Как вести краткую запись о прочитанных книгах




Схема 1. Развитие устной и письменной речи

на уроках литературы на уроках русского языка
-роды и жанры - лексика
- употребление тропов - структура текста
- речь автора и персонажей - интонирование при УР, (пунктуация при ПР)

Схема 2. Виды сочинений на уроках литературы

 


Анализ художественного произведения в связи с ее жанровой спецификой

Анализ эпического произведения

Существуют 3 способа анализа: 1) «вслед за автором»; 2) пообразный; 3) проблемно-тематический

1.Анализ «Вслед за авторм»: Произведение рассматривается в соответствии с сюжетными линиями, от главы к главе или от части к части. Учащиеся вместе с учителем анализируют событие, дают им оценку и делают выводы по прочитанному. Таким способом может быть проанализировано повесть Катаева «сын полка», очерк Паустовского «Мещерская сторона» и др. При этом способе основное внимание уделяется идейно-тематической основе произведения, рассматриваются элементы сюжета, их взаимосвязь, попутно обращается внимание на особенности языка, мастерство писателя. Основной метод при этом – метод творческого чтения.

2. Пообразный анализ: Учащиеся предварительно дома знакомятся с произведениями, на уроке рассматриваются основные образы данного произведения.

Выполняются следующие виды заданий:

а) авторская характеристика героев

б) речевая характеристика героев

в) портрет героя

г) его взаимоотношения с другими персонажами.

Это способ наиболее удобен при изучении небольших повестей и рассказов.

3. Проблемно-тематический анализ: Учащиеся предварительно читают произведение дома, или на уроке под руководством учителя с помощью эвристической беседы выясняется идейное содержание произведения этим способом можно анализировать такие произведения как рассказ Тургенева «Муму», повесть Пушкина «Капитанская дочка», рассказ Чехова «Хамелеон».

Анализ лирического произведения

1. Выразительное чтение произведения

2. Внетекстовые связи произведения (кр. биографические сведения об авторе, история создания данного произведения и др.

Композиция произведения, соответсвтие ее идейному замыслу (в лирическом произведении – сюжет)

3.Анализ изобразительно-выразительных средств, их их обусловленность (тропы, стилистические фигуры, лексика).

4. Идейно-тематическое содержание стихотворения

Образец чтения

1 строка   Я Вас любил: любовь еще, быть может
2 строка   В душе моей угасла не совсем.
3 строка   Но пусть она Вас вовсе не тревожит;
4 строка   Я не хочу печалить вас ничем
5 строка   Я Вас любил безмолвно, безнадежно
6 строка   То радостью, то ревностью томим;
7 строка   Я Вас любил; так искренне, так нежно,
8 строка   Так дай Вам бог любимой быть другим

Ключевые слова в этом стихотворении: 5 слов с корнем «люб» и ряд других слов.

Композиция: определяется движением лирического чувства. В этом стихотворении чувство проходит как бы 3 стадии.

В 1 строке герой признается, что чувство не исчезло.

В 5,6 строках указывается на многосторонность этого чувства.

В 7 строке указывается на грусть от безответной любви и желание счастья любимой.

В этом стихотворении нет эпитета, нет сравнения, есть только метафора: угасла не совсем. Образность достигается сочетанием слов высокой лексики: безмолвно, безнадежно, томим.

Эти слова придают стихотворению характер исповеди.

Стихотворение написано 5 стопным ямбом, однако пиррихий в четких строках ломает этот главный ритм, создает впечатление прерывающегося волнения.

План разбора лирического стихотворения.

I. Дата написания.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое своеобразие.

IV. Идейное содержание:


1. Ведущая тема.

2. Основная мысль.


3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.


4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

5. Преобладание общественных или личных интонаций.


V. Структура стихотворения:

1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:


а) по сходству; б) по контрасту; в) по смежности;

г) по ассоциации; д) по умозаключению.

Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

2. Основные особенности ритмики: а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).

7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

 

Как вести краткую запись о прочитанных книгах

(сюж етная тетрадь)

1. Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение.

2. Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.

3. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие).

4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников).

5. Краткий план содержания книги


Вопросы к экзамену по курсу «Методика преподавания русской литературы» 1.Литература как учебный предмет в современной школе. Цели и задачи ее изучения.

2. Нравственное воспитание учащихся средствами художественной литературы.

3. Эстетическое воспитание учащихся средствами художественной литературы.

4. Характеристика методических взглядов В.Я.Стоюнина, В.А.Острогорского.

5. Труды М.А. Рыбниковой и В.В.Голубкова, их значение для развития методики преподавания литературы.

6. Методика преподавания литературы как научная дисциплина.

7. Актуальные вопросы методики преподавания литературы на современном этапе. Основные положения концепции школьного литературного образования.

8. Характеристика подростка как читателя. Развитие интереса и любви к чтению.

9. Характеристика старшеклассника как читателя. Проблема формирования читательской культуры.

10. Этапы литературного образования в современной школе.

11. Методы и приемы преподавания литературы в средней школе на современном этапе.

12. Основные этапы (ступени, фазы) изучения художественных произведений в школе (примеры).

13. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке литературы. Индивидуальные, групповые формы работы на уроке.

14. Чтение и первичное восприятие литературного произведения. Виды чтения.

15. Проблема путей анализа литературного произведения в методической науке.

16. Основные принципы анализа литературного произведения в средней школе.

17. Приемы анализа литературного произведения в школе.

18. Анализ как необходимый этап школьного изучения литературы.

19. Виды разбора (анализа) литературного произведения в школе (по степени полноты).

20. Стимулирование творческого воображения и познавательной активности школьников в процессе изучения литературы.

21. Изучение эпического произведения в 5-7 классах.

22. Специфика изучения лирического произведения в школе.

23. Своеобразие анализа литературного произведения в зависимости от рода и жанра.

24. Специфика изучения драматических произведений в школе.

25. Сопоставление как прием анализа литературного произведения.

26. Пути анализа литературного произведения по образам (прообразный).

27. Анализ литературного произведения по его проблематике. (Проблемно-тематическое).

28. Анализ литературного произведения по ходу развития действия («вслед за автором»).

29. Виды, содержание, методика проведения вступительных занятий при изучении литературы.

30. Особенности школьного анализа литературного произведения.

31. Взаимосвязь восприятия и анализа литературного произведения. Способы изучения читательского восприятия учащихся.

32. Место, роль, методика выразительного чтения на уроках литературы.

33. Уроки по изучению биографии и творческого пути писателя.

34. Изучение монографической темы в старших классах.

35. Система уроков по эпическому произведению в 10-11 классах.

36. Вариативность изучения художественного произведения в зависимости от уровня литературного развития учащихся и особенностей произведения.

37. Урок по лирическому произведению, его структура и методика проведения.

38. Система уроков по литературной теме в 4-7 классах.

39. Изучение обзорных тем в курсе литературы.

40. Содержание и структура литературных курсов в 4-7 классах.

41. Содержание и структура литературных курсов в 8-11 классах.

42. Типы уроков по литературе. Различные принципы их классификации.

43. Сотрудничество учителя с учащимися на уроке литературы. Дифференциация в обучении литературы.

44. Сочетание методов обучения на одном уроке литературы.

45. Уроки по внеклассному чтению, их содержание, методика преподавания.

46. Вопросы организации внеклассного чтения.

47. Виды школьных сочинений по тематике и жанру, их роль при изучении литературы.

48. Специфика работы по развитию речи учащихся в связи с изучением литературы.

49. Факультативные занятия по литературе, их организация и методика проведения.

50. Внеклассная работа по литературе, ее роль в литературно-эстетическом развитии учащихся.

51. Подготовка учителя к уроку литературы. Моделирование урока.

52. Методика обучения сочинениям на литературные темы.

53. Учет и оценка знаний, умений, навыков учащихся по литературе.

54. Наглядность в преподавании литературы.

55. ТСО и их роль в процессе изучения литературы.

56. Место и функция смежных видов искусства на уроках литературы.

57. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы. Проблемные вопросы и проблемные ситуации при изучении художественного произведения.

58. Система теоретико-литературных понятий в школьной программе, методика их формирования.

59. Виды самостоятельной работы учащихся при изучении литературы.

60. Работа над языком литературного произведения в школе.

61. Требования к умениям учащихся по литературе в современной программе. Методика их формирования.

62. Домашнее задание по литературе. Индивидуальная работа с учащимися.

63. Школьная лекция по литературе. Методика ее проведения.

64. Учитель литературы. Профессиональные требования к нему.

65. Заключительные занятия как завершающий этап изучения художественного произведения и условия их эффективности.

66. Анализ учебной литературы для 4-9 классов (одного учебника по выбору студента).

67. Методика анализа урока литературы.

68. Проблемный путь анализа литературного произведения в школе.

69. Кабинет литературы, его функция в обучении.

70. Межпредметные связи на уроках литературы. Изучение русской литературы во взаимосвязи с белорусской.

71. Литературно-критическое наследие при изучении литературы. Методика работы над литературно-критической статьей.

72. Литературное творчество школьников, методические условия и приемы его развития.

73. Принципы построения, содержание учебников по литературе для 4-9 классов; структура дидактического материала.

74. Семинарские занятия по литературе в средней школе; их содержание, методика преподавания, проведение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: