Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
"Казанский национальный исследовательский технический университет
Им. А. Н. Туполева-КАИ
Набережночелнинский филиал
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
________ С.З.Самаренкина
«___»_____________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины
Иностранный (английский) язык
Направление подготовки 151900.62 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
Профиль подготовки 151900 Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
______________________________________________________________________
(бакалавр, магистр, дипломированный специалист)
Форма обучения заочная
Г. Набережные Челны
Г.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению 151900.62 №16275 от «05» февраля 2012 г. и в соответствии с рабочим учебным планом направления 151900.62, утвержденным ректором КНИТУ-КАИ.
Составитель: старший преподаватель кафедры ГСД Устинова Л.П.
Рабочая программа дисциплины: | Наименование подразделения | Дата | № протокола | подпись |
ОБСУЖДЕНА | (на заседании кафедры ГСД ведущей дисциплину) | 08.09.2013 | 01/13 | (зав. ведущей дисциплину кафедрой) |
ОБСУЖДЕНА | (на заседании кафедры выпускающей кафедры ГСД) | (зав. выпускающей кафедрой) | ||
ОДОБРЕНА | (УМК института ведущей кафедры) | (директор института) | ||
ОДОБРЕНА | (УМК института выпускающей кафедры) | (директор института) | ||
СОГЛАСОВАНА | УМЦ НЧФ КНИТУ-КАИ | _ | директор УМЦ |
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
1.1. Основной целью дисциплины «Иностранный язык» является подготовка бакалавра к общению на иностранном языке; обучение владению устной и письменной речевой деятельностью в монологической и диалогической формах.
1.2. Основными задачами дисциплины являются:
- изучение и использование на практике лексических, грамматических и фонетических единиц в процессе порождения и восприятия иноязычных высказываний;
– формирование умений использовать язык в определенных функциональных целях в зависимости от особенностей социального и профессионального взаимодействия: от ситуации, статуса собеседников и адресата речи и других факторов, относящихся к прагматике речевого общения;
– формирование умений использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с социальными и культурными параметрами взаимодействия в сфере профессиональной коммуникации;
– повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию;
– воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов.
1.3. Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «Иностранный язык» входит в базовую часть блока «Гуманитарные, социальные и экономические дисциплины», что предполагает на выходе формирование общекультурной компетенции владения иностранным языком на уровне, обеспечивающем эффективную деятельность.Каждый предмет в программе вузовского обучения вносит свой специфический вклад в общее образование студента. Развитие междисциплинарных связей реализует принцип инновационного образования принцип гармоничности, системности интеллектуальной деятельности, который заключается в требовании гармоничного сочетания естественнонаучного и гуманитарного образов мышления.
Образовательный аспект предполагает приобретение знаний о культуре и истории страны изучаемого языка, включая литературу, музыку, архитектуру, живопись, и т.д.
Изучение иностранного языка предполагает постоянное общение студента с преподавателем и другими студентами. Поэтому знания, получаемые одновременно при изучении Психологии находят широкое применение на практических занятиях по иностранному языку, в процессе межличностного общения.
Квалификационные требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Результатом изучения курса «Иностранный язык» должно стать достижение коммуникативной компетенции на уровне не ниже разговорного в соответствии с общекультурными компетенциями.
Понятие «коммуникативная компетенция» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студентов (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей). Таким образом, «коммуникативная компетенция» определяется, как способность решать проблемы и самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в процессе учебного, социально-культурного и бытового общения на иностранном языке.
Освоение дисциплины «Иностранный язык» предполагает формирование следующих общекультурных компетенций при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО:
ОК-1 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
ОК-6 – способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
ОК-14 – владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного.
ПК-9 – способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.
В результате освоения компетенций студент должен:
– владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
– логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть общеразговорной лексикой и деловой терминологией на иностранном языке (ОК-6);
– владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного, обладает навыками делового общения на иностранном языке, владеть лингвострановедческой компетенцией, необходимой для адекватного понимания особенностей межкультурной коммуникации и полноценного участия в ней (ОК-14).
– быть способным, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
– иностранный язык в объеме, необходимом для получения профессиональной информации из зарубежных источников и элементарного общения на общем и деловом уровне (ОК-14);
– общую, деловую и лексику иностранного языка в объеме, необходимом для общения, чтения и перевода (со словарем) иноязычных текстов профессиональной направленности (ОК-14);
– основные грамматические структуры литературного и разговорного языка (ОК-14).
Уметь:
– использовать иностранный язык в межличностном общении и деловой коммуникации (ОК-6);
– свободно и адекватно выражать свои мысли при беседе и понимать речь собеседника на иностранном языке (ОК-6);
– вести письменное общение на иностранном языке, составлять деловые письма (ОК-6);
– применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, социально-культурной компетентности (ПК-9).
Владеть:
– навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном, деловом общении на иностранном языке (ОК-1);
Структура дисциплины
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Виды учебной работы | Всего часов | Семестры | ||
Общая трудоемкость дисциплины | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Практические занятия (ПЗ) | ||||
Семинары (С) | ||||
Лабораторные работы (ЛР) | ||||
и (или) другие виды аудиторных занятий | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Курсовой проект (работа) | ||||
Расчетно-графические работы | ||||
Реферат | ||||
и (или) другие виды самостоятельной работы | ||||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | зач | зач | экз |
Содержание дисциплины.
№ | Темы, разделы дисциплины | Количество часов | Компетенции | Σ общее количество компетенций | |||
ОК | ОК | ОК14 | ПК | ||||
Жизнь студента. | * | * | * | 3 | |||
Учеба в университете. | * | * | 2 | ||||
Проблемы современной молодежи: отношение поколений | * | * | * | * | 4 | ||
Страны изучаемого языка | * | * | * | 3 | |||
Социокультурный портрет страны изучаемого языка: - достопримечательности | * | * | 2 | ||||
Социокультурный портрет страны изучаемого языка: - нравы, традиции | * | * | * | * | 4 | ||
Международные молодежные контакты | * | * | * | * | 4 | ||
Роль науки в нашей жизни. Выдающийся ученый | * | * | * | * | 4 | ||
Выдающиеся изобретатели и их изобретения | * | * | * | * | 4 | ||
Инновации в автомобилестроении. Крупнейшие мировые компании- автопроизводители и их продукция | * | * | * | * | 4 | ||
Сборочный конвейер. Экскурсия на предприятие | * | * | * | * | 4 | ||
КАМАЗ: история, современность, продукция | * | * | * | * | 4 | ||
Профессионально-деловая сфера: - моя будущая профессия специфика профессии, отдельные сведения о будущей профессиональной деятельности и элементы профессионально значимой информации Станки, станкостроение, металлообрабатывающий инструмент | * | * | * | * | 2 | ||
Металлы и сплавы. композиционные материалы | * | * | * | * | 4 | ||
Деловая переписка | * | * | * | * | 4 | ||
Итого | 234 | 11 | 16 | 16 | 8 |
4.1. Тематический план.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | ПЗ | СРС | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации |
Жизнь студента. | 1-4 | - составление плана монологического высказывания; - написание автобиографии. | ||||
Учеба в университете. | 4-8 | - конкурс на лучшее эссе об университете; - лексико- грамматические тесты. | ||||
Проблемы современной молодежи: отношение поколений | 9-11 | - фиксация информации; - монологи и диалоги по темам; - сообщение информации. | ||||
Страны изучаемого языка | 11-15 | - презентация по теме «Страна изучаемого языка»; - географическая викторина; - тест. | ||||
Социокультурный портрет страны изучаемого языка: - достопримечательности | 15-18 | - диалоги по теме; - творческая работа; - зачет. | ||||
Социокультурный портрет страны изучаемого языка: - нравы, традиции | 1-3 | - реферирование статьи; - эссе; - тематический глоссарий. | ||||
Международные молодежные контакты | 4-8 | - составление плана монологических высказываний. | ||||
Роль науки в нашей жизни. Выдающийся ученый | 9-12 | - интеллектуальная игра "Знаете ли вы страны изучаемого языка?" | ||||
Выдающиеся изобретатели и их изобретения | 13-15 | - презентация маршрута поездки по стране изучаемого языка; - эссе на тему «Самая интересная поездка в моей жизни»; | ||||
Инновации в автомобилестроении. Крупнейшие мировые компании- автопроизводители и их продукция | 15-18 | - контрольная работа; - монолог по теме; - реферирование статьи; - зачет. | ||||
Сборочный конвейер. Экскурсия на предприятие | 1-3 | - эссе о выдающемся ученом; - контрольная работа. | ||||
КАМАЗ: история, современность, продукция | 4-7 | - составление резюме; - конкурс презентаций по теме «Карьера в моей профессии». | ||||
Профессионально-деловая сфера: - моя будущая профессия специфика профессии, отдельные сведения о будущей профессиональной деятельности и элементы профессионально значимой информации Станки, станкостроение, металлообрабатывающий инструмент | 8-13 | - составление плана текста; - составление тематического глоссария; - презентация по теме. | ||||
Металлы и сплавы. композиционные материалы | 14-16 | - составление тематического глоссария; - сделать сообщение по теме. | ||||
Деловая переписка. | 17-18 | - составление делового письма; - экзамен. |
4.2. Содержание тем.
1. Жизнь студента. (12 час.)
Я и моя семья. Взаимоотношения в семье. Распорядок дня. Ежедневные дела и обязанности, учёба. Досуг и развлечения в семье. Семья и карьера. Активный и пассивный отдых. Занятия и увлечения людей.
Грамматика: глаголы to be и to have в Present Simple. Временные формы Present Simple Active. Порядок слов в предложении, виды вопроса, структура вопроса, предлоги времени, места, направления, степени сравнения прилагательных и наречий. Числительные.
2. Учеба в университете. (12 час.)
Мой университет: КНИТУ им. А.Н.Туполева – КАИ. Структура института. История и традиции моего вуза. Мой факультет. Научная, культурная и спортивная жизнь студентов. Студенческая жизнь в России и за рубежом.
Грамматика: Способы выражения будущего. Времена группы Simple Passive, модальные глаголы и их эквиваленты.
3. Проблемы современной молодежи: отношение поколений (10 час.)
Проблемы современной молодежи (жизненные установки, учеба, досуг, отношения поколений, роль культуры и искусства в молодежной среде).
Грамматика: Времена группы Continuous, усилительная конструкция it is (was) …that (who). Времена группы Perfect.
4. Страны изучаемого языка. (12 час.)
Страны изучаемого языка: Великобритания, США, Канада и др.. Их географическое положение, климат, погода, столицы, население. Известные люди. Образование. Национальная символика.
Грамматика: Пассивный залог.
5. Социокультурный портрет страны изучаемого языка: - достопримечательности. (8 час.)
Достопримечательности Великобритании и США.
Грамматика: Perfect Continuous
6. Социокультурный портрет страны изучаемого языка: - нравы, традиции (12 час.)
Семейные традиции, уклад жизни. Особенности национального мышления.
Грамматика: согласование времен
7. Социокультурный портрет страны изучаемого языка: - обычаи (12 час.)
Национальные обычаи стран изучаемого языка. Праздники.
Грамматика: причастие I, II.
8. Социокультурный портрет страны изучаемого языка: - роль культуры и искусства в молодежной среде (10 час.)
Культура и искусство Великобритании. Известные писатели, художники и музыканты.
Грамматика: конверсия, герундий, герундиальные обороты, предлоги above, on, to, until, throughout, in front of, within, without.
9. Международные молодежные контакты (10 час.)
Виды путешествий: туристическая и деловая поездка. Путешествия на автомобиле, автобусом, поездом, самолетом, по морю, их преимущества и недостатки. Планирование маршрута. Описание путешествия. Международный туризм.
Грамматика: Инфинитив в функции обстоятельства цели и определения.
10. Роль науки в нашей жизни. (10 час.)
Наука в нашей жизни. Участие в международных конференциях и грантах.
Грамматика: Complex Object, Complex Subject.
11. Выдающиеся изобретатели и их изобретения. (8 час.)
Выдающиеся изобретатели мирового уровня. Их биография: рождение, воспитание, школа, становление, карьера, творчество, трудовые успехи. Человек и влияние внешних факторов на его судьбу. Знаменитые люди прошлого и современности.
Грамматика: условные предложения, многозначность слов Conditional I.
12. Профессионально-деловая сфера: - моя будущая профессия специфика профессии, отдельные сведения о будущей профессиональной деятельности и элементы профессионально значимой информации (10 час.)
Профессия – связист. Специфика профессии, отдельные сведения о будущей профессиональной деятельности и элементы профессионально значимой информации. Поиск работы. Написание резюме. Подготовка к интервью. Наем на работу.
Грамматика: Conditional II, Conditional III.
13. Теле-, радио- средства коммуникации (8 час.)
Грамматика: сослагательное наклонение.
14. Многоканальные телекоммуникационные системы (10 час.)
Грамматика: Герундий.
15. Электронные средства коммуникации (10 час.)
Грамматика: Герундальные обороты.
16. Деловая переписка. (8 час.)
Печатное оформление письма Виды деловых писем. (уведомления, приглашения, просьбы, жалобы). Структура делового письма. Составление аннотации к статьям, плана, тезисов сообщения. Выражение собственного мнения по поводу полученной информации.
Основные сокращения, используемые в деловой корреспонденции. Различия между английским и американским вариантами английского языка.