своих и одноклассников.

Объяснение— последовательное изложение учебного материала, имеющее характер доказательства, рассуждений с формулированием вывода. Разновидностью объяснения является инструктаж к выполнению наблюдений, опытов, практических работ, к различного рода самостоятельным работам, в том числе с тетрадью, учебником, наглядными пособиями.

Метод объяснения имеет свои достоинства, т. к. способствует формированию навыков учебного труда, практических умений и навыков, развивает мышление и внимание. В то же время он требует от ученика большого напряжения внимания и мысли, поскольку в нем каждое последующее положение вытекает из предыдущего, связано с ним. Поэтому даже небольшой пропуск объяснения лишает ученика воспринять его в целом, а значит — последовательно и качественно выполнить работу.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

· Демонстрация натуральных объктов

· Демонстрация опытов

· Демонстрация изображения объектов, явлений

Наглядные методы - это способы овладения учебным материалом, при котором новые знания дети получают при восприятии наглядных, экранных пособий и демонстрационных опытов.

При проведении урока наглядными методами именно демонстрация опытов, экранных пособий, натуральных объектов, таблиц служит источником знаний учащихся. При восприятии демонстрируемых объектов или явлений учащиеся с помощью вопросов и заданий учителя анализируют, рассуждают и приходят к некоторым собственным выводам.

Изучение природы с помощью демонстрации натуральных объектовпозволяет формировать достаточно полные и достоверные пред­ставления об изучаемом объекте, облегчает формирование пред­ставлений об объектах и явлениях природы, которые по разным причинам не могут быть изучены в самой природе, создает возмож­ности непосредственных контактов ребенка с живой природой.

Применение метода демонстрации изображенийприродных объек­тов и явлений имеет большое значение при изучении природоведе­ния. Оно также позволяет формировать представления детей о пред­метах и явлениях природы. Это особенно важно в тех случаях, когда природный объект невозможно представить детям в натуре из-за его размеров, соображений экологии или по другим причин.

Метод изучения природы с помощью демонстрации опытовпри­меняется в тех случаях, когда предмет или явление необходимо изучить в условиях, которые искусственно изменяются или в них привносится некоторый искусственный элемент.

Этот метод имеет огромное значение в преподавании начально­го естествознания, так как наглядно позволяет изучить объект или явление, что в естественных условиях затруднено или даже невоз­можно.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

· Наблюдение

· Эксперимент

· Распознования и определения признаков

Практические методы развивают интерес к учению, формируют творческие способности детей, активизируют теоритическую и практическую деятельность учащихся, развивая их мышление, практические умения и навыки, навыки учебного труда.

Действие метода распознования и определения признаков основано на анализе внешних морфологических и частично анотомических особенностей предметов и явлений. Применяется метод при работе с раздаточным материалом, когда врзникает необходимостьсоставить характеристику предметов, явлений, выделить их признаки, определить местоданного предмета, явления в системе сходных, аналогичных.

Наиболее широко применяемым практическим методом в процессе изучения является метод наблюдений.

Наблюдение – это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств. Наблюдать предметы и явления можно в самой природе или в помещении.

Эксперимент, или опыт, как метод обучения применяется в тех случаях, когда изучить объект или явление невозможно, а требуется искусственное создание специальных условий (пример: чтобы узнать что в почве есть воздух, надо опустить ее в воду).

Эксперимент как метод обучения имеет огромное значение в учебном процессе. Он обиспечивает эмпирический уровень познания, но вызывает более активную мыслительную деятельность. Развивает исследовательские навыки у учащихся, их творческие способности, самостоятельность, самоконтроль и т.п.

 

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!