Роль и место МТП в системе международного публичного и международного частного права




Предмет МПТ

Три группы отношений

ü Международные публичные отношения (складывающиеся между государствами, международными организациями)

ü Международные частноправовые отношения

ü Отношения международно-административного характера

Международные публичные отношения:

  • Вопросы, касающиеся установления международных сообщений
  • Вопросы, касающиеся свободы передвижения иностранных перевозчиков по территории суверенных государств
  • Вопросы, касающиеся использования Мирового океана, международного воздушного пространства, международных рек, проливов и каналов

Цели МТП

o Обслуживание внешнеэкономической деятельности

o Транспортное обеспечение (заключается в удовлетворении граждан в международных перевозках)

Методы правового регулирования МТП

Способы и приемы, используемые международными частноправовыми отношениями, к ним относятся:

l метод юридического равенства сторон;

l диспозитивный метод;

l метод, заключающийся в совокупности конкретных приемов, способов, средств юридического воздействия, направленных на преодоление коллизий разных государств.

Преимущественно в отечественной доктрине международного права 70-80-х годов XX века выдвигалась концепция о согласованной воле государств при создании норм международного публичного права; на сегодняшний день – метод согласительной процедуры между государствами

Функции МТП

l Контрольная

l Обеспечительная

l Охранительная

l Распорядительная

l Гармонизация судебной и арбитражной практики

l Координирующая

l Регулятивная

Роль и место МТП в системе международного публичного и международного частного права

l Под отраслью международного транспортного? права подразумевается целостное образование норм, регулирующих специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли, в данном случае имеется в виду транспортная сфера отношений (регулирование вопросов, связанных с международными морскими, воздушными, железнодорожными, автомобильными перевозками)

l ПОНЯТИЕ МТП

 

Под международном транспортном правом следует подразумевать комплексную сферу регулирования отношений, возникающих по поводу организации и осуществления международных перевозок на автомобильном, железнодорожном, воздушном, речном и морском транспорте, а также в связи с унификацией национальных транспортных законодательств

3. Общая характеристика субъектов МТП – государства, международные организации, физические и юридические лица

 

Физические лица

Физические лица нельзя в полном смысле этого слова причислить к субъектам МТП, так как индивид не имеет правовой возможности участвовать в международных публичных отношениях, поэтому не является субъектом международного публичного права. Однако он имеет множество вторичных прав.

1. Прежде всего вторичность прав физических лиц находит отражение в вопросе о статусе этих физических лиц – вопросы статуса граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и других объектов.

2. Право на свободное передвижение и место жительства

3. Право покидать свою страну и возвращаться в нее

Основная смысловая нагрузка этих положений заключается устранении незаконных запретов и ограничений. Применительно к транспортным отношениям, индивиды могут воспользоваться ими только имея хорошо налаженные транспортные связи, отсутствие искусственных препятствий при пересечении ими гос. Границ

4. К транспортной сфере также относится право на труд. Допускаемые ограничения относятся в основном к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Например в состав летного экипажа российского воздушного судна могут входить только граждане России, иностранным гражданам и лицам без гражданства ограничивается допуск на работу в транспортной сфере.

 

Физические лица как субъекты МТП – прежде всего пассажиры. Кроме того ими также могут быть грузоотправители и грузополучатели при перевозке грузов для личных (бытовых) нужд.

3 категории физических лиц

1. Граждане государства

2. Иностранные граждане

3. Лица без гражданства

У каждого своя правоспособность

Определение российским гражданство дееспособности физического лица-предпринимателя заключается в том, что определение его дееспособности осуществляется по закону того государства, в котором это лицо зарегистрировано, в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Эти положения применяются к иностранцам, участвующим в договоре перевозки в качестве перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя.

 

Юридические лица

Также не являются субъектами международных публичных отношений. В транспортных отношениях действуют как перевозчики и грузовладельцы (грузоотправители и получатели). Однако из-за сложности транспортного процесса(обслуживание транспортных операций, погрузка на другие виды магистрального транспорта, выгрузка в пунктах назначения) в нем участвуют также и другие службы. Среди них можно назвать операторов (грузовых терминалов, погрузчиков, перевозок в смешанном сообщении, транспортных экспедиторов), которые также являются участниками данных отношений могут быть как российскими так и иностранными юридическими лицами.

Критерии образования к качестве юридического лица (правосубъектного лица)

1. Регистрация - принадлежит правопорядку того государства, где было образовано

2. Пребывание – юридическое лицо принадлежит правопорядку того государства, в котором находятся его центральные органы (правление, наблюдательный совет, совет директоров, иные органы)

3. Центр эксплуатации – личным статусом юридического лица является закон страны, в которой он ведет основную деятельность

Транснациональные корпорации – активные игроки на международном рынке.

Центральной фигурой среди юридических лиц в МТП является перевозчик. Он должен иметь лицензию на осуществление международных перевозок (особенность). При лицензировании перевозчик берет на себя определенные обязательства

1. Осуществлять перевозки того вида, на который получена лицензия и обеспечивать их безопасность

2. Обеспечивать условия содержания транспорта в технически исправном состоянии

3. Соблюдать правила технической эксплуатации подвижного состава

4. Контролировать техническое состояние транспортных средств перед началом перевозки и по ее завершении

5. Обеспечивать своевременность обслуживания и ремонта транспортных средств.

Условия для получения международной лицензии перевозки

1. Пригодность транспортных средств к таким перевозкам

2. Профессиональная пригодность руководителя предприятия к лицензируемой деятельности и лиц, управляющих транспортом к международным перевозкам

3. Соответствие технического состояния и параметров (т.е. габаритных размеров, веса) транспортных средств требованиям международных транспортных конвенций и соглашений.

 

Лицензированию также подвергаются

1. Транспортно-экспедиционное обслуживание юридических и физических лиц

2. Ремонт и техническое обслуживание ТС, осуществляемые на коммерческой основе

3. Проведение инструментальной проверки ТС и др

 

Государство

 

Является субъектом правоотношений МТП наравне с межправительственными организациями. Относится к первичным субъектам МП (МПО –к производным)

Обладает основополагающими правами

1. Суверенное равенство

2. Право на независимость

3. Осуществление верховенства на своей территории и др

Обязанности относительно других субъектов права

1. Уважение суверенитета других государств

2. Развитие международного экономического сотрудничества

3. Защита прав человека

4. Охрана окружающей среды и др

Свободны в вопросе выбора форм и средств развития экономического сотрудничества с учетом интересов национальной экономики. Также в их арсенале имеется такие средства как - национализация, использование государственного планирования, различные виды государственной монополии (транспорт является одной из них).

Может оставлять за собой право обслуживать ту или иную сферу экономической связи (например осуществление грузовых перевозок исключительно национальными перевозчиками).

 

4 Понятие МТП и его система

Международное траспортное право – это система международно – правовых принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе использования различных видов транспорта в сфере международного экономического сотрудничества. Источник международного транспортного права – международные транспортные договоры

Система МТП

Общая и частная части МТП

Общая часть МТП

- структурный элемент, содержащий систему норм, имеющих значение для всех или значительной части норм МТП. К ним относятся те нормы, которые определяют предмет МТП, характер регулирования присущих ему правоотношений, основания их возникновения, субъектный состав МТП, его объекты. Это также нормы, закрепляющие основные принципы и функции МТП

Особенная часть

-эти нормы не имеют столь широкого спектра действия и регулируют вопросы частного характера, главным образом перевозки различными видами транспорта.

Помимо этого систему МТП представляют подотрасли, институты и подинститууты

Подотрасли МТП

1. Межгосударственная деятельность по выработке и соблюдению принципов и правил использования территорий, вводной и воздушной среды для осуществления международных перевозок.. Нормы данной подотрасли права регулируют вопросы использования территорий государств, их воздушного пространства, внутренних вод и портов, территориальных морей, а также открытого моря, международных проливов и др. В ее сферу входит установление транснациональных транспортных артерий, их правового режима и порядка использования+ участия государств в международных организациях.

2. Международные транспортные договорные обязательства, регулирующие договорные основы организации и осуществления международных перевозок. Охватывают договорные условия организации перевозок и доставки с пересечением государственной границы чего бы то ни было.

3. Деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению безопасности международных перевозок, соблюдению правил пересечения границ.

Институты МТП

1. Институты договорных перевозочных обязательств

2. Институты ответственности в связи с организацией и осуществлением международных перевозок

3. Институты претензионно-искового порядка разрешения споров сторонами транспортных договоров и т.д.

4. Институт договорных обязательств по оказанию транспортно-экспедиционных услуг

Подинституты - содержат системы норм меньших масштабов по сравнению с системами норм институтов, в состав которых они входят.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: