История медицинской этики в России.




Первые переводы на русский язык отдельных произведений Гиппократа ("Клятва", "Закон", "Афоризмы") появились в печатном виде лишь в 1840 г. Однако несколькими десятиле­тиями ранее Гиппократа настойчиво пропагандировал на ме­дицинском факультете Московского университета М.Я. Мудрое (1776-1831). М Я. Мудров подчеркивает элементы филантропии в профессиональной деятельности врача, считая, что выбравшему эту профессию должно быть присуще бескорыстие. Соответст­вующее место книги Гиппократа "Наставления" в переводе М.Я. Мудрова звучит так: "...Иногда лечи даром на счет буду­щей благодарности, или, как говорится: не из барыша, была бы слава хороша..." В нескольких местах своего "Слова о способе учить и учиться медицине практической" М.Я.Мудров говорит о вра­чебной тайне: "Хранение тайны и скрытность при болезнях предосудительных; молчание о виденных или слышанных семейных беспорядках... Язык твой, сей малый, но дерзкий уд, обуздай на глаголы неподобные и на словеса лукавствия". Относительно информирования обреченных больных у М.Я. Му­дрова имеются противоречивые рекомендации. В "Слове о бла­гочестии и нравственных качествах гиппократова врача" гово-. рится: "Многое от больного надобно скрывать, всегда входить к нему с веселым, внушительным лицом... но не открывать на стоящего положения болезни и будущего оной- исхода...”. Младшим современником М.Я.Мудрова и Ф.П.Гааза был Н.И.Пирогов (1811-1881). Вскоре после окончания Московского университета, а именно в 1836 г.. Перед входом в старинные анатомические театры еще и сегодня можно прочитать афоризм "Здесь мертвые учат жи­вых". Отношение Н.И.Пирогова к врачебным ошибкам побуж­дает нас углубить смысл этой сентенции в нравственно-этичес­ком плане. Да, врачебные ошибки - это зло.

 

Медицинская этика в Советском Союзе.

Меры новой власти вызвали резкую критику со стороны врачей, входивших в Пироговское общество, которые считали, что введение советской властью бесплатного здравоохранения лишит врачей независимости и инициативности, завоеванных ими в ходе земских реформ. Врач мыслился как представитель враждебного, буржуазного класса, которого приходится тер­петь как специалиста, но которому дозволяется работать лишь под строгим контролем со стороны пролетариата. На деле, впрочем, этот контроль осуществлялся государственным чи­новником. Между тем революция и гражданская война привели к рез­кому сокращению количества врачей в стране. По некоторым данным, в первые годы после революции из России эмигриро­вало около восьми тысяч врачей. Много врачей умерло от голо­да и болезней. Это заставило власти заняться ускоренной под­готовкой врачей, которая осуществлялась своеобразными ме­тодами. В медицинские институты стали принимать даже тех, кто не получил среднего образования. В 20-е годы острые дискуссии развернулись вокруг про­блемы врачебной тайны. Нарком здравоохранения Н.А. Семаш­ко провозгласил "твердый курс на уничтожение врачебной тай­ны", которая понималась как пережиток буржуазной медици­ны. Обосновывалась эта позиция тем, что единственный смысл сохранения врачебной тайны - уберечь пациента от негативно­го отношения к нему со стороны окружающих; есди же все поймут, что болезнь является не позором, а несчастьем, то вра­чебная тайна станет ненужной. Предполагалось, впрочем, что полная отмена врачебной тайны произойдет тогда, когда дан­ную мысль воспримет все население

 

Методы врачевания.

Для описания различных типов взаимоотношения между медицинскими работниками и пациентами американский фи­лософ Роберт Витч выделил четыре базовые модели: инженер­ную, пасторскую (патерналистскую), коллегиальную и кон­трактную (договорную). С точки зрения Витча, эти модели не­равноценны по своему моральному значению и представляют собой иерархию от наименее морально обоснованной инже­нерной модели к наиболее обоснованной - контрактной. В рамках так называемой "инженерной модели " врач отно­сится к пациенту как к "безличностному механизму". Задача врачевания интерпретируется как исправление "поломки" ме­ханизма, обусловленной действием внешних или внутренних факторов. Смысл врачевания сводится к манипулированию с телом пациента. Врач с помощью определенных физических воздей­ствий стремится вернуть физиологический механизм человека в положение равновесия. Инженерная модель строится на представлении о медицинской деятельности как о сфере прикладного применения объективного научного знания о при­родных механизмах жизнедеятельности человеческого орга­низма. Объективное знание определяет выбор метода лечения, которое осуществляется как техническая процедура. Предпола­гается, что это знание ценностно нейтрально, а поэтому выбор лечебного воздействия не зависит от личностных предпочте­ний и интересов врача. Поскольку пациент не обладает необходимыми научными знаниями о собственном состоянии, то учет его мнения при выборе лечебного мероприятия не только бесполезен, но и мо­жет быть вреден из-за привнесения субъективных оценок. Его личное мнение о собственном благе (здоровье), поскольку оно необъективно и ненаучно, с точки зрения знающего медика-профессионала считается не заслуживающим внимания. В то же время предполагается, что, поскольку врач руко­водствуется сугубо объективными знаниями, на его выбор не оказывают влияния собственные субъективные предпочтения и интересы.

24. Биологические и биографические планы заболевания.

Любое заболевание человека может быть описано как ми­нимум двумя относительно независимыми способами. Во-пер­вых, с медицинской точки зрения оно предстает как очевидный факт биологии - специфическое сочетание биологических пара­метров организма человека. Этот план заболевания является предметом профессионального медицинского изучения. Во-вторых, то же самое заболевание с точки зрения паци­ента выступает как факт его биографии. Причем такой факт, который может иметь множество самых различных значений для данной конкретной личности в конкретных условиях. Заболе­вание может вызывать физические и психические страдания пациента. Заболевание может нарушать жизненные планы, затруднять или отсрочи­вать их реализацию. Оно даже нередко перестраивает отноше­ние к миру и другим людям. Это - личное знание пациента, которым врач не обладает и которое он может получить лишь в результате внимательного и заинтересованного расспроса. Однако этим личностное знание пациента не ограничивается. Любое медицинское вмешательство, которое врач осуществляет на уровне биологической реаль­ности организма, отображается в сложных формах психофизи­ологических и личностных реакций и переживаний пациента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: