Тема 8. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА




 

Цена и ценообразование являются важнейшими категориями рыночной экономики.

Цена – это денежное выражение стоимости товара, а ценообразование– это процесс формирования цен, определение их уровней и соотношений.

Цена выполняет различные функции:

· учетную,

· стимулирующую,

· распределительную.

В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства.

Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д.

Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д.

Основные виды цен

· Централизованно-регулируемые цены.

Их устанавливает государство на ресурсы, которые существенно влияют на уровень и динамику цен всей продукции, всех услуг.

Это в первую очередь энергоресурсы.

Устанавливаются на товары и услуги социального назначения, и государство вмешивается в цены продукции предприятий монополистов.

· Договорные.

Закрепляются в документе и при этом оговариваются обязательно:

объем, сроки поставки, качество выпускаемой продукции.

· Вольные цены, которые устанавливаются самостоятельно предприятием.

· Мировые– для определения международной стоимости продукции

Наиболее соответствующими природе рыночных отношений являются свободные цены, однако, полностью перейти только к ним невозможно.

Государство в случае необходимости может вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам.

Закон стоимости проявляется прежде всего в том, что в условиях свободного рынка, конкуренции цены отражают общественно необходимые затраты труда.

Предприятие, учитывая закон стоимости, постоянно ищет пути для снижения затрат и тем самым способствует успеху предпринимательства и развитию общества.

Между ценой и величиной спроса существует обратная связь. Экономисты называют такую связь законом спроса.

Между ценой и количеством предлагаемой продукции существует прямая связь. Эта связь называется законом предложения.

С законами стоимости, спроса и предложения связаны законы рыночного ценообразования.

Механизм их действия следующий:

· цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;

· если под влиянием неценовых факторов (мода, сезонность, качество и т.п.) возрастает спрос при неизменном предложении, то цена возрастает;

· если под влиянием неценовых факторов уменьшается предложение при неизменном спросе, то цена возрастает;

· при неизменном предложении уменьшение спроса ведет к понижению цены;

· при неизменном спросе увеличение предложения ведет к понижению цены.

 

Процесс ценообразования

 

Особенности установления цен в зависимости от типа рынка

 

Таблица 8.1 Особенности установления цен в зависимости от типа рынка

№ п/п Тип рынка Характеристика рынка Характерные особенности установления цен
  Рынок чистой конкуренции Много продавцов стандартной продукции или схожего товарного продукта (сгущенное молоко, сахар и т.д.) Цены,как правило единые, товары реализуются по сложившейся рыночной цене
  Рынок монополистической конкуренции Много продавцов дифференцированной продукции Наличие широкого диапазона цен в условиях рыночного предложения разных вариантов товаров. Цены устанавливаются в зависимости от цели предприятия, издержек, цен на товары конкурентов, выбранного метода ценообразования
  Олигополистический рынок Мало продавцов стандартной продукции Цены могут быть едиными или разными в зависимости от выбранной стратегии предприятия: максимизацииценыпри высоком уровне качества продукции, низкие цены при невысоком качестве продукции, стратегии изъятия, стратегии пульсации
  Чистая монополия Один продавец необходимой продукции, которую никто больше не производит Высока доля государственного вмешательства в ценообразование. Цена может быть ниже себестоимости (если товар важен для большого числа покупателей снизкимидоходами), очень высокой для сокращения потребления или изъятия части высоких доходов. Цена может устанавливаться с расчетом на покрытие издержек или получение высокой прибыли

Процесс первоначального установления цен предусматривает шесть взаимоувязанных этапов:

• Постановка задач ценообразования.

• Определение спроса.

• Оценка издержек.

• Анализ цен и товаров конкурентов.

• Выбор метода ценообразования.

• Установление окончательной цены.

Состав и структура цены

Если рассматривать процесс ценообразования со стороны производителя, то можно заметить, что любая цена включает в себя определенные элементы. При этом, состав этих элементов может меняться.

Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляют собой структуру цены:

Рисунок 8.1.1 Структура цены

 

Отправной точкой при расчете цены является полная себестоимость выпускаемой предприятием продукции, которая включает в себя прямые производственные затраты, общехозяйственные и коммерческие расходы.

Расчетная прибыльпредприятия -это такая величина прибыли, которую предприятие предполагает получить в результате реализации произведенной продукции.

Расчетная прибыль определяется в процентах от полной себестоимости. Перед предприятием всегда стоит вопрос: какую прибыль заложить в структуру цены.

Расчетная прибыль зависит от уровня прибыльности в экономике страны вообще, и в отдельной отрасли в частности.

В российской экономике расчетная прибыль сегодня значительно зависит от сектора экономки и отрасли.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом и выступает в форме надбавки к цене готовой продукции. В связи с этим, НДС непосредственно не затрагивает доходность предприятия, Всю сумму НДС предприятие отдает государству.

Таким образом, НДС – это налог на потребителя, а не на предприятие, которое по существу выступает лишь его сборщиком.

Отпускная цена предприятия в результате расчета, имеет два значения:

1. для минимальной

2. для максимальной расчетной прибыли.

В условиях рыночной экономики полученные значения отпускной цены предприятия необходимо сравнить с уровнем цен на аналогичную продукцию, которая уже задана рынком.

Цены служат средством установления определенных отношений между компанией и покупателями и помогают созданию о ней определенных представлений, что может оказать влияние на ее последующее развитие

Цены определяют рентабельность и прибыльность и, следовательно, жизнеспособность компании, являются существенным элементом, определяющим финансовую стабильность компании и сильнейшим орудием в борьбе с конкурентами.

Основные цели ценовой политики:

Дальнейшее существование организации. У предприятия могут быть избыточные мощности, наблюдается интенсивная конкуренция на рынке, изменились спрос и предпочтения потребителей.

В таких случаях, чтобы продолжить производство, ликвидировать запасы, часто снижают цены. При этом прибыль теряет свое значение. До тех пор, пока покрывает хотя бы переменные и часть постоянных издержек, производство может продолжаться. Вопрос о выживании предприятия рассматривается как краткосрочная цель.

Краткосрочная максимизация прибыли. Многие предприятия хотят установить на свой товар такую цену, которая обеспечила бы максимум прибыли.

Для реализации этой цели необходимо определить предварительный спрос и предварительные издержки по каждой цене (ценовой альтернативе). Затем из этих альтернатив выбирается та, которая принесет в краткосрочной перспективе максимальную прибыль.

Краткосрочная максимизация оборота. Цену, стимулирующую максимизацию оборота, выбирают тогда, когда товар производится корпоративно, в этом случае трудно определить структуру и уровень издержек производства. Считается достаточным определить лишь спрос. Чтобы реализовать данную цель устанавливают для посредников процент комиссионных от объема сбыта. Краткосрочная максимизация оборота может и в долгосрочной перспективе обеспечить максимальную прибыль и долю участия в рынке.

Максимальное увеличение сбыта. Предприятия, которые преследуют эту цель, считают, что увеличение сбыта приведет к снижению издержек единицы продукции и на этой основе – к увеличению прибыли. Учитывая реакцию рынка на уровень цены, такие предприятия устанавливают цены как можно ниже.

Такой подход называют «ценовой политикой наступления на рынок».

«Снятие сливок» с рынка посредством установления высоких цен.Это имеет место, когда предприятие устанавливает на свои товары – новинки максимально высокую цену, значительно выше цены производства, это так называемое «премиальное ценообразование». Отдельные сегменты рынка от применения новой продукции даже при высокой цене получают экономию на издержках, лучше удовлетворяют свои потребности

Лидерство в качестве. Предприятие, которому удается закрепить за собой репутацию лидера в качестве, устанавливает высокую цену на свой товар, чтобы покрыть высокие издержки, связанные с повышением качества, и затраты на проводимые для этих целей НИОКР.

Перечисленные цели ценовой политики могут осуществляться в разное время, при различной цене, между ними может быть различное соотношение, однако все они в совокупности служат общей цели – долгосрочной максимизации прибыли.

Политика цен предприятия является основой для разработки его стратегии ценообразования. Ценовые стратегии являются частью общей стратегии развития предприятия.

Стратегия ценообразования – это набор практических факторов и методов, которых целесообразно придерживаться при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые предприятием.

К числу ценовых стратегий относятся:

• Стратегия высоких цен (применяется тогда, когда организация убеждена, что имеется круг покупателей, которые предъявят спрос на дорогой товар).

• Стратегия средних цен(нейтральное ценообразование).Применима на всех фазах жизненного цикла, кроме упадка и наиболее типична для большинства предприятий, рассматривающих получение прибыли как долгосрочную политику.

• Стратегия низких цен (стратегия ценового прорыва).Стратегия может быть применена на любой фазе жизненного цикла. Особенно эффективна при высокой эластичности спроса по цене. Применятся в следующих случаях:

а) с целью проникновения на рынок, увеличения доли рынка своего товара

б) с целью дозагрузки производственных мощностей;

в) для избегания банкротства.

• Стратегия целевых цен.При данной стратегии как бы не менялись цены, объемы продаж, масса прибыли должна быть постоянной, т.е. прибыль является целевой величиной. Применяется в основном крупными корпорациями.

• Стратегия льготных цен.Ее цель – увеличение объема продаж. Применяется в конце жизненного цикла изделия и проявляется в применении различных скидок.

• Стратегия «связанного» ценообразования.При использовании данной стратегии при установлении цены ориентируются на так называемую цену потребления, равную сумме цены товара и расходов по его эксплуатации.

• Стратегия «следования за лидером».Суть этой стратегии не предполагает установление цены на новые изделия в строгом соответствии с уровнем цен ведущей компании на рынке. Речь идет только о том, чтобы учитывать политику цен лидера в отрасли Или на рынке. Цена на новое изделие может отклоняться от цены компании-лидера, но в определенных пределах, которые определяются качественным и техническим превосходством.

Разработка ценовой политики и стратегии предприятия осуществляется в три этапа:

• сбор исходной информации;

• стратегический анализ;

• формирование стратегии.

Выводы:

2. Цена и ценообразование являются важнейшими

категориями рыночной экономики.Цена– это денежное выражение стоимости товара, а ценообразование– это процесс формирования цен, определение их уровней и соотношений. Цена выполняет различные функции. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляют собой структуру цены

3. Ценовая политика предприятия находится в непосредственной

зависимости от типа рынка (совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии), где оно реализует свою продукцию. Отличия между типами рынка касаются условий выхода на рынок, возможностью влиять на цены и другими показателями.

4. Цели ценовой политики могут осуществляться в разное время, при

различной цене, между ними может быть различное соотношение, однако все они в совокупности служат общей цели – долгосрочной максимизации прибыли.

5. Политика цен предприятия является основой для разработки его

стратегии ценообразования. Ценовые стратегии являются частью общей стратегии развития предприятия. Стратегия ценообразования – это набор практических факторов и методов, которых целесообразно придерживаться при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые предприятием.

Рисунок 7.2 График безубыточности

 

 

Точка безубыточности имеет большее значение в вопросе жизнестокойсти компании и ее платежеспособности.

 

Персонал предприятия – это совокупность физических лиц, состоящих с предприятием как юридическим лицом в соотношениях регулируемых договором найма и входящих в его списочный состав

Численность работников предприятия является важнейшим показателем, характеризующим состояние производственного персонала. Она конкретизируется в виде списочной численности работников, явочной и среднесписочной численности. Списочная численность дается на определенную дату по списку с учетом принятых и выбывших на эту дату работников. Явочная численность показывает количество работников, явившихся на работу на определенную дату. Среднесписочная численность определяется за определенный период.

Для анализа, планирования, учета и управления персоналом на предприятии все работники предприятия классифицируются по ряду признаков. В зависимости от участия в производственном процессе весь персонал делится на две большие категории:

Промышленно-производственный персонал (ППП), к которому принадлежат работники, непосредственно связанные с производством и его обслуживанием, – это работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов, заводоуправления со всеми отделами и службами, а также служб капитального и текущего ремонта оборудования и транспортных средств своего предприятия. Сюда же относятся работники конструкторских, технологических организаций и лабораторий, стоящих на балансе предприятия;

Непромышленный персонал, к которому относятся: работники торговли и общественного питания жилищно-коммунального хозяйства, детских, образовательных, культурных и медицинских учреждений, стоящих на балансе предприятия.

В свою очередь промышленно-производственный персонал в зависимости от выполняемых им функций делится на следующие категории:

Рабочие – работники, непосредственно занятые созданием материальных ценностей и оказанием производственных, транспортных и других услуг.

Рабочие в свою очередь делятся на основных и вспомогательных.

Основные рабочие непосредственно создают товарную (валовую) продукцию и заняты в технологических процессах. Вспомогательные рабочие обслуживают оборудование и рабочие места в производственных цехах или работают во вспомогательных цехах и хозяйствах (см. производственную структуру предприятия);

Специалисты и руководители – это работники, занимающие должности руководителей предприятий, их структурных подразделений, т. е. наделенные полномочиями принимать управленческие решения и организовывать их выполнение (например, директор, менеджеры, главный бухгалтер, главный механик и т. д.), а также специалисты, осуществляющие организацию производственного процесса и руководство им. Специалисты могут заниматься инженерно-техническими и экономическими работами (инженеры, нормировщики, экономисты, бухгалтеры);

Служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, а также учет, контроль, хозяйственное обслуживание и другие операции (кассиры, учетчики, делопроизводители, секретари и т. п.).

Отнесение работников предприятия к той или иной группе регулируется Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

В зависимости от характера трудовой деятельности персонал предприятия подразделяют по профессиям, специальностям и уровню квалификации.

Профессия – вид деятельности, требующий определенных знаний и трудовых навыков, которые приобретаются путем общего или специального образования и практического опыта.

Специальность – вид деятельности в рамках той или иной профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Например, экономист-плановик, экономист-бухгалтер, экономист-финансист, экономист-трудовик в рамках профессии экономиста. Или: слесарь-наладчик, слесарь-монтажник, слесарь-сантехник в рамках рабочей профессии слесаря.

Квалификация определяет уровень знаний и трудовых навыков работника по специальности, который отображается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях

Показатель структуры кадров на предприятии определяется как отношение каждой категории работающих к общей численности работников. Удельный вес той или иной категории устанавливается исходя из особенностей каждой отрасли. Например, в пищевой промышленности, где высока доля работ по приемке сырья, его сортировке, складированию и транспортировке, доля вспомогательных рабочих будет значительно выше, чем в машиностроении. Кроме того, структура кадров может рассматриваться отдельно по каждому подразделению, а также по таким признакам, как пол, возраст, образование, профессия и т. д.

Режим работы на предприятии определяется правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными администрацией по согласованию с выборным профсоюзным органом с учетом специфики работы, мнения трудового коллектива и при соблюдении установленной продолжительности рабочей недели. Внутрисменный режим труда и отдыха включает перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых. Время кратковременных перерывов в отличие от обеденного перерыва является частью рабочего времени и учитывается при нормировании труда, т. е. эти перерывы регламентируются. Недельные режимы труда и отдыха учитывают время работы в течение недели и в выходные дни, годовой режим предусматривает и время отпуска.

Условия труда – это совокупность факторов производственной среды, влияющих на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Они определяются природными, социально-экономическими и организационно-техническими факторами и оказывают существенное влияние на издержки производства и конкурентоспособность предприятия.

Нормирование труда – определение максимально допустимого качества времени для выполнения конкретной работы (операции) в условиях данного производства (минимально допустимого количества продукции, изготовляемой в единицу времени – час, смену).

Нормирование труда позволяет установить необходимые затраты труда на изготовление продукции (выполнение работ). Нормы являются базой для установления потребности в работающих по профессиям, участкам, цехам и в целом по предприятию.

Норма труда является конкретным выражением меры труда во времени. Время на выполнение любой работы делится на время самой работы и время перерывов.

Производительность

 

Основным показателем эффективности использования персонала предприятия является производительность труда, которая показывает результативность процесса труда, эффективность деятельности человека в сфере материального производства.

Это не только один из важнейших показателей эффективности производства, но и показатель, имеющий большое экономическое и социальное значение

Экономическое содержание повышения производительности труда заключается в увеличении выпуска продукции или объема выполняемых работ при одном и том же количестве живого труда или, что то же самое, в уменьшении количества труда, затрачиваемого на единицу продукции.

Производительность труда – это интенсивность труда, измеряемая количеством продукции, произведенной работником за единицу времени, или количеством времени, затраченным на производство единицы продукции.

Показатели производительности труда:

1. Выработка – показатель, определяющий количество продукции, произведенной в единицу времени

Определяется в расчете:

· на одного основного рабочего (кол-во произведенной продукции)численность основных рабочих,

· на одного рабочего (кол-во произведенной продукции/численность основных и вспомогательных рабочих),

· на одного работающего (кол-во произведенной продукции/численность всего промышленно-производственного персонала)

Формула для определение выработки:

 

,

где В – выработка;

Q - количество произведенной продукции в натуральных или стоимостных показателях;

Ч-численность работников.

2. Трудоемкость - показатель, определяющий количество труда, необходимое для выработки единицы продукции

Трудоемкость различают:

· технологическую(определяется путем деления затрат труда основных рабочих на количество произведенной продукции)

· производственную(определяется путем деления затрат труда основных и вспомогательных рабочих на количество произведенной продукции)

· полную(определяется путем деления затрат труда промышленно-производственного персонала на количество произведенной продукции)

Формула для определение трудоемкости:

,

 

гдеЗтр - затраты труда на производство продукции;

Q – объем произведенной продукции.

Факторы повышения производительности труда могут быть представлены несколькими группами:

1) факторы, создающие условия для роста производительности труда:

· уровень развития науки;

· организация общественного производства;

· укрепление трудовой дисциплины;

· повышение профессионально-квалификационного уровня работников предприятия и т. д.;

2) факторы, способствующие росту производительности труда:

· стимулирование работников предприятия;

· улучшение организации труда, производства и управления;

· рациональное распределение и кооперирование труда;

· рациональное построение трудового процесса;

· правильная расстановка оборудования и рабочей силы;

· эффективная организация рабочих мест;

· улучшение нормирования труда;

3) факторы, непосредственно определяющие уровень производительности труда:

· автоматизация и механизация производственного процесса;

· внедрение новых, более совершенных машин и оборудования;

· улучшение качества применяемого сырья;

· сокращение простоев;

· повышение интенсивности труда (до нормальных пределов);

· устранение брака и т. д.

Функции, которые выполняет заработная плата как экономическая категория, можно представить в виде следующей схемы:

 
 

 


Существуют две основные формы оплаты труда:

При повременной форме оплаты труда заработная плата начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время.

При сдельной форме оплаты труда заработная плата начисляется по заранее установленным расценкам за каждую единицу выполненной работы или изготовленной продукции.

 
 

 

 


Рисунок 6.3.2 Схема формы оплаты труда

 

Таблица 6.3.1 Формы и системы оплаты труда

Форма оплаты труда Описание Расчет
Повременная
Простая повременная     предполагает наличие тарифной ставки за отработанную единицу времени и общее количество отработанного времени , где Тс- тарифная сетка tф – фактически отработанное время (дни, часы)  
Повременно-премиальная основана на использовании дополнительных премиальных выплат за конкретные результаты в работе     Премия = Р/100, где Р - размер премии в % к тарифной ставке  
Сдельная
Прямая сдельная основана на использовании нормируемой расценки на производство единицы продукции ,   где Ред – расценка, часть заработной платы, приходящаяся на единицу продукции Вф-объем произведенной продукции  
Сдельно-премиальная основана на простой сдельной с добавлением премий за отдельные результаты в работе  
Сдельно-прогрессивная предполагает, что в пределах установленнойнормы действуют твердые расценки. При изготовлении сверхнормативной продукции расценки повышаются   , гдеРо – основная расценка Рп – повышенная расценка Вф – фактический выпуск Вн – выпуск в пределах нормы к – повышающий коэффициент  

 

Аккордная оплата труда – разновидность сдельной оплаты труда, предусматривающая установление определенного объема работ по общей величине фонда заработной платы за эту работу. Средства, предусмотренные на оплату труда, выплачиваются после завершения всего комплекса работ независимо от сроков их выполнения, т. е. расценка устанавливается на весь объем подлежащих выполнению работ с указанием срока их выполнения; за выполнение работы в срок выплачивается премия. Применяется чаще при разовых договорных работах.

Косвенно-сдельная заработная плата (Зк.сд.) – заработная плата, которая ставится в прямую зависимость от результатов труда обслуживаемых рабочих-сдельщиков. Эта система используется для оплаты труда основных и вспомогательных рабочих.

В условиях рынка принципиально меняются подходы к оплате труда, оплачиваются не затраты, а результаты труда, прибыль становится высшим критерием оценки количества и качества труда. Поэтому здесь нет строгой регламентации в оплате труда, каждый предприниматель может применять различные варианты оплаты труда, которые соответствуют целям предприятия.

С точки зрения предприятия главный недостаток повременной оплаты в том, что она не стимулирует повышения выработки рабочих. При этом предприятие имеет относительную экономию на заработной плате при увеличении производства продукции

Для предприятия применение сдельной системы оплаты труда дает возможность стимулировать при необходимости выработку рабочих, а основным недостатком является возможное снижение качества при росте выработки.

Говоря об организации оплаты труда, необходимо отметить, что в Российской Федерации государство регулирует минимальный размер оплаты руда. Статья 133 Трудового Кодекса РФ устанавливает, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается на всей территории РФ одновременно и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: