ВЕЛИКИЕ МАГИСТРЫ ПРИОРАТА СИОНА




 

Куратор Лувра Жак Соньср, убитый в самом начале романа, оставляет тайное послание своей внучке Софи Невё, которая должна его разгадать. Расследуя с помощью Роберта Лэнгдона обстоятельства смерти деда, она узнает, что Жак Соньер якобы являлся великим магистром Приората Сиона. Документы Приората, именуемые «Тайными досье», перечисляют своих великих магистров, в числе которых в соответствующие годы были:

Жан (Иоанн) де Жизор (1118‑1220)

Мари де Сен‑Клер (1220‑1266)

Гийом (Вильгельм) де Жизор (1266—1307)

Эдуар де Бар (1307—1336)

Жанна де Бар (1336‑1351)

Жан де Сен‑Клер (1351‑1366)

Бланш д'Эвре (1366—1398)

Никола Фламель (1398—1418)

Рене Анжуйский (1418‑1480)

Иоланда де Бар (1480‑1483)

Сандро Боттичелли (1483—1510)

Леонардо да Винчи (1510—1519)

Коннетабль Бурбонский (1519—1527)

Фердинанд де Гонзаг (1527—1575)

Луи де Невер (1575‑1595)

Роберт Флудд (1595‑1637)

Иоанн Валентин Андреа (1637—1654)

Роберт Бойль (1654—1691)

Исаак Ньютон (1691‑1727)

Чарльз Рэдклиф (1727—1746)

Карл Лотарингский (1746—1780)

Максимилиан Лотарингский (1780—1801)

Шарль Нодье (1801‑1844)

Виктор Гюго (1844‑1885)

Клод Дебюсси (1885‑1918)

Жан Кокто (1918‑1963)

См. также: «Тайные досье», Роберт Лэнгдон, Софи Невё, Исаак Ньютон, Приорат Сиона, Жак Соньер.

 

ЕРЕТИКИ

 

Одна из сюжетных завязок «Кода да Винчи» состоит в том, что, по мнению автора, потомки Иисуса Христа дожили до наших дней. Та же самая идея выдвигается и в таких книгах, как «Святая кровь, Священный Грааль», «Открытие тамплиеров». Сама идея вполне может рассматриваться в свете традиционного христианского вероучения как современная ересь.

О еретиках — а они составляют одну из тем романа «Код да Винчи» — Софи Невё рассказывают как о тех, кто отказывается видеть в Иисусе Христе божество, рассматривая его как обычного, смертного человека. А ведь именно божественное его происхождение было признано в качестве догмы участниками Никейского собора.

Согласно догматам христианства, еретик — это тот, кто придерживается взглядов, противоречащих ортодоксии, или базовым ценностям и доктринам, церкви. Ересь отличается от апостазии — вероотступничества, равно как и от схизмы, раскола церкви или отхода от нее. Она всегда вызывала споры не о главенстве и церковной дисциплине, но о том, что считать истинной верой.

Еретики не отрицают принадлежности к церкви, однако признают свое неприятие господствующей церковной доктрины. Ересью считалось учение, которого придерживались ариане, последователи александрийского священника Ария. Они отвергали божественное происхождение и божественную сущность Иисуса Христа, веря в то, что он являл собой «превосходнейшее творение» Бога‑Отца. В раннюю христианскую эпоху арианство представляло серьезную угрозу ортодоксальной христианской церкви.

Еретиков обычно отлучали от церкви — чаще отдельных людей, но иногда и небольшие группы. Позднее, в эпоху Средневековья, церковь даже вела против них настоящие войны, самая известная из которых — крестовый поход против катаров (1208 год), религиозной секты, распространенной на юге Франции. В Средние века особо сурово расправлялась с еретиками инквизиция, подвергая их жестоким пыткам и осуждая на казнь.

См. также: Альбигойский крестовый поход, Катары, Ни‑кейский собор, «Святая кровь, Священный Грааль», Софи Невё.

 

ИЕРОГАМИЯ

 

Иерогамия — религиозный ритуал сексуального характера, свидетелем которого в детстве оказалась Софи Невё. Она с ужасом поняла, что в нем принимал участие и ее дед, Жак Соньер. Потрясенная увиденным, Софи на десять лет прервала общение с ним.

Название «иерогамия» образовано от двух греческих слов, обозначающих «священный брак». Уходя корнями в далекое прошлое, в древние культы плодородия, ритуал иерогамии в ходе веков превратился в высокодуховную дисциплину, способствующую обретению «гносиса» или прямого познания, божественной истины посредством ритуального сексуального союза со специально обученной женщиной‑жрицей. Философская суть этого ритуала основана на том, что мужчина — существо фундаментально несовершенное и может постичь божественное откровение, лишь «вступив в брак» с идеей исконного женского начала, объединив духовное и физическое. И в результате в момент оргазма он достигнет состояния, когда изменится его сознание.

Символом этого состояния является андрогин, или гермафродит, — существо с мужскими и женскими половыми признаками, сочетающее в себе бога Гермеса и богиню Афродиту. Более того, считается, что тайные отсылки к средневековым текстам, связанным с алхимией (искусством преобразования одних веществ в другие), фактически имеют отношение к сексуальному ритуалу на высшем уровне. Средневековые еретики разработали свой тайный язык, при помощи которого они обсуждали подобные проблемы, например, то, что роза является символом женских гениталий.

В своей книге «Святая кровь, Священный Грааль» Бейд‑жент, Ли и Линкольн пишут о том, что Приорат Сиона, по всей вероятности, был создан для поклонения культу Марии Магдалины вместо традиционного поклонения Деве Марии. Из этого предположения они развивают теорию о том, что главной задачей Приората было сохранение династии наследников брака Иисуса Христа и Марии Магдалины, которая, по их мнению, была профессиональной жрицей царских кровей.

Маргарет Старберд, изложившая свои взгляды в книге «Женщина с алебастровым сосудом», также упоминаемой на страницах «Кода да Винчи», посвятила около десяти лет исследованиям темы «священного брака», или иеро‑гамии. Внимательно исследовав тексты Библии и систематически проанализировав средневековую еретическую символику, Маргарет Старберд пришла к выводу, что важна не столько возможность появления наследников Иисуса Христа и Марии Магдалины, сколько признание того, что сам Иисус Христос мог отпраздновать таинство святого брака, заключив союз с Марией Магдалиной. Ирония заключается в том, что, если брак в Кане Галилейской действительно был празднованием женитьбы самого Иисуса, это только пошло бы на пользу святости и прочности семейных уз, о чем твердит церковь в наш безумный век.

Искренние попытки создать некую «гностическую» ветвь католицизма, включающую в свою практику сексуальные ритуалы, равно как и попытки реставрировать во Франции монархию способами, весьма похожими на деятельность и догматы Приората Сиона, предпринимало религиозное течение, носившее название «церковь кармелитов» Основано оно было во Франции в начале 1840‑х годов неким Эженом Винтра, который видел в сексе «священное таинство».

Вскоре кармелитов обвинили в сатанизме, а самого Винтра по сфабрикованному обвинению в мошенничестве отправили за решетку. После его освобождения один из священников ордена обвинил Винтра в устройстве сексуальных оргий. В 1948 году папа объявил веру кармелитов богопротивной и еретической и отлучил всех ее сторонников от церкви.

Более очевидную связь с ритуалами иерогамии и Приоратом Сиона можно обнаружить в религиозном движении «Братья Христианской доктрины», основанном в 1838 году тремя священниками, которые были к тому же родными братьями по фамилии Байяр. Братья основали важный религиозный центр на месте бывшего языческого святилища в Сион‑Водемоне, в Лотарингии. В 994 году богиня любви Розмерта, которой поклонялись здесь, была провозглашена Черной Мадонной.

Известна также такая современная организация, как «Братья Сионской Богоматери». «Братья» выбрали своим прообразом реально существовавший рыцарский орден — орден Сионской Богоматери, основанный в далеком 1393 году Ферри I де Водемоном. Сын Ферри, Ферри II, женился на Иоланде де Бар, дочери рыцаря Рене Анжуйского. Оба — и отец, и дочь — упоминаются в «Тайных досье» в списке великих магистров Приората Сиона. Существует предположение, что после этого брака Приорат Сиона и орден Сионской Богоматери слились в одно целое.

Пять столетий спустя католическая версия братьев Байяр, делавших особый акцент на Святом Духе и священной сексуальности, привлекла к себе большое количество неофитов, главным образом из числа аристократии. Новоявленный религиозный орден подвергся гонениям, и в 1852 году «Братьев Христианской доктрины» обвинили, помимо всего прочего, в проведении черной мессы. Все последующие попытки внедрить в католичество священную сексуальность стали осуществляться тайно. Так началось подпольное существование десятка реальных и вымышленных эзотерических сект.

И в наши дни предпринимаются попытки узнать, действительно ли Иисус Христос был женат на Марии Магдалине. Будущее покажет, имел ли такой брак место или же эти попытки навеяны потребностью людей в рамках старейшей патриархальной религии восстановить в правах священное женское начало.

См. также: Черные Мадонны, «Тайные досье», Приорат Сиона.

 

«СВЯТАЯ КРОВЬ, СВЯЩЕННЫЙ ГРААЛЬ»

 

«Святая кровь, Священный Грааль» — международный бестселлер, из которого при написании «Кода да Винчи» Дэн Браун почерпнул немало фактов. Авторы книги — Майкл Бейджент; Ричард Ли и Генри Линкольн. Впервые она была опубликована в 1982 году. Книга считается своего рода библией Приората Сиона, поскольку содержит огромное количество сведений об этой организации.

Хотя современные исследователи Приората Сиона продолжают оспаривать историческую достоверность информации, содержащейся в этой книге, не вызывает возражений то, что «Святая кровь, Священный Грааль» — к худу или к добру — несет исключительную ответственность за обнародование революционных по характеру религиозно‑исторических идей, которые раньше не выносились на общественное рассмотрение. Более того, книга «Святая кровь, Священный Грааль» является единственным серьезным исследованием на английском языке в море сенсационной литературы о Приорате Сиона, поскольку написана теми, кто имел непосредственный доступ к человеку, именовавшему себя великим магистром этого тайного общества.

Несмотря на некоторую противоречивость, книга представляет собой бесценный путеводитель по миру эзотерических и гностических знаний. Разбудив читательский интерес рассказом о загадочных сокровищах церкви Ренн‑ле‑Шато, расположенной на юге Франции, Бейджент, Ли и Линкольн расширяют поиски, включив в книгу романтическое исследование верования катаров — средневековой ереси — и историю ордена тамплиеров. Поскольку в секретных архивах Приората — «Тайных досье» — утверждается, что Приорат Сиона был той неведомой, скрытой силой, инициировавшей создание ордена тамплиеров, то значительная часть книги «Святая кровь, Священный Грааль» рассматривает версию великого магистра Приората Пьера Плантара об истории ордена после раскола с тамплиерами. Авторы предлагают вниманию читателей красочный рассказ о том, как короли и всемирно известные ученые, мыслители и художники, такие как Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Виктор Гюго, Клод Дебюсси и Жан Кокто, в течение последней тысячи лет незаметно и бескровно направляли ход развития человечества.

Тем не менее наиболее увлекательный аспект истории Приората Сиона — это личное общение авторов книги с загадочным великим магистром Приората Пьером План‑таром. Он ведет за собой авторов по страницам неизвестных документов и самым глухим уголкам Франции, чтобы подтвердить подробности — порой совершенно малозначительные или просто бессмысленные. И все это ради того, чтобы исследователи могли понять, чем, собственно, был Приорат Сиона — реальной организацией или же просто изобретательной мистификацией. В конечном итоге Бейджент, Ли и Линкольн вынуждены вести схватку с огромным количеством эзотерических и исторических кодов, а сам поиск превращается в некую многогранную психологическую шахматную игру, что в принципе характерно для всех попыток разгадать секрет Приората Сиона, когда, приступив к расшифровке, исследователи уже не могут остановиться.

В конце книги, пытаясь осмыслить весь этот неподъемный груз зашифрованных тайн и исторической информации, Бейджент, Ли и Линкольн совершают головокружительный квантовый скачок, которому и обязан своим сенсационным успехом их потрясающе противоречивый бестселлер «Святая кровь, Священный Грааль»: авторы заявляют о существовании династии потомков Иисуса Христа и Марии Магдалины.

Семя было брошено в почву Пьером Плантаром во время первой встречи с авторами. Плантар при этом недвусмысленно заявил, что Приорат Сиона стал хранителем сокровища Иерусалимского храма, которое будет возвращено, лишь когда наступит соответствующее время. Однако он подчеркнул, что историческая, денежная и даже политическая ценность этого сокровища не столь важна, поскольку истинное его значение — величайшая «духовная ценность»; оно скрывает в себе некую тайну, откровение, которое способно вызвать грандиозные перемены в жизни западного общества.

Обладая лишь этой незначительной, но будоражащей ум информацией, вкупе со страстью Плантара ко всевозможным генеалогическим таблицам и схемам и якобы с древним происхождением его семейства — Плантар утверждал, что ведет свою родословную от династии Меро‑вингов, — последнюю треть книги «Святая кровь, Священный Грааль» Бейджент, Ли и Линкольн уделяют объяснению этой своей гипотезы. По их мнению, настоящей тайной прерогативой Приората якобы было защитить потомков священной династии, ведущей свое начало от детей Иисуса Христа и Марии Магдалины. Ход их рассуждений настолько основателен и убедителен, что у большинства читателей неизбежно возникает мысль, что все это соответствует истине. Однако Пьер Плантар так и не подтвердил документально гипотезу, выдвинутую авторами в результате проделанной ими масштабной исследовательской работы.

Щекотливость ситуации стала очевидна после выхода в свет следующей книги Бейджента, Ли и Линкольна — «Мессианское наследие», в которой трио авторов продолжает повествование о дальнейшем знакомстве с историей Приората Сиона. Нетрудно предположить, что авторы затаив дыхание ждали реакции самого Плантара на французский перевод их первой книги, которую они преподнесли ему в знак признательности за его комментарии, столь необходимые при работе. Увы, реакция Плантара на их гипотезу о том, что династия Меро‑вингов якобы берет начало от Иисуса Христа, оказалась неопределенной. С одной стороны, он осторожно возразил, что нет надежных свидетельств того, что первые французские короли происходили от потомков Иисуса и Марии Магдалины, но вместе с тем признал, что Меровинги в самом деле ведут свой род от царя Давида. Более того, нельзя было не заметить, что в комментариях Плантара напрочь отсутствуют упоминания имени Марии Магдалины.

Тем не менее, несмотря на явное нежелание Плантара подтвердить активное участие Приората Сиона в распространении гипотезы о потомках Иисуса и Марии Магдалины, исследования Бейджента, Ли и Линкольна, сделанные в последние двадцать лет, представляются столь впечатляющими, что книга «Святая кровь, Священный Грааль» стала источником вдохновения для авторов целого ряда книг. К их числу относится и «Код да Винчи», созданный для исследо‑вания альтернативных историй из нескончаемого потока эзотерических тайн, тайных обществ, религиозно‑рыцарских орденов, неизменно заявляющих о своей принадлежности к династии Иисуса Христа и Марии Магдалины.

Дэн Браун отдает дань книге «Святая кровь, Священный Грааль», подарив своему герою — Ли Тибингу — имя, являющееся анаграммой имен Ричарда Ли и Майкла Бейджента. Сам Тибинг то и дело ссылается на эту книгу. Вот что он говорит, рассказывая Софи Невё о Приорате Сиона: «…в восьмидесятые годы эта книга произвела настоящий фурор. На мой взгляд, авторам не хватило смелости довести свой анализ до логического конца, но мыслили они в правильном направлении. И еше, следует отдать им должное, сумели внедрить идею о царском происхождении Христа в умы широких масс».

Однако опытным исследователям Приората Сиона известно, что «Святая кровь, Священный Грааль» — не единственная книга, сводящая воедино историю Плантара о Приорате с темой священного женского начала и династией Иисуса и Марии Магдалины. За два года до выхода в свет книги «Святая кровь, Священный Грааль» известный астролог Лиз Грин издала роман о Нострадамусе, в котором популярная ныне тема Приората Сиона переплетается с фактами из жизни знаменитого астролога. В ней упомянуты те же самые факты, которые вызвали столь противоречивые толки после выхода в свет в 1982 году книги «Святая кровь, Священный Грааль». Однако стоило копнуть немного глубже, как выяснилось, что Лиз Грин — сестра Ричарда Ли. А еще она какое‑то время была близкой подругой Майкла Бей‑джента. Стоит ли удивляться, что книги так похожи!

Действительно, «случайно» ли авторы книги «Святая кровь, Священный Грааль» высказали в ходе бесед с Пьером Плантаром гипотезу о супружестве Иисуса и Марии Магдалины, или главной их целью было желание шокировать публику? Если имело место последнее, то получили ли Бейджент и Ли давно скрываемую, тайную информацию прежде, чем первые слова легли на первую страницу будущей книги? Если так, то кто кем тогда манипулировал, кто был навигатором и следуем ли мы прежним курсом?

 

СВЯТОЙ ГРААЛЬ

 

Святой Грааль является центральной темой и узловым звеном романа Дэна Брауна.

В различных вариантах старинной легенды Святым Граалем именовалась чаша, в которую была собрана кровь Иисуса Христа, серебряное блюдо, массивный котел, упавший с небес камень, блюдо, рыба, голубка, меч, копье, тайная книга, манна небесная, отрубленная голова, ослепительный белый свет, стол и многое другое.

Стремление не только постичь сущность Грааля, но и найти его владеет умами вот уже более тысячи лет. Оно глубоко укоренилось в сознании современного человека. Грааль изображался в самых разных формах бесчисленное количество раз начиная со Средневековья и вплоть до наших дней. Тайна этой легендарной святыни и сегодня не дает покоя миллионам людей. Что же нам известно о происхождении Святого Грааля?

Наиболее распространенное представление о Граале таково — это чаша В нее Иосиф Аримафейский собрал кровь Иисуса Христа, а потом забрал с собой в Британию Считается, что Иосиф привез Грааль в Гластонбери, на юго‑запад Англии, после чего следы святой чаши теряются и дальнейшая ее судьба неизвестна.

Легенда гласит, что Святой Грааль использовался на Тайной вечере, а также для того, чтобы собрать в него кровь распятого Христа. На тот счет, кто собрал кровь Спасителя, имеется ряд разночтений: одни считают, что это сделал Иосиф Аримафейский, другие — что Нико‑дим, третьи — что Мария Магдалина. Легенда существовала многие века, но достигла пика популярности лишь в Средневековье.

Самые первые рыцарские романы о Святом Граале были написаны в XII и XIII веках. Особенно много их возникло между 1290 и 1240 годами, однако сюжет имел давнюю устную традицию. Вышеуказанные даты совпадают с расцветом в средневековой Европе ордена тамплиеров. Сами романы были написаны главным образом монахами цистерцианского и бенедиктинского орденов. В них часто фигурировали темы, имевшие отношение к тамплиерам.

С давних времен не существовало какого‑то одного романа о Граале или одного лишь типичного сюжета. Большинство романов о святой чаше имеют массу отличий и несогласованностей. Одно из самых первых повествований о Святом Граале принадлежит перу Кретьена де Труа и датируется примерно 1190 годом. Называлось оно «Сказ о Граале» — «Le Conte du Graal». Именно в нем читатель впервые знакомится с рыцарем Персевалсм, архетипиче‑ским героем легенд о Святом Граале. Персеваль впервые видит то, что представлялось ему легендарной чашей, на пиру во дворце Короля‑Рыбака наряду со сломанным мечом и другими необычными предметами и явлениями. Король‑Рыбак — необычная личность, фигурирующая в легендах цикла о Граале и короле Артуре, его загадочный характер остается непонятным до сих пор. Похоже, что Кретьен де Труа оставил эту увлекательную историю незаконченной, и она была частично дописана другими авторами в вариантах, именуемых «Продолжениями». Эти варианты добавляют элементы литературного украшательства и придают яркие краски оригинальному сюжету, вводя в него элементы, ставшие традиционными в поздних произведениях.

Два других повествования о Граале — «Иосиф Арима‑фейский» и «Мерлин» — были написаны примерно в 1200 году Робером де Вороном. В них присутствует новая христианская тенденция, вытеснившая куртуазное служение прекрасной даме. Теперь поиски рыцарями приключений приобрели скорее духовный характер. В начале XIII века в романах Робера де Борона уже прослеживается тесная связь с легендами артуровского цикла, очень популярными в те времена. В них рассказывается о приключениях сэра Гавейна и сэра Галахада. Тогда же был создан и письменный вариант самого известного в англоязычном мире сюжета.

История под названием «Queste», в которой действует сэр Галахад, сын сэра Ланселота, положена в основу блистательного произведения сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура», созданного в XV веке. Этот роман более чем какой‑либо другой повлиял на наше современное восприятие легенд не только о короле Артуре, но и о Святом Граале. Не будет преувеличением сказать, что в свое время книга Мэлори взбудоражила умы современников столь же сильно, как сегодня какой‑нибудь нашумевший бестселлер.

В 1205 году баварский поэт‑миннезингер Вольфрам фон Эшенбах сочинил роман «Парцифаль», в котором рассказывается о рыцарских приключениях, впервые упомянутых у Кретьена де Труа. Отличие в том, что у фон Эшен‑баха Грааль — это камень. Правда, это не какой‑то там обломок скалы, а светящийся камень, который упал с неба. Впервые Грааль описывается не как чаша, а нечто совершенно иное. В романе баварского поэта священный камень, охраняемый рыцарями, носит название Тсмплезин и явно имеет отношение к тамплиерам. Юный Парцифаль отправляется на поиски замка, называемого Горой Спасения. По пути он встречает мудрого старца Треври‑зента, у которого он остается на пятнадцать дней. Оказывается, старик — дядя Парцифаля. Он сообщает, что узнал историю Святого Грааля от некоего мудреца по имени Койт Прованский. По мнению ряда ученых, Койт Прованский — это реальное историческое лицо, Гийо Прованский, что придает сюжетной основе реальный характер. Тревризент утверждает, что Койту о Святом Граале стало известно из книги, изданной в испанском городе Толедо и написанной на странном варварском языке. «Варварский язык», по всей видимости, был арабским, на котором говорили обитавшие в Толедо мавры — выходцы из Северной Африки. Далее Тревризент рассказывает Пар‑цифалю о том, что книгу эту написал человек по имени Флегетанис, чья мать была еврейкой, происходившей из рода царя Соломона. Об отце же известно только то, что он был астрологом.

История Парцифаля, рассказанная фон Эшенбахом, — это история о чистом сердце и суждении. Только чистый сердцем и безгрешный может заполучить Грааль, и только Бог может рассудить, кто достоин этой святыни. Пар‑цифаль возвращается в замок, где находится Грааль, задает Королю‑Рыбаку правильный вопрос и таким образом исцеляет умирающего короля. После этого Парцифаль сам становится королем Грааля, и сюжетный цикл повторяется снова.

Идея о том, что Грааль — некая метафора династии Иисуса Христа и его происхождения, появилась относительно недавно, хотя многие современные авторы, пишущие на эту тему, уверяют нас, что истина сия была известна еще многие века назад горстке посвященных в секрет художников и мудрецов, зашифровавших ее в произведениях искусства и архитектуры. Классическим примером может послужить Приорат Сиона и его великие магистры.

История о первоначальном назначении Святого Грааля — кубка, в который стекала с креста кровь Иисуса, — определенно связывает бесценную кровь Христа с Граалем и также может служить метафорой потомков христианского мессии. Всесторонне связана с ней и существующая в рамках этой теории идея о том, что Иисус Христос до своей смерти предположительно сочетался браком с Марией Магдалиной и та родила ему ребенка. Таким образом якобы прервавшаяся семейная линия Христа продолжила существование до наших дней, и Грааль стал той самой виноградной лозой, посредством которой семейство Христа связано с французской королевской династией Меровингов.

Гипотеза состоит в том, что после распятия Христа Мария Магдалина перебралась вместе с их ребенком во Францию. Породнившись с племенем франков, потомок Иисуса стал предком Меровингов. Эта гипотеза была впервые обнародована Майклом Бейджентом, Генри Линкольном и Ричардом Ли в книге‑бестселлере «Святая кровь, Священный Грааль». Она была опубликована более двадцати лет назад, но ныне вновь переживает популярность благодаря шумному успеху «Кода да Винчи», автор которого почерпнул из нее ряд сведений.

См. также: «Святая кровь, Священный Грааль», Иосиф Аримафейский, Тамплиеры, Мария Магдалина.

 

ИСИДА

 

Герой «Кода да Винчи» Жак Соньер, куратор Лувра, изображен автором как большой знаток культа богини. Пользуясь своим служебным положением, он значительно расширил музейную коллекцию скульптурными изображениями Исиды с младенцем Гором, сидящим у нее на коленях. Из описания дома Тибинга мы также узнаем, что на каминной полке у него стояла фигурка Исиды.

Исида — древнеегипетское божество материнства и плодородия, изображавшееся в образе женщины. Исида — мать бога Гора и тем самым является символической матерью царя, а также женой и сестрой Осириса, бога подземного мира. Ее называли «великой волшебницей», она славилась как искусная врачевательница и покровительница рожениц, способная облегчать роды. Ее высокий божественный статус и роль матери царя подчеркивались специальным иероглифом, обозначавшим ее имя. Его часто изображали на голове богини. В образе богини‑матери в Гелиополе ей придавали черты священной свиноматки, а в Мемфисе — коровы, давшей жизнь священному быку Апису. В иконографии Хатхор (что означает «дом Гора» или «чрево Исиды»), помимо коровьих рогов, имелся также солнечный диск. Символом этой богини является так называемый тайет — «узел Исиды». Он чем‑то напоминает амулет анх, но только лежащий горизонтально, а не стоящий вертикально. Считается, что «тайет» символизирует гигиеническую прокладку, использовавшуюся во время месячных. В заклинании, упоминаемом в «Книге мертвых», говорится, что такие амулеты следует делать из красной яшмы — разновидности кварца.

Происхождение Исиды неясно. Первое упоминание о ней относится к эпохе 4‑й и 5‑й династий (2492—2181 гг. до н.э.) и встречается в «Текстах пирамид» — собрании старейших письменных источников, религиозно‑магических текстах. Тем не менее их явный устный характер и архаичный язык дают все основания предполагать, что они имеют более давнее происхождение и датируются эпохами 2‑й и 3‑й династий (2890—2613 гг. до н.э.).

Исида была дочерью Геба и Нут, а также сестрой Осириса, Сета, Нефтиды и Тота. Согласно древнеегипетской мифологии, Сет, желая стать царем Египта, убил Осириса на берегу Нила. Узнав о смерти брата и супруга, безутешная Исида отправляется на его поиски. Отыскав, она по‑гребла его и, зачав от мертвого мужа, родила сына Гора, который должен был отомстить Сету за смерть отца и по праву занять его место на троне. Затем Исида вместе с сыном является на суд девятки великих богов, требуя для Гора царский престол. Чтобы отговорить родного брата от трона, она принимает облик красивой девушки и ее устами рассказывает Сету о том, что некий чужеземец убил ее мужа и отобрал у нее стада покойного отца, оставив без дома и средств к существованию. Она просит у Сета содействия в возврате отобранной собственности. Сет приходит в негодование от подобной несправедливости.

В конечном счете Исида добивается своей цели: Сет посрамлен остальными богами и осужден. Гор становится владыкой царства живых, а Осирис — царства мертвых. То, что Исида оберегала своего сына в детстве, стало причиной того, что ее почитали покровительницей всех детей. Заклинания, в которых произносилось ее имя, помогали предохранить детей от ожогов, а также укусов скорпионов и змей.

Исида славилась мудростью и хитроумием и считалась «мудрее множества всех других богов». Благодаря этим качествам она смогла узнать тайное имя бога Ра и, более того, получить у него разрешение передать это знание Гору, а следовательно, и самим египетским фараонам. Для древних египтян знание тайного имени бога значило очень многое, потому что это даровало им магическую власть над остальными людьми.

Существует множество мифов, в которых Исида наделяется великой мудростью и способностью врачевания, умением облегчать роды, предохранять от ран. Посвященные ей храмы можно было встретить в Египте повсеместно. Самый известный храм Исиды находился на острове Фила на юге Египта, его строительство датируется греко‑римским периодом (380 г. до н.э. — 30 г. н.э.).

В эпоху Клеопатры культ Исиды стал официальной религией Египта. Популярность Исиды была настолько велика, что ее культ распространился далеко за пределы Египта, по многим землям Римской империи. Ее храмы имелись в таких городах, как тогдашние Афины, Помпеи, Париж и даже Лондон. Римский сенат, опасаясь волнений народных масс, постановил разрушить храмы Исиды и Сераписа (Осириса), однако это так и не было сделано. Несмотря на запрет Юлия Цезаря, народы империи по‑прежнему продолжали поклоняться Исиде.

Вопреки последовавшим позднее преследованиям культ Исиды сохранился, и древнеегипетская богиня в ходе веков обрела еще большую популярность, найдя себе почитателей во всем эллинистическом мире и Римской империи. Феномен этой популярности проистекал из универсального характера Исиды, символизировавшей мать, супругу, врачевательницу, защитницу и спасительницу, Это привело к тому, что ее культ на каком‑то этапе даже стал соперничать с набиравшим силу христианством. В 140 году ношей эры римский автор Апулей в своих «Метаморфозах» описал церемонию посвящения в культ Исиды. Он также описал Исиду как вечную защитницу, употребив термины, сходные с христианскими. Христианская цер— ковь на раннем этапе своего существования очень многое почерпнула из культа Исиды, например, использовав ее образ в виде Мадонны с младенцем, некоторые атрибуты и титулы Девы Марии, прощение грехов через епитимью, крещение водой, искупление и спасение души в священной вечной загробной жизни.

См. также: Культ богини, Лувр, Осирис, Жак Соньер.

 

ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ

 

После того как Софи Невё узнает, что она предположительно является потомком династии, начало которой было положено Иисусом Христом и Марией Магдалиной, ей стало известно еще много сопутствующих фактов. Тибинг — ученый, специализирующийся на теме Святого Грааля, — знакомит ее с гипотезой, согласно которой, после того как Иисус был распят на кресте, Иосиф Аримафейский помог Марии Магдалине бежать во Францию.

Иосиф Аримафейский упоминается в четырех евангелиях как человек, забравший с места казни тело Христа для погребения (Матфей 27:59,70; Марк 15:46; Лука 23:53; Иоанн 19:38—40). Именно благодаря Иосифу тело Иисуса Христа было перенесено в принадлежащую ему гробницу, высеченную в скале, где при помощи фарисейского священника Никодима Иосиф завернул мертвого Спасителя в плащаницу и омыл благовониями.

В евангелиях очень кратко упоминается об Иосифе из Аримафеи, так что о нем мы не знаем практически ничего, кроме того, что он был богат и являлся тайным учеником Иисуса Христа (Иоанн, 19:38). Лука (23:50) добавляет, что Иосиф был членом синедриона — правящего совета, что позволяет предположить, что он был достаточно влиятельным человеком. Оказывается, Иосиф Аримафейский был «человек добрый и правдивый», который не согласился с решением синедриона о казни Иисуса. Согласно Евангелию от Матфея (27:57—60) и от Марка (15:43—45), Иосиф Аримафейский лично просил у Понтия Пилата разрешения забрать мертвое тело Христа. Из этого напрашивается вывод о том, что Иосиф обладал высоким общественным положением, коль сумел добиться встречи с римским прокуратором. Согласно традициям древних евреев, похоронами обычно занимался близкий родственник‑мужчина, и поэтому в свое время возникла версия о том, что Иосиф Аримафейский был братом Иисуса Христа (см. книгу Грэма Филипса «Заговор Марии»), хотя устная традиция Ближнего Востока считает его дядей Девы Марии.

Некоторые неканонические тексты проливают чуть больше света на личность Иосифа. Евангелие от Петра сообщает, что Иосиф Аримафейский был личным другом Понтия Пилата, а в Евангелии от Никодима говорится о том, что после погребения Христа старшины еврейского совета заключили Иосифа в темницу. Пока Иосиф находился там, ему явился воскресший из мертвых Иисус и чудодейственным образом перенес домой, где велел оставаться сорок дней. Еврейские старшины с удивлением узнали об исчезновении Иосифа, несмотря на то что замки и печать на дверях узилища остались нетронутыми. Поняв, что имеют дело с неординарной личностью, они написали Иосифу письмо с извинениями и попросили его о встрече с ними в Иерусалиме. На этой встрече Иосиф подробно рассказал о случившемся и сообщил своим собеседникам, что в то же самое время вместе с Иисусом воскресли из мертвых и другие люди.

Сказание об Иосифе также подтверждает факт пребывания Иосифа Аримафейского в темнице. «Смерть Марии» — евангелие, написанное предположительно самим Иосифом Аримафейским, который после распятия Иисуса на кресте виделся с Девой Марией.

По сравнению с той скудной информацией, которая имеется об Иосифе Аримафейском в канонических евангелиях, он часто упоминается в апокрифических текстах, а позднее — в легендах и рыцарских романах артуровско‑го цикла. В них, в частности, говорится о том, что Иосиф был купцом. Он привозил юного Христа в Британию, а позднее стал распространителем христианского учения на Британских островах. А еще он был хранителем Святого Грааля. То, что столь незначительный персонаж Нового Завета мог быть как‑то связан с Британией, вызывает удивление, однако давние мифологические традиции связывают Иосифа с Корнуоллом и Сомерсетом. В частности, утверждается, что Иосиф брал юного Христа в торговую поездку на Британские острова. В таком случае становится понятно, почему апостол Филипп отправил его туда из страны галлов.

Несмотря на то что, согласно официальной версии, христианство в Британию принес святой Августин в 597 году, из неканонических источников, а также из более поздних летописей явствует, что Иосиф Аримафейский действительно бывал в Британии либо в 37 году, либо в 63‑м. Автор этого повествования заявляет, что Иосиф покинул Иудею вместе с группой беженцев, в число которых входили апостол Филипп, Лазарь, Мария Магдалина, Марта, Мария из Вифании и другие. В Массалии (нынешний. Марсель) Лазарь и Мария Магдалина задержа‑лись, а остальные отправились на север современной Франции, в Галлию. Затем апостол Филипп отправил Иосифа Аримафейского и около десятка других людей (в этом отношении в разных текстах имеются расхождения) проповедниками в Британию. Иосиф морем добрался до Западной страны, король которой, Арвираг, даровал Иосифу и его спутникам земли на Белом острове. Именно здесь новоявленные проповедники построили церковь Ветуста Экклезиа (Vetusta Ecclesia), посвященную Деве Марии. Считается, что она находилась на месте нынешнего Гластонбери (Грэм Филипс придерживается другой точки зрения — полагает, что это остров Англси) и что бенедиктинский монастырь в Гластонбери находится как раз на месте того древнего храма.

Тот, кто интересуется подробностями, может обратиться к книге «Реликвии церкви в Гластонбери», написанной в XII веке Уильямом Малмсберийским, а также к одноименному творению Джона Гластонберийского. Более раннее изложе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: