Ознакомление с научной литературой




Знание научной литературы по теме исследования является непременным условием создания качественной ВКР. Студент может использовать научную литературу разных жанров и видов. Мы кратко перечислим основные из них:

Монография: научный труд в виде книги, посвященный углубленному изучению одной или нескольких тесно связанных между собой тем. В монографии обобщается и анализируется литература по исследуемым темам, выдвигаются, как правило, новые гипотезы и решения, описывается новый материал, предлагаются новые способы его анализа. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями и прочими справочными данными. Все это делает ее ценным источником научной информации. Изучение монографий по теме ВКР является важнейшим этапом при ознакомлении с научной литературой.

Статья: законченное научное исследование, опубликованное в научном журнале или сборнике научных работ и излагающее результаты научных изысканий по сравнительно узкой теме. Студент должен быть знаком с важнейшими научными статьями по теме исследования. Статьи публикуются в научных журналах. Наиболее престижными являются рецензируемые журналы (т.е. журналы, в которых присылаемые статьи перед публикацией представляются на рецензирование независимым специалистам, обычно не входящим в состав редакции журнала и ведущим исследования в областях, близких тематике рецензируемой статьи).

Препринт: научное издание (обычно небольшого объема), посвященное какой-либо теме, выпускаемое в свет до публикации статьи в рецензируемом научном журнале или до выхода полноценной монографии. Как правило, препринты не рецензируются перед выходом в свет, поэтому они могут содержать ошибки и поэтому зачастую не учитываются в отчётах в качестве публикаций. Использование в ВКР препринтов обычно не допускается в силу их принципиальной нерецензируемости, однако в ряде случаев оно может быть оправдано (например, препринт содержит новейшие данные, или студент использует препринт для построения контраргументации, критики).

Доклад: вид научной работы, излагающей содержание выступления, сделанного ученым на научной конференции, симпозиуме, съезде, совещании. В зависимости от степени полноты представления текста доклада при публикации выделяют собственно текст доклада, публикуемый в виде статьи в сборнике материалов конференции, и тезисы доклада – краткое, сжатое изложение содержания доклада. Знакомство с текстами научных докладов по теме является факультативным требованием.

Диссертация: квалификационная научная работа на присуждение академической или ученой степени и квалификации магистра, подлежащая публичной защите. В России защищаются магистерские, кандидатские и докторские диссертации. В большинстве западных государств существуют лишь магистерские (M.A.) и докторские (PhD) диссертации, в ряде стран для получения должности профессора помимо докторской степени требует габилитация, при этом в ряде случаев необходимо защитить отдельную квалификационную работу (габилитационную диссертацию). Знакомство с диссертациями является важным компонентом ознакомления с научными работами по теме. При этом важно иметь в виду, что помимо собственно текста диссертации, в России и ряде стран СНГ принято перед защитой диссертации публиковать ее краткое изложение – автореферат. Авторефераты всех защищаемых диссертаций публикуются на сайтах тех учебных и научных учреждениях, в которых они защищаются, а также на сайте Высшей аттестационной комиссии РФ (vak.ed.gov.ru). Полные тексты диссертаций доступны в виртуальных читальных залах Российской государственной библиотеки (в Екатеринбурге этот доступ открыт в библиотеке им. В.Г. Белинского).

Справочная литература: словари, энциклопедии, справочники как общего, так и специального характера, содержащие информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др. В лингвистическом исследовании справочная литература как ценным инструментом. Однако следует помнить, что необходимо использовать надежные, авторитетные издания, широко используемые в научных исследованиях по данной тематике. Начинающему исследователю необходимо также использовать словари лингвистических терминов. Наиболее авторитетными справочниками такого рода являются: Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. М., 1990; Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966; Русский язык: энциклопедия /Под ред. Ю. Н. Караулова. М., 1998; Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976. Не допускается использование сомнительных словарей, справочников, энциклопедий, в особенности энциклопедий с возможность открытой редакции статей (типа Википедии).

Рефераты и обзоры: вид научной работы, представляющий собой краткое изложение научной работы или совокупности научных работ по определенной теме. Студент может активно пользоваться реферативными обзорами и реферативными журналами, издающимися ВИНИТИ РАН и ИНИОН РАН, авторефератами диссертаций, обзорами научных работ, публикуемыми научными журналами. Следует иметь в виду, что такой вид работ принципиально отличается от «рефератов», широко представленных в сети Интернет, которыми пользуются недобросовестные студенты и школьники. Необходимо понимать, что такие «рефераты» содержат большое количество ошибок в оформлении справочного аппарата (ссылки на литературу), нередко опираются на непроверенные данные, неавторитетные, сомнительные источники, из-за чего использование таких материалов может привести к ошибкам и искажениям в тексте ВКР. Также недопустимы текстуальные заимствования из чужих рефератов в реферативной части собственной ВКР – необходимо помнить, что ВКР является самостоятельной научной работой.

Рецензия: вид научной работы, информирующий о новом научном произведении, содержащий его краткий анализ и оценку. Знакомство с рецензиями помогает составить более полное представление о прочитанной монографии или используемом словаре, в ряде случаев рецензия позволяет составить представление о содержании недоступной для ознакомления работы.

При знакомстве с научной литературой следует делать выписки отдельных мыслей, тезисов, положений и наблюдений ученых, сопровождая их самостоятельным комментарием методологического или полемического свойства. В тех случаях, когда выписывается точная цитата, это необходимо помечать, чтобы корректно оформить ее затем в тексте ВКР.

Обычно количество научных работ, с которыми приходится знакомиться во время исследования, превышает то, которое будет отражено затем в тексте ВКР: не все прочитанные работы окажутся полезными и стоящими. Однако это не значит, что круг изучаемой литературы должен искусственно ограничиваться. Задача студента на этом этапе заключается в том, что познакомиться с максимально возможным числом работ, чтобы иметь наиболее полное представление о состоянии интересующего его вопроса в науке.

NB! Выпускник направления «Лингвистика», помимо работ на русском языке, должен в обязательном порядке знакомиться с исследованиями на иностранных языках: во-первых, способность читать научную литературу на изучаем языке, реферировать и аннотировать ее является одной из ведущих профессиональных компетенций бакалавра лингвистики, во-вторых, это знакомство способно существенно расширить представления студента о той научной области, в которой он работает.

 

2.3. Сбор материала

Материалом ВКР является непосредственный объект исследования: лексические единицы, тексты, грамматические контексты, аудиозаписи живой речи и проч. В зависимости от характера материала различаются способы его отбора и систематизации.

Например, при отборе лексических единиц полезно веси картотеку (лучше – в электронном виде), паспортизируя каждую лексему – т.е. указывая весь объем необходимой для исследования информации, а также источник, из которого эта единица была извлечена. Здесь же можно давать предварительный анализ материала, делать комментарии, предварительные наблюдения. Так же может строиться работа с текстом, когда материалом анализа являются фрагменты текста – контексты (например, контексты, содержащие какую-либо метафорическую модель, стилистический прием или лексическую единицу). Паспортизируя контексты, также необходимо указывать источник каждой цитаты вплоть до страницы.

Отбирая материал, необходимо помнить о нескольких принципах:

1) Материал должен собираться по авторитетным источникам. Например, при работе с классическими художественными текстами следует использовать авторитетные издания (академические собрания сочинений, комментированные издания, прошедшие научную редактуру и проч.). При работе со словарями следует отдавать предпочтение научным, а не популярным словарям.

2) Объем материала дожжен быть достаточным для тех выводов, которые автор намеревается сделать в работе. Количественные параметры материала, которые могут считаться достаточными, индивидуальны. В одних случаях объекты анализа могут измеряться десятками, и это будет достаточно, в других даже сотни собранных единиц не будут достаточны. Все зависит от темы и характера выводов. Необходимо помнить, что если материал собран не в полной мере, выводы должны учитывать эту неполноту.

3) Качество собираемого материала должно позволять применять к нему те исследовательские методы, которые хочет использовать студент и, следовательно, делать интересующие его выводы. Например, контексты должны быть полными. Кроме того, отбирая материал, студент должен гарантировать, что материал отобран полностью (метод сплошной выборки). Очевидные пробелы в анализируемо материале почти всегда являются основанием для упрека со стороны рецензента и часто – для снижения итоговой оценки.

 

2.4. Экспериментально-аналитический этап

После сбора материала он должен быть проанализирован. Поскольку темы работ могут быть самыми разными реальное содержание этого этапа также может быть очень разнообразным. В одних случаях речь идет об анализе и систематизации собранных данных, в других случаях требуется проведение лингвистического или методического эксперимента (порой – не одного), в случае прикладных работ на этом этапе студент создает собственный интеллектуальный продукт – методический комплекс, словарь, электронный корпус и проч.

Важным условием успешности этого этапа является опора на конкретную методологическую базу – систему теоретических идей и вытекающих из них принципов и приемов описания и анализа материала. Методология работы может быть разной в зависимости от темы исследования и его направленности. Здесь необходимо ориентироваться на методологию других исследований по данной теме, которые студент должен был изучить на втором этапе работы над ВКР. Адекватное применение методологии говорит не только о знании студентом реального научного узуса (т.е. того, как сходные проблемы решают другие исследователи), но и о его понимании теоретических аспектов разрабатываемой темы. Методология всегда отражает уровень логической и аналитической культуры студента, поэтому методологической стройности работы следует уделять самое пристальное внимание.

NB! В ряде случаев выпускнику-лингвисту приходится использовать методы смежных наук: социологии, психологии, семиотики, теории информации, логики, информатики и проч. Необходимо ясно отдавать себе отчет в реальной необходимости применения нелингвистической методологии и стремиться к ее адекватному использованию. Непротиворечивое использование научной методологии является важнейшим залогом достоверности выводов, которые делаются в работе.

 

2.5. Оформление работы.

Проведя исследование, студент должен суметь изложить его ход на бумаге, при этом, поскольку к квалификационным работам предъявляются определенные чисто формальные требования, окончательный текст должен соответствовать этим требованиям.

 

Оформление ВКР



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: