ФОРМА ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ




О СОГЛАСОВАНИИ ПЕРЕУСТРОЙСТВА И (ИЛИ) ПЕРЕПЛАНИРОВКИ

ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ <**>

 

--------------------------------

<**> Не приводится.

 

Приложение N 3

 

ФОРМА

УВЕДОМЛЕНИЯ О ПЕРЕВОДЕ (ОТКАЗЕ В ПЕРЕВОДЕ) ЖИЛОГО

(НЕЖИЛОГО) ПОМЕЩЕНИЯ В НЕЖИЛОЕ (ЖИЛОЕ) ПОМЕЩЕНИЕ

 

Кому ____________________________

(фамилия, имя, отчество -

_________________________________

для граждан;

_________________________________

полное наименование организации -

_________________________________

для юридических лиц)

 

Куда ____________________________

(почтовый индекс и адрес

_________________________________

заявителя согласно заявлению

_________________________________

о переводе)

_________________________________

 

УВЕДОМЛЕНИЕ

о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого)

помещения в нежилое (жилое) помещение

 

___________________________________________________________________________

(полное наименование органа местного самоуправления,

__________________________________________________________________________,

осуществляющего перевод помещения)

рассмотрев представленные в соответствии с частью 2 статьи 23 Жилищного

кодекса Российской Федерации документы о переводе помещения общей площадью

__ кв. м, находящегося по адресу:

___________________________________________________________________________

(наименование городского или сельского поселения)

___________________________________________________________________________

(наименование улицы, площади, проспекта, бульвара,

проезда и т.п.)

корпус (владение, строение)

дом ______, _________________________________________________, кв. ______,

(ненужное зачеркнуть)

из жилого (нежилого) в нежилое (жилое)

______________________________________ в целях использования помещения в

(ненужное зачеркнуть)

качестве __________________________________________________________________

(вид использования помещения в соответствии

с заявлением о переводе)

__________________________________________________________________________,

 

РЕШИЛ (__________________________________________________________________):

(наименование акта, дата его принятия и номер)

1. Помещение на основании приложенных к заявлению документов:

жилого (нежилого) в нежилое (жилое)

а) перевести из ___________________________________________________ без

(ненужное зачеркнуть)

предварительных условий;

б) перевести из жилого (нежилого) в нежилое (жилое) при условии

проведения в установленном порядке следующих видов работ:

__________________________________________________________________

(перечень работ по переустройству

___________________________________________________________________________

(перепланировке) помещения

___________________________________________________________________________

или иных необходимых работ по ремонту, реконструкции,

реставрации помещения)

__________________________________________________________________________.

2. Отказать в переводе указанного помещения из жилого (нежилого) в

нежилое (жилое) в связи с

___________________________________________________________________________

(основание(я), установленное частью 1 статьи 24

Жилищного кодекса Российской Федерации)

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________.

 

_________________________ ________________ _____________________

(должность лица, (подпись) (расшифровка подписи)

подписавшего уведомление)

 

" " ____________ 200_ г.

 

М.П.

 

Глава 2. ВОПРОСЫБУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

УСЛУГ РИЕЛТОРСКИХ ФИРМ

 

2.1. Налогообложение и бухгалтерское оформление

договора возмездного оказания услуг

 

Данный вопрос будет разделен нами на отдельные пункты, которые будут выделены в зависимости от вида налога. В настоящей главе мы рассмотрим не только вопросы налогообложения, но и бухгалтерского учета, поскольку обе области правоотношений сильно взаимосвязаны между собой и часто при рассмотрении какого-либо вопроса бухгалтерского учета мы будем затрагивать и сторону его влияния на налогообложение фирмы. Сразу же следует сделать оговорку о том, что бухгалтерский и налоговый учет в рассматриваемый главе во многом применим не только в практике деятельности риелторской фирмы, но и ее клиентов, в то время как некоторые из приведенных примеров и случаев могут вообще никогда не использоваться в практике деятельности вашей риелторской фирмы. Связано это с тем, что сама сфера риелторских услуг довольно широка и потому она имеет разнообразное правовое регулирование. Например, не каждая риелторская фирма может позволить себе действие на рынке услуг в качестве агента по договору агентирования интересов своего клиента или комиссии. В то же время практически каждая риелторская фирма занимается оказанием услуг именно в том смысле, который заложен законодателем в правовое регулирование возмездного оказания услуг.

Начнем с простых правовых форм налогообложения некоторых видов в риелторской деятельности, обратимся к вопросам налогообложения и бухгалтерского учета в тех случаях, когда риелторская фирма оказывает посреднические услуги по договору возмездного оказания услуг.

Следует отметить, что с 2005 г. организации, занимающиеся оказанием услуг, имеют право при исчислении налога на прибыль прямые расходы относить на уменьшение дохода без распределения на остатки незавершенного производства. Однако для предоставления названного права необходимо, чтобы деятельность организации представляла собой непосредственно оказание определенной услуги.

Следует отметить, что налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства (п. 2 ст. 318 НК РФ). Названное положение только дает право, а не закрепляет обязанность указанных налогоплательщиков подобным образом учитывать сумму прямых расходов.

Если же организация не применяет подобный порядок, то она может руководствоваться общими правилами списания прямых расходов, которые закреплены в ст. 318 НК РФ. Так, прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ (ст. 318 НК РФ).

Выбор организации должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения.

Порядок оценки остатков незавершенного производства закрепляется в положениях ст. 319 НК РФ.

Следует помнить, что правом отношения суммы прямых расходов на уменьшение дохода без распределения на остатки незавершенного производства обладают исключительно налогоплательщики, занимающиеся оказанием услуг.

Работы и услуги согласно ст. 38 НК РФ являются объектами налогообложения.

Раньше деление названных понятий не осуществлялось, поскольку необходимости в этом не было. Названные понятия объединялись в некую совокупность, которая в свою очередь противопоставлялась другому объекту налогообложения - товару. Таким образом, если объект не являлся товаром, он признавался работой или услугой.

Однако с внесением в налоговое законодательство ряда изменений возникла прямая необходимость в конкретном определении понятий "работа" и "услуга".

Услуга - это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Определение услуги, приведенное в НК РФ, совпадает с определением, которое дается гражданским законодательством РФ.

Одним из важных признаков услуги в налоговом учете является то, что в соответствии с п. 5 ст. 38 НК РФ результат деятельности реализуется и потребляется в процессе осуществления деятельности.

Именно по этой причине виды деятельности, которые большинством признаются оказанием услуг, в целях налогообложения таковыми являться не будут.

В качестве примера оказания услуг в чистом виде можно привести аудиторскую, консультационную или юридическую деятельность по оказанию услуг потребителям. Эти виды деятельности полностью соответствуют определению, которое содержится в п. 5 ст. 38 НК РФ.

Еще один определяющий признак услуги - отсутствие материального результата деятельности. Это главное различие между работой и услугой. Работа - это деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

В гражданском законодательстве под работой подразумеваются подрядные отношения, которые регламентированы главой 37 ГК РФ.

Следует также обратить внимание на то, что в сфере гражданского права точное разграничение договора подряда и договора возмездного оказания услуг на протяжении длительного периода времени вызывало большое количество дискуссий. Это объясняется тем, что достаточно часто результат оказываемых услуг фиксируется на материальном носителе. Так, к примеру, по результатам проведения оценочной деятельности оценщик обязан составить отчет об оценке объекта.

В качестве другого примера можно привести деятельность по оказанию аудиторских услуг.

Согласно положениям, закрепленным в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г., 2 февраля, 3 ноября 2006 г.), аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение, которое и представляет собой овеществленный результат. Однако этот факт не влияет на квалификацию данной деятельности как услуги. И в данной ситуации можно воспользоваться доводами, приводимыми для подтверждения гражданско-правовой квалификации таких договоров, как договор на оказание услуг. При оказании услуг результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения, составляющих вместе с ним единое целое. Поэтому при оказании услуг продается "не сам результат, а действие к нему" <26>.

--------------------------------

<26> Романец Ю. Договор возмездного оказания услуг // Закон. 1999. N 10.

 

В данной ситуации материальный результат деятельности нельзя отделить непосредственно от самой деятельности, ведь заказчик в данном случае интересуется не аудиторским заключением, а осуществлением проверки его отчетности.

Исходя из этого, аудиторская деятельность с точки зрения положений, закрепленных в ГК РФ, является оказанием услуг.

Некоторые авторы считают, что подобный подход к решению поставленного вопроса можно применять также и в сфере налогового права. Таким образом, аудиторская деятельность будет представлять собой услугу и с точки зрения налогового законодательства.

Отдельные виды деятельности являются определенным комплексом действий, который включает в себя оказание услуг и выполнение работ. Данное положение можно рассмотреть на примере оказания рекламных услуг.

Для начала дадим определение понятию "реклама". Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (с изм. и доп. от 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля 2007 г.) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

На практике достаточно часто исполнитель не только оказывает заказчику услуги по распространению рекламы, но и самостоятельно создает материальный носитель данной рекламы, например рекламный ролик.

При заключении подобного договора необходимо очень точно разграничивать стоимость услуг по распространению рекламы и по изготовлению рекламного ролика.

Таким образом, для того, чтобы воспользоваться положениями, закрепленными в п. 2 ст. 318 НК РФ, налогоплательщик должен тщательным образом проверить, является ли его деятельность услугами в целях налогообложения.

Следует заметить, что существует ряд видов деятельности, которые, безусловно, относятся к услугам с точки зрения налогообложения.

К названным видам деятельности можно отнести:

1) услуги по хранению и перевозке;

2) услуги телефонной связи и автостоянок;

3) экспедиторские услуги;

4) образовательные услуги;

5) туристические услуги, что подтверждается письмом Управления МНС России по г. Москве от 9 января 2003 г. N 24-11/1752 об определении налогооблагаемой базы российского туроператора, осуществляющего реализацию туристических путевок, связанных с поездкой за рубеж, если стоимость тура складывается из стоимости проживания в иностранном отеле, авиабилетов, встречи и проводов в иностранном порту, сопровождения до отеля и обратно, услуг переводчика, страхования, услуг туроператора по продвижению турпродукта по территории РФ;

6) посреднические услуги, что подтверждается положениями письма Управления МНС РФ по г. Москве от 27 февраля 2001 г. N 03-12/8521 о налогообложении прибыли;

7) деятельность арендодателя по предоставлению имущества в аренду, что подтверждается решением Верховного Суда РФ от 24 февраля 1999 г. N ГКПИ98-808, 809;

8) предоставление за плату объектов интеллектуальной собственности, что подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 августа 2005 г. N 2617/05. Экспортные операции, осуществленные продавцом - производителем программного обеспечения по внешнеэкономическим договорам, не образуют объекта обложения НДС, и правила возмещения этого налога к ним не применяются;

9) деятельность заказчика-застройщика по техническому надзору, что подтверждается письмом МНС России от 21 февраля 2003 г. N 03-1-08/638/17-Ж751 "Об обложении НДС средств на содержание служб заказчика-застройщика".

Назовем виды деятельности, которые услугами не являются:

1) деятельность, результатом которой является создание определенного материального объекта;

2) деятельность, направленная на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Услуги риелторских фирм в данном случае можно отнести к посредническим услугам и деятельности арендодателя по предоставлению имущества в аренду.

При возникновении сомнений по поводу отнесения осуществляемой деятельности к услугам следует в общеустановленном порядке распределять прямые расходы на остатки незавершенного производства. В таком случае претензий со стороны налоговых органов можно не опасаться.

Рассмотрим некоторые практические стороны (проблемные вопросы, свойственные не только риелторской, но в принципе и любой другой деятельности) в сфере оказания платных услуг. Речь пойдет о правовом оформлении отношений клиента и риелтора (риелторской фирмы) при оказании клиентам - физическим лицам разовых услуг.

От того, насколько правильно описаны в договоре возмездного оказания услуг действия исполнителя, зависят и возможность оценки его работы, и расчет причитающегося ему вознаграждения. Поэтому нередко все правовые споры и финансовые конфликты между клиентом и риелторской фирмой возникают именно из-за недостаточного урегулирования отношений. Если обратиться к гражданскому законодательству, то можно сразу же увидеть, что ГК РФ очень скупо относится к урегулированию вопросов обязательств, возникающих из оказания услуг. Поэтому заполнить данный промежуток должен договор с клиентом.

Согласно положениям ст. 779 ГК РФ, где закреплено определение договора возмездного оказания услуг, услуги, которые исполнитель (риелторская фирма) обязуется выполнять по договору с заказчиком (клиентом), могут заключаться в осуществлении определенной деятельности или в выполнении определенных действий.

Однако следует помнить, что исполнитель всегда реализует определенную деятельность или действия, а не их конечный результат. Именно поэтому предметом договора возмездного оказания услуг является непосредственно сама услуга, в то время как процесс ее оказания подробным образом прописывается в положениях договора.

От правильности описания действий исполнителя в договоре зависят возможность оценки произведенной им работы, а также расчет вознаграждения.

Например, в договоре на оказание такой риелторской услуги, как приватизация и последующая продажа квартиры, необходимо указать характеристики самой квартиры, цену, за которую (в пределах которой) клиент согласен ее продавать, количество лиц, которые будут участвовать в приватизации, кто будет собирать полностью все справки, а также оговорить транспортные и прочие расходы риелтора (куда они входят: в стоимость оказанной услуги или отдельно). Если описания деятельности исполнителя не будет в договоре оказания услуг, суд может счесть его незаключенным (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 января 2004 г. N КГ-А40/10693-03-П. Отказывая в иске о взыскании задолженности по договору о сотрудничестве, Суд пришел к выводу, что договор является незаключенным, поскольку сторонами не согласованы существенные условия договора (извлечение)) <27>.

--------------------------------

<27> Бортникова С.А. "Услужливый" договор требует конкретики // Учет. Налоги. Право. 2004. N 22.

 

Размер вознаграждения исполнителя в договоре нужно ставить в зависимость от фактического выполнения исполнителем тех или иных действий. Но все же и результат не совсем безразличен заказчику. Правда, в данном случае он приобретает значение цели, к которой должна привести деятельность, т.е. работа исполнителя должна оцениваться исходя из того, достиг он поставленной заказчиком цели или нет. Поэтому цель тоже полезно указывать в договоре (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 февраля 2002 г. N 685/01. Рассматривая иск о взыскании с заказчика задолженности за оказанные ему аудиторские услуги, необходимо выяснить, были ли они оказаны исполнителем в срок и в надлежащем объеме; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 февраля 2004 г. N КГ-А41/742-04. Отказывая в иске о взыскании задолженности по договору возмездного оказания услуг, Суд исходил из того, что осуществление комплекса юридических услуг было направлено на достижение конкретного результата и оплата указанных услуг была поставлена в зависимость от его достижения, однако указанный результат не был достигнут (извлечение)) <28>.

--------------------------------

<28> Там же.

 

Например, рассмотрим такую ситуацию. Для клиента необходимо, чтобы риелтор предложил ему наиболее максимально выгодный вариант покупки квартиры в определенном районе города. Предлагаемая клиенту квартира должна соответствовать определенным требованиям, которые оговаривает клиент. Клиент должен платить риелтору сумму вознаграждения лишь в том случае, если риелтор найдет квартиру, подходящую для клиента по его требованиям. Но может получиться и так, что риелтор не сможет найти такое подходящее жилое помещение для клиента (особенно если клиент предъявляет какие-то заоблачные требования), как в таком случае будет выплачиваться вознаграждение риелтору и будет ли оно вообще ему выплачиваться? Кроме того, клиент может согласиться и на другой вариант, предложенный риелтором, который изначально не подходил по требованиям клиента, но клиент впоследствии на них согласился. Ведь в таком случае получается, что риелтор выполнил свою работу, но не достиг первоначально определенного результата, в каком порядке в данном случае выплачивать вознаграждение риелтора? Наконец, недобросовестный клиент может вообще отказаться от выплаты вознаграждения риелтора или значительно задерживать его, может ли в данном случае риелтор удерживать у себя результат работ и каким образом?

Ответы на все поставленные вопросы должны содержаться в договоре на оказание риелторских услуг. Договор может указывать на то, что риелтор не получит от клиента никакого вознаграждения в случае, если риелтор не сможет исполнить требования (заказ) клиента, возможно, что в договоре само вознаграждение будет поделено на части. Первая часть вознаграждения (предоплата) выплачивается не позднее определенного периода времени со дня заключения договора (например, не позднее трех дней), остальная часть вознаграждения выплачивается по достижению клиентом и риелтором результата, но не позднее определенного количества дней (тех же трех дней), со дня, когда риелтор уведомил клиента о выполнении работы в соответствии с заказом клиента. Немаловажную роль в данном случае может сыграть акт выполненных работ, который всегда должен составляться при принятии клиентом результата работ риелтора. О проблемных сторонах составления акта на оказание риелторских услуг мы поговорим ниже в рамках данного вопроса.

Во втором случае поставленного вопроса, в случае отступления клиента от первоначальных условий и требований, риелтору следует заключить с ним дополнительное соглашение к первоначальному договору, в таком случае такое дополнительное соглашение будет юридически приравниваться к самому договору и все действия риелтора по исполнению договора станут надлежащим исполнением обязательств. Важно учитывать то, что сколько раз клиент менял предмет своего заказа, столько раз все его изменения и должны оформляться дополнительным соглашением к договору. Кроме того, такое дополнительное соглашение, сам его текст обязательно должны содержать ссылку и реквизиты документа (того основного договора), в который вносятся изменения. В Приложении N 1 к настоящему вопросу мы приводим образец договора на оказание риелторских услуг, а в приложении N 2 (не приводится) предлагается возможный вариант дополнительного соглашения к договору. Такое дополнительное соглашения должно содержать и ссылки на соответствующие пункты основного договора риелтора и клиента на оказание услуг.

О праве удержания у себя результата работ можно говорить не только применительно к риелторской деятельности, но и ко многим другим гражданско-правовым обязательствам. Действительно, как риелтору застраховать себя от недобросовестных действий клиента? Для выяснения данного вопроса обратимся к практической стороне риелторской деятельности. На практике бывает так, что риелтор нашел подходящий для клиента (покупателя) вариант квартиры и ведет его осматривать квартиру. Как правило, прежний хозяин квартиры (тоже клиент данного риелтора, ее фактический продавец) присутствует при осмотре риелтором и клиентом-покупателем квартиры. В процессе осмотра квартиры риелтору не стоит оставлять клиентов между собой наедине хотя бы на минуту, поскольку они могут просто договориться о купле-продаже квартиры без участия риелтора, отказаться от его услуг. Для избежания подобных случаев риелтору следует при заключении договора с клиентом предусмотреть случаи возможного одностороннего отказа клиента от услуг риелтора. При этом риелтор должен иметь право согласно договору в определенных обстоятельствах требовать от клиента полного возмещения убытков, куда и войдет не полученная риелтором прибыль. Проверить факт того, была ли квартира продана клиентом другому клиенту в обход риелтора или нет, очень просто. Для этого достаточно заказать выписку в регистрационной палате по данному адресу. В выписке будут содержаться сведения относительно того, кто и когда (по какой сделке) стал собственником данной квартиры (кто им является в настоящий момент).

Описание деятельности исполнителя - это практически единственное требование, которое ГК РФ предъявляет к содержанию договора возмездного оказания услуг. Остальные условия - срок оказания услуг, их цена, порядок оплаты - остаются на усмотрение сторон. Отсутствие этих условий уже никак не повлияет на действительность договора.

Однако для отдельных видов договоров все же предусмотрены и другие обязательные условия. Например, согласно Закону РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 6 июня 2005 г., 18 июля 2006 г.), в договоре об оказании охранных услуг должны быть указаны содержание поручения, срок, цена. В ст. 10 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" содержатся обязательные требования к договору между оценщиком и заказчиком. На это положение необходимо обращать внимание при заключении договоров в сферах деятельности, регулирующихся специальным (отраслевым) законодательством.

Схожая ситуация возникает при определении условий о качестве услуг. В определенных областях (например, аудиторские, маркетинговые, оценочные услуги) существуют установленные стандарты оказания услуг. При этом исполнитель обязан придерживаться подобного стандарта независимо от того, прописано ли в договоре условие о качестве услуг или нет. В противном случае суд признает данные услуги некачественными. В качестве примера можно привести положения Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 марта 2004 г. N КГ-А41/964-04. Суд отказал в удовлетворении жалобы на действия внешнего управляющего должника, в которой заявитель просил признать его требования в отношении задолженности по договору возмездного оказания услуг, поскольку заявитель не представил доказательств передачи результата работы (аудиторского заключения) должнику; кроме того, подготовленное заявителем аудиторское заключение ни по форме, ни по содержанию не соответствовало правилам (стандартам) аудиторской деятельности (извлечение). Однако если у заказчика есть какие-либо требования или пожелания, которые выходят за рамки отраслевых стандартов, то они обязательно должны оговариваться в договоре. В противном случае они не будут учитываться в случае возникновения спора об оплате работы исполнителя.

В риелторской деятельности отдельного закона, который бы ее регулировал, вообще не существует. Может, это и способствует более свободному гражданскому обороту, однако риелторская деятельность - это та область отношений, где наиболее часто встречаются мошеннические действия как со стороны самих риелторов и фирм, так и со стороны их клиентов, поэтому определенный закон в данной области все же следует принять.

Фирмы, приобретающие услуги риелторов, давно привыкли к тому, что без акта сдачи-приемки их нельзя учесть при расчете налога на прибыль. Именно таким до последних пор было требование налоговиков. Но времена меняются: недавно Минфин РФ в своем письме высказал прямо противоположную точку зрения.

Так исторически сложилось, что легального и точного определения понятия "акт сдачи-приемки", которое так часто используется в российском законодательстве, нет. Также отсутствует и утвержденная унифицированная форма. Существуют только лишь примерные формы оформления акта приема-передачи работ (например, примерная форма акта приема-передачи выполненных работ по договору подряда по монтажу оборудования и примерная форма акта приема-передачи работ по подготовке помещения для монтажа оборудования размещаются в базе справочной правовой системы).

Существуют также рекомендованные к использованию бланки приемки-передачи работ. Они оформляются при осуществлении ремонтных работ или реконструкции основных средств, при выполнении строительно-монтажных работ, а также в том случае, когда между фирмой и клиентом заключается срочный договор.

Однако на бумажном носителе никак не отражаются отношения по оказанию и принятию услуг между компаниями (организациями). Бухгалтеры соответствующих (заинтересованных) организаций решили, что подтверждением факта оказания-принятия услуги между организациями могут служить соответствующий договор, счет об оплате и т.д. Однако подобное решение не было одобрено сотрудниками налоговых органов. Российские налоговики в подтверждение своей точки зрения приводят положения ст. 313 НК РФ, в которой сказано, что подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы. Такими документами являются:

1) в сфере торговли - накладная;

2) в сфере услуг - акт.

Российские сотрудники налоговых органов в дополнение своей точки зрения приводят положения, закрепленные в п. 2 ст. 272 НК РФ. Согласно положениям названной статьи материальные расходы организация принимает на день подписания акта приемки-передачи услуг (работ). А далее наступает цепная реакция: производится аренда помещения, заключается договор комиссии, а следовательно, необходимо представить акт. Если акт отсутствует, значит, и расхода нет, а следовательно, необходимо платить налог на прибыль.

Любители судебных разбирательств на указанное требование сотрудников налоговых органов не обращают особого внимания, утверждая, что необходимость оформления посреднической услуги актом еще нужно доказать. Некоторые идут на компромисс с налоговиками, зато доставляют неприятности продавцу, по поводу и без такового требуя у него акт. Другие организации делают акты самостоятельно, и поставщику услуг остается только закрепить данный акт своей печатью и (или) подписью.

В настоящее время ни для кого не является секретом, что между сотрудниками налоговых органов и Министерством финансов РФ постоянно возникают дискуссии и споры. Еще одним подтверждением существования названной дискуссии является письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 30 апреля 2004 г. N 04-02-05/1/33 "О признании в налоговом учете расходов по гражданско-правовым договорам". В нем четко прописана позиция Министерства финансов РФ. Исходя из текста письма, можно сказать, что заказчик услуг имеет право на включение расходов на оплату в налоговую себестоимость без наличия акта. Минфин РФ заявляет, что акт необходимо оставлять только в том случае, если эта обязанность фирмы закреплена в положениях договора.

Следовательно, можно сказать, что посреднические договоры оформляются актами достаточно редко и требования сотрудников налоговых органов по предъявлению акта сдачи-приемки по каждой услуге неправомерны.

По договору на оказание риелторских услуг одна фирма выполняет для другой какую-то работу, например работу по агентским договорам, поручению. По ее окончании заказчик подписывает акт сдачи-приемки, подтверждая тем самым, что работа закончена.

Так как унифицированной формы акта сдачи-приемки услуги Госкомстат не разработал, этот документ бухгалтер должен составить сам. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г., 3 ноября 2006 г.) этого не запрещает. Главное, чтобы акт содержал все обязательные реквизиты: название, дату, наименование фирмы, количество, сумму и т.д. (п. 2 ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете").

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа;

2) дату составления документа;

3) наименование организации, от имени которой составлен документ;

4) содержание хозяйственной операции;

5) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

6) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

7) личные подписи указанных лиц (п. 2 ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете").

Разработанные фирмой бланки нужно перечислить в ее учетной политике. В приложении к этому документу нужно включить сами эти формы.

Как правильно отмечено в статье "Вопросы оформления акта на выполненные работы, оказанные услуги" И.В. Березкина, опубликованной в журнале "Консультант бухгалтера", N 8, 2004 г., целый ряд заключаемых организацией договоров на выполнение работ и (или) оказание услуг (как в пользу организации, так и самой организацией для нужд сторонних лиц) предусматривает собой необходимость составления двусторонних (в ряде случаев трехсторонних и большего числа сторон) актов приемки выполненных работ (оказанных услуг). Особенно часто это бывает в том случае, когда риелторская фирма оказывает услуги комиссии, агентирования, поручительства. Именно оформление, подписание (утверждение) данных актов свидетельствует о том, что предусмотренные договором работы (услуги) или же их часть выполнены с вытекающими отсюда последствиями.

Кроме того, следует признать, что акты выполненных работ (оказанных услуг) являются наиболее распространенными документами, что само собой уже указывает на значимость материала данной публикации.

Некоторые же отношения сторон согласно заключенным договорам вообще могут быть подтверждены исключительно двусторонними актами (в частности, выполнение работ по договору комиссии, оказание возмездных услуг, агентирования и т.п.).

Правильное оформление указанных актов требуется как законодательством о бухгалтерском учете, так и особенно налоговым законодательством РФ. Если же акты будут оформлены с нарушением предъявляемых к ним требований, то налоговые органы могут предъявить к организации штрафные санкции в связи с непринятием соответствующих расходов в целях налогообложения по налогу на прибыль или же в связи с привлечением организации к установленной законодательством ответственности.

Акты выполненных работ (оказанных услуг) в полной мере относятся к первичным учетным документам, которые могут оформляться на типовых бланках или же на бланках, оформленных с соблюдением требований ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете".

Если используемая организацией форма акта не включена в альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, то она должна содержать обязательные реквизиты, указанные в п. 2 ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете".

Альбомы унифицированных форм первичной учетной документации утверждаются в установленном порядке Госкомстатом РФ. Если организацией используются утвержденные форматы бланков актов, то она должна оформлять их в соответствии с указаниями по оформлению. При этом согласно Постановлению Госкомстата России от 24 марта 1999 г. N 20 "Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации" допускается изменять форматы утвержденных бланков, вводя дополнительные реквизиты (не исключая утвержденных), расширять и сужать графы и строки с учетом значимости показателей, включать дополнительные строки (включая свободные) и вкладные листы для удобства размещения и обработки необходимой информации.

Любые изменения утвержденных в установленном порядке форматов бланков должны быть оговорены в утвержденной организацией учетной политике для целей бухгалтерского учета. Это может быть реализовано, в частности, путем приложения к учетной политике измененных унифицированных форм первичной учетной документации.

Если организация применяет самостоятельно разработанные формы актов (не содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации), то прежде всего она должна разработать для использования типовые формы, имеющие все предусмотренные ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете" реквизиты. Для применения таких форм они должны быть объявлены учетной политикой организации (например, включены в приложения к ней).

В отдельных случаях организация вынуждена отражать в бухгалтерском учете хозяйственные операции, которые подтверждаются актами, оформленными контрагентами. Если такие акты оформлены на бланке, содержащемся в альбомах унифицированной первичной документации, то достаточно сравнить бланк с законодательно утвержденным на предмет наличия всех предусмотренных реквизитов. Если же сторонняя организация использует самостоятельно разработанные формы актов, то организацией должна быть обеспечена проверка используемого в расчетах документа на предмет наличия обязательных реквизитов, указанных в ст



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: